Основные показатели работы грузовых автомобилей

Основные показатели работы грузовых автомобилей

Работу автотранспортного предприятия в целом и каждого автомобиля в отдельности оценивают на основании показателей, характеризующих техническое состояние подвижного состава, организацию транспортного процесса и рациональность использования подвижного состава.

Такими показателями являются: коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая и эксплуатационная скорости движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности (пас-сажировместимости), объем перевозок.

Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозочный процесс, является коэффициент технической готовности подвижного состава ат.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Он определяется отношением числа технически исправных автомобилей к их списочному числу данного АТП. Если в АТП списочное число автомобилей на сегодняшний день равно 500, а технически исправных на сегодня автомобилей 420, то коэффициент технической готовности парка автомобилей на данное число ат = 420/500 = 0,84.

Коэффициент технической готовности зависит от организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта автомобиля, иными словами, является обобщенным показателем работы производственно-технической службы АТП и характеризует уровень технического состояния подвижного состава данного предприятия.

Повышение коэффициента технической готовности в значительной мере зависит от водителя, его профессионального мастерства. Умелое вождение автомобиля, соблюдение правил технической эксплуатации, своевременное обнаружение и устранение неисправностей—вот те факторы, которыми водитель может влиять на повышение этого коэффициента.

Степень использования подвижного состава в транспортном процессе характеризуется коэффициентом использования парка, который определяется отношением числа отработанных автомобиле-дней к числу календарных автомобиле-дней пребывания их в АТП. Если в АТП каждый автомобиль отработал на линии в среднем по 260 дней в году, то коэффициент технической готовности парка ат=260/365 = 0,71.

Этот коэффициент зависит от ряда организационных факторов: режима работы клиентуры, наличия подменных водителей, технического состояния подвижного состава АТП, состояния дорог на маршрутах перевозок и т. д.

Весьма важным фактором, определяющим организацию транспортного процесса в АТП, является продолжительность работы автомобиля на линии с момента выхода его из предприятия и до его возвращения.

Этот показатель зависит от режима работы грузополучателей и грузоотправителей, расстояния, на которое перевозится груз, и определяет режим работы АТП. Повышение этого показателя достигается организацией двух- и трехсменной работы водителей, созданием бригад водителей, работающих по графику для обеспечения работы подвижного состава в выходные дни.

Автобусные и таксомоторные предприятия, АТП, обслуживающие торговлю, работают все дни года.

Большое влияние на повышение производительности труда подвижного состава оказывает скорость движения. Различают техническую и эксплуатационную скорости.

Каждый водитель должен добиваться повышения технической скорости движения, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, дорожных условий, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки.

Эксплуатационная скорость v3 — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. Это время включает не только время движения, но и время на оформление, получение и сдачу грузов, время на погрузочно-разгрузочные работы, время на устранение неисправностей в пути. Эксплуатационная скорость определяется отношением пробега автомобиля ко времени нахождения его в наряде.

Эксплуатационная скорость всегда ниже технической. Например, автомобиль ЗИЛ-130 находился в наряде 7 ч, из которых в движении был 5,7 ч и совершил пробег 154 км. Средняя техническая скорость ит= 154/5,7 = =27 км/ч, а эксплуатационная иэ= 154/7 = 22 км/ч.

Эксплуатационная скорость характеризует степень организации транспортного процесса (простои под погрузкой-разгрузкой) и оформления транспортной документации. С увеличением расстояния перевозок эксплуатационная скорость повышается и приближается к технической.

Одним из составляющих техни-ко-эксплуатационных показателей работы подвижного состава является пробег автомобиля. Он выражается в километрах, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза (порожнего пробега).

Пробег автомобиля с грузом является рабочим (производительным), так как при этом производится транспортная работа.

Нулевым пробегом называется подготовительный пробег для выполнения транспортной работы — подачи автомобилей к месту погрузки из АТП или из пункта выгрузки в АТП в конце работы. К нулевому пробегу относятся также все заезды автомобилей, не связанные с вы-

полнением транспортного процесса (на заправку, техническое обслуживание, текущий ремонт).

Порожним пробегом называется пробег без груза, совершаемый в процессе перевозок при подаче подвижного состава от места выгрузки к месту погрузки.

Рациональная организация транспортного процесса оценивается коэффициентом использования пробега, который определяется делением пробега с грузом на общий пробег. Например, если общий пробег автомобиля ЗИЛ-130 составил 154 км, а пробег с грузом 105 км, то коэффициент использования пробега (3 = = 105/154 = 0,68.

На повышение производительности труда автомобилей большое влияние оказывает коэффицент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля.

Например, если автомобиль ЗИЛ-130 за одну ездку перевез 4,5 т, а грузоподъемность автомобиля 6 т, то коэффицент использования грузоподъемности у = 4,5/6 = 0,75.

Повышение коэффициента использования грузоподъемности достигается полной загрузкой автомобиля, поэтому при перевозке грузов небольшой массы необходимо наращивать борта автомобиля и при укладке груза полнее использовать площадь грузовой платформы, а при перевозке тарного груза укладывать, а затем увязывать его в несколько рядов, не превышая установленных габаритов. Работа грузового автомобиля определяется объемом перевозок (транспортной работой) или количеством перевезенного груза за одну ездку или за смену в тоннах.

Показатели работы автомобильного транспорта

Показатели работы автомобильного транспорта — ряд показателей, по которым производится оценка работы автомобильного транспорта на основании характеристик рациональности использования, технической готовности подвижного состава и четкости организации транспортного процесса: коэффициент технической готовности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в т; выполненная работа в т км.

Показатель, характеризующий готовность подвижного состава к транспортной работе- коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии (АТП). Выпуск подвижного состава на линию характеризуется коэффициентом выпуска, который определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы АТП.

Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т.е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и от четкости организации транспортной работы.

Не менее важный фактор оценки работы АТП- продолжительность работы автомобиля на линии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя достигается созданием бригад водителей, организацией двух- и трехсменной работы водителей, сменой водителей на линии и заменой в выходные дни осн.

водителя подменным.

Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т.е. пробег автомобиля в км, выполненный за 1 час. Различают техническую и эксплуатационную скорости автомобиля, которые зависят от разных факторов.

Техническая скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. В это время включено и время, затраченное на остановки перед перекрестком в ожидании разрешения на дальнейшее движение. Техническая скорость определяется отношением пробега в км ко времени автомобиля в движении, выраженном в часах.

Эксплуатационная скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоев под погрузкой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в км, на время пребывания его в наряде, выраженное в часах.

Один из технико-эксплуатационных показателей работы автомобильного транспорта — пробег автомобиля. Он выражается в км, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза. Производительным пробегом является только пробег с грузом.

Пробег без груза бывает во время движения между пунктами разгрузки и погрузки. Нулевой пробег-пробег автомобиля от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража. Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега.

Его определяют делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.

На повышение производительности работы автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля. Количество перевезенных т-груза определяет объем выполненных перевозок. Работа грузового автомобиля учитывается в т км и определяется произведением количества перевезенного груза в т на пробег, выраженный в км.

Количество т км определяют за каждую ездку отдельно, а потом суммируют за всю смену.

Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега; среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой; время в наряде; техническая и эксплуатационная скорости. Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава: число ездок; общее расстояние перевозки и пробег с грузом; объем перевозок и транспортная работа.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы, особенно активно — в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.

Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется себестоимостью выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: использование грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использование машин в работе (отношение машино-дней в работе к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве); рабочее время (отношение машино-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка к общей продолжительности пребывания автомобиля в наряде); пробег (отношение количества километров, пройденных с грузом, к общему пробегу); грузоподъемность (отношение общего количества выработанных тонно-километров к пробегу автомобилей с грузом) и др.

Главная задача транспорта — обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.

Задача грузового автомобильного транспорта — перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно- километрах.

Единицей (основой) перевозки грузов является одна поездка, т.е. комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза. Степень использования подвижного состава характеризуют следующие показатели:

Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) — отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу аитомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава на линию — отношение числа автомобиле-дней в работе к числу автомобиле-дней в хозяйстве.

Коэффициент использования грузоподъемности. Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.

Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т.е. к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.

В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.

Коэффициент использования пробега — отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Эта величина показывает долю пробега автомобиля с грузом к общему пробегу.

Средняя длина поездки — средний пробег, совершаемый автомобилем за одну поездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выполненных поездок.

Среднее расстояние перевозки груза — средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы в тонно-километрах на число перевезенных тонн.

Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.

Время в наряде. Измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения в гараж за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи.

Коэффициент использования рабочего времени автомобиля. Определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.

Техническая скорость — средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения.

Эксплуатационная скорость — условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.

К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят нижеследующие:

Число поездок — время работы подвижного состава на маршруте, т.е. время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).

Производительность подвижного состава — количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа поездок на количество груза, перевозимого за одну поездку.

Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов (тонн) или работой (т/км), выполненной за единицу времени (тонн за рейс, т/км за рейс). Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.

Себестоимость тонно-километра — важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей.

Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы.

Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.

Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно разделить на 5 категорий: I и II категории — дороги межгосударственного и основные государственного значения, III категория — остальные дороги государственного и основные областного значения, IV — остальные дороги областного и районного значения; V категория — дороги местного значения. Большинство внешнехозяйственных дорог районного значения имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия.

Внутрихозяйственные дороги в основном — профилированные грунтовые. По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон) себестоимость перевозок по профилированным грунтовым дорогам, находящимся в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива выше в 1,54 раза, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соответственно эти показатели значительно выше. Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села.

В республике в последние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том числе и с твердым покрытием.

Для составления производственной программы транспортных работ определяют объем перевозок на определенный период (месяц, квартал, год) в одном направлении. Чтобы рассчитывать объем перевозок (грузообъем), необходимо знать вид продукции и объем производства, затем определяют грузооборот (произведение объема перевозки на расстояние перевозки, т/км).

Для составления плана транспортных работ можно использовать следующие приемы:

  • 1. Определенные возможные грузопотоки и их физический объем (для этого устанавливают место погрузки и разгрузки, схему перевозки и объемов грузов по видам);
  • 2. Расчет общей массы грузов (здесь используется коэффициент повторности перевозок и среднее расстояние перевозок фактического объема перевозок превышающих массу грузов, отправленных из пункта погрузки, это связано с технологическими особенностями производства). Примерные коэффициенты повторности перевозки: зерна — 2,8; картофеля и сенажа — 2; органических удобрений — 1,4.
  • 3. Возможный объем транспортных услуг определенный с учетом численности и состава автопарка, его технической готовности, производительности.

Экономическая эффективность транспорта оценивается с помощью коэффициентов:

  • 1. Коэффициент использования автомашин в работе;
  • 2. Коэффициент рабочего времени;
  • 3. Коэффициент пробега;
  • 4. Коэффициент использования грузоподъемности.

Коэффициент использования автомобилей в работе (Кар):

где: Кар- коэффициент использования автомобилей в работе; АДр — число автомобиле-дней в работе; АДХ — число автомобиле-дней в хозяйстве.

Коэффициент использования рабочего времени (Крв):

где: Крв — коэффициент использования рабочего времени; Тдв — автомобиле- часы в движении; Тно — автомобиле-часы в наряде.

Коэффициент использования пробега (Кпр ):

где: Кпр — коэффициент использования пробега; Lr — пробег автомобиля с грузом, км; L — общий пробег автомобиля, км.

Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр):

где: Кгр — коэффициент использования грузоподъемности; гф — грузоподъемность автомобиля фактическая, ткм; гн — грузоподъемность автомобиля техническая (номинальная), км.

Производительность автомобиля в т и т/км:

где: Па — производительность автомобиля; Рткм — выполненный объем работы (грузооборот), т/км; АДх — число автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

Q — объем перевозок автомобилей за анализируемый период где: Рткм — общий грузооборот: Рткм = Ьобщ кпр гн кгр

Основным показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость единицы транспортной работы (1 т/км).

Производственные затраты по автопарку включают следующие элементы затрат:

  • • оплата труда водителей;
  • • отчисления на социальные нужды;
  • • материальные затраты (топливо и смазочные материалы; ремонт и техническое обслуживание, замена или восстановление шин);
  • • амортизационные отчисления;
  • • прочие.

Себестоимость 1 т/км рассчитывают по формуле:

где: Сб — себестоимость 1 т/км.; ?Иэ — сумма эксплуатационных затрат по автопарку, тыс. руб.

Рткм — выполненный объем работы (грузооборот), т/км.

?Иэ — всего затраты (у.е.) по перевозкам грузов (без расходов на погрузочно-разгрузочные работы и на капитальный ремонт автомобилей):

где: Изп — заработная плата водителей; Иен — отчисления на социальные нужды; Игсм — стоимость горючего и смазочных материалов; Ир — затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание; Иш — затраты на восстановление износа и ремонт шин; Иа — амортизационные отчисления по автомашинам и прицепам; Ипр — прочие прямые затраты; Ин — накладные расходы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В АПК

Так как до 85 % грузов в народном хозяйстве перевозят грузовыми авто, спрос на этот вид услуг превышает предложение. Одним из перспективных направлений является инновационное развитие рынка автотранспортных услуг. Для этого необходимо снижение себестоимости перевозок с целью увеличения конкурентоспособности.

Достичь этого можно за счет кооперации автотранспортных организаций и потребителей услуг. Чтобы развивать это сотрудничество необходимо создавать центры автотранспортных услуг АПК, улучшать состояние дорог; выбирать поставщиков услуг с помощью логистических провайдеров, мотивация труда, профессиональный подбор кадров.

Adblock
detector