Возврат просроченного товара поставщику

Продукты с истекшим сроком годности необходимо снимать с реализации. Ответственность за продажу некачественного товара лежит на продавце. Встречается, что поставщик привозит продукцию, срок годности которой в ближайшее время истекает или уже закончился.

Рассмотрим, можно ли оформить возврат просроченного товара поставщику, и в каких случаях это делается.

Порядок оформления возврата

Просрочка возвращается поставщику в случае, если это прописано в договоре.

Оформлять возврат необходимо следующим образом:

  1. Подача претензии поставщику.
  2. Ожидание ответа.
  3. Оформление документов.
  4. Возврат денег или поставка новой партии.

Поставщик должен ответить на претензию в течение 30 дней или в указанные в документе сроки. При отказе от выполнения требований покупатель имеет право обратиться в суд. Иск подается в случае, если продавец не дал никого ответа в установленные сроки.

➟ Подача претензии

Реализатор может подать претензию поставщику, если считает, что поставка была выполнена не по условиям договора. Заявление представляет собой письменный документ, где прописываются основания возврата и требования. Претензия оформляется в письменной форме в двух экземплярах.

В ней должно быть указано:

  • реквизиты сторон;
  • сведения о договоре купли-продажи (поставки);
  • качественные и количественные характеристики товара;
  • причины возврата;
  • информация об акте расхождения;
  • требования;
  • подпись руководителя и печать.

В конце указывается список приложений. Это могут быть любые документы, подтверждающие обоснованность требований.

Претензия передается лично или направляется заказным письмом с уведомлением. Сроки рассмотрения могут быть прописаны в изначальном договоре. Если они не были указаны, то контрагент должен ответить в течение 30 дней.

➟ Оформление документов на возврат

Для оформления возврата необходимо подготовить следующие документы:

Условия возврата

Документы

Товарная накладная (форма ТОРГ-12)

Товарная накладная (форма ТОРГ-2)

Товарная накладная может оформляться по унифицированной форме или представлять собой документ, разработанный организацией.

При возврате поставщик и реализатор меняются ролями. Соответственно, в графе «наименование, адрес, реквизиты» указываются сведения о бывшем покупателе. Он же является и грузоотправителем. В графе «основание» необходимо прописать реквизиты документа, подтверждающего, что продукция не соответствует количеству или качеству.

Грузополучателем считается бывший поставщик. В соответствующей графе указываются его данные. Если бывший покупатель должен получить обратно деньги, то данные о нем прописываются в строке «плательщик».

Особенности возврата некачественного возврата

➟ Если брак обнаружен при приемке товара

В соответствии со ст. 513 ГК РФ покупатель должен не только принять товар, но и проверить его качество и количество. Если истекший срок годности обнаружен на стадии приемки товара, то продукция принимается по форме ТОРГ-1. Все расхождения указываются в акте ТОРГ-2. На его основании составляется претензия поставщику.

Несоответствующие требованиям позиции вычеркиваются из товарной накладной. При этом должен присутствовать торговый представитель второй стороны. Отмена части заявки подтверждается подписями уполномоченных лиц и печатью организации.

Основания для возврата указаны в гл. 30 ГК РФ.

Причины для отказа от продукции могут быть следующие:

  • количество меньше, чем указано в договоре;
  • низкое качество;
  • несоответствие ассортимента;
  • упаковка или тара нарушена;
  • товар некомплектный.

Отказаться от продукции можно, если поставщик представил неверную информацию о продукции.

Когда товар не был принят, обязанность по корректировке счета-фактуры возлагается на продавца. На оформление документа дается не более 5 дней.

Особенности оформления акта о составлении расхождения по качеству и количеству

Документальное оформление принятия товара прописано в «Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).

Акт составляет комиссией в момент выявления брака. В нее включается представители поставщика и покупателя. Если товар был передан транспортной компанией, то ее сотрудник также должен быть членом комиссии.

Акт составляется по установленной форме ТОРГ № 2. Организация может разработать собственный бланк, в том числе как приложение к договору.

Вопросы наших читателей

Как вернуть поставщику нереализованный товар?

Товар, который магазин не смог реализовать, может быть возвращен по взаимной договоренности. Если качество соответствует заявленному, а в договоре не указывается условия возврата без весомого основания, то в одностороннем порядке вернуть изделия не получится.

Когда поставщик согласен принять нереализованный товар, оформляется обратная сделка купли-продажи. С ее результата рассчитывается НДС и налоги.

Подводные камни

Необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Акт возврата должен быть заверен поставщиком и покупателем. Поставить подписи могут или руководители, или представители компаний, если у них имеется соответствующая доверенность.
  2. Потребитель при обнаружении просроченного товара предъявляет претензии непосредственно торговой точке. Магазин должен утилизировать изделия или оформить возврат поставщику, если это было прописано в договоре. В последнем случае уничтожение продукции происходит за счет продавца.
  3. При составлении искового заявления необходимо указать основания для требований. Иногда понадобится проведение дополнительной экспертизы. Ее стоимость может быть оплачена ответчиком, как и другие судебные расходы, если суд примет решение в пользу истца.

Нюансы оформления возврата поставщику просроченного и бракованного товара

При приобретении какого-либо товара иногда покупатель может обнаружить, что тот не отвечает заявленным характеристикам по качеству.

Неважно, по какой причине это произошло: изначальный брак, повреждения при транспортировке или другие. Такую продукцию можно вернуть поставщику на законных основаниях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Может ли покупатель вернуть просроченную или бракованную продукцию?

Статья 475 Гражданского кодекса определяет взаимоотношения поставщика и покупателя в случае, когда первый продал некачественную продукцию. На основании части 2 данной статьи покупатель имеет право на возврат и получение обратно уплаченных денежных средств.

Статья 477 (п. 2) гласит, что при отсутствии гарантийного срока претензии по качеству могут быть предъявлены до 2 лет с момента передачи товара покупателю.

Хотите больше узнать о том, как правильно оформить возврат товара? Ведь с этой проблемой сталкиваются и физические и юридические лица. Наши эксперты подготовили статьи и том, можно ли вернуть качественную и нереализованную продукцию, а также алкоголь, в том числе через ЕГАИС.

При выявлении брака до постановки на учет

В этом случае договор купли-продажи, по которому осуществлялась сделка, необходимо признать недействительным. Поскольку покупатель не оприходовал полученную продукцию, то и сделки как таковой не было.

Для возврата некачественной продукции стороны должны заключить новое соглашение, где возвращающая организация будет поставщиком, а принимающая – покупателем.

До момента заключения нового договора и проведения процедуры возврата товар будет находиться у покупателя на ответственном хранении, что отражается проводкой по забалансовому счету 002.

Можно ли вернуть с истекшим сроком годности?

Если речь идет о продовольственных продуктах, то их можно вернуть как некачественные после того, как истек срок годности. Этот вопрос регулируется СанПиН 2.3.4.545-96, пунктом 3. Процедура возврата оформляется как реализация, т.е. у покупателя возникает выручка, а НДС уплачивается в бюджет.

Сделать это можно, если договор купли-продажи содержит пункт, в котором такая возможность предусмотрена.

Однако согласно Федеральному закону № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (ст. 13 п. 2) покупателю запрещается навязывать условия о возврате просроченного товара поставщику. Поэтому последний может и не включать данное условие в договор.

Тогда покупатель не сможет вернуть продукцию после истечения срока годности. Он должен будет передать его сторонней организации для последующей технической переработки или уничтожить самостоятельно.

Оформление

Процедура возврата товара подразумевает оформление ряда документов.

Необходимые документы

  1. В первую очередь необходимо составить претензию либо акт рекламации. В этом документе указываются реквизиты договора, на основании которого была осуществлена поставка, а также подробно описание причины возврата. Для составления акта можно воспользоваться формой ТОРГ-2.
  • Скачать бланк акта рекламации о возврате бракованной продукции
  • Скачать образец акта рекламации о возврате бракованной продукции
  • наименование ценностей;
  • их маркировка, сорт, тип;
  • количество, цена;
  • причина возврата;
  • цель возврата.

Акт нужно составлять при возврате по любой причине (об общих правилах оформления возврата товара поставщику и на каких основаниях это можно сделать, читайте в этой статье).

  • Скачать бланк акта на возврат некачественного товара поставщику
  • Скачать образец акта на возврат некачественного товара поставщику
  • Скачать бланк накладной ТОРГ-12
  • Скачать образец накладной на возврат товара ТОРГ-12

Необходимость этого документа обусловлена тем, что, не имея его на руках, предприятие не сможет поставить сумму налога к вычету.

От физического лица

Составление перечисленных документов обязательно для осуществления процедуры возврата между юридическими лицами.

Если же покупателем было физическое лицо, то используется накладная ТОРГ-13 и акт о возврате денежных средств по форме КМ-3. Это в том случае, если возврат был в этот же день. Иначе необходимо составить накладную на получение товара. Деньги выдаются по расходному кассовому ордеру.

Правила учета

Бухгалтерский учет возврата некачественной продукции зависит от конкретной ситуации.

До принятия

До принятия товара делаются такие записи:

  • Д76/2 «Расчеты по претензиям» — К60 на сумму некачественного товара.
  • Д002 на ту же сумму.
  • К002 при возврате товара.
  • Д51 – К76/2 при возврате денежных средств.
Adblock
detector