- 2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
- 3. ПРАВА
- 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
- 5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- КОММЕНТАРИЙ
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности руководителя проекта
- 4. Взаимодействие с должностными лицами
- 6. Оценка работы руководителя проекта
- Корректировка и визирование инструкции
- Особенности составления ДИ
- Ответственность сотрудника
- Задачи и полномочия проектного менеджера
1. Руководитель проекта относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.
2. На должность руководителя проекта назначается лицо, имеющее высшее образование, соответствующее направлению деятельности, и стаж работы по виду профессиональной деятельности не менее 5 лет.
3. В своей деятельности руководитель проекта руководствуется:
— законодательными и нормативными документами по организации управления кадрами;
— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
— настоящей должностной инструкцией.
4. Руководитель проекта должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты в соответствующей сфере деятельности;
— организационно-распорядительные документы и методические материалы, касающиеся выполнения работ по соответствующему проекту;
— стандарты и другие нормативные материалы по разработке и оформлению документации;
— методы составления экономических обоснований;
— основы стандартизации, документооборота (в том числе электронного);
— основы экономики, законодательства о труде;
— правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.
5. Во время отсутствия руководителя проекта его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
6. Для выполнения возложенных на него функций руководитель проекта обязан:
6.1. Определять цели и задачи проекта по соответствующему направлению деятельности.
6.2. Организовывать работу по реализации целей и задач соответствующего проекта.
6.3. Определять состав работ, необходимых для проработки и внедрения проекта.
6.4. Определять количество и оценивать стоимость ресурсов, требуемых для выполнения работ по разработке проекта.
6.5. Подготавливать бюджет проекта и контролировать его исполнение.
6.6. Составлять план по подготовке и внедрению проекта.
6.7. Принимать участие в разработке бизнес-плана проекта.
6.8. Обеспечивать своевременные сбор, накопление, распространение, хранение и последующее использование информации, касающейся разработки проекта.
6.9. Координировать предоставление нужной информации в обусловленные сроки всем участникам проекта.
6.10. Анализировать возможное влияние отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом.
6.11. Составлять договоры, получать все необходимые разрешения, вносить предложения по изменениям и доработкам, составлять графики выполнения работ, контролировать качество и сроки выполнения.
6.12. Организовывать в пределах своей компетенции сотрудничество с заинтересованными организациями, представителями заказчика.
6.13. Проводить необходимые переговоры.
6.14. Организовывать работу по ведению установленного учета и составлению необходимой отчетности по всем стадиям проекта.
6.15. Проводить работу по изысканию рациональной компоновки элементов проекта.
6.16. Обобщать и заносить в базы данных материалы, касающиеся разработки проекта.
6.17. Планировать и координировать работу подчиненных работников по разработке отдельных частей (разделов) проекта или отдельных видов работ.
6.18. Контролировать выполнение установленных заданий каждым исполнителем.
6.19. Руководить разработкой соответствующих планов, методик проведения работ, технико-экономических обоснований и расчетов.
6.20. Прогнозировать результат проекта.
6.21. Контролировать подготовку необходимой документации для внедрения проекта.
6.22. Осуществлять контроль:
— выполнения подчиненными работниками должностных обязанностей по охране труда;
— соблюдения работниками требований законодательства об охране труда.
6.23. Проводить в установленном порядке первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда с работниками.
6.24. Выполнять в установленные сроки мероприятия по охране труда, предписания органов государственного надзора и контроля, службы охраны труда.
6.25. Обучать работников безопасным методам и приемам работы.
6.26. При несчастном случае на производстве, организовывать первую помощь потерпевшему, сообщать о происшедшем несчастном случае непосредственному руководителю, проводить другие мероприятия, предусмотренные Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.27. Осуществлять самоконтроль соблюдения требований охраны труда.
3. ПРАВА
7. Руководитель проекта имеет право:
7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности при разработке соответствующего проекта.
7.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
7.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений организации, получать информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
7.5. Вносить на рассмотрение руководителя организации представления о назначении, перемещении, увольнении подчиненных работников, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.
7.6. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
7.7. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
10. Работу руководителя проекта оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).
11. Руководитель проекта несет ответственность:
11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
11.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты — в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.
КОММЕНТАРИЙ
Должностная инструкция разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих для всех видов деятельности, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 г. N 159 (с изменением, внесенным постановлением Минтруда и соцзащиты от 18.07.2012 N 81).
Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.
1. Общие положения
В своей деятельности руководитель проекта опирается на:
- действующие нормы трудового законодательства относительно управления сотрудниками;
- распоряжения руководства;
- правила организации;
- положения данной должностной инструкции.
Руководитель проекта обязан обладать знаниями в следующих областях:
- действующее законодательство Российской Федерации;
- методические пособия, разработанные с учётом специфики деятельности конкретного предприятия;
- материалы, необходимые для выполнения прямых должностных обязанностей;
- правила и стандарты ведения документооборота;
- экономическое обоснование проекта и основы его подготовки;
- основы экономики и трудового законодательства;
- рационализация организации труда подчинённых;
- компьютерные программы, необходимые для реализации конкретного проекта;
- правила пожарной безопасности;
- действующие нормы охраны труда;
- правила санитарии и охраны природы.
2. Обязанности руководителя проекта
Руководитель проекта обладает следующими должностным обязанностями:
- прогнозирование результата и определение целей и задач, поставленных в результате создания проекта;
- организация работ по созданию и реализации проекта;
- составление списка работ, необходимых для реализации поставленных задач и определение круга сотрудников, которые будут заниматься их выполнением;
- составление бизнес-плана, определение размера бюджета и подготовка документов, необходимых в ходе реализации проекта;
- сбор, обработка и хранение информации, необходимой для реализации бизнес-проекта;
- составление договоров с поставщиками и подрядчиками;
- составление графиков проведения работ и контроль за сроками их реализации;
- проведение деловых переговоров;
- внесение коррективов в проект после предварительного их согласования с руководством;
- внесение информации в базы данных;
- организация финансового и аналитического учёта;
- составление расчётов, методик и внесение предложений, необходимых для успешной реализации бизнес-проекта;
- оповещение работников о нормах пожарной безопасности и охране труда. Проведение инструктажа в необходимые сроки.
4. Взаимодействие с должностными лицами
Руководитель проекта взаимодействует с:
- директором предприятия;
- кругом подчинённых лиц;
- в ходе исполнения своих обязанностей руководитель проекта обязан взаимодействовать с кадровой службой, сметным, правовым и другими производственными отделами;
- в ходе осуществления своей деятельности он получает и передаёт информацию, необходимую для реализации служебных обязанностей.
6. Оценка работы руководителя проекта
Работу руководителя проекта оценивает его непосредственный руководитель или генеральный директор компании. Именно эти должностные лица обязаны вносить коррективы в проект или указывать работнику на недочёты.
Корректировка и визирование инструкции
В любой момент в должностную инструкцию могут быть внесены изменения. Порядок их внесения согласовывается сторонами, если иное не предусмотрено уставом предприятия.
ДИ составляется в двух экземплярах и утверждается руководством компании. Один из экземпляров вручается руководителю проекта под роспись. Другой экземпляр необходимо хранить в архиве организации.
Документ должен содержать подписи представителя высшего кадрового состава и ознакомившегося с инструкцией сотрудника. ДИ получает юридическую силу с момента её подписания сторонами.
Особенности составления ДИ
Приведенный выше образец инструкции подойдёт для руководителей проекта в любой сфере.
Должностная инструкция может корректироваться с учётом специфики сферы деятельности конкретной организации. По желанию работодателя в неё могут быть добавлены или исключены некоторые пункты.
В бланке должностной инструкции обязательно указываются:
- персональные данные работника;
- название организации;
- образование и название ВУЗа;
- опыт работы;
- персональные данные и должность лиц, замещающих руководителя проекта на время его отсутствия;
- название проекта, за который отвечает руководитель.
Необходимо определиться с целями и задачами проекта. От этого зависит специфика составления должностной инструкции.
Ответственность сотрудника
Один из обязательных пунктов инструкции. Отражает степень ответственности работника перед организацией в случае возникновения внештатных ситуаций. Поможет работодателю указать на недочёты в работе руководителя проекта.
Именно этот раздел позволит восстановить права работодателя в том случае, если руководитель проекта намеренно нанёс предприятию ущерб или совершил иные виды правонарушений.
Руководитель проекта не является материально ответственным лицом. В случае причинения им ущерба организации материальная компенсация взыскивается с него в порядке гражданского судопроизводства.
Задачи и полномочия проектного менеджера
Различные компании или организации внедряют инициативы, направленные на различные цели. Некоторые пытаются повысить прибыльность, другие – оптимизировать работу для уменьшения расходов, третьи – внедрить новые технологии. Такие инициативы могут носить разовый характер, однако есть фирмы, которые специализируются на разработке проектов и практической их реализации.
Таким образом, работодатель может взять в штат сотрудника на постоянной основе, его должность называется руководитель проектов, и он ведет начинания разной направленности, привлекая в команду профессионалов нужного направления и квалификации.
При этом функции такого менеджера нередко сводятся к общему руководству командой и организации ее согласованной работы.
Однако гораздо чаще привлекается менеджер-профессионал для управления единичным проектом, поэтому для правильного построения системы взаимоотношений в коллективе и возможности контролировать его работу важно правильно и четко прописывать должностные инструкции руководителя проекта.
Существует общая форма должностной инструкции руководителя, которая уточняется в зависимости от сферы, в которой реализуется проект. Функции руководителя проекта в специфической узкоспециализированной части могут различаться очень сильно. К примеру, менеджеры, ведущие начинания в строительстве, сфере услуг, производстве, работе с персоналом, IT-сфере, имеют общие позиции только в части общей организации работы.