Земельный кодекс посвящён регулированию взаимоотношений, связанных с землёй, являющейся территорией страны. Земля всегда сочетала в себе одновременно признаки товара, средства производства, ресурса и среды обитания. Это единство множества признаков предъявляет особые требования к механизмам и принципам регулирования земельных отношений.
Не удивительно, что земельные реформы всегда способствовали радикальному изменению состояния общества и экономики.
История появления ФЗ №136
Современный Земельный кодекс явился следствием появления в Конституции РФ статьи 36, декларирующей право физических и юридических лиц на владение землёй. Право собственности предполагает возникновение и прав на пользование и распоряжение. Эта статья Конституции положила конец монополии государства на землю, что потребовало радикального изменения всего земельного права страны.
Однако Конституция лишь закрепила то, что уже существовало в России. Курс на возникновение частной собственности на землю начался с того, что собственниками земли сначала стали союзные республики, а не государство СССР. Так была создана основа для раздела Советского Союза.
В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов были приняты законы, которые вводили и развивали институт частной собственности на землю. Окончательно закрепил это право кодекс 1991 года.
Этот юридический документ выполнил функцию обеспечения переходного периода в условиях земельной реформы и был заменён на ЗК РФ 2001 года. ФЗ №136 является главным современным документом земельного права. Его дополняет ФЗ №101, призванный регулировать оборот сельскохозяйственных земель.
В настоящее время земельная реформа, начавшаяся в девяностых годах XX века, считается завершённой. Однако это не означает, что Земельный кодекс 2001 года не будет развиваться.
Объект земельного права
Земля – понятие многоликое и неопределённое. Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.
Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы. Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели:
- кадастровый номер;
- границы;
- адрес;
- владельца;
- категорию;
- разрешённое использование.
Причём, границы могут быть обозначены только на плане. А собственник у каждого участка существует по определению. Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство.
Функции и применение ЗК РФ
В ЗК РФ сконцентрировано сразу несколько функций. Это обеспечение:
- прав владения недвижимостью;
- сохранности территориальных и биологических ресурсов;
- юридической и ресурсной базы сельского хозяйства.
Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий земель. Это означает, что все участки в пределах Российской федерации должны относиться к одной из этих категорий. Такая норма обеспечивает рациональность использования ресурсов, сконцентрированных на конкретной территории или в масштабах страны.
Человеку, далёкому от юриспруденции, Земельный кодекс может понадобиться для того, чтобы:
- построить собственный дом;
- заняться сельскохозяйственным производством;
- легализовать участок, находящийся в пользовании;
- продать, подарить или завещать дачу, дом и землю;
- оформить право публичного сервитута;
- арендовать участок;
- отстаивать свои права на землю в спорных ситуациях.
Это всего лишь самые распространённые случаи, когда людям приходится обращаться к статьям Земельного кодекса России. Однако введение частной собственности на землю породило разнообразие ситуаций, которые требуют знаний норм земельного права.
Земельный кодекс относится к очень динамичным документам, поскольку он является нормативной базой ещё не до конца завершённой земельной реформы. Это предъявляет особые требования к тем, кто по роду деятельности постоянно сталкивается с земельными проблемами юридического характера. Пользуясь этим документом, следует обращать внимание на то, в какой редакции представлена данная версия.
Это позволит избежать ошибок и проблем, связанных с использованием устаревших нормативов.
Новая редакция Земельного Кодекса РФ с комментариями и изменениями на 2021-2022 год
Действующий Земельный кодекс является первым кодифицированным документом, регулирующим земельные взаимоотношения субъектов в условиях провозглашённой частной собственности на землю. До этого было принято два Земельных кодекса, регулировавших взаимоотношения в условиях государственной монополии на землю. Кодекс 1991 года обеспечил юридическую основу переходного периода.
Субъекты и объекты
Как следует из статьи 2 ЗК РФ, данный документ является частью земельного законодательства страны. В части, касающейся земельных отношений, его нормативы обладают приоритетом перед другими законами федерального и регионального уровней. Это означает, что все остальные нормативные документы не должны противоречить ФЗ №136.
Субъектами земельных правоотношений являются:
- граждане Российской Федерации;
- иностранцы и люди без гражданства;
- юридические лица;
- государство в лице организаций федерального и регионального уровней;
- муниципалитеты.
Иностранные физические и юридические лица могут принимать участие в земельных отношениях на территории действия российской юрисдикции только в некоторых ситуациях. Часть 3 статьи 15 не позволяет таким лицам владеть и распоряжаться участками, расположенными в приграничных территориях. Кроме того, иностранцы и организации, в уставном капитале которых более половины средств принадлежит иностранным экономическим агентам, не имеют права приобретать в частную собственность сельскохозяйственные земли.
Объект земельных отношений проявляется в двух вариантах. С одной стороны, это земля как территория страны и её ресурсная база, а с другой – это оборотный рыночный капитал. Единицей регулируемых отношений является участок как юридическое явление, имеющее идентификационные признаки.
Земля как объект собственности
В соответствии с нормами ЗК РФ по состоянию на 2021-2022 год, участки российской территории могут находиться в собственности:
- государственной;
- муниципальной;
- частной.
Государственная собственность имеет приоритет перед всеми с остальными формами владения участками суши. Этот приоритет проявляется в том, что любой участок, не имеющий владельцев, автоматически становится государственным. Кроме того, государство обладает правом изъятия участков для осуществления специфической деятельности или размещения объектов стратегического значения.
В государственной собственности находятся земли:
- запаса;
- ООПТ;
- лесного фонда;
- госграницы;
- военных объектов;
- учреждений службы безопасности;
- космических объектов;
- атомных электростанций;
- автомобильных и железных дорог.
В муниципальной собственности, как правило, находятся территории, имеющие рекреационное значение, а так же занятые населёнными пунктами. В частном обороте чаще всего находятся участки, предназначенные для строительства и сельскохозяйственного использования.
Для целей рационального использования территории страны статьёй 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель на семь категорий по целевому назначению. Это означает, что каждый конкретный участок должен использоваться только в соответствии с присвоенной ему категорией. Нарушение этого правила влечёт за собой изъятие участка у данного пользователя.
Таким образом, Земельный кодекс РФ носит комплексный характер. Он позволяет сочетать решение задач сохранности земли как ресурса и среды обитания с её использованием для целей сельского и лесного хозяйства, промышленности и формирования территорий населённых пунктов.