Возможен ли прием на службу в овд иностранных граждан

Помимо «положительных» условий возникновения служебных правоотношений, то есть требований, которым должен удовлетворять гражданин, законодательство обычно называет обстоятельства, которые препятствуют назначению на должности органов внутренних дел. Выше описывались ограничения, препятствующие поступлению на службу в ОВД.

Рассмотрим более подробно ограничения, связанные с поступлением на службу в ОВД и ее прохождением, предусматриваемые действующим российским законодательством.

Первая норма, содержащаяся в Положении о службе в ОВД:

гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он:

вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

Согласно ст. 29 Гражданского кодекса РФ, недееспособным по решению суда может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным закрепляется гражданско-процессуальным законодательством, а именно главой 31 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения.

Гражданин, признанный ограниченно дееспособным в силу злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, вполне очевидно, уже не может в полной степени контролировать свои действия. Если уж он, лишается права совершать значительную часть действий имущественного характера, вряд ли обоснованно доверять ему возможность действовать от имени и по поручению государства, так как ущерб обществу, государству, отдельным физическим и юридическим лицам в случае совершения им каких-либо неадекватных действий может быть очень заметным. Нельзя к тому же не отметить, что злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими веществами и находящийся при этом на государственной службе гражданин по вполне понятным причинам в большей степени подвержен коррупциогенным рискам.

Стоит подчеркнуть и моральную сторону данной проблемы. Государственная служба — это не просто особый вид трудовой деятельности, а осуществление публичных функций от имени и по поручению государства. Публичность в данном случае выражается не только в деятельности, направленной на достижение общественного блага, но и в открытости самой системы государственной службы, восприятии ее в общественном сознании.

Даже если конкретный государственный служащий и не наделен юридическими полномочиями выступать представителем государства во взаимоотношениях с гражданами, он является его моральным представителем, символом государственной власти для каждого человека, сталкивающегося в своей деятельности с государственным органом. Как справедливо отмечает Ю. Кулакова, «одним из важных компонентов в деятельности гражданских служащих является наличие у них морального авторитета — репутации».

Очень сложно рассчитывать на высокий авторитет государственной власти в глазах общества, если конкретными ее представителями будут выступать лица, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими веществами.

Здесь можно вспомнить, что указанное ограничение не является каким-то нововведением, а имеет конкретные исторические корни. Так, в дореволюционной период российской государственности в соответствии с Указом Николая I «О нетерпении на службе людей нетрезвого поведения» (1826г.) руководящие должностные лица были обязаны «принять за непременное правило никого, кто нетрезвого поведения, на службе не иметь». Кроме того, от руководителей требовалось фиксировать подобные пороки в ходе аттестации служащих и отмечать их в послужных списках.

Вторым ограничением является:

гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он:

имел или имеет судимость, не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Требование о запрете на службу в органах внутренних дел для лиц, имевших или имеющих судимость, является безусловным. Не имеют значения ни характер преступления, за которое гражданин привлекался к уголовной ответственности, ни вид примененного к нему наказания. Уже сам факт осуждения гражданина в прошлом за совершение преступления, несмотря на то что судимость у него погашена или снята, является обстоятельством, препятствующим службе в органах внутренних дел.

Смысл ограничения доступа на государственную службу лиц, совершивших уголовное преступление, связан с повышенной социальной значимостью данного вида профессиональной деятельности.

Установление ограничений приема на государственную службу лиц, осужденных за уголовные преступления, вообще не имеет отношения к наказанию лица, а направлено на защиту публичных интересов. Другими словами, данное ограничение является не частью уголовного наказания за совершение преступления, а административно-предупредительной мерой. Использование его, с точки зрения защиты аппарата государства от криминогенных рисков, представляется вполне оправданным.

Безусловно, здесь допускается дополнительное ограничение прав и свобод личности и, более того, имеет место определенное отступление от принципа презумпции невиновности, однако, публичный интерес в данном случае должен превалировать над частным, что, кстати, является еще одним проявлением особенностей служебно-правового регулирования, в отличие от трудоправового.

Федеральным Законом РФ «О полиции», также установлены ограничения по приему на службу. Таким ограничением является отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений.

В качестве признаков служебной тайны автор называет:

  • · функционирование в режиме «собственной служебной» тайны, «чужой» тайны;
  • · использование в служебной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • · нераспространение на данный режим статуса государственной тайны; нераспространение на данный режим требований обязательного открытого доступа для определенных категорий информации.

Таким образом, одним из наиболее принципиальных вопросов, связанных с функционированием института служебной тайны, является вопрос о сфере ее действия.

Также Законом «О полиции» введена новая норма, ограничивающая поступление на службу в полицию, если гражданин неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Препятствует поступлению на службу наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации.

Как уже говорилось в предыдущем параграфе, порядок медицинского освидетельствования регламентируется Приказом МВД России «Об утверждении инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 14 июля 2010 года № 523.

Для каждой категории должностей существует своя группа предназначения (1, 2, 3, 4). В инструкции, утвержденной данным приказом, указаны требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу.

Военно-врачебная комиссия может признать гражданина, поступающего на службу, годным к службе (годным к службе с незначительными ограничениями) и негодным к службе в должности (по специальности), указанной в направлении на медицинское освидетельствование, одновременно указав группу предназначения, в которой прохождение службы возможно без ущерба здоровью гражданина.

Ст. 9 Положения о службе в органах внутренних дел закрепляет достаточно традиционное для законодательства о государственной службе ограничение, касающееся совместной службы родственников, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Целью установления такого ограничения является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения гражданских служащих, а следовательно, и на качество их служебной деятельности, которое может проявиться не только в снижении дисциплины, но и в злоупотреблении служебным положением.

Ранее такое правило закреплялось в КЗоТе РФ в отношении совместной службы родственников на любом государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации. Действующий Трудовой кодекс РФ подобного ограничения не содержит, и на сегодняшний день оно характерно только для законодательства о государственной и муниципальной службе.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прием на работу в МВД

Содержание

  • Требования к потенциальным кандидатам на службу
  • Возможные причины отказа потенциальным кандидатам в принятии на службу
  • Этапы отбора, оформления кандидатов, которые впервые поступают на службу
  • Пример 1. Сдача нормативов для проверки физподготовки претендента на службу в УМВД по Кировской обл.
  • Распространенные ошибки при прохождении конкурсного отбора
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

На сегодня в ряды ОВД принимают на добровольной основе граждан, которые, во-первых, достигли совершеннолетия, а во-вторых, по своим разносторонним качествам, уровню образования, состоянию здоровья, способны решать, исполнять задачи, поручаемые ОВД.

Порядок трудоустройства в системе МВД по-прежнему базируется на проведении тщательного отбора потенциальных кандидатов (среди мужчин и женщин). Для работы в ОВД рассматриваются по большей части граждане, принадлежащие к возрастной категории от 18 до 35 л., а также лица до 50 л., прослужившие ранее в федеральных органах исполнит. власти на соответствующих должностях.

При этом вопросы, связанные с трудоустройством и непосредственно с оформлением, решают, руководствуясь соответствующими правовыми актами, принятыми по части службы в ОВД. Следует заметить, что ключевых всего четыре – и именно о них далее пойдет речь (см. таблицу).

Все кандидаты без исключения проходят через специальную разноплановую профпроверку, которая включает несколько мероприятий: мед. обследование, тесты СМИЛ, КОТ, на скорость реакции, полиграф, уровень физподготовки (сдача нормативов) и др. Если в результате будет сделано заключение о том, что кандидат по всем параметрам подходит к службе, с ним заключат контракт (трудовое соглашение с испытанием) либо допустят к участию в конкурсе на замещение должности в ОВД, либо направят на очное обучение.

К сведению, набор сотрудников для ОВД носит плановый характер. Это значит, что по мере необходимости, когда возникает потребность в тех либо иных кадрах, ОВД и его подразделения включают в план работу, связанную с отбором кандидатов. Она в общем случае означает:

  1. Целенаправленный самостоятельный поиск и отбор требуемых кандидатов в воинских частях, комиссариатах, службах занятости, и, естественно, в образовательных учреждениях.
  2. Информирование об имеющихся вакансиях путем публикации тематических объявлений, отправки запросов в учреждения образования, ВЧ, и проч. организации, а также использование иных методов.

Данная норма обозначена Инструкцией, утв. Приказом МВД № 595, и применяется по сей день повсеместно. Отслеживать актуальную информацию можно через сайт ОВД, публикации в СМИ, путем обращения в ОВД через контактные телефоны. Таким способом можно узнать условия приема, предъявляемые требования к кандидатам, наличие вакансий и др.

Следует обратить внимание, что для целей поступления на службу гражданин может обратиться лично, либо может быть рекомендован конкретным сотрудником ОВД, либо выявлен по итогам проведенного поиска.

Требования к потенциальным кандидатам на службу

Следует понимать, что служба в системе МВД – это работа госслужащего, т. е. госслужба. И базируется она на принципах, установленных для системы госслужбы ФЗ РФ № 58 от 27.05.2008. Поэтому изначально требования ко всем претендентам выдвигаются достаточно жесткие. Во время профотбора принимаются ко вниманию, как минимум, следующие данные:

  • возраст, гражданство;
  • первый раз устраивается на службу либо раньше уже работал в ОВД;
  • наличие (отсутствие) образования;
  • специальность (квалификация);
  • наличие судимостей у претендента и его кровных родственников.

Именно эти перечисленные сведения выясняются сразу при обращении гражданина – потенциального кандидата на службу в ОВД. Таким образом, при первичном поступлении на службу помимо прочего претендент должен иметь среднее образование, хорошо знать русский, свободно на нем разговаривать, а также иметь надлежащую физподготовку и подходить по всем медицинским параметрам.

Первоочередное право на трудоустройство обретают добросовестные, порядочные граждане. Национальность, раса, принадлежность (либо предпочтения) к той либо иной религии, социальное происхождение, действительное имущественное положение претендента в расчет не берутся. Т. е. на первом месте стоят его деловые, профессиональные качества.

Возможные причины отказа потенциальным кандидатам в принятии на службу

Основания для отказа устанавливает по большей части ФЗ РФ № 342. Таким образом, не могут быть приняты на службу в ОВД РФ следующие граждане:

  1. Лица, не отвечающие общеустановленным требованиям (по возрасту, состоянию здоровья, квалификации, нарушившие закон и т. д.).
  2. Нерезиденты РФ, лица с ВНЖ либо без гражданства, а также имеющие иное гражданство.
  3. Недееспособные (частично либо полностью).
  4. Если ими совершено преступление.
  5. Лица, которые подозреваются либо обвиняются в уголовном преступлении.
  6. При отказе от прохождения спецпроверки, обязательных этапов отбора.
  7. В случае представления заведомо ложных сведений, фальсифицированных документов при поступлении на службу.

Иные основания для отказа определены ст. 14 и 17 ФЗ РФ № 342. Следует отметить, что многие из названых выше критериев отбора учитываются, но, зачастую, не являются определяющими.

Как разъясняет, например, УМВД по Липецкой обл., наличие судимости у кровного родственника признается компрометирующим фактором, но не превалирующим. Для целей выяснения профпригодности претендента к службе в ОВД главным критерием отбора является уровень его личностных и деловых качеств, а также наличие (либо отсутствие) факторов риска девиантного поведения. В качестве примера данного риска может являться наличие противозаконных контактов с лицами, у которых есть судимость.

В конечном счете, при указанных обстоятельствах решение по данному кандидату на службу принимается индивидуально полномочным руководителем. Во главу угла ставятся: степень родства с лицом, имеющим судимость, тяжесть совершенного им проступка, частота общения с ним, зависимость от данного лица и др. сопутствующие факторы.

Этапы отбора, оформления кандидатов, которые впервые поступают на службу

Процедура отбора основывается на всестороннем изучении кандидата, которое проходит в два этапа. Сначала проходит предварительное рассмотрение, изучение его данных, а затем, при успешном прохождении данного этапа – последующее изучение, с проведением проверочных мероприятий.

Важно! Заявление принимается только при подаче всех требуемых документов.

Детальное изучение поступивших персональных данных претендента и проведение сопутствующих проверочных мероприятий, что рассчитано на 3 мес.

полная, частичная, местная либо дополнительная проверка представленных данных на предмет их достоверности (по месту проживания, пребывания, по отношению к родственникам и т. д.);

На их основании принимается положительное решение либо отказ.

Следует обратить также внимание, что прохождение всех этапов отбора, предусмотренных общим порядком, является обязательным. Отказ заявителя частичный либо полный от проверочных мероприятий, по сути, является основанием для «автоматического» отстранения от прохождения последующих испытаний.

Например, прохождение полиграфа – один из видов тестирования, применяемый при проверке кандидатов. Между тем проведение процедуры возможно только с согласия испытуемого. Последний вправе дать письменное согласие на добровольное участие в данном тесте либо отказаться без объяснения причин.

Если согласия не последует, то, соответственно, тест проводить не будут, а его прохождение не засчитают, что, однако, негативно скажется на принятии решения по этому кандидату.

Пример 1. Сдача нормативов для проверки физподготовки претендента на службу в УМВД по Кировской обл.

Итоговая оценка физподготовки каждого претендента производится по баллам. Суть проверки сводится к тому, что испытуемым предлагается выполнить ряд упражнений. Мужчинам: 13 подтягиваний либо 40 отжиманий, а также чесночный бег 26,0. Женщинам: 7 отжиманий либо 17 наклонов вперед за 1 мин., а также чесночный бег 33,8.

За выполнение каждого упражнения начисляется конкретное количество баллов. По итогам сдачи нормативов набранные баллы суммируют и определяют действительный уровень физподготовки претендента.

Для успешного прохождения испытания мужчинам следует набрать суммарно не меньше 105 бал., а женщинам – 65 бал. За выполнение каждого вида упражнений мужчинам начисляют по 55 бал., а женщинам – по 33 бал.

Следует отметить, что данные оценочные показатели приведены на сайте УВМД РФ по Кировской обл. (публикация об условиях приема на службу). См. https://43.мвд.рф, см. разд. «Деятельность», под. «Служба. Вакансии» и, далее, «Прием на службу в ОВД».

Распространенные ошибки при прохождении конкурсного отбора

Ошибка 1. Следует знать, что граждане (призывники), которые отслужили в ВС РФ по призыву либо получили отсрочку, также могут рассматриваться в качестве претендентов для работы в ОВД.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Что значит «подходит, соответствует по квалификации»? Какую квалификацию нужно иметь претенденту, впервые поступающему на службу в ОВД, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям?

Что касается квалификации, то выдвигаемые к ней требования касаются образования кандидата. Так, на должности рядового и младшего начальствующего состава могут претендовать лица со средним общим образованием. Как минимум среднее профобразование нужно иметь, чтобы работать на должности среднего начальствующего состава.

Высшее профобразование требуется для работы на должностях старшего (высшего) начальствующего состава. Не соответствие по данным критериям также может являться причиной отказа.

Возможен ли прием на службу в органы внутренних дел гражданина, в отношении которого уголовное преследование прекращено с назначением судебного штрафа ст.25.1 УПК РФ?

Главная Вопросы и ответы Уголовное право Возможен ли прием на службу в органы внутренних дел гражданина, в отношении которого уголовное преследование прекращено с назначением судебного штрафа ст.25.1 УПК РФ?

Здравствуйте! Возможен ли прием на службу в органы внутренних дел гражданина, в отношении которого уголовное преследование прекращено с назначением судебного штрафа ст.25.1 УПК РФ?

Адвокат Антонов А.П.

Согласно ст.86 Уголовного кодекса, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.
Согласно ст.14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в следующих случаях:
1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;
3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;
4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;
5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
7) выход из гражданства Российской Федерации;
8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;
9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.
На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности.

Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Таким образом, указанное лицо может работать в полиции.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Adblock
detector