Программа пэк образец 2022

Содержание
  1. Корректировка НПА
  2. Как составить программу производственного экологического контроля
  3. Какие виды экологического контроля существуют
  4. Кем и когда разрабатываются
  5. Для чего нужны
  6. Ответственность за отсутствие
  7. При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:
  8. Требования к программе
  9. Утверждение программы
  10. Как составить отчет по ПЭК
  11. Образец программы ПЭК
  12. Есть ли штрафы за отсутствие программы ПЭК
  13. Обязательная отчетность по осуществлению процедур ПЭК
  14. Почему разработку ПЭК лучше доверить сторонней организации
  15. Больше шанс выполнить все требования законодательства
  16. Предсказуемые сроки
  17. Получение рекомендаций по экологической эффективности
  18. Разгрузка своих экологов
  19. Как заполнять отчет по программе ПЭК
  20. 1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля
  21. Начнем с таблицы 1.1 (общие сведения):
  22. Важные аспекты заполнения таблицы 1.2:
  23. 2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха
  24. Справочная информация
  25. Важно:
  26. 3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов
  27. Обратите внимание на заполнение таблицы 3.3:
  28. Формула определения фактической эффективности очистки сточных вод (%):
  29. Эф = (Свх – Свых) / Свх ? 100 %
  30. 4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами
  31. Сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления программы ПЭК:
  32. Согласно какому документу:

С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые требования, предъявляемые к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и месту представления отчетности о результатах его проведения, а также учету даты ее подачи. Подробнее об изменениях, которые предприятиям необходимо учесть в своей деятельности, рассказываем в статье.

Приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» вступает в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года.

Новый приказ заменит действующий на данный момент приказ Минприроды № 74 , отменив его действие. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

Корректировка НПА

Проведена корректировка нормативных правовых актов, на которые ссылается новый приказ.

Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205 (о ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества) заменен на приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903 , утверждающий новый Порядок.

Как составить программу производственного экологического контроля

Чтобы обеспечить экологическую безопасность на предприятии, создают программу экологического контроля. Разберем, как правильно составить такой документ.

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

Содержание ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Кем и когда разрабатываются

ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Для чего нужны

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Ответственность за отсутствие

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.

Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.

При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:

  1. Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
  2. Отходы, образуемые в учреждении.
  3. Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
  4. Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
  5. План проверок всех зданий в учреждении.
  6. Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
  7. Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).

Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2022 года:

  1. Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
  • ГОСТ Р 56062-2014.
  • ГОСТ Р 56061-2014.
  1. К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
  • Металлургические предприятия.
  • Текстильные учреждения.
  • Кожевенное производство
  • Энергетические объекты
  • Мясокомбинаты
  • Предприятия химической отрасли и т. д.

Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.

Требования к программе

Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.

При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.

Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.

Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.

Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.

Утверждение программы

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Как составить отчет по ПЭК

Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.

Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.

Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки. Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.

Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.

Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии

Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:

Образец программы ПЭК

Предлагаем ознакомиться с образцом программы ПЭК, которую разработали специалисты ЭкоПромЦентра. Разработать и утвердить программу ПЭК может сам хозяйствующий субъект. Но ее содержание должно соответствовать требованиям Приказа 74.

Разработать такой документ, не имея в штате экологов с опытом работы, крайне сложно. Сведения, содержащиеся в разделах об инвентаризации отходов, выбросов и сбросов, о периодичности их инвентаризации и исследования, должны опираться на требования экологического законодательства. Поэтому чаще всего составление программы ПЭК доверяют профильным экологическим организациям.

Есть ли штрафы за отсутствие программы ПЭК

  • Для граждан размер штрафа составляет 500-1000 рублей,
  • Для должностных лиц — до 6 тысяч рублей,
  • Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 80 тысяч.
  • Гражданам — до 2 тысяч рублей,
  • Должностным лицам — до 5 тысяч рублей,
  • Юридическим лицам — до 100 тысяч рублей.

Обязательная отчетность по осуществлению процедур ПЭК

С помощью отчетов утвержденной в Приказе 261 от 14 июня 2018 года формы Минприроды РФ контролирует выполнение процедур, предписанных утвержденной программой ПЭК. Составляется и предоставляется он ежегодно. Срок сдачи определен в приказе 74 Минприроды РФ — до 25.03 года, следующего за отчетным.

Подписать его можно обычной подписью или электронной. Предоставляется заполненная форма по месту фактического нахождения производства. Т.е.

в территориальное отделение Росприроднадзора. , Одна копия отправляется в бумажном и электронном виде контролирующему органу. Вторую предприятие оставляет у себя и хранит вместе с остальной экологической документацией для последующего предъявления при проверке.

Отчет не требует обязательного согласования в контролирующих органах. По сути это декларация выполненных организацией процедур экологического характера. На крупных предприятиях он обычно готовится штатными экологами и утверждается руководителем.

Но эту работу также можно доверить и сторонней организации. Это позволит разгрузить своих специалистов и гарантированно выполнить требования по его составлению.

Почему разработку ПЭК лучше доверить сторонней организации

Больше шанс выполнить все требования законодательства

Специалисты экологических организаций, специализирующихся на такой работе, находятся в курсе новых положений, законов и поправок, вступивших в силу недавно. При обнаружении недостающих данных: проектов ПДВ, НДС и прочее, наши сотрудники расскажут, как их можно рассчитать, измерить и утвердить.

Предсказуемые сроки

У сотрудников ЭкоПромЦентра большой опыт согласования документов в контролирующих органах. Это во многих случаях позволяет ускорить прохождение утверждения документации, снижает количество замечаний. Время важно, если программа производственного экологического контроля утверждается для новой площадки, которую нужно ввести в эксплуатацию как можно быстрее.

Получение рекомендаций по экологической эффективности

При подготовке программы ПЭК для предприятий наши сотрудники могут сделать ряд рекомендаций, позволяющий оптимизировать процедуры контроля. В некоторых случаях это позволяет снизить трудоемкость операций, разгрузить специалистов экологической службы организации, повысить точность измерений. Такая оптимизация положительно воспринимается при проверке контролирующими органами.

Разгрузка своих экологов

Как заполнять отчет по программе ПЭК

Методические рекомендации по заполнению формы отчета по программе ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522. Отчет по программе ПЭК включает в себя сведения об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля. Давайте подробно разберем пример заполнения отчета о результатах программы ПЭК на основании вышеупомянутой методики.

Как мы уже и отметили ранее, программу ПЭК разрабатывают только объекты 1, 2 и 3 категорий. Объектам 4 категории программа ПЭК не требуется.

1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

Начнем с таблицы 1.1 (общие сведения):

  • Во второй строке указываем наименование субъекта РФ, а также адрес и почтовый индекс юр. лица, место жительства ИП и почтовый индекс,
  • Третья строка заполняется только юр. лицами (!) и содержит контактные данные,
  • Информация в графах 8–10 указывается согласно свидетельству о постановке на гос. учет объекта, оказывающего НВОС.

Важные аспекты заполнения таблицы 1.2:

  • Таблицу 1.2 заполняют объекты 1 категории,
  • В пятой графе уточняется соответствие/несоответствие применяемой объектом технологии на соответствие НДТ (наилучшей доступной технологии),
  • Перечень НДТ содержится в Распоряжении Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (в ред. от 24.05.2018).

2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

Таблица 2.1 обязательно заполняется лишь в том случае, если программой ПЭК предусматривается контроль стационарных источников выбросов. Во второй графе перечисляются все загрязняющие вещества в соответствии перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).

Особое внимание рекомендуем также обратить на заполнение таблицы 2.2. В графах 2–5 уточняем информацию согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК.

В следующей, шестой графе перечисляются загрязняющие вещества согласно вышеупомянутому разделу I Перечня № 1316-р.

Далее указываем предельно допустимые, либо временно согласованные выбросы ЗВ.

Восьмая графа предназначается для указания фактических выбросов ЗВ, согласно результатам лабораторных исследований.

Отметим, что в графе 9 указывается информация о превышении установленных предельно допустимых или же временно согласованных выбросов ЗВ.

В графу 11 вносим общее число случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и загрязняющим веществам объекта. Специалисты рекомендуют заполнять ежегодно по результатам отчетности.

Справочная информация

Указывается в свободной форме. Это может быть перечень причин превышения установленных предельно допустимых, либо же временно согласованных выбросов.

Важно:

Установкой перечня объектов по мониторингу атмосферного воздуха занимаются территориальные органы Росприроднадзора и Росгидромета. С самим перечнем и рекомендациями можно ознакомиться в Приказе Росгидромета № 375.

Важные особенности заполнения таблицы 2.3: в графе 2 рекомендуется указывать наименование ЗВ в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

При заполнении респондентом таблицы 2.4 рекомендуется обратить внимание на следующее:

Во второй графе рекомендуется указывать номер места пункта наблюдения в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, указанным в Программе ПЭК.

В графе 3 рекомендуется указывать адреса пунктов наблюдений, размещенных в пределах населенных пунктов. Если пункты наблюдений размещены вне населенных пунктов, то в этой графе ставится прочерк.

Четвертая графа содержит координаты места нахождения пункта наблюдения. Их рекомендуется указывать в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

В графе 7 рекомендуется указывать периодичность отбора проб атмосферного воздуха в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, предусмотренным в Программе ПЭК, с указанием количества раз отбора проб в год, месяц, сутки.

В 9 графе рекомендуется указывать среднегодовую концентрацию загрязняющего вещества (мг/куб. м). Ее рекомендуется определять по формуле:

(мг/куб. м) — среднегодовая концентрация загрязняющего вещества (мг/куб. м) — разовая концентрация загрязняющего вещества n — количество наблюдений за год

3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

Таблица 3.1 заполняется только тогда, когда программой производственного экологического контроля предусматривается учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, их качества. По итогам учета (формы 3.1-3.3) в территориальный орган Росводресурсов предоставляются соответствующие сведения о результатах в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (согласно п.

14 Порядка № 205).

Обратите внимание на заполнение таблицы 3.3:

  • Заполняем таблицу только тогда, когда программой ПЭК предусматривается проведение проверок работы очистных сооружений,
  • Во второй графе нужно указать тип очистного сооружения (по последней стадии очистки),
  • В графу 4 вносим сведения о стадиях очистки и обязательно указываем сооружения очистки по каждой стадии,
  • В графах 5-7 вносим данные об объеме сброса сточных вод (тыс. м3/сут, тыс. м3/год), а именно: — Проектный, — Допустимый (в соответствии с разрешительным документом на право пользования водным объектом), — Фактический (среднесуточный за часть календарного года проверки и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного сооружения).
  • Графа 8: название ЗВ или микроорганизма согласно разрешению на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты,
  • Далее указывается дата контроля (отбора проб) из протокола исследований и измерений,
  • В графах 10-12 указываем проектное, допустимое, фактическое содержание ЗВ на выпуске сточных вод (мг/дм3),В графах 13-15 указываем проектное, допустимое, фактическое содержании микроорганизмов на выпуске сточных вод,
  • Графа 16 и 17 — сюда вносится проектная и фактическая эффективность очистки сточных вод на очистном сооружении.

Формула определения фактической эффективности очистки сточных вод (%):

Эф = (Свх – Свых) / Свх ? 100 %

*Cвх — концентрация загрязняющего вещества или содержание микроорганизмов в объеме сточных вод до очистки, мг/дм3, *Cвых — концентрация загрязняющего вещества или содержание микроорганизмов в объеме сточных вод после очистки, мг/дм3.

4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

Заполнять Таблицу 4.1 нужно, если программой ПЭК предусматривается проведение производственного контроля в области обращения с отходами. Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов предоставляют отчет в территориальный орган РПН до 15 января года, следующего за отчетным.

Сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления программы ПЭК:

Согласно какому документу:

Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Важно отметить, что начиная с 1 сентября 2022 года начнут действовать новые требования к содержанию программы ПЭК. Это значит, что Приказ № 74 утратит силу, его сменит Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109.

Adblock
detector