Обустройство контейнерной площадки для сбора мусора

Содержание
  1. Как правильно поставить контейнеры около домов
  2. Удаленность контейнеров от строений
  3. Наличие ограждения и благоустройство контейнерной площадки
  4. Доступность контейнеров для спецтехники по вывозу мусорных отходов
  5. Обустройство контейнерной площадки для сбора мусора
  6. О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора
  7. Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ
  8. Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора
  9. Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
  10. Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
  11. Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора
  12. Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора
  13. Требования к площадкам для мусорных контейнеров
  14. Нормативы размещения площадки для сбора мусора
  15. Ограждение
  16. Где не разрешается устанавливать контейнерные площадки
  17. Изменение требований к контейнерным площадкам в ходе мусорной реформы
  18. Какие мусорные контейнеры можно использовать
  19. Основные требования к мусорным бакам
  20. Цвет контейнеров
  21. Кто несет ответственность за обустройство площадок
  22. Административная ответственность за нарушение требований СанПиН и СНиП
  23. Требования к размещению
  24. Требования к обустройству
  25. Требования к обслуживанию
  26. Кто за что отвечает
  27. Собственник земельного участка
  28. Управляющая компания
  29. Региональный оператор
  30. Согласование с муниципальными властями
  31. Наказание за нарушение правил

Современная система раздельного сбора отходов предусматривает наличие отдельных мусорных контейнеров под разные виды ТБО и ТКО, благоустройство площадок под установку накопителей. Всё это регулируется на уровне Федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическими нормами – в частности новым СанПиН 2.1.7.3550-19 (от 5 декабря 2019 года), на основные положения которого и ориентируется реализация мусорной реформы. Также можно ориентироваться при отсутствии противоречий на действующие документы 42-128-4690-88 (как располагать) и 2.1.2.2645-10 (где ставить и когда опустошать).

Соблюдение правил – несомненно, важная часть общероссийской мусорной реформы, стартовавшей с 2019 года. Но при этом нельзя забывать о благе и комфорте жителей городских многоквартирных домов и частного сектора. Привычным, но совсем не современным, неприглядным контейнерам и свалкам вокруг них совсем не место во дворах, и такие баки постепенно заменяют новыми, яркими накопителями для раздельного сбора отходов.

Кроме того, площадки для контейнеров огораживаются специальными конструкциями, которые привлекательно выглядят и зонируют во дворах домов и в других местах общего пользования участки для сбора ТБО.

Продукция «ТоргКомс-Групп» – практичный и выгодный способ найти баланс между санитарными правилами организации порядка на придомовых территориях и удобством всех, кто ежедневно пользуется контейнерами.

Предлагаем большой выбор накопителей разного объема, урн и площадок для мусора собственного производства. Продукция разработана по требованиям ГОСТ, СанПиН, соответствует внешне, по конфигурации условиям новой реформы, направленной на реализацию проекта по раздельному сбору отходов и улучшению экологической обстановки в стране.

Контейнеры могут быть окрашены в разные цвета по решению заказчика, доступны варианты с закрытым периметром или с передней стенкой-сеткой. Модели баков и площадок для их размещения соответствуют нормативам, утвержденным законодательно и решениями управляющих компаний – для городских микрорайонов, пригородов.

Как правильно поставить контейнеры около домов

Условно правила, по которым определяется правильный способ расположения накопителей для раздельного сбора твердых бытовых или коммунальных отходов, можно разделить на три части:

  • Удаленность от домов и других объектов;
  • Наличие ограждения и благоустройство площадки;
  • Доступность контейнеров для спецтехники по вывозу мусорных отходов (см. правила перевозки мусора самосвалом).

Всегда действовать по правилам, изложенным в санитарно-эпидемиологических документах, получится не во всех населенных пунктах, иногда районы со старой застройкой не позволяют соблюсти все современные требования. В таких случаях место для установки площадок и накопителей следует определять по договоренности, коллективно, на собрании собственников жилья.

В любой другой ситуации, когда проекты зданий современной застройки учитывают необходимость участка под установку специальных площадок и мусорных контейнеров, место для сбора отходов определяется по СанПиН.

Удаленность контейнеров от строений

Суть этого правила – соблюсти дистанцию между контейнерами и зданиями, площадками для детских игр, занятий спортом, зонами отдыха. В городе такое расстояние составляет минимум 20 и максимум 100 метров и соблюдается именно для многоквартирных домов (сбор и вывоз ТБО). При этом на каждый корпус должно ставиться несколько накопителей, в зависимости от площади, но не более 5, каждый объемом от 0,5 до 15 кубических метров.

Большой спрос в настоящее время приходится на контейнеры для раздельной сортировки отходов и модификация «евростандарт», вместимостью 0,8 и 1, 1 м 3 .

Для учреждений нежилого назначения разработаны другие нормы (сбор и вывоз ТКО):

  • 50 метров до медицинских учреждений и любых организаций, имеющих лечебную сферу деятельности в качестве сопутствующей (детские интернаты, клиники, дома престарелых, санатории и профилактории и т.д.);
  • 30 метров – до любых торговых объектов (включая рынки, уличную торговлю);
  • 50 метров – до наиболее людных и проходимых мест в парках.

Если имеет место ситуация, в которой установку контейнеров невозможно осуществить по перечисленным критериям, расстояние между баками и строением допускается уменьшить до 8-10 метров. Такие вопросы часто поднимаются для населенных пунктов сельского типа, садоводческих товариществ, дачных объединений и в целом в загородной местности. Именно в таких ситуациях принимать решение следует коллективно, по договоренности между владельцами жилья, но ориентироваться на информацию из нормативов.

Но какими бы ни были добрые соседские отношения в загородных посёлках и небольших населенных пунктах, есть нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе:

Χ запрещено ставить баки около магистралей, на узких улицах, пешеходных дорожках

√ разрешено ставить временные накопители около строительных участков, но только на 24 часа

Наличие ограждения и благоустройство контейнерной площадки

Такие меры необходимы для поддержания в местах сбора твердых бытовых отходов санитарного порядка, доступности каждого мусорного контейнера для специальной коммунальной транспортировочной техники и в неменьшей степени – достойного внешнего вида территории.

Каждая площадка должна быть забетонирована или заасфальтирована, иметь небольшой уклон в ту сторону, куда паркуется мусоровоз – чтобы упростить ручное передвижение баков на случай такой необходимости.

Если до определенного времени на отсутствие специального ограждения вокруг контейнеров надзорные органы реагировали инертно, то современные нормы организации мест сбора отходов бескомпромиссны:

  • ограждение должно закрывать баки с трех сторон, а минимальную высоту стенок следует выбирать от 1 метра;
  • наличие крыши и ворот не обязательно, но с такими дополнениями площадка и баки внутри будут иметь лучшую защиту от уличных животных, осадков, погодных явлений;
  • вокруг площадки должны высаживаться деревья, кустарники – при условии, что они не мешают парковке коммунальной спецтехники;

Готовые модели площадок на 2, 3 или 4 контейнера можно заказать в «ТоргКомс-Групп» – изготовим ограждение по вашим чертежам, выбор цветового решения также на усмотрение заказчика.

Доступность контейнеров для спецтехники по вывозу мусорных отходов

Добиться идеального благоустройства места для контейнеров непросто, но возможно – и обеспечение безопасного подъездного пути мусоровоза к площадке с баками является приоритетной задачей.

Для этого место под площадки выбирается вдоль дорог или таким образом, что в любое время года сотрудники коммунальных служб (а с 2019 года единый региональный оператор) могли вручную вывезти контейнеры из-за ограждения до мусоровоза.

Обустройство контейнерной площадки для сбора мусора

Источник фото: https://www.pexels.com/

Когда собирается слишком много мусора,

самое лучшее — убрать его.

Джонатан Келлерман (Ледяное сердце)

С 01 января 2019 года во всех регионах страны начинают работать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – РО по ТКО). А услуга, которая ранее называлась вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и ранее входила в состав работ по содержанию жилья, теперь полностью перешла в разряд коммунальных услуг: коммунальная услуга по обращению с ТКО. Переходный период, установленный нормативно-правовыми актами для субъектов РФ, органов местного самоуправления (ОМСУ), региональных операторов по ТКО и организаций ЖКХ для перехода на новые условия, закончится как раз 01 января 2019 года.

Ранее в нашем блоге неоднократно публиковались статьи на эту тему: ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Сегодня в нашей статье мы рассмотрим вопрос о том, кто же обязан оборудовать контейнерную площадку и установить контейнеры для сбора ТКО для многоквартирных домов (МКД).

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354) к коммунальным услугам относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-Фз от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 131) вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. ст. 14-16).

В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

На основании ст. 6 Закона 89 в полномочия субъекта Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 6 ст. 13.3. Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами, установлены следующие понятия:

«контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

«контейнерная площадка» — место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

В случае нарушения прав граждан или юридических лиц, а также норм действующего законодательства действиями или бездействием, нормативно-правовыми актами или решениями государственных органов власти субъекта РФ или ОМСУ при согласовании мест накопления ТКО либо утверждении территориальной схемы, указанные граждане и юридические лица имеют право на обжалование незаконных действий или решений (нормативно-правовых актов) в судебном порядке.

А что же сказано про обязанности управляющих организаций по этому вопросу в Правилах содержания имущества и других НПА?

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491).

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:

д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

д-2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Перечень 290).

Пункт 24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года, в том числе и:

  • очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества МКД;

Пункт 25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, в том числе и:

  • очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

Пункт 26(1). Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе и:

  • организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила 170).

Пункт 3.7.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Хотя правомерность применения Правил 170 под большим вопросом, который мы разбирали в нашей статье ЗДЕСЬ, но суды и органы государственного жилищного надзора (ГЖН) думают иначе и активно применяют их в своей деятельности.

Исходя из вышеуказанных норм, оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности управляющей организации. Обязать это сделать могут при условии:

Надлежащем оформлении границ придомовой территории и земельного участка придомовой территории в собственность собственников помещений МКД (до такого оформления земельный участок находится в собственности муниципального образования);

Принятии решения общим собранием МКД об оборудовании контейнерной площадки, приобретении контейнеров и порядке и размер финансирования этих мероприятий;

Включение (согласование) места сбора ТКО (контейнерной площадки) на придомовой территории в территориальную схему обращения с отходами.

При изучении судебной практики выяснилось, что нашлись умные головы в ОМСУ и органах ГЖН, которые попытались возложить (ничего нового, да?) на всемогущие и богатые управляющие организации обязанности по оборудованию контейнерных площадок и приобретению контейнеров. Этим светлым головам невдомек, что любые работы и приобретение имущества (контейнеров для сбора ТКО) требуют определенных финансовых затрат. Им даже неважно, что собственники не принимали решения финансировать такие работы и покупки, которые не являются обязательными в силу норм закона.

А за счет каких средств управляющая организация должна сделать это, никому из них неинтересно. Потом те же светлые головы в ГЖН составят протокол в отношении УО за нецелевое использование средств собственников при очередной жалобе.

Судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.

Определение ВС РФ от 23 июня 2016 г. № 310-ЭС16-3721: Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж решила в исковом порядке возложить обязанности по оборудованию контейнерной площадки и приобретению контейнеров на управляющую организацию. Суд прекратил производство по делу из-за неподведомственности его арбитражному суду.

При этом ВС указал: «Суд исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; бытовые отходы образуются в результате жизнедеятельности собственников помещений дома, следовательно, спор в настоящем деле возник из экологических правоотношений и направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Постановление 17ААС от 18 января 2018 г. № 17АП-17635/2017-АКпо делу № А60-32385/2017: признано незаконным предписание органа ГЖН, которым управляющая организация обязывалась обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых бытовых отходов; обеспечить установку специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов. В данном деле имелась ссылка на вступившее в законную силу суда общей юрисдикции по иску прокурора к администрации города, которым эти обязанности возложены на ОМСУ.

Решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июня 2014 года по делу № 2-627/2014: удовлетворены требования Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать ликвидацию контейнерных площадок, а также в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями СанПиН площадки для установки контейнеров и установить на них мусорные контейнеры в районе жилых домов по перечисленным адресам.

Аналогичные судебные акты: Постановление АС Уральского округа от 28 марта 2018 г. № Ф09-823/18 по делу № А60-28034/2017, от 30 марта 2018 г. № Ф09-1222/18 по делу № А60-32384/2017, от 7 марта 2018 г. № Ф09-8909/17 по делу № А60-25426/2017.

Апелляционное определение Московского областного суда от 20 марта 2018 г. по делу № 33-11232/18: по иску собственника к ГБУ «Жилищник» о взыскании ущерба поврежденному автомобилю, который причинен в результате обрушения ненадлежаще оборудованной контейнерной площадки. Суд указал, что обязанность по оборудованию площадки возложена законом на ответчика, но ущерб причинен в связи с ураганным ветром и ливневым дождем, повредившим площадку и автомобиль, поэтому в иске отказано.

Постановление 1ААС от 28 мая 2018 г. по делу № А43-13961/2017: «…С учетом приведенных выше положений статьи 161, 162 Жилищного Кодекса, а также Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.03.20103 № 170, обязанность по оборудованию контейнерных площадок для мусорных контейнеров лежит на домоуправляющей компании, которой в рассматриваемом случае, является ООО «Дзержинская управляющая компания № 4». Судом взыскан ущерб в порядке суброгации в пользу страховой компании из-за того, что контейнер повредил застрахованный автомобиль. Контейнерная площадка была не оборудована надлежащим образом.

Обнадеживает, что органы Прокуратуры и в большей части суды считают все-таки ОМСУ ответственными за оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров на улицах городов и иных поселений. Хотя некоторые попытки судов сделать опять таки ответственными за это управляющие организации заставляют сомневаться в том, что можно как-то изжить эту нехорошую привычку из нашей действительности…

Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам юридическое обслуживание. Целый штат профессиональных юристов поможет разобраться в любом вопросе. Вся информация тут.

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или можете оставлять свои комментарии под этой публикацией.

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Правительство РФ постановлением от 31.08.2018 № 1039 утвердило «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» . Поговорим о том, как с нового года будут создаваться контейнерные площадки для сбора мусора и как органы МСУ должны вести их учёт в пределах муниципальных образований.

Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.

Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

  1. УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  2. Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  3. Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  4. В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.

Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора

Важным элементом благоустройства жилых домов и зданий является площадка для мусорных контейнеров. Её вид и санитарное состояние должны соответствовать нормам и требованиям, установленным законодательно.

Требования к площадкам для мусорных контейнеров

Проведение мусорной реформы вызвало изменения требований по обороту ТКО. 5 декабря 2019 года утверждены новые СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» сроком на 1 год, до 01.01.2021г.

В Правилах изложены общие условия, определяющие: периодичность вывоза отходов, требования к контейнерам, удаленность площадок от объектов, порядок санитарного содержания. Стоит отметить, что Правила устанавливают далеко не все требования к площадкам накопления ТКО. Поэтому окончательное решение по ее устройству и внешнему виду принимает собственник.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». Однако данные Правила определяют только порядок создания мест накопления ТКО и ведения реестра.

В части самого обустройства они отсылают к законодательству РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства муниципальных образований.

Нормативы размещения площадки для сбора мусора

Согласно требованиям, контейнера для сбора ТКО должны размещаться не ближе 20 метров от жилых зданий, детских учреждений, школ, спортивных площадок и мест отдыха граждан, а от медицинских учреждений – 25 метров. Удалённость не должна превышать 100 м.

Площадка должна иметь удобные подъездные пути для мусоровозов, а её местоположение указывается на схеме при проектировании зданий. Размещение согласовывается с уполномоченным органом местного самоуправления, а в случае невозможно выполнить требования, решение принимается главным санитарным врачом субъекта РФ. Санитарные Правила, в этой части, противоречат Правилам, утвержденным Правительством РФ.

Ограждение

Правила предусматривают ограждение мест сбора ТКО с трех сторон высотой не меньше 1 метра. Ранее предлагалось для ограждения использовать зеленые насаждения. Назначение ограждения снизить количества мусора разносимого по окружающей территории ветром и животными.

Самая простая конструкция представляет собой ограду с трех сторон высотой от 1,5 до 2 метров. Что позволяет вывозить отходы без выкатывания контейнера к мусоровозу. Однако такое решение не препятствует доступу животных, слабо защищает от ветра и не защищает от осадков.

Некоторые конструкции предусматривают навесы. Но не все мусоровозы оснащены выдвижным захватом, способным вынуть контейнер, что усложняет вывоз мусора.

Многие выделяют отдельного рабочего, перемещающегося вместе с мусоровозом и осуществляющего выкатывание и возврат контейнеров на площадку, а за одно и санитарную уборку площадки от остатков мусора. К тому же, такое решение позволяет использовать ограждение с четвертой стороны, открываемое при выгрузке контейнеров. Оно не препятствует жителям размещать отходы, но не позволяет приблизиться животным.

Новые Правила предусматривают ограничение контейнерной площадки бордюром, который должен выступать на 5-7 см для предотвращения самопроизвольного скатывания баков на колесах.

Где не разрешается устанавливать контейнерные площадки

Площадки не устанавливают перед фасадами зданий, перед входом в здание и в местах интенсивного движения транспорта по внутри дворовому проезду. По возможности, не стоит устанавливать их перед окнами жилого первого этажа.

Не рекомендовано сооружать площадки на проспектах и центральных улицах. При необходимости, площадки устанавливают в прилегающих улицах и проездах. Все эти факторы значительно влияют на создание комфортных условий для граждан.

Если соблюсти расстояние от зданий до контейнерных площадок для мусора согласно требованиям Правил нельзя, главный санитарный врач субъекта РФ принимает решение об изменении расстояния, но не более чем на 25%.

Изменение требований к контейнерным площадкам в ходе мусорной реформы

В ходе мусорной реформы было принято решение изменить устаревшие Правила по мусорным площадкам, разработанные ещё в 1988 году. Однако предложенный проект оказался всего лишь подправленной копией. Именно этим объясняется годовой срок действия новых Правил. Тем не менее, они были дополнены следующими требованиями:

  • не ближе 25 метров до территории медицинских учреждений;
  • изменение предельных расстояний ограничили 25%;
  • увеличили количество контейнеров до 10;
  • ограждение площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра;
  • упоминается о раздельном накоплении;
  • уборка, дезинсекция и дератизация площадок;
  • вместо выражения «площадка ТБО», применяется «площадка ТКО».

Из старых норм исключили строку о применении стандартных металлических контейнеров, тем самым допустив в оборот пластиковые баки различных форм.

Какие мусорные контейнеры можно использовать

Контейнерный парк имеет большое разнообразие. Отличие может быть по объему, по материалу исполнения, по конструкции крышки, по способу разгрузки в мусоровоз. Кроме контейнеров, для сбора бытовых отходов могут использоваться различные бункеры объемом до 3,5 кубометров.

Основные требования к мусорным бакам

Требования к контейнерам для сбора ТКО содержатся в Правилах. Мусоросборники должны закрываться крышкой, исключать выпадение отходов и быть исправными. Однако жители не стремятся пользоваться крышками из-за чувства брезгливости.

Неприятно браться за грязную ручку контейнера голой рукой. Для решения этой проблемы производители применяют различные устройства привода крышек – боковые рычаги, ножные педали – но подобные механизмы быстро выходят из строя.

Кроме того контейнеры должны иметь стандартные устройства, либо усиленные места для захвата манипулятором при загрузке в мусоровоз. При разгрузке, крышка контейнера должна автоматически открываться и не препятствовать перемещению отходов в бункер автомобиля.

К сожалению, идеальной конструкции в паре манипулятор – контейнер всё ещё нет. Производители ведут работу в этом направлении, разрабатывая свои варианты оборудования. По этой причине отсутствует единый стандарт баков для складирования мусора.

Заказывая контейнера для обслуживания своих объектов, необходимо учитывать особенности конструкции манипулятора мусоровоза, который будет вывозить отходы с площадки. По этому причине многие мусороуборочные компании предлагают свои контейнера.

Цвет контейнеров

В настоящее время нет жёстких требований, какого цвета должны быть контейнера на мусорных площадках. Традиционно используются зеленый, синий, коричневый, красный цвета темных тонов. Желательно что бы цвет маскировал загрязнения, следы коррозии и гармонировал с окружающей средой.

Ожидается, что с введением раздельного сбора отходов по морфологическим видам: пластик, стекло, бумага, металл, прочие отходы, каждому контейнеру для определенного назначения будет присвоен стандартный цвет. В настоящее время разрабатываются соответствующие рекомендации. На некоторых территориях уже используются подобные цветовые схемы.

Кто несет ответственность за обустройство площадок

У каждой контейнерной площадки есть владелец, который по закону отвечает за её обустройство, исправность и санитарное содержание. Он имеет право самостоятельно выполнять эти работы, либо привлекать по договору сторонних лиц.

Собственником мест сбора мусора является владелец (совладелец) объекта, к которому она относится. По договоренности, площадка может обслуживать несколько объектов.

В многоквартирном доме мусорная площадка является частью общего имущества, собственниками которого считаются владельцы помещений в доме. Ответственность за содержание лежит на обслуживающей организации, либо собственниках при непосредственном управлении.

Санитарное состояние мест сбора мусора может обеспечивать мусороуборочная компания за отдельную плату. Она также может выполнять обустройство и обеспечивать исправность контейнерного парка.

Площадки, расположенные на муниципальных землях, принадлежат муниципалитету. Например, в частном жилом фонде, на городских улицах и т.п. Реестр всех контейнерных площадок ведётся региональным оператором, закреплённым за территорией.

Административная ответственность за нарушение требований СанПиН и СНиП

Мера ответственности определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае могут применяться две статьи:

  1. ст. 6.35 «Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления», влечёт наложение штрафа на граждан от 2 до 3 тысяч рублей, должностных лиц от 30 до 40 тысяч, предприятие – от 250 до 350 тысяч рублей.
  2. При нарушении технических регламентов и законодательства об охране окружающей среды: ст. 8.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Штраф для граждан 1 000 – 2 000 рублей, должностных лиц 10 000 – 30 000 рублей, юридических лиц – 150 – 250 тысяч рублей.

Пока требования к контейнерным площадкам носят общий характер. В некоторых регионах, муниципальные власти устанавливают свои нормы. Возможно, обобщив накопленный опыт муниципалитетов, федеральные органы власти внесут дополнения в соответствующие Правила.

Требования к размещению

При выборе места размещения участка под контейнерную площадку учитывают:

  • Удаленность от жилых домов. Для многоквартирных домов минимальное расстояние не должно быть меньше 20 метров, но и не более 100 метров. Жильцам должно быть удобно выносить мусор. В стесненных условиях минимальная удаленность может быть сокращена до 9 метров, но это решение должно быть утверждено специальной экспертной комиссией. В частном секторе жильцы сами определяют удобное для них расстояние.
  • Согласование с профильными службами. Выделенный участок должен быть согласован с архитектором, санитарно-эпидемиологической службой и управляющей организацией.
  • Максимальное количество контейнеров. На дворовых площадках разрешается устанавливать не более 5 контейнеров. В парках и скверах необходимый размер участка и количество баков определяют из расчета объема бытовых отходов, который образуется за 3 суток. СанПиН также регламентирует это значение для учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, рынков и так далее.
  • Действующие ограничения. Площадки для сбора мусора нельзя размещать на проезжей части, пешеходных дорожках и тротуарах, в арках, на газонах, а также в узких проходах между зданиями.
  • Планируемый срок размещения. Большинство площадок размещаются стационарно на длительный срок. Однако, возможен и временный вариант. Без организации специально выделенной площадки допускается установка мусорного бака для строительных отходов сроком на 24 часа. Это относится к новостройкам и объектам, в которых ведется строительство или ремонт. Действия в любом случае должны быть согласованы с главным архитектором района и санэпидемстанцией.

Требования к обустройству

Каждое домовладение на своей территории должно выделить специальную площадку для размещения мусорных баков или пухто. Общие правила обустройства перечислены в СанПиН.

Контейнерная площадка должна:

  1. быть открытой, продуваемой (возможно возведение навеса от дождя и снега);
  2. иметь свободный подъезд для мусоровозов и спецтехники;
  3. иметь прочное покрытие из бетона или асфальта;
  4. быть огороженной с трех сторон, с ограждениями высотой как минимум один метр;

Совет: В качестве ограждений можно использовать кирпич, бетон, бордюры или высадить зеленые насаждения.

Контейнерная площадка не должна иметь:

  • в радиусе десяти метров свалок или густых зарослей кустов, травы, деревьев;
  • более 5 контейнеров, в противном случае её сложно обслуживать, а также возрастает риск ухудшения санитарной обстановки.

Важно: для более простого перемещения баков основание площадки заливается бетоном или асфальтом под небольшим уклоном.

Требования к обслуживанию

Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) должен осуществляться:

  • в зимний период, когда среднесуточная температура опускается ниже 40 С, — каждые три дня;
  • в летний период — каждый день.

Крупногабаритный мусор вывозят как минимум 1 раз в неделю.

В летний период промывка и дезинфекция проводятся регулярно не менее одного раза в 10 дней. В зимний период промывка не выполняется.

Кто за что отвечает

Ответственность за организацию, строительство и обслуживание контейнерных площадок распределяется следующим образом:

Собственник земельного участка

Обязан содержать контейнерную площадку. Если сформирован участок под многоквартирный дом и ему присвоен кадастровый номер, то площадка для сбора ТКО считается придомовой территорией. Значит её должны содержать управляющая компания, ТСЖ или управляющая организация.

Если площадка расположена на муниципальной территории, то за её содержание отвечает орган местного самоуправления.

Управляющая компания

Это организация, в ведении которой находится многоквартирный дом (МКД). Она отвечает обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемников, контейнерных площадок. Эти расходы включены в расходы на содержание жилого помещения в квитанциях за услуги ЖКХ. Они оплачиваются собственниками квартир ежемесячно.

Управляющая компания обязана:

  • установить на территории, обслуживаемого ею дома, сборников для твердых бытовых отходов;
  • содержать в исправности контейнеры и мусоросборники;
  • не допускать переполнения накопителей отходов и загрязнения территории.

Региональный оператор

Управляющая компания обязана заключить договор с региональным оператором, который выбран на конкурсной основе и утвержден местными органами власти.

В зоне ответственности регионального оператора находятся:

  • вывоз и перевозка отходов до перерабатывающего производства, сортировочного центра или мусорного полигона;
  • погрузка баков или контейнеров, уборка территории после погрузки мусора;
  • состояние контейнеров и закупка новых.

Согласование с муниципальными властями

С введением мусорной реформы все контейнерные площадки обязательно должны быть занесены в единый реестр, который составляют органы власти на местах.

При обустройстве контейнерной площадки управляющая компания обязана письменно согласовать свои действия с муниципальными властями. Алгоритм такой:

  • Подача письменной заявки на обустройство площадки;
  • После получения одобрения, УК оборудует площадку в соответствии требованиям СанПиН и действующему законодательству;
  • УК передает информацию о сделанной площадке в муниципалитет для внесения сведений в единый перечень, а именно:
  • местонахождение: адрес, координаты, схему на карте;
  • технические характеристики: площадь, вместимость, высота ограждений, наличие тента или крыши и так далее;
  • контакты собственника;
  • источники образования отходов: жилой многоквартирный дом, магазин, салон красоты, супермаркет и так далее.

При выявлении нарушений, их следует устранить и повторить алгоритм с самого начала. Если нарушений не выявлено, то муниципалитет вносит данные в реестр.

Наказание за нарушение правил

Ненадлежащее содержание мусорных площадок относится к административным правонарушениям. Согласно статье 6.4 КоАП РФ штраф для должностных лиц может достигать 2000 рублей, для юридических лиц — 20 тыс. руб. или остановка работы на срок до 90 суток.

Ответственность за обслуживание самой площадки возлагается на руководителей управляющих компаний или уполномоченных лиц в местных органах самоуправления.

Оператор несет ответственность за состояние контейнеров или других накопителей для ТКО.

Нарушения должны быть устранены незамедлительно.

Adblock
detector