Признаки публичного договора в гражданском праве

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.

Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.

Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (статья 421 ГК РФ). При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).

Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей 426 ГК РФ для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.

2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г.

N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать. Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет.

При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию .

———————————
Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32.

Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора. По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями. Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.

Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации , Правила оказания услуг связи по передаче данных , Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания , Правила оказания телематических услуг связи , Правила оказания услуг по реализации туристского продукта , Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты.

———————————
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785.

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452.

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.

Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия. Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными. Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст.

180 ГК).

3. К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей 426 ГК потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора .

———————————
Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г.

N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).

4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора .

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, как отмечал М.И. Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю — экономически более слабой стороне, «которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, — к коммерческой организации». Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 — 200.

5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, — так называемого публичного (или административного) договора. Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре .

Отмечается лишь наличие «некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа» , причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.

———————————
Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период. Так, Ц.А. Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания.

См.: Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966.

N 10. С. 134 — 135.

В настоящее время подобные утверждения не встречаются.

Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264.

6. Положения комментируемой статьи 426 Гражданского кодекса РФ применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель. В силу п.

3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматривается история возникновения и общая характеристика публичного договора по Гражданскому праву России. Так же автор выделяет проблемы, связанные с конструкцией публичного договора .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ломбаев Н.И., Падерин Ф.В.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

закону, неверно присваивать государству статус наследника девятой очереди, поскольку государство наследует имущество.

Таким образом, современное гражданское право устанавливает, что одним из участников современных наследственных правоотношений является государство. Российская Федерация, как публично-правовое образование, обладает правом наследования. Однако, правовой статус государства не идентичен правовому статусу наследника какой-либо очереди.

В этой связи, вполне обоснованно можно говорить об особом статусе выморочного имущества, который приобретается исключительно при соблюдении законодательно установленных условий и об особом положении государства, которое осуществляет наследование указанного имущества.

1. Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» // СУ РСФСР. — 1918. — № 34. — Ст. 456.

2. ГК РСФСР 1922 г. с постатейно-систематизированными материалами. -3-е изд., перераб. и доп. на 1 января 1928 г. — М.: Юриздат; НКЮ РСФСР, 1928. — С. 429.

3. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2016).

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

© Ломбаев Н.И., Падерин Ф.В.1

Уральский институт экономики управления и права, г. Екатеринбург

В статье рассматривается история возникновения и общая характеристика публичного договора по Гражданскому праву России. Так же автор выделяет проблемы, связанные с конструкцией публичного договора.

Ключевые слова: публичный договор, правовой режим, договор, публичная оферта, предпринимательская деятельность, экономически слабая сторона.

Советское гражданское право не знало публичного договора. Ни Гражданский Кодекс 1922, ни Гражданский Кодекс 1964 гг. публичного договора не знали. Связано это с тем, что в советском праве отсутствовало такое понятие, как «экономически слабая сторона». Это объясняется, во-первых: идеологией построения коммунизма (см. например преамбулу к Конститу-

1 Старший преподаватель.

ции СССР 1977 г.), под которым понималось всеобщее равенство; во-вторых, провозглашение построения социализма, где естественно никакого экономического неравенства не может быть в принципе.

Переход Российской Федерации на капиталистическую экономику повлек за собой реформирование всей отрасли гражданского права, в результате чего в 1994 году был принят новый Гражданский кодекс [1], где в ст. 426 содержалось понятие «публичного договора». Первоначальное определение было таково: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Именно целью защиты более слабой, в экономическом отношении, стороны в договоре объясняется введение в кодекс этой новеллы [4, с. 247]. Причем, к моменту принятия кодекса ряд норм в этой сфере защиты интересов потребителей уже действовали.

Например, в «Правилах продажи отдельных видов товаров. » [2] в п. 7 содержится следующие указание: «продажа товаров в торговом предприятии производится всем гражданам на общих основаниях.

Льготы по торговому обслуживанию предоставляются отдельным категориям населения в соответствии с действующим законодательством».

Следует отметить что определение, данное публичному договору, было не совсем точным и в дальнейшем оно подверглось определенной критике. Особое внимание исследователи уделили тому, что одной из сторон выступает коммерческая организация. С таким довольно узким подходом к субъектному составу не согласны многие из авторов, которые предложили распространить действие данного договора на любого субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью (в т.ч.

на индивидуальных предпринимателей и некоммерческие организации, которые в ряде случаев могут осуществлять деятельность, связанную с извлечением прибыли) [5, с. 77; 6, с. 50; 7, с.

110].

Кроме того, в п. 7.4 «Концепции развития гражданского законодательства» [2] отмечается, что: «В целях наиболее полной реализации логики, которая заложена в статье 426 ГК, посвященной публичному договору, предлагается изменить пункт 2 этой статьи таким образом, чтобы цена в публичном договоре могла устанавливаться как единая для одинаковых категорий потребителей или контрагентов, тогда как иные условия публичного договора не могли определяться исходя из личных предпочтений или статуса (особенностей) того или иного конкретного потребителя или контрагента».

Таким образом, все замечания были учтены и ФЗ от 8 марта 2015 г. («О внесении изменений в часть первую Гражданского кодека») изложил новое

определение публичного договора: «Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)». Данное определение действует уже более года и именно на его основе будет дан дальнейший анализ публичного договора в гражданском праве.

Представляется, что в строгом смысле слова публичный договор вовсе договором не является. Если посмотреть данное законодателем определение, содержащиеся в ст. 420 ГК РФ, то договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В то же время, если следовать буквальному толкованию ст. 426 ГК РФ, то получается, что публичный договор уже заключен. Вместе с тем в определении ясно сказано, что договор может быть заключен только двумя сторонами.

Кроме того, существенным условием любого договора является его предмет (абз. 2 п. 1 ст.

432 ГК РФ), так как если предмет не согласован сторонами, то договор считается незаключенным. Когда изучается раздел IV ГК РФ (отдельные виды обязательств) всегда указывается предмет рассматриваемого договора (например, товар в купли — продаже, не потребляемая вещь в аренде и т.д.), но в публичном договоре как таковой предмет выделить нельзя.

Поэтому можно говорить о том, что публичный договор это правовой режим (под этим термином в теории понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств) [8, с. 272], который отражает публично-правовые начала в гражданском законодательстве. Это многоцелевой режим, который включает в себя ряд направлений.

Первое, это защиты интересов экономически слабой стороны. В литературе утвердилось представление, что слабая сторона это условное обозначение участника договорных обязательств, обладающего значительно меньшим запасом тех или иных организационных, материальных, профессиональных, информационных и других конкурентных, имеющих значение для формирования, осуществления и защиты субъективного права ресурсов в сравнении со своим контрагентом. Именно сопоставление указанных возможностей участников гражданского (торгового) оборота является конституирующим, определяющим критерием установления слабой и сильной сторон в гражданском правоотношении.

Напротив, сильная сторона располагает всеми реальными возможностями влияния на контрагента, и в состоянии диктовать партнеру по договору свою волю [4, с. 250].

Второе направление это создание гарантий функционирования свободного рынка [4, с. 251]. Близким к ст.

426 ГК РФ по своему характеру является антимонопольное законодательство. Например, в пп. 3 ст.

10 ФЗ «О защите конкуренции» содержится следующий запрет навязывать контрагенту условия договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Именно исходя из того, что публичный договор это специфический правовой режим, будет дано его дальнейшее исследование.

Как видно из уже названного определения одной из сторон выступает субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность. В ст.2 ГК РФ под этим понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В зависимости от договора это может быть юридическое лицо (например, по договору энергоснабжения), так и индивидуальный предприниматель (договор розничной купли-продажи).

Условно считается что это экономически сильная сторона. Другая сторона договора наоборот, экономически слабая и именно защитой ее интересов во многом обусловлена конструкция публичного договора.

Следующая особенность это запрет оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных законом (абз. 2 п. 1 ст.

426 ГК РФ). Сходным с этой нормой является указание на то, что цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (п. 2 ст.

426 ГК РФ), опят же если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отказ от заключения публичного договора допускается только в случае, если у предпринимателя не имеется возможности предоставить соответствующий товар, выполнить работу или оказать услугу. А при необоснованном уклонении от заключения такого этого договора применяются правила о принудительном заключении договоров (п. 2 ст. 445 ГК РФ).

Наиболее полно характеризует публичный договор как специфический правовой режим именно норма, закрепляющая возможность в случае предусмотренном законом, посредством актов Правительства и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, издавать правила, обяза-

тельные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п. 4 ст. 426). Как отмечает Брагинский потребность в ограничении прав Правительства РФ на издание нормативных актов в рассматриваемых случаях отражает общую тенденцию законодателя к жесткому регулированию публичных договоров [4, с. 248].

Дополнительной гарантией служит п. 5 ст. 426, согласно которому условия договора, противоречащие требованиям об одинаковой цене для одной категории потребителей, а также условия, несоответствующие установленным правилам (п. 4 ст. 426), являются ничтожными.

Публичный договор заключается путем направления публичной оферты, т.е. предложения, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Таким образом, главное что следует выделить среди общих особенностей публичного договора, это его направленность на защиту «экономически слабой» стороны в договоре, а так же то, что в строгом смысле слова публичный договор является скорее специфическим правовым режимом, обеспечивающим регулирование обязательственных отношений с участием прежде всего потребителей, а не договором как таковым.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 16.12.2015) // Собрание законодательства РФ 05.12.1994. — № 32. -С. 3301.

2. Постановление Правительства РФ Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 № 55 (ред. От 05.01.2015) // Собрание законодательства РФ. — 26.01.1998. — № 4. — С. 482.

3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. — ноябрь, 2009. — № 11.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — 3-е изд., стереотип. — М.: Статут, 2001. — С. 848.

5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. — 4-е изд., стереотип. — М.: Статут, 2002. — С. 800.

6. Левченко О.С. К вопросу о сторонах публичного договора // Законодательство и экономика. — 2008. — № 6. — С. 49-52.

7. Савельев А.И. Применение судами норм Гражданского кодекса РФ о публичных договорах // Вестник гражданского права. — 2009. — № 4. -С. 99-136.

8. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2002. — С. 616.

Понятие и признаки публичного договора

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного догово­ра:

    обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (ес­ли только иное не предусмотрено законом или иными правовыми ак­тами, например, для ветеранов войн, инвалидов или других категорий граждан); однако сам предприниматель (услугодатель) не вправе по­нуждать потребителя (потребителей) заключать соответствующий до­говор;

цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории ; иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Федеральным законом от 05.12.2017 N 379-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в Гражданском кодексе РФ закреплена возможность отказа в заключении публичного договора, каковым является договор воздушной перевозки пассажира.

Ст. 786 ГК РФ дополнена п. 4, согласно которому в случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса РФ, перевозчик или лицо, уполномоченное им на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

Соответствующее дополнение внесено также в ст. 426 ГК РФ, устанавливающее, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

Наконец, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК потребитель может через суд понудить предпринимателя к заключению такого договора или пе­редать на рассмотрение суда разногласия по его отдельным условиям.

Следовательно, в отношении выбора контрагента и условий договора для предпринимателя здесь исключается действие принципа свободы договора . Такое законодательное решение призвано служить защите интересов массовых потребителей, прежде всего граждан, обычно на­ходящихся по отношению к профессиональным предпринимателям в заведомо более слабом положении.

Указанным целям соответствуют также правила о договоре присое­динения.

Adblock
detector