- Какие прибавки положены пенсионерам в 2020 году
- Причины отказа в доплате к пенсии
- Официальное трудоустройство
- Увеличение пенсии неработающим пенсионерам
- Превышение ПМП на федеральном/региональном уровнях
- Срок регистрации в Москве менее 10 лет
- Неправильно указано основание для получения надбавки в заявлении
- Возраст детей-иждивенцев
- Ошибки со стороны ПФР
- Решение МСЭ о снятии инвалидности
- Не приходит надбавка к пенсии
- Основные причины отсутствия доплаты
- 1. Такой доплаты не существует
- 2. Нет права на доплату
- 3. Отсутствие заявления
- Пенсионеры лишаются части социальных доплат из-за действий Пенсионного фонда
- Обжалование и законодательное регулирование
- Обращение в компетентные органы
Новый размер пенсий, ежемесячных выплат с учетом всех бывших индексаций установят в мае 2020 года. Доплата будет произведена на федеральном и региональном уровнях. Специального обращения в органы не требуется, так как ПФР и органы социальной защиты в регионах проведут индексацию беззаявительным порядком.
Какие прибавки положены пенсионерам в 2020 году
Прибавка к страховой пенсии | Категория пенсионеров | Условия |
100% | Достигшие 80 лет | |
Инвалиды 1 группы | пенсионный возраст | |
50% | Инвалиды 3 группы | |
Работавшие на Крайнем Севере | 15 лет стажа | |
30% | Имеющие на содержании 1 иждивенца | |
Работавшие в районах, приравненных к условиях Крайнего Севера | 20 лет стажа | |
25% | Проживающие в сельской местности | 30 лет стажа |
Причины отказа в доплате к пенсии
С заявлением о начислении доплаты надо обращаться в региональное управление социальной защиты, если социальная пенсия ниже ПМП в месте проживания. Учитывается общая сумма пенсионного обеспечения. В нее включаются все выплаты, полученные пенсионером за текущий период.
Официальное трудоустройство
Работающие пенсионеры не могут рассчитывать на ежегодную индексацию. Согласно ФЗ № 385 от 29.12. 2015 г., размер заработной платы постоянно повышается и государство не видит смысла в том, чтобы работающим пенсионерам повышать еще и пенсию.
Увеличение пенсии неработающим пенсионерам
В 2020 г. оно составит 6,6 %. Изменится схема индексации. Раньше ее производили на основании размера пенсии, который уравнивался с ПМП. Сейчас до прожиточного минимума будет подниматься размер всех доплат в отдельности, и уже от этой суммы будет рассчитываться процент индексации.
Превышение ПМП на федеральном/региональном уровнях
ФСС имеет право отказать в доплате к пенсии, если общая сумма полученных пенсионером денег из бюджета соответствует прожиточному минимуму или выше этого показателя. При смене места жительства надбавка аннулируется, если в этом регионе ПМП ниже, чем в прежнем.
Срок регистрации в Москве менее 10 лет
Если раньше все неработающие в Москве пенсионеры получали доплату к пенсии, уравнивающую ее до уровня городского социального стандарта, то сейчас размер их пенсий ограничиться ПМП. По истечении десятилетнего срока регистрации они вправе обратиться с заявлением о пересмотре суммы выплаты. Время проживания на территориях, присоединенных к столице, также идет в зачет.
Измененные правила действуют с 2013 года.
Неправильно указано основание для получения надбавки в заявлении
Чтобы исключить отказ в просьбе о получении надбавки, надо правильно указывать основание для доплаты. Например, заявитель получает пенсию в размере ПМП, но он содержит на нее иждивенца. Тогда в заявлении надо указать этот факт как основание для надбавки. Правильность формулировки обеспечивает соблюдение законности и во всех других случаях.
Возраст детей-иждивенцев
Ребенок считается таковым только до достижения совершеннолетия (18 лет). Неработающие студенты считаются по закону иждивенцами.
Ошибки со стороны ПФР
В этом случае пенсионер может обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию либо обжаловать их действия в суде. При доказательстве вины ПФР он может рассчитывать на полное возмещение ущерба.
Решение МСЭ о снятии инвалидности
Комиссия именуется социальной, потому что обязана выяснить, может ли человек, имеющий физические/психические дефекты, работать. Постановление выносится в результате голосования. Чтобы оспорить решение МСЭ о снятии инвалидности, надо доказать, что комиссия сделала неправильные выводы и нарушила гражданские права пенсионера.
все время ущемляют пенсионеров и инвалидов
Я в марте прошлого 2019 г. получила некую доплату к своей пенсии инв с детства 3 гр. 8124 р.86 к. + 2073.51(монетизация соц.льгот) в размере 89 р.
Cпасибо нашим хозяевам,себе поднимают ого-го-го как зарплаты, а нас нищих пенсиков всё ж помнят.Всякие закончики выдумывают.Прибавки — 89 руб, 110 руб,224 руб. ну и так далее- не более 300 рэ.Нормально Григорий ? Отлично Константин!
Аноним 551
в 2018г пенсия минимум-8100р в 2019г минимум-8102р и это нижегородская обл
Не приходит надбавка к пенсии
Для многих пенсионеров предусмотрены разного рода доплаты. Но в некоторых случаях прибавки не приходят к получателю. В этом материале разберемся, почему не приходит надбавка к пенсии и какая помощь юриста в Москве понадобится в подобной ситуации.
- Основные причины отсутствия доплаты
- Такой доплаты не существует
- Нет права на доплату
- Отсутствие заявления
- Исчерпание права на доплату
Основные причины отсутствия доплаты
Почему не пришла доплата? С таким вопросом часто обращаются пенсионеры к юристам, специалистам Пенсионного фонда или службы соцзащиты. И ответ всегда зависит от конкретной ситуации и оснований для установления доплаты.
Как следствие, разрешение ситуации также всецело зависит от обстоятельств, исключающих начисление дополнительных средств пенсионеру. Стоит разобрать наиболее частые причины отсутствия доплаты в сумме пенсии.
1. Такой доплаты не существует
Интернет и «желтые СМИ», а также «сарафанное радио» постоянно пополняется слухами о разного рода прибавках к пенсии. Чаще всего умы пенсионеров будоражит:
- доплата за стаж – 30,40,50 лет;
- доплата за детей – рожденных в советское/любое время;
- доплата за советскую пенсию – перерасчет суммы содержания, если пенсия назначена во времена СССР;
- доплата «720 рублей» – всем пенсионерам в порядке внеплановой срочной индексации;
- доплата «1300 рублей» – пенсионерам, достигшим возраста 1300 руб. в связи с неизрасходованным бюджетом ПФР.
Список «фейковых» доплат можно продолжать бесконечно. Практически каждый год их выдумывают невероятное количество. Поэтому прежде чем бежать в Клиентскую службу ПФР и требовать доплату стоит сначала удостовериться – существует ли такая, и положена ли гражданину. Сделать это очень и очень просто:
- проконсультироваться с инспектором ПФР, позвонив по телефону горячей линии;
- спросить у юриста сайта онлайн или по телефону.
Если доплата действительно существует и положена гражданину, специалист ПФР пригласит пенсионера в Клиентскую службу Фонда. Юрист также определит пенсионные права, скажет, какие документы потребуются для оформления доплаты и в какие сроки она будет предоставлена. Если же права на получение доплаты нет, юрист скажет, как его приобрести и возможно ли это в принципе.
2. Нет права на доплату
В пенсионной системе предусмотрено огромное количество различных доплат. Вот только направляются они для строго определенных категорий граждан. Например, с января 2019 года введена доплата за стаж в сельскохозяйственной деятельности. Но повышение фиксированной выплаты предоставляется только тем, кто:
- имеет 30-летний стаж по специальности, указанной в Постановлении Правительства РФ №1440 от 2018 года;
- постоянно проживает в сельской местности.
Следовательно, при иных условиях доплата не назначается. И наверное было бы бесполезно задаваться вопросом, почему пришла пенсия без надбавки, но здесь уже могут возникнуть приятные для пенсионера исключения.
Отец Юрия Г. – Николай Г. отработал в колхозе 37 лет трактористом.
Выйдя на пенсию, Николай переехал к сыну в Москву, но не выдержал жизни в большом городе и уехал обратно в деревню. Однако городскую прописку сохранил, а пенсию получал на карточку. Несмотря на жизнь в деревне и сельский стаж, отцу Юрия не сделали соответствующую надбавку, что и послужило поводом для обращения к юристу.
Адвокат сообщил, что надбавка в такой ситуации положена, поскольку отец Юрия фактически постоянно проживает в деревне. Для ее назначения Николаю придется обратиться в Клиентскую службу ПФР с соответствующим заявлением. А чтобы не писать его ежегодно, стоит либо выбрать способом доставки пенсии вручение ее по адресу фактического проживания, либо официально прописаться по месту жительства.
Но в некоторых ситуациях соответствующее право на доплату приобрести невозможно. Например, повышение фиксированной выплаты за северный стаж априори недоступно пенсионерам, которые жили и работали на «материке», то есть в более благоприятном климате.
3. Отсутствие заявления
Определенные виды доплаты предоставляются исключительно заявительным путем. Дело в том, что ПФР не может (и не должен) отслеживать изменения в жизни пенсионеров. Во-первых, это не этично, а во-вторых – противозаконно. Следовательно, доплата за тех же иждивенцев может быть установлена, если:
- гражданин вышел на пенсию;
- у пенсионера появились иждивенцы;
- наличие иждивенцев подтверждается соответствующими документами.
Если не пришла доплата к пенсии за иждивенцев, то стоит проверить – обращался ли гражданин за ней. Если нет, то следует направить в ПФР соответствующее заявление. Если же заявление было и по нему вынесена положительная резолюция, то отсутствие доплаты будет поводом для обращения в ПФР.
Ведь нельзя исключать банальную техническую ошибку или «человеческий» фактор.
Пенсионеры лишаются части социальных доплат из-за действий Пенсионного фонда
Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.
Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч.
8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления.
Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г., и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г. Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.
Обжалование и законодательное регулирование
Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.
Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г.
№ 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п. 14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).
В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена. Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период.
Теперь такого быть не может, и это справедливо. Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.
Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст.
22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.
Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.
В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.
Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.
Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.
Обращение в компетентные органы
В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.
Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.
Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.
При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.
Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г.
Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г.
№ 932-ПП).
В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.
Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.
Требования мной обосновывались следующим образом:
- в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
- согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.
Также в судебном заседании был поставлен вопрос, действительно ли у органа Пенсионного фонда было реальное основание для приостановления рассмотрения заявления. В судебном заседании представитель ответчика не представил никаких документов и доказательств, подтверждающих тот факт, что Пенсионный фонд действительно за период приостановления направлял запросы, ожидал ответов на них. Я полагал, что обсуждение этого вопроса – единственный шанс выиграть дело, установив, что Пенсионный фонд необоснованно приостановил срок рассмотрения заявления о назначении пенсии.
Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.
Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.
Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.