Обучение инвалидов в профессиональном образовании

В последние годы отношение гражданского общества и государства к инвалидам изменилось. Это связано прежде всего с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ).

Доступность профессионального образования для инвалидов – одно из требований Конвенции. В настоящее время все нормативное правовое поле приведено в соответствии с международными нормами, в том числе Конвенцией о правах инвалидов, и предусматривает гарантии равных прав на образование для инвалидов.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации независимо от их возраста (закреплено в ст. 43).

Гарантии права инвалидов на получение профессионального образования установлены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. В ст. 19 сказано: «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество».

Государственные гарантии реализации права на образование в РФ изложены в ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

«1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование».
В соответствии со статьей 5 государство гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Главная цель нового закона – обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам.
В ст. 71 определены особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.
Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют: 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.
Квота составляет 10% по каждой специальности.

Начиная с 1 сентября 2014 года, квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан на очередной год.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» отдельно прописывается положение об общедоступности среднего профессионального образования. Это позволит повысить его привлекательность для молодежи.

Распоряжением Правительства РФ от 5.05.2014 № 755-р утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ.
Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
Таким образом, на федеральном уровне создана необходимая нормативная правовая база, обеспечивающая реализацию долговременной государственной политики по формированию доступности профессионального образования для инвалидов.

Практическая реализация комплекса мер по созданию условий для профессионального самоопределения и получения инвалидами профессионального образования должна включать профориентационную работу с детьми-инвалидами, создание доступной среды для профессионального обучения инвалидов, формирование толерантного отношения к инвалидам в обществе.
Во исполнение Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике» от 7 мая 2012 г. № 597 было принято распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921, в котором содержится перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Так, при поддержке Минобрнауки России и органов исполнительной власти созданы интернет-ресурсы по вопросам профессионального образования, на которых можно ознакомиться с перечнем образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, направлениями подготовки, подробнее узнать об интересующих профессиях и даже пройти on-line тестирование, которое в какой-то степени поможет определиться в профессиональном предпочтении. Вот некоторые из этих интернет-ресурсов: znanie.info, edugid.ru и ucheba.ru . Для выпускников школ из Московской области рекомендуем посетить интернет-ресурс http://мой-ориентир.рф/.

В целях обеспечения доступности профессионального высшего образования, в 2010 г. приказом Минобрнауки России был определен перечень базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 30 декабря 2010 г. № 2211.

Реализуется также Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг., утвержденная (в последней редакции) постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 297. Доступная среда – это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни. В рамках программы осуществляется работа по обеспечению доступности наиболее важных объектов для инвалидов в различных сферах, в том числе в образовании.

В 2014 г. в программе «Доступная среда» участвуют 67 регионов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 1270-р к ведению Минтруда России отнесены 11 образовательных учреждений среднего профессионального образования, в которых обучаются только инвалиды.

В марте 2014 г. состоялось заседание Комиссии при Президенте по делам инвалидов, на котором заместитель Министра Минобрнауки России В.Ш. Каганов доложил о мерах, предлагаемых Минобрнауки России, по развитию и повышению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В своем выступлении он отметил, что ежегодно до 20-30% студентов-инвалидов отчисляются из образовательных организаций профессионального образования, не закончив обучение. Отчисление происходит, как правило, по причине состояния здоровья студентов-инвалидов или потому, что в процессе обучения студент-инвалид понимает, что выбрал не то направление подготовки, не ту специальность, по которой сможет в дальнейшем работать.
Таким образом, наличие нормативной правовой базы, гарантирующей и обеспечивающей доступность и инклюзивность профессионального образования для инвалидов, дает возможность им получить образование по той или иной профессии или специальности в соответствии со своими склонностями и интересами, а также индивидуально-психологическими особенностями и возможностями по состоянию здоровья и делает их конкурентоспособными на рынке труда, занятыми трудовой деятельностью, а значит экономически самостоятельными.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
— среднее профессиональное образование;
— высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет,
— магистатура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Главная цель нового закона «Об образовании в Российской Федерации» — обеспечить всем абитуриентам равные возможности для поступления. Для детей-инвалидов и инвалидов I и II группы и инвалидам с детства (статья 71) предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки:
— прием в пределах установленной квоты(не менее 10%), при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
— обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
— преимущественное право приема в ВУЗы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» отменил начальное профессиональное образование (НПО) как отдельную ступень. Теперь оно включено в систему среднего профессионального образования (СПО) в качестве первого уровня — подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и поэтому статус его повысился. Вторым уровнем среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена.

Поэтому при поступлении в профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования после 9 класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии (специальности).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями переименованы в общеобразовательные организации. Но сегодня выпускники, заканчивающие специальное коррекционное образовательное учреждение, получают не аттестат об образовании, а свидетельство.Не имея аттестата об основном общем образовании, согласно новому закона, они не смогут получить следующий уровень профессионального образования.

Среднее профессиональное образование стало общедоступным.
С вступлением в силу нового закона об образовании предусмотрено закрытие профессиональных технических училищ, которые предлагают программы только начального профессионального образования.

Впервые в законе введено понятие «инклюзивное образование» — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Лица с ограниченными возможностями здоровья получили возможность получать инклюзивное образование или общее образование на основе на основе адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана.

Среднее профессиональное образование в Тюменской области

В Тюменской области внедрен механизм реализации программ профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации. Программы предусматривают получение за время обучения не менее 2 востребованных на рынке труда профессий, а также реализацию дополнительных занятий, тренингов и стажировок, направленных на дальнейшую социализацию обучающихся в профессиональных коллективах и на предприятиях региона. Срок освоения программ обучения 2 года.

Перечень квалификаций, осваиваемых в рамках образовательной программы, формируется в соответствии с требованиями методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденные приказом Минтруда России от 04.08.2014г. № 515.

В настоящее время в профессиональных образовательных организациях Тюменской области реализуется несколько различных вариантов программ профессионального обучения и социальной адаптации, модульных программ профессионального обучения. Перечень программ ежегодно обновляется в соответствии с запросами выпускников. Для этого департамент образования и науки Тюменской области запрашивает у директоров школ, информацию о запросах по профессиональному обучению выпускников школ, обучающих детей по специальным (коррекционным) программам.

В каждой профессиональной образовательной организации действуют Центры по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников, в рамках деятельности которых проводятся тренинги, семинары и мастер классы по технологиям поиска работы, информирование о вакансиях, в том числе и обучающихся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации.

Информацию об особенностях получения профессии или специальности инвалидами или лицами с ОВЗ можно получить через официальные образовательных организаций, которые имеют также версию для слабовидящих. Помещения профессиональных образовательных организаций оборудованы пандусами и лифтами для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Прием документов в профессиональных образовательных организациях на очную форму обучения ежегодно проводится с 01 июня до 15 августа.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. В соответствии с положениями Закона учебой считается процесс получения знаний посредством Интернета. Для образования на основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы и электронные образовательные ресурсы.

В Тюменской области базовой профессиональной образовательной организацией по реализации инклюзивного образования является ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж». В колледже будет открыто обучение, по адаптированным образовательным программам, техническому и методическому сопровождению образовательного процесса профессионального обучения инвалидов, в том числе на основе использования дистанционных образовательных технологий.

В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Таким образом, получить профессиональное образование инвалиды могут как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги только инвалидам, так и в образовательных учреждениях общего типа Минобрнауки России. В учреждениях профессионального образования общего типа ведется обучение студентов-инвалидов с использованием:
— специальных методов обучения,
— специального режима обучения,
— с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий,
— и в которых создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

С введением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, инвалидов 1 и 2 группы, инвалидов с детства(в пределах 10%).
На бесплатные подготовительные отделения вузов принимаются: дети-инвалиды, инвалиды 1 и 11 групп, инвалиды с детства.
Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые раньше пользовались преимуществом при зачислении, станет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении университета или института.

Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.12.2010 г. № 2211 по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающие условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При этом предусмотрено создание специальных условий при сдаче вступительных экзаменов (Порядок приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 15 января 2009 г. № 4; Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ 28 декабря 2011 г. № 2895).

Такие условия, в частности, предполагают:
— возможность беспрепятственного доступа инвалидов в аудитории и другие помещения;
— услуги ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь;
— возможность использования технических средств в процессе сдачи экзамена;
— предоставление дополнительного времени для сдачи экзамена и т.д.
Кроме того, в соответствии с медицинским заключением абитуриенты-инвалиды имеют право на дополнительное время при подготовке к ответу на вступительных экзаменах, но не более полутора часов.

Обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных уставом образовательного учреждения. Вместе с тем наиболее оптимальной формой для них является очно-заочная, дистанционная.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации и абилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

— приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры; — адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

Профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, без введения специальных образовательных стандартов.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ ( программ повышения квалификациии программ профессиональной переподготовки ).

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если :
— гражданин не имеет профессии (специальности);
— невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
— необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
— гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
— Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды .
— При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:
• оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
• суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; • оплату найма жилого помещения на время обучения.

Мурманской области

Профессиональное образование, профессиональное обучение и (или) переобучение инвалидов являются важнейшим элементом комплексной реабилитации, обеспечивающей полную самостоятельность, экономическую независимость и интеграцию инвалидов в общество.

Ускоренная профессиональная подготовка инвалида предполагает ускоренную форму приобретения профессиональных навыков, необходимых для выполнения определённой работы или группы работ с учётом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Ускоренная профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и включает в себя курсовое обучение, обучение на предприятиях, на рабочих местах, в центрах профессиональной реабилитации.
Обучение инвалида на рабочем месте обеспечивает профессиональную подготовку в условиях обычной трудовой ситуации на будущем рабочем месте с учётом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Переподготовка и повышение квалификации инвалида предполагают организационную, техническую и технологическую подготовку инвалида к работе по новой профессии или по прежней профессии, но в изменившихся условиях (новое оборудование, материалы, инструмент) с учётом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. («ГОСТ Р 53873-2010. Национальный стандарт Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов» утверждён Приказом Росстандарта от 17.09.2010 № 253-ст).
Безработным инвалидам, обратившимся в центр занятости населения с целью профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования по профессиям, востребованным на рынке труда, предоставляется государственная услуга по информированию о положении на рынке труда.

Организация обучения безработных инвалидов включает:

  • профессиональную ориентацию с целью выявления возможных видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, возможным направлениям;
  • прохождение обучения в соответствии со способностями гражданина, его физическими и (или) психологическими качествами.

Подбор направления обучения осуществляется с учётом образования, профессионального опыта и состояния здоровья (на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида) по профессиям (специальностям), овладение которыми даёт гражданину наибольшую возможность быть конкурентоспособным на рынке труда (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»).
Инвалиды, признанные в установленном порядке безработными, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование по направлению службы занятости.
Порядок организации обучения инвалидов новым профессиям определён постановлением Правительства Мурманской области от 31.05.2016 № 256-ПП «О Порядке проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости».

С целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования http://spo.wil.ru
Данный портал можно использовать для получения актуальной информации о документах нормативного и методического характера, а также для обмена опытом в сфере инклюзивного среднего профессионального образования (здесь размещаются сведения о наличии условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об адаптированных образовательных программах по образовательным организациям среднего профессионального образования, по федеральным округам, по субъектам Российской Федерации, по наличию безбарьерной среды, по материально-техническому оснащению, использованию дистанционных образовательных технологий).
С целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья создан портал http://umcvpo.ru/, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов. Здесь размещены нормативные правовые документы, материалы конференций и семинаров, видеозаписи мероприятий, архив видеолекций и вебинаров, материалы курсов повышения квалификации, информация о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью.

Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн, доступа к научно-образовательным ресурсам и электронным каталогам.
Портал также содержит материалы для организации учебного процесса: адаптированные образовательные программы, учебные и методические материалы. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ (из письма Министерства образования и науки РФ от 03.11.2015 № АК-3226/05).

По вопросам, связанным с профессиональным обучением и (или) получением дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости, следует обращаться в центры занятости населения по месту жительства.

Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

Целевые ориентиры оценки предпосылок профессиональной самореализации на основных уровнях образования

Целевым ориентиром в оценке достижений дошкольного возраста является овладение на доступном ребенку уровне (определяемом в соответствии с вариантом его развития): 1 навыками коммуникации, навыками самообслуживания, навыками игрового взаимодействия со сверстниками, умением следовать несложным правилам и инструкциям.

Целевым ориентиром в оценке достижений младшего школьного возраста, который также должен рассматриваться в качестве пропедевтического этапа предпрофессиональной подготовки, является овладение на доступном ребенку уровне: устойчивыми и уверенными навыками самообслуживания и бытового поведения; навыками усложненной коммуникации, отраженными во ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в разделе описания жизненных компетенций; правилами и алгоритмами учебного поведения, включающими и правила взаимодействия с учителем и сверстниками в ходе учебных занятий; умениями следовать нормам и правилам поведения во внеучебной деятельности; умением планировать свою деятельность, прогнозировать и контролировать ее возможные результаты 2 .

Перечисленные навыки и умения не имеют специфической связи с будущим профессиональным образованием, но составляют важную общую основу его успешности на уровне личностных, поведенческих и деятельностных приобретений ребенка.

Относительно специфичные целевые ориентиры могут быть представлены в следующих достижениях: овладение общетрудовыми навыками и доступными ручными умениями; достаточная степень адаптации к ограничениям жизнедеятельности, связанным со спецификой нарушения развития, освоение доступных способов и средств их компенсации, включая специальные технологии и ассистивные устройства 3 ; приобретение общей осведомленности о профессиях и, прежде всего, о потенциально доступных профессиях с учетом ограничений, связанных с конкретными особенностями имеющегося у ребенка нарушения развития 4 .

Целевым ориентиром в оценке качества предпрофессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ среднего школьного возраста является готовность к принятию рекомендаций педагогов по выбору дальнейшего образовательного маршрута (СПО, переход в старшие классы, отказ от продолжения образования), согласованного с родителями или лицами, их заменяющими. Объективной предпосылкой для таких рекомендаций является степень приближения общих образовательных результатов (в сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемым на этом уровне образования. Наличие общетрудовых умений и навыков является актуальным, прежде всего, для продолжения образования в СПО.

Наличие трудовой мотивации объективно раскрывается лишь в процессе выполнения трудовой деятельности, поэтому рассматривать его в качестве одного из целевых ориентиров нецелесообразно.

Целевым ориентиром в оценке готовности к профессиональной деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ старшего школьного возраста является готовность к осознанному либо рекомендуемому 5 выбору между трудоустройством по доступной профессии, продолжением образования в организациях СПО или в высшей школе. Основу осознанного выбора сферы профессиональной деятельности или конкретной специальности должны составлять личные предпочтения старшеклассника, сложившиеся как результат профориентационной работы (при участии его родителей) и собственных адекватных представлений о возможностях и ограничениях в сфере профессиональной самореализации.

Объективными предпосылками для профориентационных рекомендаций, ориентирующих на обучение в ВУЗе, в первую очередь, является степень приближения общих образовательных результатов (в сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемым на этом уровне образования, а также устойчивый интерес и способности к определенным видам профессиональной деятельности.

Целевым ориентиром в оценке готовности к профессиональному образованию в высшей школе является сформированная установка на продолжительное и ответственное включение в трудоемкий образовательный процесс, объективно подкрепляемая должным качеством сформированности предпосылок к освоению этого уровня профессионального образования, отмеченных выше.

Использование квот на бюджетные формы высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ является оправданным для тех из них, кто обладает такими характеристиками готовности к обучению. В противном случае типичными становятся ситуации с отказом от продолжения образования в связи с утратой интереса к учебе, трудностями усвоения образовательных программ, или нежеланием (неспособностью) работать по специальности после получения диплома. В этой связи следует упомянуть, что ВУЗ общего назначения, в котором обучаются инвалиды, должен представлять собой двойственную – реабилитационно-образовательную – систему, качество функционирования которой определяется не только мерой овладения студентами-инвалидами теми или иными знаниями, умениями и навыками, отвечающими требованиям профессиональной компетентности, но и социально-реабилитационной эффективностью их обучения.

В данном контексте значимыми факторами успешного образования инвалидов в ВУЗе, по мнению ряда авторов, являются дополнительная подготовленность профессорско-преподавательского состава к работе с инвалидами разных нозологических групп, а также наличие компетентного медико-психологического и тьюторского сопровождения. Любые направления образовательной деятельности должны выстраиваться с учетом особых образовательных потребностей студентов-инвалидов. К типичным трудностям, порождающим особые потребности, можно отнести:

  • трудности в восприятии и фиксации учебной информации на лекционных и семинарских занятиях;
  • трудности в установлении продуктивного взаимодействия с преподавателями;
  • трудности в доступе к учебной и учебно-методической литературе;
  • трудности в оформлении и представлении результатов самостоятельных работ;
  • трудности в налаживании неформального общения в студенческой среде;
  • трудности в проведении досуга;
  • трудности ориентировки в предметно-пространственной среде и социально-бытовой инфраструктуре ВУЗа;
  • трудности в использовании современных технических средств реабилитационно-образовательного назначения.
Adblock
detector