Закон о выборах депутатов государственной думы

(в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 № 355-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 14.07.2015 № 272-ФЗ, от 05.10.2015 № 287-ФЗ, от 15.02.2016 № 29-ФЗ, от 09.03.2016 № 65-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 92-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 18.06.2017 № 127-ФЗ, от 05.02.2018 № 1-ФЗ, от 19.02.2018 № 30-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 № 11-П)

[Извлечение]

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 33. Наблюдатели

[…]
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
[…]

Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов

[…]
1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным «законом» «О политических партиях».

2. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, предусмотренного «частью 1» настоящей статьи, определяются уставом политической партии.
[…]

Статья 40. Выдвижение политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам

[…]
1. Решение политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным «законом» «О политических партиях». Выдвинутые кандидаты включаются в список кандидатов по одномандатным избирательным округам.
[…]

Статья 78. Помещение для голосования

[…]
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей).

14. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

15. В помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иных местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются по согласованию с командиром воинской части.

Изображение, полученное в помещении для голосования в результате применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, транслируется в сети «Интернет». Установку в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, а также трансляцию изображения в сети «Интернет» организует и обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети «Интернет», систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. «Порядок» применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции, а также трансляции изображения в сети «Интернет» устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти.

[…]

Статья 79. Избирательные бюллетени

[…]
4. Для голосования на выборах депутатов Государственной Думы изготавливаются избирательные бюллетени для голосования по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, которые должны различаться по форме. Форму и текст избирательного бюллетеня для голосования по федеральному избирательному округу на русском языке, а также форму избирательного бюллетеня для голосования по одномандатным избирательным округам утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 23 дня до дня голосования.

Текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатным избирательным округам на русском языке утверждают окружные избирательные комиссии не позднее чем за 22 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен на одной стороне избирательного бюллетеня, за исключением случаев, когда в избирательный бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу внесено свыше 20 зарегистрированных федеральных списков кандидатов, а в избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу — свыше 30 зарегистрированных кандидатов. В указанных случаях избирательный бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры.

В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, когда по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в этих целях используются конверты.
[…]

Статья 81. Порядок голосования

[…]
9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается.

Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного «частью 10» настоящей статьи.
[…]
12. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с «частью 4 статьи 79» настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования.
[…]

Статья 82. Досрочное голосование

[…]
12. При проведении досрочного голосования участковая избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.
[…]

Закон о выборах депутатов государственной думы

Официальный канал Государственной Думы.

Новости, фото и видео о деятельности ГД.

About

Platform

В этом месяце в силу вступил закон, направленный на борьбу с «резиновыми» квартирами и с «черными риелторами».

Если коротко, то теперь доля не может быть менее 6 кв. м общей площади жилого помещения.

Для наглядности сравниваем, как обстояла ситуация до внесения изменений и какой она стала сейчас.

Сотрудничество России и Китая, санкции и ситуация на Украине — эти темы обсуждались сегодня на встрече Председателя ГД со спикером парламента КНР.

Переговоры Председателя ГД Вячеслава Володина с Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу продлились почти три часа.

«Мы обсудили ситуацию на Украине, в связи с чем хотел бы высказать слова благодарности товарищу Председателю Ли Чжаньшу за понимание, объективную оценку роли США в происходящем и еще раз подчеркнуть, что наша страна борется за мир, за безопасность, защищая своих граждан, и противодействует агрессии, которая со стороны стран НАТО развернулась на территории Украины», — сказал по итогам встречи Председатель ГД.

Ли Чжаньшу подчеркнул, что кризис на Украине вызван тем, что «США хотят удерживать свое господство в мире».

«Они хотят раздавить Россию, но этого не случилось и не случится. Потому что у российского народа большая стрессоустойчивость и большая способность нанести ответный отпор. Россия не будет раздавлена.

Я уверен, Россия выйдет из этого только более сильной», — сказал Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.

Он особо отметил, что сотрудничество России и Китая должно укрепляться, невзирая на введенные Западом санкции.

Напомним, Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу находится в России с официальным визитом по приглашению Председателя ГД Вячеслава Володина. Накануне он принял участие в VII Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Состоялась его встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным.

Еще больше подробностей — на нашем сайте.

Какие выходные праздничные дни будут в следующем году

Составили удобный календарь, в котором отметили только те месяцы, когда выходными будут не только суббота и воскресенье.

Сохраняйте картинки и планируйте свой следующий год!

Беспрецедентный формат

Вчера и сегодня Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу работал в Госдуме. Состоялись встречи с Вячеславом Володиным, общение с руководством фракций — в общей сложности за эти дни Вячеслав Володин и Ли Чжаньшу общались почти 6 часов.

Главное со встречи с руководителями фракций:

Председатель ГД Вячеслав Володин: «Несмотря на разность политических взглядов, что касается выстраивания отношений с КНР, все единого мнения — нам надо развивать взаимоотношения с Китаем на принципах дружбы, сотрудничества, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела».

Председатель Постоянного комитета ВСНП Ли Чжаньшу: «Мы видим, как США и их союзники по НАТО наращивают свое присутствие по периметру России, серьезно угрожают национальной безопасности. Мы с полным пониманием относимся ко всем мерам, принимаемым Россией для защиты ключевых интересов, оказываем наше содействие».

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Наша страна, парламент, Президент, Правительство будут активно укреплять стратегическое партнерство. От него сегодня зависит исключительно много в мире».

Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов: «Твердая воля и решимость наших лидеров, подкрепленная массовой поддержкой наших народов, является гарантией того, что мир все-таки будет многополярным и не скатится к катастрофе».

Руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий: «Штаты являются единственной державой на земном шаре, которая на законодательном уровне позволяет себе вмешиваться в конституционный строй других стран».

Руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев: «Приходит новое мироустройство, в строительстве которого России и Китаю будет принадлежать очень высокая роль».

Руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев: «Критика, конкуренция в политике очень полезны. Но мы принимаем политические решения. У нас был экзамен недавно — мы принимали закон о поддержке признания ЛНР и ДНР. Все политические фракции его прошли».

Описание закона

Федеральный закон 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» принят 14 февраля 2014. Структурно он состоит из глав, статьи которых регулируют следующие вопросы:

  • общие положения документа;
  • избирательные округа и участки, перечень избирателей;
  • избирательные комиссии;
  • наблюдатели, в том числе и международные, а также представители средств массовой информации;
  • политические партии, участвующие в выборах депутатов;
  • создание федеральных списков кандидатов, а также кандидатов по одномандатным округам;
  • статус кандидатов;
  • информирование избирателей и предвыборная агитация;
  • финансирование выборов депутатов Госдумы;
  • проведение голосования;
  • подсчет итогов и определение результатов;
  • принципы замещения вакантных депутатских мест;
  • порядок обжалования нарушений и ответственность;
  • заключительные положения ФЗ о Госдуме.

Общие положения регламентируют следующие аспекты:

  • основные принципы законодательства, согласно которым проводятся выборы депутатов;
  • избирательная система, по которой проводится голосование, а также права граждан;
  • порядок назначения выборов депутатов, выдвижение кандидатов, подготовка и проведение голосования;
  • право кандидатов в депутаты на предвыборную агитацию, финансирование.

Глава об избирательных округах и участках предписывает процедуру формирования таковых, включая образование одномандатных округов. Согласно окружному разделению формируются списки участников. Положения закона предусматривают также процедуру информирования граждан о созданной системе.

Положения об избирательной комиссии включают в себя вопросы о ее статусе и функционировании. Предписывается порядок создания окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, назначение полномочий и статус их членов. Ряд положений регламентирует перечень полномочий различных комиссий, а также принцип гласности их деятельности в выборах депутатов.

Отдельные положения посвящены статусу наблюдателей. Законом о выборах депутатов дается определение и назначение данных лиц, регламентируется участие иностранных наблюдателей. Предписывается порядок допуска представителей средств массовой информации.

Глава 5 Федерального закона 20 указывает на участие политических партий в выборах депутатов. Предусматривается использование наименования и эмблемы. Также учитывается деятельность полномочных представителей и региональных отделений партии.

Выдвижение и регистрация кандидатов, формирование их списков осуществляется в согласовании со следующими положениями:

  • выдвижение кандидатов по федеральным спискам, политическим партиям, а также самовыдвижение;
  • предоставление требуемых документов и сбор подписей избирателей;
  • проверка достоверности предоставленных сведений и соблюдения процедуры выдвижения;
  • порядок регистрации кандидатов.

Статус кандидатов предписывает их равенство. Положения Закона о выборе депутатов определяют ограничения по должностным полномочиям. Предписываются и гарантии деятельности кандидатов, а также регулируется их выбытие и отзыв.

Отдельная глава Закона о выборах депутатов в Госдуму посвящена информированию избирателей и агитации. Статьи данного раздела предписывают следующие аспекты:

  • формирование общей информационной системы, направленной на уведомление избирателей;
  • опубликование результатов опросов общественного мнения;
  • организация информирования через средства массовой информации;
  • порядок проведения предвыборной агитации и допустимые мероприятия;
  • условия для использования средств массовой информации в агитационных целях, а также ограничения на ее проведение.

Финансирование выборов депутатов в Государственную Думу определяется главой 9 Федерального закона 20. Предписывается создание избирательных фондов, а также порядок формирования специальных счетов политических партий и кандидатов. Регламентируется порядок добровольного внесения средств в избирательный фонд.

Важным аспектом является отчетность в растраченных средствах, а также порядок их возврата. Отдельные положения предусмотрены для финансирования избирательных комиссий и контрольно-ревизионных служб.

Процедура голосования определяется следующими положениями:

  • предоставление помещений для выборов депутатов;
  • определение избирательных бюллетеней и открепительного удостоверения;
  • порядок голосования, в том числе и досрочного;
  • возможность волеизъявления граждан вне регламентируемых помещений.

Подсчет голосов и определение результатов определяется по следующим положениям:

  • формирование комиссиями протоколов по итогам голосования;
  • порядок подсчета голосов и поэтапное определение результатов;
  • метод пропорциональности в распределении депутатских мандатов и установление общих результатов;
  • условия для повторного проведения выборов депутатов;
  • регистрация избранников и порядок опубликования соответствующей документации.

Глава 13 Закона о выборах депутатов Государственной Думы регулирует обжалование нарушений, выявленных в ходе проведения голосования:

  • предусматривается порядок обжалования тех действий, которые нарушают избирательное право граждан;
  • указываются на основания для аннулирования списков кандидатов, отмены регистрации и иных действий, связанных с исключением кандидатов из голосования;
  • учитывается процедура отмены решений избирательной комиссии об итогах выборов депутатов Государственной Думы;
  • назначается ответственность за нарушение законодательных норм о выборах депутатов Госдумы.

В заключительные положения документа входят статьи, указывающие на вступление ФЗ 20 в силу. Предписывается также необходимость признать отдельные правовые акты устаревшими в связи с принятием данного закона.

С момента принятия Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы постоянно дорабатывается. Поправки вносятся для устранения неточностей и исключения двоякого толкования. Последняя редакция документа проводилась в июне 2017.

Последние изменения, внесенные в Закон о выборах депутатов

Последние изменения, введенные 18 июня 2017 года, коснулись статьи 27 ФЗ 20 о полномочиях Центральной избирательной комиссии РФ. Поправки изменили редакцию пункта 22 об установлении порядка доставки в избирательные комиссии документов, связанных с проведением выборов депутатов.

Отдельно следует обратить внимание на изменения, внесенные Постановлением Конституционного Суда РФ 13 апреля 2017. Документ разработан в результате иска правозащитников и по результатам рассмотрения дела выявил следующие моменты:

  • часть 2 статьи 40 и часть 10 статьи 42 признаются не соответствующими Конституции РФ;
  • часть 11 статьи 42 ФЗ 20 признана не противоречащей Конституции РФ.

Согласно Постановлению КС РФ противоречащие главному закону страны положения должны быть изменены. До внесения поправок регламентирование вопросов части 2 статьи 40 и части 10 статьи 42 Закона о выборах депутатов осуществляется Постановлением КС РФ.

Adblock
detector