Удостоверение тракториста машиниста категории

Содержание
  1. Виды спецтехники
  2. Классификация тракторов
  3. Какие категории прав бывают на трактор?
  4. Группа А
  5. Группа D
  6. Группа Е
  7. Группа F
  8. Возрастные ограничения для получения прав
  9. Рабочие разряды
  10. Права тракториста машиниста: категории, с чем можно управлять
  11. Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения
  12. Об истории тракторных прав
  13. Права на трактор в брежневские времена
  14. Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста
  15. Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?
  16. Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям
  17. Условия выдачи тракторных прав
  18. Категории прав тракториста с расшифровками
  19. Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь
  20. Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям
  21. Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены
  22. Этапы экзаменационного процесса
  23. Теоретический этап
  24. Практический этап
  25. Тракторные права — категории, подкатегории, особые отметки и их значение
  26. Какие виды тракторов бывают?
  27. Для кого предназначены права на управление трактором?
  28. Отличия прав на трактор от прав на автомобиль
  29. Что представляют собой тракторные права?
  30. Категории и разряды
  31. Обучение и экзамен
  32. Документы
  33. Какая нужна медицинская справка?
  34. Как проверить подлинность?
  35. Требования от Гостехнадзора
  36. Со скольки лет?
  37. Где получить?
  38. Как быть в случае с заменой удостоверений?
  39. Лишение водительских прав

Трактора

Тракторный транспорт относится к самоходным машинам, для которых недостаточно получения прав категории «В» и «С». Спецтехника имеет сложный функционал и отличается от обычных автомобилей конструктивно, поэтому чтобы получить разрешение на работу с правом управления подобным транспортом, необходимо оформить документы.

Виды спецтехники

Права на управление трактором необходимы всем, кто работает на следующих видах самоходных машин:

  • тракторе;
  • безрельсовых транспортных средствах;
  • дорожных машинах;
  • экскаваторах;
  • погрузчиках;
  • снегоходах.

Управление ими возможно только при получении удостоверения или временного документа, который выдается после прохождения практики на хозяйственном предприятии.

Классификация тракторов

К данной технике относят самодвижущиеся машины, основной функциональной нагрузкой которых считается:

  • выполнение большинства видов сельскохозяйственных работ;
  • дорожно-строительные работы;
  • транспортировка на предприятиях;
  • землеройные работы.

Их отличительная особенность – небольшая скорость по сравнению с обычными машинами с сохранением увеличенной тяги. Отличие есть и в конструкции. Основные узлы самоходной техники:

  • кузов;
  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть;
  • система управления.

По типу ходой различают гусеничные и колесные машины. Первые работают на грунтовке, вторые выполняют задачи на асфальтированной дороге, поэтому востребованы больше на производстве и в дорожном хозяйстве. Сила тяги колесных машин на рыхлом грунте заметно падает, поэтому для повышения функциональности их делают на полном приводе.

С одной стороны, это плюс, но с другой – при выполнении сельскохозяйственных работ колесная техника сильно уплотняет грунт.

Какие категории прав бывают на трактор?

Открытие группы в правах на управление трактором зависит от категории, к которой относится самоходная техника. На сегодняшний день действует 6 групп прав с 4-мя подгруппами.

Группа А

В нее входят автомототранспортные средства с мотором, способные развивать скорость до 50 км/ч. Для них действуют ограничения на перемещение по дорогам общего пользования. Выделяют 4 подкатегории ТС:

  • А1 – самоходные мототранспортные внедорожники скоростью до 50 км/ч. К ним относят болотоходы, вездеходы, мотосани;
  • А2 – автотранспортные самоходные внедорожные машины до 9 пассажирских мест весом до 3,5 т. В подкласс включены вездеходы и карьерные самосвалы;
  • А3 – автотранспорт на 9 мест весом более 3,5 т, не предназначенный для передвижения по общим магистралям. Это самосвалы и вездеходы спецназначения;
  • А4 – техника до 8 пассажирских мест. К 4 подгруппе относят автопоезда, перронные и вахтовые автобусы.

Группа D

К категории Д относятся трактора только на колесном ходу с двигателем более 110 кВт или от 150 л.с. Сюда входят пневмокраны, мощные фронтальные погрузчики, колесные модели МТЗ. Еще одна разновидность – машины, перемещающие контейнеры в портах.

Группа Е

К тракторам категории Е относятся самоходные гусеничные машины с двигателем внутреннего сгорания мощностью от 25,7 кВт или 35 л.с. В эту группу входят основные тракторы, экскаваторы, бульдозеры и снегоболотоходы.

Группа F

К категории F относится самоходная сельскохозяйственная техника, или зерно- и кормоуборочные комбайны повышенной мощности и грузоподъемности.

Возрастные ограничения для получения прав

В зависимости от получаемой категории действуют возрастные ограничения на получение прав на вождение трактора.

  • А1 – от 16 лет;
  • В, С, E, F – от 17 лет;
  • D – от 18 лет;
  • А2, А3 – от 19 лет;
  • А4 – от 22 лет.

Рабочие разряды

Кроме открытия определенной категории в правах, трактористы-машинисты регулярно проходят аттестацию и повышение квалификации. После сдачи экзаменов и выполнения нормативов присваиваются разряды:

  1. 2 разряд. Дает право управления техникой под контролем опытного тракториста.
  2. 3 разряд. Самостоятельное управление, выполнение грузозахваточных работ при помощи специальных приспособлений, проведение разгрузки.
  3. 4 разряд. Эксплуатация машин мощностью до 100 л.с., проведение разгрузочно-погрузочных работ, складирования и перемещения грузов на расстояние.
  4. 5 разряд. Самоходные машины с двигателем более 100 л.с., такие как гусеничные экскаваторы и бульдозеры.
  5. 6 разряд. Управление крупногабаритной самоходной техникой, тракторами, бульдозерами, экскаваторами мощностью выше 200 л.с.

Независимо от открываемой категории права на трактор получают только после прохождения специального обучения в организации, имеющей лицензию от Гостехнадзора. Экзамены сдаются в ведомственном органе.

Права тракториста машиниста: категории, с чем можно управлять

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения.

Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране.

Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива».

Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч.

Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А-I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А-II: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А-III: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).
  • А-IV: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.
  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца.

Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Категории прав тракториста с расшифровками

Самоходные транспортные средства требуют от водителя особых навыков и знаний. Процедура получения удостоверения, дающего разрешение на управление такими ТС, существенно отличается от оформления автомобильных водительских прав. Журнал «Автоконсультация» разобрался, какая категория прав нужна на трактор, а также как и где выдается заветная корочка.

  • 1. Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка
  • 2. Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь
  • 3. Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям
  • 4. Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены
    • 4.1. Этапы экзаменационного процесса
    • 4.2. Теоретический этап
    • 4.3. Практический этап

    Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь

    Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:

    • 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
    • 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
    • 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
    • 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
    • 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.

    Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.

    Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям

    Этот документ выдается не в Госавтоинспекции, как стандартное водительское удостоверение, а в Гостехнадзоре. Разрешается подавать документы в подразделения по месту регистрации экзаменуемого. Для проведения аттестации на тракториста-машиниста, вне зависимости от выбранной категории прав, необходимо предоставить в региональное подразделение:

    • заявление установленного образца;
    • паспорт или дублирующее его удостоверение личности;
    • действительное заключение медицинской комиссии с допуском к получению требуемой категории прав на трактор;
    • сертификат об окончании обучения в аккредитованном учебном центре или выданные ранее права с истекшим сроком действия;
    • водительское удостоверение (при наличии);
    • 2 фото на матовой фотобумаге формата 3Х4, если в подразделении Гостехнадзора не предусмотрено фотографирование;
    • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

    Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:

    • Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
    • Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
    • Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
    • Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
    • Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
    • Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.

    Претенденты на права подкатегории А1 и категории В не обязаны проходить специализированное обучение. Разрешена самостоятельная подготовка с последующей сдачей экзаменов на общих основаниях.

    Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

    После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

    Этапы экзаменационного процесса

    В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

    • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
    • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
    • Теоретическая часть по знанию ПДД.
    • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

    Теоретический этап

    Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

    • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
    • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
    • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
    • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
    • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

    В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение.

    Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

    Практический этап

    Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

    В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

    • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
    • маневр разворота на ограниченной площадке;
    • маневр парковки задним ходом в ангар;
    • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
    • агрегатирование СМ с прицепом;
    • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
    • торможение в различных скоростных режимах.

    На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

    Тракторные права — категории, подкатегории, особые отметки и их значение

    Трактор и прочие автомобили сельскохозяйственного назначения имеют некоторые особенности, которые диктуются условиями эксплуатации. Для управления подобными транспортными средствами необходимо получить разрешение государственной инспекции гостехнадзора. Какие категории и подкатегории тракторных прав установлены в России и каким нормативным актом они регулируются? Какими транспортными средствами можно управлять по каждой из категорий и подкатегорий? Что значит графа «особые отметки» и какие записи туда вносятся? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

    Какие виды тракторов бывают?

    Существует отдельный вид транспортных средств. Это самоходная техника, к которой относятся машины для дорожных и сельскохозяйственных работ. В эту категорию входят безрельсовые ТС, обладающие собственным двигателем внутреннего сгорания объемом не менее 50 кубических см или электромотором с мощностью не менее 4 кВТ, а также независимым приводом.

    К этим видам автомобилей относят экскаваторы, погрузчики, снегоходы, тракторы. Трактор ― автомобиль сельскохозяйственного назначения, имеет различия по тяговым характеристикам. Учитывая особенности поверхности передвижения, различают колесные и гусеничные тракторы, легкие и тяжелые.

    Встречаются следующие группы сельскохозяйственной техники:

    • Мини-тракторы. Предназначены для обработки почвы небольших площадей, также могут использоваться и для перевозки грузов;
    • Универсальные агрегаты. Используются для широкого спектра сельхозработ, в том числе посева, полива, пахоты, складирования грузов;
    • Машины общего назначения. Предназначены для энергоемких работ, таких как культивация, вспахивание и прочие;
    • Специальная техника, имеющая конкретное специализированное направление. Сюда относят овощеводческие и хлопкообрабатывающие машины;
    • Агрегаты на самоходных шасси.

    Управление трактором, как и иным самоходным транспортом, требует определенных навыков. Специфичность использования техники подразумевает ограниченные условия ее применения. В РФ правила выдачи удостоверения тракториста-машиниста регламентируются Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 № 796 и Постановлением от 06.05.2011 № 351.

    Согласно документам, к управлению трактором и иным транспортом специального назначения допускаются лица, имеющие специальное удостоверение, которое выдается органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин.

    Для кого предназначены права на управление трактором?

    Водительское удостоверение на право управления тех категорий ТС, к которым относятся тракторы, необходимо работникам сельскохозяйственных сфер. Специфичность использования обрабатывающих автомобилей предполагает и нюансы в получении подобных прав. Документ называют удостоверением тракториста-машиниста.

    Подобные права пригодятся и лицам, которые предпочитают экстремальные развлечения, такие как катание на квадроциклах и снегоходах. Необходимый возраст для приобретения водительских прав на самоходные машины зависит от вида используемого транспорта:

    • С 16 лет доступно удостоверение на право вождения самоходных машин категории «А 1» ― внедорожников, управление которыми допускается вне территории магистралей и автомобильных дорог. Это квадроциклы, снегоходы, мотосани;
    • В 17 лет доступны к получению права категорий «В», «С», «E» и «F» на колесные и гусеничные агрегаты, самоходные машины, использующиеся в сельском хозяйстве;
    • С 18 лет разрешено наличие удостоверений категории «D» на колесные агрегаты, мощность двигателей которых составляет свыше 110,4 кВт;
    • В 19 лет можно получить права категорий «AII» и «AIII», то есть на внедорожники с пассажирскими местами до 8 мест;
    • В 22 года выдается удостоверение категории «AIV», используемое для перевозки более 8 пассажиров.

    Сдача соответствующих квалификационных экзаменов ― необходимое условие для получения водительского удостоверения тракториста-машиниста. Курсы обучения проводятся в специализированных учебных заведениях с обязательным наличием государственной лицензии.

    Отличия прав на трактор от прав на автомобиль

    Первое отличие в том, что здесь выдача документов относится к обязанностям организации под названием ГОСТЕХНАДЗОР. Для обучения требуется посещать специализированные курсы, отличающиеся от обычных программ, предназначенных для легковых автомобилей.

    Сами права можно получить только по месту регистрации гражданина, который планирует управлять техникой. Если документ утерян, то для восстановления придётся снова проходить теоретическую часть экзамена.

    Права трактора машиниста продолжают действовать на протяжении десяти лет.

    Что представляют собой тракторные права?

    Основное назначение тракторных прав – это документ, который даёт право управлять самоходной техникой определённых видов. Права не нужны, если транспорт используют только на личной территории, без выезда на площади общего пользования. В остальных случаях наличие документа обязательно.

    Управление техникой определённого вида – это главное отличие между тракторными и автомобильными правами. А правила выдачи являются еще одним важным отличием. В случае утери документов должно пройти некоторое время, прежде чем появится право на повторную сдачу экзамена и получение доступа к правам.

    Категории и разряды

    Конкретная категория определяется видом транспорта, управление которым интересует в настоящее время. Самих категорий действует несколько:

    1. Категория «А» – для мото- и авто- внедорожника, пересекающих загородную местность, находящихся за пределами обычных дорог.

    Внутри категории присутствует разделение по разрядам. А1– в случае с транспортом со скоростью, рассчитанным на скорость до 50 километров в час. А2 – для владельцев внедорожников с общей массой до 3,5 тонн.

    Пассажирские машины в этом случае не учитываются. А3 – аналогичная группа прав. А4 разработана для внедорожников, у которых есть 8 и более пассажирских мест.

    Тогда внешний вид удостоверения тракториста не меняется, корректировки коснутся содержания.

    1. Категория «B» – для колёсных или гусеничных агрегатов, мощность двигателей у которых не превышает 2,7 киловатт.
    2. Категория «C» . В данном случае рассматривают мощность от 27,5 до110 киловатт. Группа Д – следующая ступень;
    3. Категория «D» – разновидность колёсных машин с мощностью от 110 киловатт и выше;
    4. Категория «Е» . Обозначение для гусеничного транспорта с двигателем мощностью примерно в 27,5 киловатт;
    5. Категория «F» . Категория для самоходных машин сельхозназначения согласно новому образцу.

    Узнайте, где можно получить права на трактор:

    Для каждой из приведенных категорий действуют свои особенности правил сдачи на права.

    Обучение и экзамен

    Начиная с 2015 года, власти запретили самостоятельно проходить обучение для тракторных прав. Теперь за проведение подобных процедур отвечает Гостехнадзор. При обучении опираются на специализированные программы, разработанные и утверждённые соответствующим органом власти.

    Выдача обычных водительских прав доступна на территории любого российского региона. Документы трактористам выдают только по месту, где гражданин зарегистрирован. Можно всё оформить по месту регистрации учебного заведения, где проходят курсы. Фото удостоверения там не понадобится.

    Экзамен проходит в ближайшем отделении Гостехнадзора, как и все этапы, предшествующие этому.

    Стандартный порядок прохождения испытания имеет несколько основных пунктов.

    • Сначала идёт теория безопасного управления самоходными машинами. Исключением не стала и категория Ц.
    • Потом переходят к темам по конкретному транспорту, дополнительному оборудованию для него.
    • Изучение теории ПДД.
    • Последний этап – это экзамен с практической частью. Он охватывает большинство аспектов, изложенных в теории. Только после него можно ездить.

    Интересно! При сдаче теории учащимся выдают билеты с вопросами. А у практической части при этом два маршрута: задание на специальной площадке, открытой или закрытой и открытая местность, когда следуют по специальному маршруту.

    Если теория провалена, то граждан не допускают к следующей части с практикой, вне зависимости от категории прав на трактор. Повторная сдача теории организуется спустя неделю.

    Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

    Три месяца сохраняет актуальность оценка за теорию, если её гражданин прошёл, а практику провалил. Всего каждому участнику даётся три попытки, чтобы сдать весь комплекс испытаний. Если завалены все этапы, то придётся выждать некоторое время, прежде чем попытаться снова.

    Документы

    Решение о допуске к экзаменам по итогам учёбы на 2022 год принимают после предъявления следующего пакета документов:

    • бумаги, доказывающие завершение обучающей программы по профильным категориям;
    • удостоверение, где описаны открытые для гражданина категории;
    • медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний;
    • гражданский паспорт РФ.

    Одновременно с подачей бумаг необходимо заполнить специальный бланк-карточку. В ней прописывают несколько разновидностей данных:

    1. реквизиты автошколы;
    2. личные данные самого водителя;
    3. желаемая категория для самоходных машин, и так далее.

    Карточку выдают непосредственно перед тем, как пройти экзамен. Под правило попадает и тракторист 3 класса.

    Какая нужна медицинская справка?

    Медсправка требуется при наличии следующих обстоятельств:

    • при изъявлении желаний водителем, раньше срока;
    • когда есть особая отметка, говорящая об обязательности справок;
    • возврат документа после лишения прав;
    • замена прав в случае, если у старых закончился срок действия;
    • новая категория требует открытия;
    • первое получение прав тем, кому нужна внедорожная техника.

    Обязательное требование – посещение диспансера, психоневрологического и наркологического. Можно обратиться в любое отделение по месту регистрации временного, постоянного характера. Перечень конкретных обследований зависит от того, какие категории открываются, сколько их нужно гражданину. Иначе потом придётся тратить время на повторное обращение.

    Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

    Для водителя любого ТС медсправка сохраняет действие на протяжении 1 года. А если водительское удостоверение получено незаконно, то и все сопутствующие бумаги с большой вероятностью признают недействительными.

    Как проверить подлинность?

    Лучше всего обратиться к сотрудникам Гостехнадзора. Обычно используют номерное обозначение документов, чтобы проверить, сохраняют ли они силу. Форма бланков удостоверений для трактористов единая на всей территории РФ, утверждается контролирующим органом.

    Выглядят права согласно новому образцу, как бланки карточек с двухсторонним заполнением. Одна из них содержит:

    1. сведения о владельце;
    2. фото;
    3. подпись личного характера.

    Другая сторона описывает саму технику, к управлению которой допустили гражданина. «Особые отметки» – раздел, посвящённый различным ограничениям и дополнениям, если в них есть смысл.

    Требования от Гостехнадзора

    Подготовка бланка о состоянии здоровья – одно из главных требований, которое надо выполнить перед прохождением окончательных испытаний, получением прав. Обязательно наличие справки, доказывающей окончание курсов.

    Не обойтись без специальной отметки о присвоенной категории, которую удалось открыть – C, D, F. После передачи всех справок вместе с гражданским паспортом заявителю выдают специальный бланк. В нём гражданин указывает всю имеющуюся информацию.

    К будущим владельцам тракторных прав сам Гостехнадзор предъявляет такие требования:

    • подготовка пакета документации в полном объёме;
    • отсутствие отклонений в состоянии здоровья;
    • подтверждение успешной сдачи экзамена;
    • прохождение внутренних испытаний в учебном заведении;
    • прохождение обучающих курсов;
    • дееспособность, которую требует и спецтехника нового образца.

    Важно! Помимо теоретических и практических знаний, водителю необходимо опрятно выглядеть, быть готовыми к любым дополнительным вопросам. Ведь трактор в любом случае относится к сложной технике.

    Со скольки лет?

    У каждой из существующих категорий свои определённые возрастные рамки, при достижении которых разрешается получить тракторные права.

    • А разряда 4 – с 22 лет;
    • А разряда 2 и 3 – с 19 лет;
    • D – начиная с 18 лет;
    • B, C, E, F – с 17 лет;
    • A 1 подкатегории – с 16 лет.

    Получить права на транспортное средство других групп сложнее.

    Где получить?

    Сейчас для решения вопроса существует только один вариант – Гостехнадзор. Обращаться надо в отделение, контролирующее адрес постоянной, либо временной подписки гражданина. Тогда получение документа не составит труда.

    На сайте организации тоже представлена информация по работающим отделениям. Для каждого из городов существует несколько офисов, к представителям которых обращаются при решении вопроса. С собой надо иметь паспорт и документы, подтверждающие окончание учебных программ. Решение принимают быстро, одна процедура проходится максимум за час.

    Как быть в случае с заменой удостоверений?

    Водители вправе сами выбирать подходящий момент, когда они меняют документы старых образцов на новые варианты. В этом плане законодательство почти не предусмотрело ограничений.

    Согласно существующим нормам, необходимость менять права возникает при следующих обстоятельствах:

    • изменилось состояние здоровья у водителя, что подтверждено медицинской справкой;
    • документ испортился;
    • корректировка водительских, транспортных категорий;
    • срок действия старой справки закончился;
    • удостоверение украли;
    • утеря прав.

    За эту процедуру отвечает тоже подразделение Гостехнадзора. Если срок действия закончился, то на протяжении следующих шести месяцев с получением нового аналога можно не торопиться. Главное иметь при себе документы, подтверждающие получение соответствующей квалификации после прохождения обучения. Иначе работать нельзя.

    Лишение водительских прав

    Права на управление любой техникой лишают при совершении правонарушений административного характера. Это касается не только самоходных установок. Для возврата прав потребуется повторно пройти теоретическую часть экзамена.

    Для этого снова обращаются в Гостехнадзор. Приносят с собой все бумаги.

    На заметку! При подготовке пакета документа, нужно внимательно проследить сроки действия бумаг, иначе потом придётся потратить больше времени на повторное оформление.

    При этом процедура проводится также как и в первый раз. Если всё в порядке – то от практической части гражданина освобождают. Потом он может управлять транспортом как обычно, возврат к работе не составит труда.

    Обзор удостоверения прав тракториста-машиниста:

Adblock
detector