Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется

Содержание
  1. Комментарии к ст. 383 ТК РФ
  2. Другой комментарий к Ст. 383 Трудового кодекса Российской Федерации
  3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
  4. В судах общей юрисдикции рассматриваются индивидуальные трудовые споры:
  5. КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры только в тех компаниях, в которых она создана. В КТС могут рассматриваться трудовые споры, связанные:
  6. Роль государственной инспекции труда в разрешении трудовых споров
  7. Понятие и виды трудовых споров
  8. Подведомственность и подсудность трудовых споров
  9. Особенности рассмотрения дел в судах
  10. Куда смотрит трудовая инспекция?
  11. Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам
  12. Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам
  13. Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам
  14. Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
  15. Статья 393. Освобождение работников от судебных расходов
  16. Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу
  17. Статья 395. Удовлетворение денежных требований работника
  18. Статья 396. Исполнение решений о восстановлении на работе

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 383 ТК РФ

1. В комментируемой статье определен перечень источников права, которые регулируют порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. К ним относятся, как правило, федеральные законы, а не подзаконные акты и соглашения о труде (например, коллективный договор и другие соглашения, которые не могут изменить порядок разрешения индивидуальных трудовых споров или дополнить процедуру рассмотрения споров, определенную ст.

ст. 381 — 397 ТК).

2. Порядок разрешения трудовых споров в КТС определен ст. ст. 384 — 389 ТК (см. комментарий к статьям 384 — 389) и иными федеральными законами.

3. Процедура разрешения трудовых дел в судах раскрыта в ст. ст. 390 — 394 ТК, а также в ГПК, т.е. законодательстве, которое четко определяет подведомственность трудовых дел суду, состав субъектов, участвующих в деле, производство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, порядок исполнительного производства и др.

4. Трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются КТС, судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных в законодательстве о труде и об охране труда и в ГПК.

Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров предусмотрен, например, в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в споре о причинении вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью работников — субъектов трудовых правоотношений (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

5. Подведомственность трудовых споров — это институт гражданско-процессуального и трудового права, поэтому порядок рассмотрения трудового спора зависит от содержания трудового спора и его субъектов, а также от вида правоотношения, при реализации которого возник трудовой спор.

Определение подведомственности конкретного трудового спора имеет практическое значение потому, что решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не обладает юридической силой и не может быть исполнено в принудительном порядке специальными органами (КТС и судом).

Определить подведомственность трудового спора — значит установить юрисдикционный орган, который управомочен разрешить конкретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон трудового правоотношения.

6. Статья 383 ТК закрепляет правило, согласно которому на первом этапе трудовой спор должен разрешиться между субъектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены путем таких переговоров сторон спора или с участием представителей выборного профоргана, субъекты трудового правоотношения могут обратиться в КТС или суд за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудового права.

С момента обращения за разрешением спора возникает индивидуальный трудовой спор, который является юридическим фактом для возникновения гражданско-процессуального правоотношения по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, например при увольнении работника, иногда существует наряду с ним, например при компенсации морального вреда.

Особенности в определении подведомственности трудовых споров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих, на них распространяется действие законодательства о труде и об охране труда, за исключениями, установленными положениями о федеральной государственной службе, но их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены на основании Конституции РФ непосредственно в суде.

7. При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) при меняют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданского процессуального законодательства (ГПК), а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Установленный ст. 383 ТК порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работников возможности обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

8. Помимо нормативных актов, перечисленных в ст. 383 ТК, органы по рассмотрению трудовых споров руководствуются и другими нормативными правовыми актами, в которых есть нормы, посвященные восстановлению нарушенного трудового права.

Так, трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья на работе, рассматриваются с учетом Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Некоторые нормы о порядке разрешения трудовых споров работодателей с органами надзора и контроля за законодательством о труде и об охране труда содержатся в положениях о соответствующих государственных органах, осуществляющих этот надзор, например о Ростехнадзоре.

9. Порядок разрешения трудовых споров в суде устанавливается ТК (ст. ст.

390 — 397), ГПК и иными нормативными актами, предусматривающими альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров. В последнем случае сам работник решает, в какой орган ему обратиться за разрешением трудового спора — в вышестоящий орган или в суд, при этом трудовой спор не рассматривается в КТС.

Другой комментарий к Ст. 383 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Основными нормативными актами, регулирующими порядок рассмотрения трудовых споров, являются федеральные законы.

2. В первую очередь это Конституция РФ, закрепляющая основные права в сфере труда и среди них право граждан на защиту своих прав (в том числе право на судебную защиту).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» было отмечено, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится ТК, в который включен специальный раздел, посвященный защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС) определен ст. ст. 384 — 389 ТК РФ.

4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах регулируется также процессуальным законодательством — Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК).

5. Для отдельных категорий работников федеральными законами устанавливаются особенности рассмотрения их индивидуальных трудовых споров. Например, споры государственных служащих, судей, работников прокуратуры рассматриваются соответствующими органами государственной власти и управления.

Однако статус этих работников не является препятствием для судебного разрешения любого спора, связанного с применением труда.

6. Особый порядок предусмотрен для рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК РФ).

7. Важное значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В первую очередь, это Постановление Пленума от 17 марта 2004 г.

N 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.), а также соответствующие постановления, касающиеся вопросов применения законодательства о материальной ответственности, о компенсации морального вреда.

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (абз.1 ст.381 ТК РФ).

Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем (т.е. спор между бывшим работником), а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (абз.2 ст.381 ТК РФ).

В чем различия индивидуального трудового спора от коллективного? Если трудовой конфликт имеет место между отдельным работником и работодателем — это индивидуальный спор (ст.381 ТК РФ), если между группой работников (коллективом) компании и работодателем — это коллективный спор (ст.398 ТК РФ).

В судах общей юрисдикции рассматриваются индивидуальные трудовые споры:

  • о восстановлении работника;
  • об изменении даты и формулировки причины увольнения;
  • о переводе на другую работу;
  • об оплате времени вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • об отказе в приеме на работу;
  • работников, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;
  • работников религиозных организаций;
  • работников, считающих, что они подверглись дискриминации (ст.391 ТК РФ).

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора различны и зависят от предмета спора. Например, если идет речь о незаконном увольнении работника, то срок — один месяц (указанный срок отчитывается со дня выдачи трудовой книжки либо со дня вручения работнику копии приказа об увольнении (ч.2 ст.391, ч.1 ст.392 ТК РФ)), а по спорам о размерах причитающихся работнику выплат — один год, по всем остальным трудовым спорам — три месяца (ч. 1, 2 ст.

392 ТК РФ).

Согласно ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ или иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры только в тех компаниях, в которых она создана. В КТС могут рассматриваться трудовые споры, связанные:

с изменением условий трудового договора работника;

оплатой труда, предоставлением отпуска;

выплатой заработной платы и премий,

установлением режима работы;

с применением дисциплинарных взысканий (ст.385 ТК РФ).

КТС вправе заниматься разрешением индивидуальных трудовых споров, за исключением тех, что прямо отнесены к компетенции судов (ст.391 ТК РФ).

Как уже было отмечено, для индивидуальных трудовых споров характерен досудебный (в КТС, при наличии в компании) и судебный (в судах общей юрисдикции) порядок разрешения.

Работник может обратиться в КТС для разрешения индивидуального трудового спора, за исключением тех споров, которые отнесены к компетенции суда либо для которых федеральным законом установлен иной порядок. КТС рассматривает трудовой спор в 10-дневный срок со дня подачи заявления работником.

Работник может обратиться в КТС в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок пропущен по уважительной причине, то КТС вправе его восстановить.

Обращение в КТС не исключает возможности работника обратиться в суд, минуя КТС. Если КТС в компании не создана, то спор рассматривается непосредственно в суде. При этом для ряда категорий работников трудовые споры имеют особый порядок разрешения.

Это касается работников, избираемых, утверждаемых и назначаемых на должности высшими органами государственной власти РФ, судей, прокуроров.

Роль государственной инспекции труда в разрешении трудовых споров

Сразу отметим, что государственная инспекция труда (далее по тексту — ГИТ) не является органом, разрешающим индивидуальные трудовые споры, рассмотрение индивидуального трудового спора производится комиссией по трудовым спорам или в порядке гражданского судопроизводства.

Но, как было отмечено, в Определении ВС РФ от 20.07.2012 г. №19-КГ12-5, трудовая инспекция проводит проверки (в том числе, внеплановые, по обращению сотрудника) и выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Анализ положений статей 356, 357 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, ГИТ выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, поскольку не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Но государственный инспектор труда имеет право выдать предписание для устранения очевидных нарушений трудового законодательства, которые выражены объективно и являются бесспорными (например, нарушение установленного законом срока применения дисциплинарного взыскания; нарушение срока выплаты заработной платы, и т.п.).

При этом выдача предписания в отношении очевидного нарушения трудового законодательства возможна и при наличии неурегулированного индивидуального трудового спора.

Если же индивидуальный трудовой спор разрешен соответствующим органом (в том числе судом), то государственный инспектор труда вправе возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, при наличии всех признаков состава данного правонарушения, в том числе, вины работодателя (Постановления Пермского краевого суда от 17.01.2019 г. № 4А-1895/2018, ВС Республики Коми от 19.12.2018 г.

№4А-822/2018, решение Архангельского областного суда от 22.01.2019 г. №7Р-50/2019).

Понятие и виды трудовых споров

Трудовой кодекс РФ, в главах 60 и 61, определяет понятие трудовых споров, а также способы их разрешения. Выделяется два вида:

Коллективные. В таком случае конфликт касается работодателя и всего коллектива или его конкретной части. Возможные противоречия с профсоюзом.

Индивидуальные. Касается только конкретного сотрудника и работодателя.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры при их обоснованности запретить невозможно. Все препятствия работодателей могут быть оспорены в судебном порядке.

Индивидуальные трудовые споры, как правило, возникают по следующим противоречиям:

    неправильное толкование трудового договора и иные соглашений;

злоупотребление правом со стороны работодателя или сотрудника;

нарушение действующего трудового законодательства;

противоправность локальных правовых актов, нарушающих права конкретного сотрудника.

Коллективный спор, в свою очередь, касается следующих вопросов:

    изменение условий коллективного договора при нарушении прав группы лиц;

противоправный характер иной документации;

нарушение прав трудового коллектива со стороны работодателя;

препятствование работы профсоюза.

Трудовой спор может быть индивидуальным, даже если стороной конфликта выступает сразу несколько работников. Главное условие — нарушение прав конкретных граждан, а не какой-то группе лиц. Например, если ущемляются интересы нескольких конкретных менеджеров, то спор будет индивидуальным. А если всех менеджеров компании, то коллегиальным.

Подведомственность и подсудность трудовых споров

При возникновении трудовых споров нужно правильно определить орган, в который следует обращаться для защиты своих прав. Что касается коллективных споров, то на первом этапе их всегда рассматривает трудовая комиссия. И только если договориться не удается, дело передается в суд.

Не запрещается и обращение к независимому медиатору, но только при согласии всех участников конфликта.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются:

    Трудовая комиссия. Как правило, такой метод используется на первой стадии.

Суд. Иск подается в районный или городской суд, по месту нахождения ответчика.

В ряде случаев спор разрешается без участия комиссии, сразу в судебном порядке. Например, если работодатель незаконно и необоснованно увольняет конкретного сотрудника.

Работник, права которого нарушены, вправе обратиться в Государственную Инспекцию Труда. Например, если работодатель не обеспечивает нормальные условия труда, данный орган проведет проверку.

Еще один вариант — прокуратура, которая может перенаправить дело на рассмотрение в инспекцию. Прокуратура вправе выносить и самостоятельные акты, проводить проверки, осуществлять запросы. Все зависит от ситуации и типа нарушения.

Но чаще всего прокурор берет под контроль проверку в инспекции, а также рассматривает жалобы на действия или бездействия сотрудников этого органа.

Особенности рассмотрения дел в судах

При обращении в трудовую комиссию платить государственную пошлину не нужно. Еще одна особенность — сокращенные процессуальные сроки. Судебный процесс может затянуться.

При рассмотрении дел в судах больше возможностей для выигрыша — у сотрудника. Порой достаточно минимальных доказательств, чтобы суд встал на сторону заявителя. Ситуация аналогична делам о защите прав потребителей, когда бремя доказывания, в большей степени, ложится на компанию.

Куда смотрит трудовая инспекция?

Комиссия имеет право рассматривать индивидуальные трудовые споры. Но также действует трудовая инспекция — отделения этого органа созданы в каждом регионе. Особенность в том, что этот орган имеет полномочия разрешать общие противоречия, связанные с нарушением трудового законодательства.

Например, при нарушении работодателем правил безопасности создается угроза не только конкретному работнику, но и другим лицам. В таком случае можно обратиться в трудовую инспекцию. А при невыплате премии конкретному работнику по личным причинам спор придется разрешать в суде или через комиссию.

При возникновении противоречия между работником и работодателем нужно выяснить, кем рассматриваются индивидуальные трудовые споры. Подобные полномочия есть у трудовой комиссии, созданной на предприятии, и суда.

Особенность индивидуальных споров в том, что речь идет о нарушении прав конкретного гражданина, а не группы или всего коллектива. Чаще всего подобные конфликты решаются через суд в исковом порядке. В качестве заявителя вправе выступать и работодатель, если его интересы нарушаются сотрудником.

Если у вас возникли проблемы в трудовых спорах получить юридическую помощь можно на нашем сайте.

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положением части первой статьи 392 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, а разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно, см. определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2005 N 312-О и от 20.12.2005 N 482-О.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Статья 393. Освобождение работников от судебных расходов

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Статья 395. Удовлетворение денежных требований работника

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Статья 396. Исполнение решений о восстановлении на работе

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Adblock
detector