- ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
- Что такое ИПРА для инвалидов?
- Общие сведения о ИПРА
- Основные разделы ИПРА
- Зачем инвалиду ИПРА?
- Структура ИПРА
- Порядок оформления ИПРА
- Полезные ссылки
- Ипра ребенка инвалида образец заполнения
- Рекомендации по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
С 12 августа 2017 года вступил в силу новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 13.06.2017 г. № 486н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 № 47579).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) является комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПРА разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В программу включаются реабилитационные и абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду после проведения реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценки реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, так и реабилитационные или абилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину.
Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка.
По приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального бюро), инвалида (ребенка-инвалида), законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) в формировании ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) могут принимать участие с правом совещательного голоса специалисты медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
Срок проведения реабилитационного или абилитационного мероприятия не должен превышать срока действия ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
В новую ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид).
При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида), а также в целях устранения технических ошибок инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка — инвалида), обращению организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – региональные отделения Фонда), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — территориальный орган ПФР) по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида), определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) путем подачи в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:
- а) по медицинской реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья;
- б) по профессиональной реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения;
- в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования;
- г) по социальной реабилитации или абилитации и в части обеспечения техническими средствами реабилитации (далее — TCP), предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств бюджета субъекта РФ — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере социальной защиты населения;
- д) физкультурно-оздоровительных, занятий спортом — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта;
- е) по обеспечению TCP, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета — в региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
- ж) по направлению средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг – в территориальный орган ПФР по месту жительства ребенка-инвалида;
- з) по оказанию видов помощи, оказываемых инвалиду (ребенку-инвалиду) в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению, — в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональное отделение Фонда, территориальный орган ПФР, определенные в соответствии с ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.
После поступления Выписки органы исполнительной власти и региональные отделения Фонда, территориальный орган в трехдневный срок с даты поступления заявления инвалида (ребенка-инвалида), законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), совместно с органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации данных мероприятий.
Срок исполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий не должен превышать срок, рекомендуемый для проведения данных мероприятий в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида)., организуют работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида, ребенка-инвалида, представляются органом исполнительной власти (региональным отделением Фонда, территориальным органом ПФР) в учреждение медико-социальной экспертизы не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА инвалида, ребенка-инвалида.
Оценка результатов проведения мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном освидетельствовании инвалида.
В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95.
Что такое ИПРА для инвалидов?
ИПРА представляет собой комплекс действий реабилитационного характера. Разработкой программы занимаются уполномоченные органы, представители экспертизы и медучреждений. Документ гарантирует предоставление инвалиду специальных условий в том или ином виде для обеспечения максимально комфортной жизнедеятельности.
В частности, реабилитационные мероприятия включают в себя меры по компенсации и восстановлению ограниченных функций организма. Кроме того, ИПРА содержит информацию о технических средствах и услугах, которые необходимы инвалиду для поддержания текущего состояния или его улучшения.
Стоит также отметить, что порядок реализации и разработки рассматриваемой программы утверждён Приказом Минтруда России №528н. Приказ помимо всего прочего даёт представление о формах индивидуальной реабилитационной программы (ИПРА).
Общие сведения о ИПРА
В ИПРА, прежде всего, прописываются основания для оказания помощи гражданину с ОВЗ. Плюс, здесь указываются пояснения к вопросам относительно компенсации средств на лечение. Наличие программы у обладателя соответствующего статуса позволяет встать на учёт в Центр занятости.
При отсутствии ИПРА инвалид не только не сможет устроиться на работу, но и, например, не получит специализацию, не поступит в ВУЗ.
Как только установлена инвалидность, сразу разрабатывается индивидуальная программа. То есть дополнительно подавать заявление не требуется. Чтобы получить рассматриваемый документ, нужно взять направление на МСЭ (Медико-социальную экспертизу) и пройти освидетельствование.
Направление с другими необходимыми документами предоставляется в бюро МСЭ. Как правило, ИПРА разрабатывают в течение 30 дней с момента оформления заявления.
Примечательно, что ИПРА формируют не только после первичного освидетельствования, но также возможно составление карты раз в год или в несколько лет. Либо программа бессрочная. В любом случае при необходимости её можно дополнить соответствующими записями.
ИПРА необходима несовершеннолетним и взрослым инвалидам. Срок актуальности программы не связан со сроком, на который дана группа.
Основные разделы ИПРА
Рассматриваемый документ состоит из разделов:
— социальные меры по восстановлению;
— медпрограмма абилитации или реабилитации;
— реабилитационные действия в плане услуг и техники;
— профессиональные мероприятия по абилитации и реабилитации.
Важно! Согласно нововведениям ИПРА обозначили как ТСР и дополнили разделами.
По действующим изменениям программа включает в себя помимо указанных пунктов такие, как:
— помощь в актуальной для инвалида форме для получения им ряда услуг, использования транспорта, общения и тд;
— профессиональная абилитация или восстановление (теперь есть в ИПРА не только взрослого, но и ребёнка);
— технические средства реабилитации (ТСР).
Последние подразделяются на:
— ТСР с услугами по восстановлению, которые предоставляются несовершеннолетнему инвалиду бесплатно (из бюджетных средств) — это отдельная строка в документе;
— ТСР, выделяемые на деньги государства, личный счёт или из иного источника.
Зачем инвалиду ИПРА?
Программа, о которой идёт речь в данном материале, представляет собой важный механизм для осуществления восстановительных мероприятий в отношении человека с ОВЗ. Документ является гарантом того, как реализуются потребности и поддержка социально незащищённой категории граждан.
В 2019 году основное количество реабилитационных процедур реализуется на каждом уровне благодаря наличию ИПРА у инвалида. Например, этот документ необходим при поступлении в средне-образовательные и высшие учебные заведения. То есть реабилитационная программа входит в список запрашиваемых при поступлении документов.
Также без ИПРА инвалида не зарегистрируют на бирже труда, так как в программе прописаны рекомендации относительно трудовой деятельности, показания и запреты.
Проще говоря, отсутствие ИПРА усложнит гражданину с ограниченными возможностями процесс трудоустройства, получения образования, а также выдачу необходимых для восстановления технических средств и обеспечение реабилитационными мероприятиями. То есть ИПРА можно считать механизмом, который позволяет инвалиду преодолевать трудности на пути реализации своих возможностей.
Структура ИПРА
Совершеннолетние любой группы и дети-инвалиды получают программу в течение месяца со дня установления им статуса. В целом документ содержит:
— наименование организации, выдававшей карту — ФГУ МСЭ;
— номер программы и дату получения;
— личные сведения об инвалиде, включая Ф.И.О. и дату рождения;
— контактные данные, в том числе телефонный номер;
— выявленные ограничения и присвоенную группу;
— информация для восстановления здоровья.
Обязательно указываются способности инвалида и органы, чьи функции пострадали. Кроме того, вписываются такие данные, как:
— первичная или вторичная подготовка ИПРА;
— срок актуальности программы;
— дата осуществления аттестации;
— день выдачи ИПРА.
Далее следует перечень реабилитационных действий и сроки их осуществления. Указывается организация, гарантирующая проведение данных мероприятий. Делаются отметки по мерам, которые были выполнены или не состоялись.
Порядок оформления ИПРА
В случае, если инвалидность уже установлена, а переосвидетельствование пройдено, подавать заявление на ИПРА не понадобится. Согласно действующему порядку программа будет сформирована автоматически. Но если инвалидность оформляется впервые, получение ИПРА подразумевает получение у врача направления на МСЭ в виде справки №088/у-06, а также предоставление:
— заявления и паспортных данных инвалида;
— медицинских документов, снимков, то есть всего, что подтверждает ограничения;
— документа об образовании;
— копии трудовой книжки (если гражданин работает официально);
— характеристики рабочего места, график;
— справки об инвалидности и ИПРА (если были оформлены ранее).
По итогам экспертизы заявитель получает заключение, статус и в указанный день может явиться за программой реабилитации.
Полезные ссылки
Ярков Алексей Анатольевич — врач по МСЭ, заместитель руководителя Федерального центра ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации
Ипра ребенка инвалида образец заполнения
Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Сведения об образовательной организации. Документы Индивидуальная программа реабилитации ребёнка- инвалида
- В МБ ДОУ «ЦРР- детский сад №6 » в рамках педагогического совета на ребенка – инвалида составляется индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) с учетом требований Закона № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № 379 –н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы, порядок их разработки и реализации».
1.2. При составлении ИПР учитывается медицинский диагноз, по которому дана инвалидность и определяются пути компенсации и коррекционной работы.
1.3. Работа по реабилитации осуществляется три этапа:
1.3.1. На первом этапе реализации ИПР в дошкольной организации (далее ДО) планируются следующие мероприятия:
— знакомство с ребенком – инвалидом и его семьей, проведение первичного приема ребенка – инвалида для диагностики и разработки рекомендаций;
— создание предметно – развивающей среды;
— определение основных мероприятий по адаптации ребенка – инвалида в ДО.
1.3.2. На втором этапе:
— проводится комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка – инвалида специалистами ДО;
— определяются педагоги и профильные специалисты, разрабатывающие и реализующие ИПР ребенка – инвалида;
— педагогом ДО разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальная коррекционная программа) на основе ИПР для конкретного ребенка.
— оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка – инвалида на реализацию ИПР;
— с ребенком – инвалидом проводится психолого – педагогическая реабилитация по ИПР;
— с ребенком – инвалидом проводится промежуточная психолого – педагогическая диагностика;
1.2.4. На третьем завершающем этапе:
— по завершению ИПР проводится психолого – педагогическая диагностика;
— на педагогическом совете проводится анализ и оценка работы с ребенком – инвалидом по ИПР;
— поводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком – инвалидом; педагоги и профильные специалисты ДО дают рекомендации, советы, консультации, памятки.
Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида,
ребенка с ОВЗ, воспитанника МБ ДОУ «ЦРР — детский сад №6»
- Дата и место рождения _______________________________________________________
- Социальный статус___________________________________________________________
- Социальная справка __________________________________________________________
- Адрес: по прописке __________________________________________________________
по месту проживания ___________________________________________________________
- Состав семьи ________________________________________________________________
- Сведения о родителях (законных представителях):
а) статус _____________________________________________________________________
ФИО матери ________________________________________________________________
год рождения _________________________________________________________________
место работы, должность______________________________________________________
особые отметки _______________________________________________________________
б) статус _____________________________________________________________________
ФИО отца __________________________________________________________________
год рождения _______________________________________________________________
место работы, должность________________________________________________________
особые отметки _______________________________________________________________
- Другие родственники __________________________________________________________
- Жилищные условия: ____________________________________________________________
- Материальная обеспеченность семьи: _____________________________________________________________________________
- Пребывание в других детских учреждениях: ________________________________________
- Дата поступления в МБ ДОУ « ЦРР — детский сад №6»____________________________
- Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок- инвалид:
от ________________г. основной диагноз__________________________________________
- № удостоверения по инвалидности______________ МСЭК №_________________________________
срок назначения_____________________ продление _____________________ ИПР №______________________
- Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: _____________
- II. Социальная характеристика семьи:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида)
- IV. Основные особенности развития ребенка ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательной сферы:
— внимание ___________________________________________________________________
— восприятие__________________________________________________________________
— память ___________________________________________________________________
— мышление _________________________________________________________________
Личностные особенности______________________________________________________
Развитие речи (речевая карта)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы реализации Индивидуального Развивающе-Образовательного Маршрута.
- I. Подготовительный этап.
- Наличие у воспитанника направления в ДОО и заключения ПМПР с указанием типа дошкольного образовательного учреждения «дошкольное учреждение общего назначения». Согласование программы обучения с планом индивидуальной реабилитации ребенка-инвалида МСЭ.
- Выявление ресурсов и потребностей семьи, возможностей ДОО в реализации ИОМ.
- Формирование команды сопровождения, назначение координатора ИОМ.
- Составление ИРОМ.
- Проводится и утверждается на педагогическом совете в ДОО, при учете ИПР;
- Ответственного за ведение документации и реализацию маршрута назначают на первичном заседании педагогического совета;
Мероприятия:
- Программы обучения и воспитания указать вид: общеобразовательная (интегрированная), специальная (коррекционная),индивидуальная (дополнительная) иная. (подчеркнуть)
- Специальные условия в организации обучения и воспитания (использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки); (указать какие)
- Дополнительные услуги профильных специалистов (коррекционные программы, тренинги, психотерапевтические методы, БОС-терапия, индивидуальные, групповые занятия); (указать какие)
- Медикаментозное лечение, наблюдение; (выписка из амбулаторной карты)
- Работа с родителями, социальным окружением. Организация условий в семье для реализации дошкольного образовательного маршрута. Консультирование родителей (лиц их заменяющих), психолого-педагогическая помощь; консультирование по телефону (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ»)
- Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)
III. Результаты работы.
Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
1.Систематическое психолого-медико-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности.
2.Отслеживание динамики развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы.
3.Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.
4.Система работы с организацией промежуточных консилиумов.
5.Анализ всех проводимых консилиумов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Использование ресурсов других учреждений
_______________________________________________________________________________
VIII. Срок реализации индивидуального маршрута.
С ___________________20_____года по _______________________20______года.
ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ
Основные задачи
Задействованные педагоги
Направления работы
1 этап – обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ):
Выявление запросов семьи на образовательные услуги
·встречи с семьей, имеющих ребенка-инвалида, опрос родителей
Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ
· обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида
Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы
члены педагогического совета
· проведение методических мероприятий для задействованных педагогов
Разработка индивидуальной программы включения ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости)
· составление индивидуального образовательного маршрута
· реализация индивидуальной образовательной программы
Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида
· комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи
Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом
· работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков
Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида
· медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида
· осуществление связи со специалистами поликлиники
2 этап – группа общеобразовательного вида: полная интеграция ребенка-инвалида в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – сентябрь 201__ – май 201___ г.
Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы
· корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы
Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе
· индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций
· формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе
Координация работы с семьей ребенка-инвалида
· медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану
Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде
· использование игровых технологий социализации
Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида в макросреде)
· установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида в социум
Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида (родители – ребенок – ДОУ – школа)
педагог, члены ПМПк
· организационное взаимодействие со школой по организации преемственности
· определение оптимального продолжения образовательного маршрута
Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида
· осуществление связи со специалистами детской поликлиники
Самое интересное в группе детского сада ___________________________________________
Самое неинтересное _______________________________________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство_______________________________________________
Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Рекомендации по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
1. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА ребенка-инвалида), выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, разрабатывается главным бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – главное бюро) и филиалами — бюро медико-социальной экспертизы в городских округах и муниципальных районах Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – филиалы главного бюро).
ИПРА ребенка-инвалида доводится до сведения родителя, законного представителя ребенка-инвалида.
2. ИПРА ребенка-инвалида составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается родителю, законному представителю ребенка-инвалида на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй экземпляр приобщается к акту медико-социальной экспертизы ребенка-инвалида.
3. Выписка из ИПРА ребенка-инвалида (далее – Выписка) направляется в исполнительные органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа для выполнения следующих мероприятий:
а) по медицинской реабилитации или абилитации — в департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;
б) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации — в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;
в) по социальной реабилитации или абилитации — в департамент по социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
д) физкультурно-оздоровительных, занятий спортом — в департамент по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа.
II. Порядок разработки ИПРА ребенка-инвалида
1. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро главного бюро или филиала главного бюро.
2. Специалисты главного бюро или филиала главного бюро информируют родителя, законного представителя ребенка-инвалида о целях, задачах и социально-правовых последствиях реабилитационных мероприятий, после чего производится соответствующая запись в протоколе проведения медико-социальной экспертизы ребенка-инвалида о дате проведения разъяснений.
3. Разработка ИПРА ребенка-инвалида состоит из следующих этапов:
а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
б) оценка реабилитационного потенциала;
в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих ребенку-инвалиду восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, учебной, профессиональной деятельности.
4. Разработка ИПРА ребенка-инвалида осуществляется специалистами главного бюро или филиала главного бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину.
5. Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) (Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н).
6. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет.
7. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА ребенка-инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА ребенка-инвалида.
В новую ИПРА ребенка-инвалида вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается ребенок-инвалид.
7. В случае отказа родителя, законного представителя ребенка-инвалида подписать сформированную ИПРА ребенка-инвалида она приобщается к его акту медико-социальной экспертизы.
Копия ИПРА ребенка-инвалида в данном случае может быть выдана родителю, законному представителю ребенка-инвалида по заявлению.
В случае несогласия с решением главного бюро или филиала главного бюро о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях родитель, законный представитель ребенка-инвалида вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст.
1554; 2010, № 2, ст. 184; 2012, № 7, ст. 870; № 17, ст.
1992; № 37, ст. 5002).
19. Сведения о выполнении мероприятий представляются органом исполнительной власти главному бюро или филиалу главного бюро не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида.
20. Оценка результатов проведения мероприятий осуществляется специалистами главного бюро или филиала главного бюро при очередном освидетельствовании ребенка-инвалида.
III. Порядок разработки и реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ИПРА ребенка-инвалида.
1. Исполнителями, участвующими в разработке перечня мероприятий ИПРА ребенка-инвалида (далее – исполнители), являются:
— департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;
— органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
— муниципальные дошкольные и общеобразовательные организации;
— подведомственные государственные образовательные организации.
2. Исполнители разрабатывают перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
2.1. В течение 3 рабочих дней с даты поступления Выписки специалисты департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа направляют запрос в подведомственную государственную образовательную организацию или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, по месту жительства ребенка-инвалида о предоставлении предложений в перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий.
2.2. Подведомственная государственная образовательная организация, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, в течение 10 дней с момента получения запроса о предоставлении предложений в перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий направляет в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа предложения в перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.
В качестве исполнителей мероприятий указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации ребенка инвалида.
Срок исполнения мероприятий, предусмотренных перечнем, не должен превышать срока исполнения мероприятий, указанных в Выписке.
2.3. Перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий утверждается приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 5 дней с момента поступления предложений.
2.4. Перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий направляется департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 3 дней с момента утверждения перечня реабилитационных или абилитационных мероприятий исполнителю данных мероприятий по месту жительства или обучения ребенка-инвалида.
Исполнитель (подведомственная государственная образовательная организация, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования) направляет или вручает лично перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий родителю, законному представителю ребенка – инвалида.
3. Сведения о выполнении реабилитационных или абилитационных мероприятий ИПРА ребенка-инвалида представляются исполнителями в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа ежеквартально и не позднее 1,5 месяца до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида.
IV. Требования к разработке и реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ИПРА ребенка-инвалида.
1. С целью определения специальных образовательных условий, определения образовательной программы с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка, всем детям от 0 до 18 лет, направляемым в учреждения МСЭ для проведения медико-социальной экспертизы и разработки ИПРА ребенка-инвалида, необходимо пройти обследование на ПМПК.
Для этого за 2 месяца до проведения медико-социальной экспертизы в учреждении МСЭ родителям детей необходимо написать заявление в ПМПК для прохождения процедуры обследования и получения заключения.
ПМПК не позднее, чем за месяц до проведения медико-социальной экспертизы, необходимо провести обследование и определить образовательный маршрут ребенка.
2. Рекомендации ПМПК должны содержать:
определение формы получения образования;
определение образовательной программы с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
определение направлений психолого-медико-педагогической помощи ребенку и семье, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
определение мероприятий, направленных на раннюю профессиональную диагностику и профессиональное самоопределение детей-инвалидов с учетом их психофизического развития и индивидуальных особенностей.
3. При реализации ИПРА ребенка-инвалида исполнителями обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий:
по созданию условий для организации обучения, психолого-педагогического сопровождения, профессиональной ориентации ребенка-инвалида в дошкольных, общеобразовательных организациях, профессиональной реабилитации и абилитации для обучающихся детей-инвалидов в организациях профессионального образования (на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии),
качественному выполнению мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ИПРА детей-инвалидов;
обеспечению проведения ежеквартального мониторинга выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ИПРА ребенка-инвалида;
по предоставлению информации в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа ежеквартально и в соответствии с установленными сроками исполнения индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
V. Порядок обжалования утвержденного перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий
1. Родители (законные представители) ребенка-инвалида, в случае несогласия с разработанным перечнем реабилитационных и абилитационных мероприятий, вправе обратиться в течение 30 дней с даты получения перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа с указанием причин несогласия.
2. Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 рабочих дней рассматривает в комиссионном порядке заявление родителя ребенка-инвалида (законного представителя ребенка-инвалида) о несогласии с разработанным перечнем реабилитационных и абилитационных мероприятий и принимает решение об изменении перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий либо оставлении без изменения перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий.
Состав и порядок работы комиссии утверждается приказом департамента Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 3 рабочих дней направляет родителю ребенка-инвалида (законному представителю ребенка-инвалида) измененный перечень реабилитационных и абилитационных мероприятий либо отказ в изменении перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий с указанием причин отказа.
Отказ в изменении перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий может быть обжалован законным представителем ребенка-инвалида в суде.