Дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются

Содержание
  1. Подача искового заявления в арбитражный суд на банкротство
  2. Необходимые документы
  3. Ход процедуры судебного разбирательства
  4. Постановление о несостоятельности
  5. Судебные расходы
  6. Обжалование определения о несостоятельности
  7. Сроки обжалования
  8. Банкротство юридических лиц
  9. Понятие и признаки банкротства юридического лица. Наблюдение, конкурсное производство. Отдельные вопросы применения Закона о несостоятельности (банкротстве).
  10. 1. Инструкция по процедуре наблюдения.
  11. 2. Финансовое оздоровление.
  12. 3. Внешнее управление.
  13. 4. Инструкция по конкурсному производству.
  14. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
  15. Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе
  16. Особенности дел о банкротстве:
  17. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ
  18. С чего начать
  19. Наблюдение
  20. Сколько длится процедура банкротства ООО
  21. Стоит ли обращаться в юридические компании по банкротству

Признание несостоятельности граждан, ИП и юридических лиц происходит, ссылаясь на Административно-процессуальный кодекс РФ в особом порядке под контролем арбитражного суда. Основные стадии рассмотрения -это возбуждение дела о банкротстве по факту поступления соответствующего заявления, рассмотрение и вынесение решения, которое может быть оспорено при наличии оснований.

В каком порядке все происходит, что нужно знать банкроту и кредиторам, чтобы понимать ситуацию, вкратце рассмотрим ниже.

Подача искового заявления в арбитражный суд на банкротство

Все дела о несостоятельности при банкротстве рассматриваются на общих основаниях по одинаковым правилам. Инициатором открытия производства может стать как сам должник, так и любой из его кредиторов, если сумма задолженности превысила 500 000 рублей (для ИП и граждан – 300 000 рублей) с просрочкой больше трех месяцев. Однако бывают исключения, касаемо размера долгов, в зависимости от условий заключенных между сторонами договоров.

Заявление на разбирательство дел о банкротстве принимается только в письменном виде в канцелярию арбитражного суда по месту регистрации или фактического нахождения банкрота. К нему в обязательном порядке должны прилагаться документы, касающиеся конкретной ситуации.

Если инициатором разбирательства является кредитор, у него есть право требовать не только признания должника банкротом и возврата долгов, но также ходатайствовать о дополнительных компенсациях или о расторжении заключенных ответчиком сделок.

Суд может отказать в рассмотрении дела, если заявление составлено неправильно или отсутствует обязательный пакет бумаг.

Необходимые документы

Стандартный список документов, которые требуются для открытия дела о банкротстве:

  • подтверждение направления копий иска заинтересованным сторонам;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копия документов о регистрации ИП, юридического лица и учредительные документы;
  • перечень собственности ответчика;
  • отчет об оценке стоимости имущества должника;
  • бумаги, подтверждающие наличие займов, просрочку платежей, остаток долга;
  • реестр кредиторов;
  • отчет о текущем финансовом состоянии банкрота;
  • банковские выписки со счетов.

В каждом отдельном случае перечень бумаг определяется индивидуально, поэтому имеет смысл заранее обратиться к профильному юристу для консультации. Арбитражный суд открывает производство только в том случае, если представлены и подтверждены все обстоятельства и факты.

Ход процедуры судебного разбирательства

Процесс рассмотрения дел о банкротстве зависит от индивидуальных особенностей ситуации, но в стандартном виде имеет следующие этапы:

  • подача заявление в суд;
  • рассмотрение заявления и принятие решения об открытии производства;
  • судебное разбирательство;
  • вынесение решения;
  • обжалование заинтересованной стороной;
  • аннулирование решение с повторным рассмотрением дела и новым решением.

Порядок и особенности процедуры будут зависеть от принятия и исполнения вынесенного судом решения. Например, суд может объявить должника банкротом и ликвидировать его предприятие или объявить должника несостоятельным с принятием мер финансового оздоровления без ликвидации ИП, юридического лица. Несмотря на то, что решение принимает суд единолично, огромную роль играет арбитражный (конкурсный) управляющий.

Рассматривая специфику правовой защиты, не стоит забывать о публичности производства, избежать которой не получится по закону.

Постановление о несостоятельности

Постановление выносится по факту рассмотрения дел о несостоятельности. В нём может быть:

  • решение отклонить требование о признании субъекта банкротом;
  • открытие конкурсного производства для экономического оздоровления;
  • решение о санации чтобы препятствовать полному разорению и ликвидации;
  • назначение внешнего контроля.

Арбитражным судом может быть приостановлено производство в отношении граждан, ИП, юридических лиц, если:

  • должник восстановил платежеспособность;
  • задолженность перед кредиторами погашена полностью;
  • между сторонами заключен мировой договор;
  • другие индивидуальные ситуации.

Постановление о банкротстве выносится на основании подтверждения фактов несостоятельности и при отсутствии назначенных мер финансового оздоровления.

Судебные расходы

Затраты на публикацию информации, государственную пошлину (если уплата отсрочена), оплату работы арбитражного управляющего и лиц, нанятых управляющим в ходе производства по делам о банкротстве, например, оценщики имущества, возлагаются на должника. Если у банкрота нет денежных средств для погашения судебных расходов, средства изымаются из суммы, вырученной от продажи его собственности вне очереди. То есть до того, как будет погашаться задолженность перед кредиторами.

Эти же расходы могут распределяться иначе, если стороны заключают мировое соглашение, в котором есть соответствующий пункт.

Обжалование определения о несостоятельности

Закон позволяет оспаривать судебное решение в случаях:

  • признания претензий истца законными при необходимости введения надзора;
  • отсутствия наблюдения, когда исковое заявление не подлежит разбирательству;
  • процесс приостановлен, надзор не назначен;
  • назначен временный руководитель, вводится наблюдение.

Фактически протест можно подать, если дело закрыли, отказали в принятии искового заявления, начали сторонний контроль или финансовую санацию. Обжалование остается возможным в период принятия мер финансового оздоровления, до того, как решение о несостоятельности внесут в реестр.

Мировое соглашение сторон также подлежит оспариванию. Иск подается заинтересованной стороной, если ее права и интересы нарушаются условиями подписанного договора.

Для обжалования решений в делах о банкротстве нужно обращаться в апелляционный суд и кассационные инстанции. При отклонении возражений иногда суд все же приостанавливает сроки вступления решения в силу до выяснения обстоятельств.

Сроки обжалования

Заключения о банкротстве стандартно разделяют, учитывая сроки, данные на их опротестование. Например, акт-решение об отказе начала производства обжалуется по общим правилам процессуального кодекса – месяц дается на апелляцию и 2 месяца на кассацию.

Невзирая на порядок рассмотрения дел, для опротестования мирового соглашения дается месяц на кассацию. Он отсчитывается от даты подачи заявления. Если протест был направлен почтой, датой получения считается не указанная в документе, а та, которая стоит на почтовой квитанции, штемпеле.

Арбитражный управляющий обязан проинформировать о том, что производство по делу завершено в срок от 30 до 60 дней после вынесения решения арбитражем. На внесение в реестр дается еще 5 дней после получения уведомления от управляющего, поэтому медлить с обжалованием не стоит. Если в установленные сроки от сторон не поступило протестов, решение автоматически считается ими принятым.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых ситуациях. Напишите нашему юристу о вашем конкрентном случае, это быстро и бесплатно.

Банкротство юридических лиц

Понятие и признаки банкротства юридического лица. Наблюдение, конкурсное производство. Отдельные вопросы применения Закона о несостоятельности (банкротстве).

Основным законодательным актом по вопросам банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это главный источник нормативной информации обо всех процедурах, признаках и последствиях банкротства.Закон определяет понятие банкротства следующим образом: несостоятельность – признание арбитражным судом неспособности лица в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.Каждая разновидность обязательств может стать самостоятельным основанием для возбуждения процесса банкротства в отношении организации.

Первая характеристика состояния банкротства заложена в определение понятия – конкретные виды долгов, при наличии которых юридическое лицо может считаться несостоятельным. Второй важный признак – не всякая просрочка в погашении денежных обязательств свидетельствует о несостоятельности компании, а лишь та, что превышает три месяца с даты, когда обязательства должны были быть исполнены.

Подать заявление о банкротстве может должник в отношении себя либо его кредиторы.

При этом для руководителя неплательщика подача заявления о банкротстве является обязанностью в следующих обстоятельствах:

· погашение долга перед конкретным кредитором приведет к невозможности расчета по обязательствам с остальными кредиторами;

· орган управления юридического лица, уполномоченный учредительными документами, либо собственником имущества должника — унитарного предприятия, принял решение о подаче такого заявления;

· обращение взыскания на имущество неплательщика сильно затруднит или сделает невозможной его дальнейшую хозяйственную деятельность;

· должник соответствует условиям неплатежеспособности или недостаточности имущества;

· больше трех месяцев имеет место задолженность перед работниками по выплате заработной платы или выходных пособий.

1. Инструкция по процедуре наблюдения.

Наблюдение вводится арбитражным судом после рассмотрения поступившего заявления о банкротстве – при наличии подтвержденных признаков несостоятельности.Руководитель должника и другие органы управления продолжают осуществлять свои функции. Однако главное действующее лицо в данной процедуре – временный управляющий, утверждаемый судом. На него возлагаются обязанности обеспечить сохранность имущества юридического лица, провести анализ финансового состояния, выявить держателей обязательств, сформировать реестр их требований, созвать и провести первое собрание кредиторов.Последствия введения наблюдения:

· Все денежные требования к неплательщику (за исключением текущих платежей) могут предъявляться исключительно в рамках дела о банкротстве, производство по имеющимся делам о взыскании денежных средств может приостанавливаться по ходатайству кредитора;

· Приостанавливаются исполнительные производства, снимаются аресты и другие ограничения в отношении собственности должника за исключением ряда случаев;

· Не допускается выдел доли в собственности должника при выходе участника, выплата действительной стоимости доли, приобретение должником размещенных акций;

· Не проводятся зачеты встречных требований, если при этом нарушается очередность погашения требований кредиторов;

· Не допускается изъятие имущества собственником унитарного предприятия;

· Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям, распределение прибыли между участниками;

· Финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств не начисляются.

· На совершение сделок по отчуждению имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% от стоимости активов неплательщика, требуется согласие временного управляющего;

· Обязательно согласие временного управляющего для сделок по получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также с учреждению доверительного управления имуществом должника.

· Органы управления не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или участии неплательщика в других юридических лицах, о создании филиалов и представительств.Главная цель наблюдения – провести анализ финансового состояния юридического лица для определения возможности/невозможности восстановления его платежеспособности, установить достаточность принадлежащей должнику собственности для покрытия расходов по делу о банкротстве и сформировать реестр требований держателей обязательств. На основании представленных данных первое собрание кредиторов принимает решение о переходе к любой из последующих процедур банкротства.

Рекомендуем наши наиболее релевантные материалы:

2. Финансовое оздоровление.

Применяется для восстановления платежеспособности юридического лица и реализуется по специальному плану финансового оздоровления. План должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. График подписывается участниками должника, утверждается арбитражным судом.График должен предусматривать расчет по всем требованиям не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления, а по требованиям первой и второй очередей — не позднее шести месяцев с даты введения процедуры.Арбитражный управляющий в данной процедуре именуется административным управляющим.

Его задача — контролировать выполнение плана и графика.

Юридические ограничения и последствия введения процедуры финансового оздоровления аналогичны наблюдению и практически дублируются. Есть ряд дополнительных ограничений по сделкам: без согласия административного управляющего не получится совершить сделки, влекущие рост кредиторской задолженности более чем на пять процентов от суммы требований по реестру кредиторов; сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества юридического лица, за исключением готовой продукции в процессе обычной хозяйственной деятельности должника.

Проценты по денежным обязательствам, включенным в график погашения задолженности, начисляются по ставке рефинансирования.Если по итогам финансового оздоровления непогашенная задолженность будет отсутствовать — суд прекращает дело о банкротстве.

Если требования кредиторов в полном объеме не погашены — суд вводит одну из следующих процедур.

3. Внешнее управление.

Срок внешнего управления — не более 18 месяцев, с возможностью продления до 6 месяцев. Цель — восстановление платежеспособности должника в соответствии с утвержденным планом. Действует внешний управляющий.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности неплательщика: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества дебитора; уступка прав требования юридического лица; исполнение обязательств неплательщика собственником имущества неплательщика, его участниками или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника взносами участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций дебитора; продажа предприятия должника; замещение активов должника и другие меры.

В последствиях введения внешнего управления есть несколько кардинальных отличий в сравнении с предыдущими процедурами:

• полномочия руководителя и органов управления неплательщика прекращаются, управление переходит к внешнему управляющему;

• вводится мораторий на погашение денежных обязательств.

После инвентаризации и оценки собственности внешний управляющий вправе продать часть активов должника в соответствии с планом внешнего управления.По итогам процедуры внешний управляющий составляет отчет, который представляется на рассмотрение собранию кредиторов. При восстановлении платежеспособности должника собрание принимает решение об окончании внешнего управления и переходе к расчетам с держателями обязательств.

В противном случае — признание банкротом, введение конкурсного производства. Если в ходе внешнего управления требования всех кредиторов были удовлетворены — производство по делу прекращается .

4. Инструкция по конкурсному производству.

Завершающий этап банкротства. Признание юридического лица банкротом влечет открытие конкурсного производства. Реестр требований держателей обязательств больше не формируется, все поступившие требования, признанные обоснованными, но поступившими с опозданием, выносятся «за реестр», т.

е. считаются подлежащими погашению после завершения расчетов с лицами, чьи требования включены в реестр. У должника действует лишь один расчетный счет.

Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию собственности неплательщика, его оценку, реализует имущество неплательщика через специальные механизмы торгов.

Все активы должника, выявленные на момент открытия конкурсного производства, составляют конкурсную массу. За счет средств от реализации имущества погашаются требования в порядке очередности: текущие платежи, платежи первой очереди (по обязательствам о возмещении вреда жизни и здоровью), второй очереди (расчеты с работниками и авторами результатов интеллектуальной собственности), третей очереди (все остальные платежи).

Обособленно стоят лица, требования которых обеспечены залогом имущества должника.При недостаточности денежных средств, вырученных от реализации имущества, для расчетов с кредиторами в полном объеме, их требования считаются погашенными.По итогам отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурсного производства и ликвидации юридического лица.

Рекомендуем наши наиболее релевантные материалы:

5. Субсидиарная ответственность.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Яна Польская

Юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Иные наши полезные и интересные материалы на тему банкротства:

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»

Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство — институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:

    • самого должника,
    • работников должника — юридического лица или индивидуального предпринимателя,
    • членов семьи должника-гражданина,
    • собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества,
    • кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке,
    • во многих случаях — для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника — юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

    Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам . При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

    Особенности дел о банкротстве:

    • дела о банкротстве не относятся к делам искового производства;
    • участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
    • заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований;
    • требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта);
    • отказ кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ);
    • в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

    В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин.

    Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 — на подготовку плюс 1 — на разбирательство).

    Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .

    Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.

    При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

    Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

    Ст. 52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

      • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
      • решение об отказе в признании должника банкротом;
      • определение о введении финансового оздоровления;
      • определение о введении внешнего управления;
      • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
      • определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
      • определение об утверждении мирового соглашения.

      Вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом.

      Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ пункт 1 статьи 57 изложен в новой редакции

      Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

        • восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
        • восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
        • заключения мирового соглашения;
        • признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве;
        • отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
        • удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
        • отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
        • в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

        Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

          1. обжалования судебных актов, предусмотренных статьей 52 настоящего Федерального закона;
          2. обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);
          3. в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом случаях.

          В случае приостановления производства по делу арбитражный суд не вправе принимать судебные акты, предусмотренные статьей 52 Федерального закона.

          Приостановление производства по делу не является препятствием для вынесения иных предусмотренных Федеральным законом определений, а также осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

          Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ

          1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

          2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

          3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

          31. Порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты заработной платы, причитающейся работнику, но не выплаченной работодателем, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

          4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

          41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

          (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

          5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

          6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

          При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

          Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

          Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

          несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

          должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

          денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

          обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

          руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

          кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

          конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X1 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ)

          уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

          орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

          регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

          санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

          наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

          финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

          внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

          конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

          реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

          реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

          мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

          представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

          представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

          представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

          представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

          арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

          временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

          административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

          внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

          конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 410-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ)

          финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

          мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

          представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

          саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

          национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

          абзац; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

          вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

          недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

          неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

          федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.07.2010 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 405-ФЗ)

          Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

          (Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

          Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

          (Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

          1. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

          2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда л

          С чего начать

          Для примера будем рассматривать ситуацию, что инициатором становится сама компания. У нее есть долги суммарно свыше 300 000 рублей, и руководство понимает, что своими силами не справится с этим долгом.

          Закон предусматривает ситуации, когда юридическое лицо само обязано подать заявление о банкротстве:

          • удовлетворение требований одного кредитора ведет к неудовлетворению других;
          • компания имеет признаки неплатежеспособности, недостаточности имущества;
          • есть просрочка по выплате зарплаты сотрудникам сроком более 3 месяцев.

          Организация обязана направить иск в суд в течение месяца после возникновения хотя бы одного указанного выше обстоятельства.

          Заявление о банкротстве юридического лица может направить в Арбитражный суд уполномоченный руководитель компании. Также можно привлечь к делу юридическую компанию, которая занимается сопровождением процедуры банкротства юрлиц.

          Юридическое сопровождение банкротства — востребованная на рынке услуга. Процесс долгий, сложный, имеет массу нюансов, особенно когда долгов и кредиторов много. Понятно, что это не бесплатные услуги, но часто без них просто не обойтись, особенно если у руководства ООО нет опыта в этом деле.

          Наблюдение

          До самого банкротства еще далеко, первая стадия “Наблюдение” — это фактически подготовка к процедуре утверждения несостоятельности юридического лица. В дело вступает назначенный судом арбитражный управляющий, который проводит анализ компании.

          На этом этапе компания существует, состав руководства остается неизменным, органы управления все еще правомочны принимать решения относительно деятельности, могут даже создавать филиалы, инициировать реорганизацию и пр. Но все действия проводятся только под контролем арбитражного управляющего и с его согласия.

          Что делает управляющий на стадии наблюдения:

          • принимает меры по сохранности имущества должника. То есть замораживает все счета, создает реестр имущества, следит за его сохранностью. Компания, которая является потенциальным банкротом, не может распоряжаться своими активами;
          • проводит анализ финансового состояния должника, выявляет его кредиторов, объемы обязательств;
          • составляет реестры кредиторов с их требованиями, а также уведомляет их о начале процедуры банкротства компании;
          • организовывает собрание кредиторов.

          За 5 дней до назначенной даты следующего заседание (через 7 месяцев после обращения компании в суд) управляющий предоставляет суду сформированные отчеты, реестры, протокол собрания кредиторов и заключение о финансовом состоянии должника.

          При проверке управляющий анализирует и прошедшие сделки должника. Если обнаруживаются подозрительные сделки, говорящие об уводе активов, они будут оспариваться и признаваться ничтожными.

          Сколько длится процедура банкротства ООО

          Это сложный и долгий процесс. Если банкротство физического лица или индивидуального предпринимателя длится 1-2 года, то с юрлицом все совершенно иначе.

          Банкротство юридических лиц проводит только Арбитражный суд по установленной законом схеме. Длительность стадий следующая:

          1. Сбор документов и составление иска. Если банкротство юридического лица ведет юридическая компания, все пройдет быстро. Эта стадия не продлится больше пары недель, ее можно не считать. Самостоятельная подготовка может занять около месяца.
          2. Подача заявление в Арбитражный суд и введение стадии наблюдения — 7 месяцев.
          3. Финансовое оздоровление — 2 года.
          4. Внешнее управление — 1,5-2 года.
          5. Конкурсное производство — 6-12 месяцев.

          Итого закон о банкротстве юридических лиц предусматривает срок рассмотрения дела о несостоятельности компании в 55-67 месяцев. То есть руководству нужно сразу быть готовым к тому, что процесс займет примерно 5 лет.

          Стоит ли обращаться в юридические компании по банкротству

          Нужна ли вашей компании помощь при банкротстве — решать только вам. По сути, она выражается в юридической консультации, сборе документов для суда и составлении искового заявления. Дальше делом будут заниматься уже арбитражный управляющий, после внешний и конкурсный.

          Но в любом случае компании могут потребоваться представители в суде, помощь в подготовке к очередным заседаниям. Если речь о большой фирме с большим количеством долгов, лучше воспользоваться услугами компаний, которые специализируются на банкротстве юридических лиц.

Adblock
detector