С какого возраста лицо подлежит административной ответственности

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч.

3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20).

За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26).

Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч.

1 ст. 29.10, п. 3 ч.

1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст.

ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст.

1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст.

23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст.

3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст.

2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст.

3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст.

4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст.

4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст.

ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч.

4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. КоАП РФ).

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст.

4.6. КоАП РФ).

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Ст. 20.1. Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст. 20.20. Распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других, в других общественных местах:

  • влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех МРОТ.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах

  • влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах и скверах, а также в других общественных местах

  • влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати размеров МРОТ.

Ст. 21.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения:

  • влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти МРОТ.

Ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах:

  • влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти МРОТ.

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.
14 лет — это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков.

Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Поэтому за отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности.
Однако установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им захочется.

То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста. Несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за следующие виды преступлений:

Административная ответственность несовершеннолетних

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл.

12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим обстоятельством. Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст.

5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

С какого возраста лицо подлежит административной ответственности

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Какие наказания применяются к несовершеннолетним правонарушителям

КоАП РФ насчитывает 10 видов наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия или предмета правонарушения;
  • лишение специального права;
  • административный арест;
  • выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение мест проведения спортивных соревнований в период их проведения.

При этом только одно из них однозначно не применяется к несовершеннолетним — это административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП).

И этим КоАП также отличается от УК, который разрешает подвергать подростков всего 6 наказаниям из 13 (подробнее об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних и о применяемых к ним наказаниях можно прочесть здесь):

Однако часть из приведенных наказаний, несмотря на отсутствие прямого запрета на применение их к подросткам, не может применяться к ним априори. Например, дисквалификация, которая заключается во временном запрете на замещение должностей на федеральной или региональной госслужбе. Замещение же таких должностей, в свою очередь, предполагает достижение совершеннолетия.

Возможно ли избежать привлечения к ответственности за правонарушение, совершенное в возрасте с 16 до 18 лет

КоАП РФ допускает такую возможность: согласно ч. 2 ст. 2.3 кодекса лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к несовершеннолетнему правонарушителю должны быть применены определенные меры воздействия.

Однако сложность в том, что ни один законодательный акт не содержит перечня таких мер. В частности, закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 № 120-ФЗ в ст. 8.1 приводит лишь меры воздействия, применяемые в специализированных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей.

Анализ практики применения положения ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ показывает, что всё, что могут сделать специалисты КДН, освободив подростка от административной ответственности, это:

  • поставить его на учет в КДН;
  • провести профилактическую беседу о недопустимости подобного поведения;
  • предложить возместить причиненный ущерб или загладить вред.

ВАЖНО! Сотрудники КДН могут лишь предложить возместить ущерб — принудить сделать это вправе только суд.

Что нужно, чтобы избежать наказания

Не содержит закон и четкого перечня оснований для освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности — ч. 2 ст. 2.3 КоАП ограничивается лишь формулировкой «с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем правонарушение».

Практика показывает, что избежать административного наказания могут подростки, совершившие правонарушение впервые и не причинившие существенного вреда обществу.

Например, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «городской округ Симферополь» Республики Крым от 15 апреля 2017 года № 26-2145 прекращено дело об административном правонарушении в отношении 17-летнего З., совершившего правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Принимая решение, КДН учла, что ранее несовершеннолетний З. не привлекался ни к одному из видов юридической ответственности, положительно характеризуется по месту учебы и жительства, а также не причинил своими действиями существенного вреда потерпевшему. В связи с этим КДН ограничилась проведением с З. профилактической беседы.

Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми

Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.

Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.

Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.

Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании.

Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.

Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.

Итак, привлекать к административной ответственности в Российской Федерации возможно с 16 лет. Наказание несовершеннолетним назначается на общих основаниях, с единственным исключением — они не подвергаются аресту. Кроме того, у подростков есть шанс отделаться профилактической беседой, но, как правило, это происходит только в случае совершения не слишком серьезного правонарушения впервые.

Более подробно об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности можно прочесть в тематической статье.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Adblock
detector