Земляные работы без разрешения ответственность

1. Цель комментируемой статьи — способствовать бережному отношению всех граждан, должностных лиц и юридических лиц ко всем объектам культурного наследия народов России.

2. В качестве условия применения административной ответственности за проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах его охраны комментируемая статья предусматривает отсутствие разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, когда такое разрешение обязательно в связи с необходимостью обеспечить охрану объектов культурного наследия — памятников истории и культуры или ансамблей, которые могут пострадать при проведении названных работ.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм.

и доп.) предусмотрено, что проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах его охраны подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия в установленном данным Законом порядке. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территории, а также землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются:

в отношении объектов культурного наследия федерального значения — по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия — в соответствии с законами субъектов РФ (п. п. 1, 2, 4 ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).

При обнаружении проведения на территории соответствующего объекта земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, которые могут причинить ему вред, а также на территории объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, проводимые работы должны быть немедленно приостановлены, а соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, проинформирован исполнителем работ об обнаруженном объекте. В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены (п. п.

1, 3 ст. 37 упомянутого выше Закона).

3. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

4. Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы, виновные в умышленном невыполнении или нарушении требования о получении разрешения на проведение работ.

5. О рассмотрении дел и составлении протоколов об административных правонарушениях см. п. 7 комментария к ст. 7.13.

Статья 7.14. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)

Об особенностях проведения земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на участках сельскохозяйственного назначения

Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл осуществляется надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения, уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Данные полномочия осуществляются Управлением только в части земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Основным документом, регулирующим виды разрешенного использования земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, является классификатор видов разрешенного использования, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540. Этот документ включает в себя 18 видов сельскохозяйственного использования, в том числе, рыбоводство о котором необходимо остановиться отдельно, так как, оно может быть сопряжено с возведением прудов и иных водоемов путем проведения земляных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы.

Во избежание фактов самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы и недопущения причинения вреда почвам при проведении земляных работ необходимо знать следующее:

— самовольное снятие плодородного слоя почвы — предполагает его отделение с поверхности земли без разрешения;

— самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это изменение его пространственного расположения;

— объективная сторона — это действия по вывозу, выносу плодородного слоя почвы, расположенного на земельном участке, за его пределы.

Вышеуказанные правонарушения имеют срок давности привлечения к административной ответственности — один год с момента совершения правонарушения. Необходимо подчеркнуть, что срок давности в данном случае исчисляется именно с момента совершения правонарушения, в то время как по иным правонарушениям, например — неиспользование земельного участка по назначению, срок давности исчисляется с даты выявления правонарушения контролирующим органом.

Как правило, уничтожение (порча) плодородного слоя почвы приводит к причинению вреда почвам, расчет которого производится в соответствии со специально утвержденной методикой. Причем срок давности возмещения вреда, причиненного почвам, составляет 20 лет.

Приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525 и № 67 от 22.12.1995 г. утверждены основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. Разработаны они на основании Постановления Правительства РФ № 140 от 23.02.1994 г., в соответствии с которым, лица, проводившие земляные работы, обязаны провести рекультивацию нарушенных земель за свой счет по утвержденному проекту рекультивации земель.

Перед проведением земляных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, правообладатель или подрядчик, в зависимости от условий договора подряда, обязан получить разрешение на проведение этих работ. Выдача разрешений на добычу общераспространённых полезных ископаемых и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

В случае если порядок выдачи разрешения не разработан и не утвержден на уровне субъекта РФ, то это обстоятельство не освобождает правообладателя земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения от получения разрешения, так как это требование является общим для РФ (п. 1 вышеуказанных основных положений) и обязательно для исполнения. А значит, как минимум правообладатель (подрядчик) обязан обратиться в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок с письменным заявлением по данному поводу и получить ответ и уже далее действовать в соответствии с действующим законодательством.

Здесь необходимо руководствоваться общим правилом, в соответствии с которым, в случае наличия специальной нормы, например, субъектом РФ разработан порядок выдачи разрешения, необходимо руководствоваться этим порядком, а если же нет, то следует руководствоваться общими требованиями п. 1 и п. 6 основных положений порядка снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы установленных органами дающими разрешение на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение экологической экспертизы.

Наиболее распространенное правонарушение, связанное с производством земляных работ, является добыча общераспространенных полезных ископаемых под предлогом возведения обводненных карьеров, водоемов на землях сельскохозяйственного назначения.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарными, гигиеническими и иными специальными требованиями.

В тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», вновь создаваемые пруды можно разделить на 2 группы:

-пруды, сопряженные с водными объектами;

-пруды, не сопряженные с водными объектами.

Первая группа — реки, каналы, озера, болота, водоносные горизонты, бассейны подземных вод. Здесь сооружение может возводиться путем строительства дамбы, плотины, шлюза, канала, тоннеля, одним словом гидротехнического сооружения (ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении»).

В этом случае требуется специальный проект, так как пруд сопряжен с постоянным водотоком.

В тоже время, например, овраг не имеет постоянного водотока — это уже другая группа.

Пруд дамба — если она возводится поперек оврага, не имеющего постоянного водотока, относится к копаням, изолированным от водных объектов. Здесь не требуется разрешение на строительство.

Дело все в безопасности, дамба на ручье с постоянным водотоком с точки зрения закона — это гидротехническое сооружение, а дамба поперек оврага, без ручья это просто насыпь.

В соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. № 624 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства объекта первой группы требуется специальное разрешение, лицензия и соответствующий проект специального сооружения.

Порядок выдачи разрешения на возведение гидротехнического сооружения установлен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Если земельный участок имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, то необходимо подтверждение его использования по назначению, в данном случае, в качестве рыбного хозяйства (рыбоводство). Для чего, необходимо разработать документацию на строительство, например обводненного карьера с проектом рекультивации земель по окончанию строительства водного объекта.

Если пруд создается только путем земляных работ не глубже 5 м то разрешение на строительство пруда, копания не требуется, что разъяснено письмом Минэкономразвития РФ от 17.09.2011 г. № ОГ-Д23-962.

В случае добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубину более 5 м требуется лицензия, которая не может выдаваться физическому лицу. При наличии проекта строительства (создания) обводненного карьера (водоема) перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию не требуется. Во всех иных случаях необходим перевод земель в земли промышленности.

Таким образом, строительство (возведение) водоема (пруда) на землях сельскохозяйственного назначения возможно при условии соблюдения требований, направленных на сохранение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Административная комиссия: назначен штраф физическому лицу за проведение земляных работ без разрешения

На заседании административной комиссии, которое состоялось 15 сентября 2020 года, были рассмотрены 27 протоколов об административных правонарушениях, по которым вынесены следующие решения:по 17 протоколам назначено наказание в виде административного штрафа;по 2 протоколам назначено наказание в виде предупреждения;по 2 протоколам производство прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения;по 3 протоколам производство прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На заседании административной комиссии были рассмотрены протоколы за самовольную установку и (или) использование самовольно установленных ограждений и иных конструкций на дворовых и общественных территориях для обозначения (выделения) мест в целях размещения механических транспортных средств, если эти действия не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом; торговлю вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления; размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями; мойку транспортных средств вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, не повлекшая нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований; проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов, без разрешения (ордера) на проведение этих работ, выдаваемого органами местного самоуправления, либо с нарушением условий, предусмотренных этим разрешением (ордером); нарушение установленных в разрешении (ордере) на проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов, сроков восстановления объектов благоустройства и их отдельных элементов, поврежденных при проведении этих работ.

Инспектором МКУ «Служба заказчика Ленинского района города Екатеринбурга» 27.08.2020 проведен осмотр территории общего пользования по адресу: ул. Шаумяна/ул. Московская в Ленинском районе города Екатеринбурга.

В ходе осмотра территории общего пользования, проведённого 27.08.2020, установлено следующее:

На газоне по вышеуказанному адресу физическое лицо проводило земляные работы без разрешения (ордера) на их проведение.

Данный факт является нарушением п. 5 Положения «О порядке выдачи разрешений на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов, связанных с нарушением внешнего благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 30.09.2008 № 58/63 (далее – Положение).

Согласно договору на выполнение строительно-монтажных работ, заказчиком на выполнение работ является ООО «Высота», а подрядчиком физическое лицо.

На заседании административной комиссии установлено:

В соответствии с п. 5 Положения земляные и другие работы, связанные с нарушением элементов внешнего благоустройства и естественного ландшафта, выполняют организации, получившие в случаях, установленных законом, право на выполнение данных видов работ, на основании разрешения на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов.

Таким образом, физическое лицо допустило нарушение п. 5 Положения, а именно: производило земляные работы на газоне по адресу: ул. Шаумяна/ ул. Московская в Ленинском районе города Екатеринбурга без оформления разрешения.

Административная комиссия учитывает данные о физическом лице, которое ранее к административной ответственности по п. 1 ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» административной комиссией Ленинского района города Екатеринбурга не привлекалось.

Учитывая изложенное, административная комиссия постановила: Признать физическое лицо, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» от 14.06.2005 № 52-ОЗ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Adblock
detector