Уведомление об участии в иностранных организациях

Содержание
  1. Штрафы за КИК
  2. Какая ответственность помимо налоговой может наступить в случае несоблюдения норм о КИК?
  3. Справочная информация*
  4. Как штрафные санкции применяются на практике?
  5. Участие в иностранных организациях
  6. Порядок уведомления налоговых органов об участии в иностранных организациях и контролируемых иностранных компаниях
  7. Срок подачи уведомления
  8. Какие разделы заполнять
  9. Проверка уведомления
  10. Титульный лист
  11. Сведения о физическом лице
  12. Лист А. Сведения об иностранной организации
  13. Лист В. Сведения об иностранной структуре без образования юридического лица
  14. Лист Г. Раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия
  15. Контролируемые иностранные компании для физических лиц
  16. Кто подает?
  17. Когда подается?
  18. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК)
  19. Декларация связи с включением прибыли КИК в доход контролирующего лица
  20. Пример расчетов
  21. Часто задаваемые вопросы:

Законодатель предусмотрел определенные штрафные санкции за нарушение законодательства о контролируемых иностранных компаниях. За недекларирование, несвоевременное декларирование или декларирование недостоверной информации об участии в иностранной компании может быть взыскан административный штраф в размере 50 тыс. рублей за каждую компанию, в которой участие превышает установленные законом пороговые значения владения.

В отношении уведомления о контролируемой иностранной компании предусмотрен штраф в размере 100 тыс. рублей за каждую КИК.

Штрафы за КИК

С контролирующего лица, которое не уплатило или уплатило не полностью налог с прибыли КИК, может быть взыскан административный штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. рублей. Стоит помнить, что неуплата налога в крупном и особо крупном размере грозит налогоплательщику уголовной ответственностью вплоть до лишения свободы.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, ст. 198, «крупный размер» составляет сумма налогов более 2.700.000 рублей, начисленная физическому лицу в течение 3 финансовых лет подряд, либо сумма более 900.000 рублей, начисленная в течение 3 финансовых лет и превышающая при этом 10 процентов всех подлежащих уплате физическим лицом налогов и(или) сборов.

За непредставление уведомления в срок или искажение сведений о КИК предусмотрен штраф в размере 500 тыс. руб. по каждой КИК (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Какая ответственность помимо налоговой может наступить в случае несоблюдения норм о КИК?

Помимо штрафных санкций, установленных НК РФ за нарушение правил о КИК, существует еще и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов физическими лицами (ст. 198 УК РФ) и организациями (ст. 199 УК РФ) в крупном или особо крупном размере.

Справочная информация*

* Крупным размером (для физ. лиц) признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 900 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2 млн. 700 тыс.

руб.,

** Особо крупным размером (для физ. лиц) признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 4 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 30 млн. 50 тыс. руб.

*** Крупным размером (для юр. лиц) признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15 млн.

руб.

**** Особо крупным размером (для юр. лиц) признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 15 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 45 млн. руб.

На переходный период п. 4 ст.3 Федерального закона № 376-ФЗ устанавливает, что «за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015 – 2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме».

Как штрафные санкции применяются на практике?

Определение Верховного суда от 31 марта 2017 г. N 305-КГ17-1733 (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 № 09АП-30292/2016-АК по делу № А40-24922/16).

Организация направила уведомление об участии в 19-ти иностранных компаниях сначала в бумажном виде, а позднее – в электронном формате.

В отношении компании применены штрафные санкции (п. 2 ст. 129.6 НК РФ) на сумму 475 тыс. руб. с учётом смягчения на основании ст. ст. 112, 114 НК РФ в 2 раза (50 тыс. руб. * 19 = 950 тыс. руб.) В дальнейшем вышестоящая инстанция уменьшила размер штрафа в 2 раза (до 237 500 руб.).

Доводы судей и ИФНС: установлен факт несвоевременного предоставления обществом в налоговый орган указанного уведомления, – направленное обществом по почте уведомление не считается представленным.

Участие в иностранных организациях

С 2015 года Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ введена обязанность налогоплательщиков, в том числе физических лиц, уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях и об учреждении иностранных структур без образования юридического лица. Причем уже Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ были изменены сроки исполнения данной обязанности в отношении ранее возникшего участия в иностранных организациях (ранее учрежденных структур). Порядку уведомления об участии в иностранных лицах посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Кто должен сообщать об участии в иностранных организациях? Есть ли у физических лиц такая обязанность?

Пунктом 3.1 статьи 23 и статьей 25.14 НК РФ на всех налогоплательщиков – налоговых резидентов РФ возложена обязанность по направлению в налоговые органы уведомлений об участии в иностранных организациях.

К налогоплательщикам – налоговым резидентам РФ согласно статьям 207, 246.2 НК РФ относятся:

физические лица, на момент начала участия в иностранной организации фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;

все российские организации;

иностранные организации, местом фактического управления которых является РФ (исключения могут быть установлены международным договором);

иностранные организации с постоянным местонахождением в государствах, с которыми у РФ имеются действующие международные договоры по вопросам налогообложения, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленные подразделения и самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации.

Таким образом, физические лица – налоговые резиденты РФ, независимо от того являются они или нет индивидуальными предпринимателями, должны направлять соответствующие уведомления.

О каком участии в иностранных организациях нужно сообщать в налоговый орган, если такое участие возникло до принятия поправок в НК РФ и продолжается в настоящее время?

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ уведомление о ранее возникшем участии в иностранных организациях представляется по состоянию на 15 мая 2015 года. Крайний срок представления уведомления о таком участи и – 15 июня 2015 года.

При этом основанием для представления уведомления признается превышение доли участия 10% (подпункт 1 пункта 3.1 статьи 23 НК РФ).

С учетом системного толкования представлению подлежит уведомление об участии в иностранных организациях, если по состоянию на 15 мая 2015 года доля такого участия составляет более 10%.

Итак, до 16 июня 2015 года лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ по состоянию на 15 мая 2015 года, должны представить уведомление о существующем по состоянию на 15 мая 2015 года участии в иностранных организациях (если доля такого участия больше 10%).

Есть ли обязанность уведомлять об иностранных структурах без образования юридического лица, которые были учреждены до 2015 года?

Уведомлению об участии в иностранных организациях посвящена статья 25.14 НК РФ. Само по себе уведомление об участии в иностранных организациях является наименованием документа. В этом документе также отражается информация об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (пункт 5 статьи 25.14 НК РФ).

Таким образом, до 16 июня 2015 года должна быть исполнена обязанность по уведомлению налоговых органов:

об учрежденных иностранных структурах без образования юридического лица, существующих по состоянию на 15 мая 2015 года;

о контроле над такими структурами или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами (фондом, партнерством, товариществом, трастом, иной формой коллективных инвестиций или доверительного управления), существующем по состоянию на 15 мая 2015 года.

Требуется ли представление в налоговый орган уведомления, если участие в иностранных организациях прекращено?

Уведомление о ранее возникшем участии в иностранной организации не представляется, если обязанность направить такое уведомление в налоговые органы возникла после того, как участие в иностранной организации прекратилось (соответствующие акции, доли в уставном капитале проданы).

Следовательно, уведомление не представляется, если по 14 июня 2015 года включительно участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 № 85-ФЗ)).

Нужно ли сообщать в налоговый орган об участии в иностранных организациях, если такое участие возникло в декабре 2015 года и размер доли участия 5%?

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 23 НК РФ (в редакции, действовавшей до 2015 года) налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны были сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех случаях участия в иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Пунктом 3.1. статьи 23 НК РФ введена новая обязанность – направлять уведомления в случае, если доля участия в иностранной организации превышает 10%.

Таким образом, если участие в иностранной организации возникло в декабре 2014 года и размер доли участия меньше 10%, сообщать или уведомлять налоговый орган о таком участии не нужно.

Следует ли уведомлять налоговый орган об участии в иностранных организациях, которое возникло до 2015 года, если доля такого участия не изменялась?

С 2015 года обязанность по направлению сообщений об участии в иностранной организации отменена.

Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ была утверждена форма № С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях», в которой предусмотрены поля для указания о начале участия, внесении изменений о доле участия.

НК РФ предусмотрен новый документ – уведомление об участии в иностранных организациях и введена специальная ответственность за непредставление такого уведомления.

На основании пункта 2 статьи 129.6 НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Таким образом, уведомление об участии в иностранных организациях (с долей участия более 10%) подлежит направлению в налоговые органы, в том числе, если до 2015 года организацией было направлено в налоговый орган сообщение об участии в иностранной организации и доля участия в иностранной организации за все время владения не изменялась.

Как определять дату возникновения основания для уведомления об участии в иностранной организации, возникшем до 16 мая 2015 года?

В части 4 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 № 85-ФЗ) 15 мая 2015 года указана как дата, с которой отсчитывается месячный срок направления уведомления. Именно эту дату и можно принять за дату возникновения основания для представления уведомления (дату возникновения участия).

Какие сроки направления уведомлений о начале нового участия в иностранных организациях?

На основании пункта 3 статьи 25.14 НК РФ уведомление об участии в иностранной организации представляется в срок не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации, являющегося основанием для представления уведомления.

При этом в случае прекращения участия в иностранной организации налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.

Срок направления уведомлений об участии в иностранных компаниях, которое возникает с 16 мая, составляет один месяц. Причем, положения о месячном сроке направления уведомлений вводятся в действие с 15 июня 2015 года (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 № 85-ФЗ).

То есть, о приобретении 10% (и более) доли в иностранной компании 16 мая 2015 года нужно сообщить не позднее 16 июня.

В какой срок необходимо уведомлять об учреждении иностранных структур без образования юридического лица?

Налоговые резиденты РФ обязаны уведомить налоговый орган об учреждении иностранных структур без образования юридического лица.

Вместе с тем, понятия «иностранная организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» НК РФ различаются (статья 11 НК РФ).

В необходимых, по мнению законодателя, случаях понятия «иностранная организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» используются, по сути, в одинаковом значении (в основном для обозначения возможности признания иностранной организации и иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией – например, пункты 2, 3, 6, 8, 9 статьи 25.13 НК РФ).

В иных случаях понятия «иностранная организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» используются раздельно (например, пункт 1 статьи 25.15 НК РФ), либо используется только понятие «иностранная организация» (например, пункт 3 статьи 25.14 НК РФ).

Срок направления уведомления установлен пунктом 3 статьи 25.14 НК РФ только применительно к участию в иностранных организациях: в течение месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации.

Срок уведомления об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, учрежденных с 16 мая 2015 года, или о контроле над такими структурами или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами, возникшим с указанной даты, НК РФ не установлен. Получается, что уведомление следует направлять до момента вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности.

Как следует заполнять и направлять уведомление об участии в иностранных организациях?

Формы, форматы, порядок заполнения и порядок представления уведомлений должны быть установлены ФНС России. В уведомлении должна содержаться информация, указанная в пункте 5 статьи 25.14 НК РФ. Участие в иностранной организации может быть прямым, косвенным, смешанным (складываются доли прямого и косвенного участия).

Если участие реализовано через других лиц, то для заполнения уведомления потребуется присвоить уникальный номер участника каждой соответствующей иностранной организации (ИО), российской организации (РО), иностранной структуре без образования юридического лица (ИС).

В случае косвенного участия при заполнении уведомления должны быть приведены все установленные в порядке статьи 105.2 НК РФ последовательности (группы) участия, которые должны заканчиваться искомой иностранной организацией. Доля участия рассчитывается перемножением процентов участия в каждой последовательности и сложением получившихся долей участия по всем группам.

Что будет, если налогоплательщик не дождется выхода приказа или, например, уже направил такое уведомление в произвольной форме?

До внесения поправок большинство налогоплательщиков оказалось нарушителями – ими не было представлено уведомление в первоначально установленный срок – до 2 апреля.

Основной причиной непредставления было отсутствие утвержденной формы уведомления.

С 7 апреля вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ, который перенес крайний срок представления уведомлений на 15 июня.

Тем самым, нет оснований считать непредставление уведомлений за период со 2 апреля до 7 апреля просрочкой. Статья 3 Федерального закона от 06.04.2015 № 85-ФЗ исключила даже теоретическую возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 129.6 НК РФ за деяния, которые должны были быть совершены по направлению уведомлений в период с 1 января по 7 апреля 2015 года.

Однако отсутствие утвержденной формы документа само по себе не отменяет исполнение обязанности по его представлению.

Следует обратить внимание, что ответственность за несоблюдение формы и способа представления уведомления НК РФ не установлена.

Если ФНС России своевременно не утвердит форму (формат) уведомления об участии в иностранных организациях, налогоплательщик может направить указанное уведомление в письменном виде в произвольной форме.

Налогоплательщик, исполнивший обязанность по направлению уведомления, не может быть повторно привлечен к исполнению этой же обязанности.

Нужно ли направлять уведомление об изменении доли участия в иностранных организациях, если в последующем размер доли такого участия, например, с 30% снижен до 25% или, наоборот, с 10% увеличен до 30%?

Основанием для представления уведомления является превышение доли участия 10% (подпункт 1 пункта 3.1 статьи 23 НК РФ).

Если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

Можно сделать вывод, что по отношению к уведомлению об участии, размер которого превысил 10%, последующие уведомления об изменении доли участия (увеличении или снижении), в результате которого доля не становится менее 10%, являются повторными и представляться не должны.

Если же доля участия в организации вначале была 5%, а затем увеличена до 10%, то уведомление об участии в такой иностранной организации представляется в срок не позднее одного месяца с даты изменения доли.

Порядок уведомления налоговых органов об участии в иностранных организациях и контролируемых иностранных компаниях

Срок подачи первых уведомлений об участии в иностранных организациях определен законом до 15 июня 2015 года.
Срок подачи первых уведомлений о контролируемых иностранных компаниях со сведениями за 2015 год установлен до 20 марта 2016 года.

НАЛИЧИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УВЕДОМЛЕНИЮ

В соответствии с ч.3.1. ст.23, ч.1 ст.25.14 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в следующих случаях:
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов), а также о прекращении участия или изменения доли участия.
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);
3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

СРОКИ ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЙ

1. Уведомление об участии в иностранных организациях.
На переходный период – до 15 июня 2015 года — предусмотрены специальные сроки уведомления:
— Уведомление в отношении доли участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 года представляется в срок не позднее 15 июня 2015 года.

— Уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года включительно.
(ст.4 Федерального закона от 24.11.2014 №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» в редакции ФЗ от 06.04.2015).

Общий порядок после переходного периода:
Общая норма ч.3 ст.25.14 НК РФ – уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации, являющегося основанием для представления такого уведомления. Этот срок распространяется на случаи, когда основание для подачи уведомления возникло после 15 мая 2015 года.
В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились (то есть если доля участия в иностранной организации не изменилась и не была утрачена) — повторные уведомления не представляются.

В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик обязан проинформировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.

Таким образом, выводы следующие:
1. Лица, имеющие долю в иностранной компании по состоянию на 15 мая 2015 года и не утратившие ее до 14 июня 2015 года – представляют уведомление не позднее 15 июня 2015 года.
2.

Лица, имевшие долю в иностранной компании по состоянию на 15 мая 2015 года, но прекратившие свое участие в ней не позднее 14 июня 2015 года – уведомление не представляют.
3. Лица, не имевшие долю в иностранной компании по состоянию на 15 мая 2015 года, но приобретшие ее в период начиная с 16.05.2015 и далее – представляют уведомление не позднее 1 месяца с момента приобретения.

4. Лица, представившие уведомление об участии в иностранной организации, чья доля участия впоследствии изменится либо будет утрачена — представляют уведомление не позднее 1 месяца с момента изменений.

2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях.
Согласно ч.3 ст.25.14 НК РФ уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.

При этом положения главы 3.4 НК РФ применяются налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемой иностранной компании, при определении налоговой базы в соответствии с главами части второй НК РФ в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году (ст.4 Федерального закона от 24.11.2014 №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» в редакции ФЗ от 06.04.2015).

Таким образом, выводы следующие:
1. Ежегодно не позднее 20 марта должно представляться уведомление о контролируемых иностранных компаниях, имевших место в предыдущем налоговом периоде (году).
2.

Первое уведомление о контролируемых иностранных компаниях должно быть представлено не позднее 20 марта 2016 года, так как налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний начинается с налогового периода 2015 года.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД КОНТРОЛИРУЕМОЙ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИЕЙ

Иностранная компания признается контролируемой, если соответствует одновременно двум условиям (ч.1 ст.25.13 НК РФ):
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Порядок определения налогового резидентства организаций согласно НК РФ является достаточно сложным. По нашему мнению, здесь возможны спорные ситуации, так как в некоторых случаях налоговым резидентом РФ могут быть признаны и иностранные организации.
Организации, которые признаются налоговыми резидентами РФ (ст.246.2 НК РФ):
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
3) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

В целях данного подпункта местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:
— большинство заседаний совета директоров (или иного аналогичного органа организации, за исключением исполнительного органа) проводятся на территории Российской Федерации. Для целей настоящего подпункта большинством заседаний признается относительное большинство заседаний, то есть ситуация, при которой количество заседаний, проведенных в Российской Федерации, больше, чем в другом государстве;
— исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации. Для целей настоящего подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);
— главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Руководящим управлением организацией для целей настоящего подпункта признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Это не весь перечень условий, при которых иностранная организация может быть признана налоговым резидентом РФ. Более детально порядок определения резидентства закреплен в ст.246.2 НК РФ.

Порядок определения налогового резидентства физического лица урегулирован ст.207 НК РФ. Согласно нормам указанной статьи:
— Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

— Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.
— Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА КОНТРОЛИРУЮЩИМ ИНОСТРАННУЮ КОМПАНИЮ

В переходный период – до 01 января 2016 года:
— признание лица контролирующим лицом осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

С 01 января 2016 года предусмотрено два случая признания лица контролирующим лицом:
— контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов – во всех случаях;
— контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов при соблюдении дополнительного условия — если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

ФОРМА УВЕДОМЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Уведомления об иностранных организациях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.

Налогоплательщики — физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Форма уведомления об участии в иностранных организациях, порядок ее заполнения и представления в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 24.04.2015 №ММВ-7-14/177@.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ УВЕДОМЛЕНИЯ

Ответственность установлена ст.129.6 НК РФ, согласно которой:
— Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
— Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Срок подачи уведомления

В течение трех месяцев с даты, когда возникло основание для подачи.

Международные компании подают уведомление в течение одного месяца со дня регистрации.

Какие разделы заполнять

В состав уведомления включаются титульный лист, который заполняется в обязательном порядке; сведения о физическом лице и листы А, Б, В и Г.

Листы А-Г заполняются только при наличии определенных оснований.

Проверка уведомления

Когда все разделы уведомления будут заполнены, необходимо провести его проверку, а затем отправить в контролирующие органы. Как проверить и отправить отчет см. здесь.

Титульный лист

В титульном листе отражаются сведения о налогоплательщике, а также основание подачи уведомления.

Сведения о физическом лице

Этот раздел заполняется только в случае подачи уведомления физическим лицом. В нем указывают сведения о физическом лице: ФИО, паспортные данные, адреса места жительства и пребывания.

Лист А. Сведения об иностранной организации

Лист А заполняется отдельно в отношении каждой иностранной организации, в которой налогоплательщик принимает прямое, косвенное или смешанное участие. При этом каждой иностранной организации присваивается уникальный цифровой код, который закрепляется за ней навсегда.

По каждой организации указываются следующие данные:

  • полное наименование иностранной организации;
  • код страны, в которой находится организация, и код страны налогового резидентства в соответствии с ОКСМ;
  • дата регистрации иностранной компании;
  • регистрационный номер иностранной организации, аналог ИНН в странах регистрации и резидентства, а также адрес;
  • признак участия: прямое, косвенное или смешанное;
  • дата возникновения участия и дата изменения доли;
  • доля в иностранной организации;
  • дата окончания участия (если подаются сведения об окончании участия).

Лист В. Сведения об иностранной структуре без образования юридического лица

Лист В заполняется в отношении иностранных структур, если налогоплательщик является их учредителем или принимает через них участие в иностранной организации.

В разделе отражаются сведения по каждой иностранной структуре: уникальный цифровой код; наименование и организационная форма; дата учреждения и реквизиты документа об учреждении; иные идентифицирующие сведения.

Лист Г. Раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия

Лист Г заполняется в целях раскрытия косвенного участия налогоплательщика в иностранной организации.

В разделе 1 налогоплательщиком отражаются сведения о своем косвенном участии в иностранной организации.

В разделе 2 указываются сведения об иностранных и российских организациях, иностранных структурах, через которые налогоплательщик принимает участие в иностранной организации.

Контролируемые иностранные компании для физических лиц

Важным следствием введения в действие № , который внес серьезные поправки в Налоговый Кодекс РФ, стало появление новых трактовок терминов «контролируемые иностранные компании» (КИК) и «контролирующие лица» (КЛ). Они касаются как физических, так и юридических лиц, а также ИП, участвующих в собственности зарегистрированных за границей организаций и являющихся при этом налоговыми резидентами России. Следствием внесенных изменений стала необходимость подготовки и подачи в ИФНС физическими лицами, выступающими в качестве КЛ, следующих обязательных документов:

  • уведомление об участии в компании, зарегистрированной за границей;
  • уведомление о КИК;
  • декларация по форме , включающая доход от участия в деятельности КИК.

Кто подает?

Физическое лицо — налоговый резидент Российской Федерации, владелец иностранной компании, если доля его участия в иностранной организации превышает 10%.

Когда подается?

В течение месяцев с даты начала участия в иностранной компании.

ВАЖНО! Также это же уведомление подается в случае изменения доли участия или прекращения участия.

Штрафные санкции за непредставление: 50 000 рублей за каждую организацию.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК)

Декларация связи с включением прибыли КИК в доход контролирующего лица

Пример расчетов

Для примера рассмотрим ситуацию с компанией ROMASHKALIMITED, контролирующим лицом которой является российское физ. лицо (доля участия — 90%).

  • В 2016 году компания ROMASHKALIMITED получила прибыль 15 млн рублей (в пересчете в рубли по соответствующему курсу).
  • В течение 2017 года компания ROMASHKALIMITED не принимала решение о выплате дивидендов.
  • В таком случае согласно пункту 3 статьи 25.15 Налогового Кодекса прибыль КИК должна включаться в налоговую базу контролирующего лица на 31 декабря 2017 года.
  • Соответственно до 20 марта 2018 года контролирующее лицо должно подать уведомление о КИК.
  • В данном случае контролирующее лицо не обязано подавать декларацию 3НДФЛ в связи с тем, что прибыль КИК не превысила 30 млн рублей.

Если же, к примеру, прибыль ROMASHKALIMITED за 2016 год составила 31 млн рублей, то помимо уведомления о КИК, контролирующее лицо должно также до 30 апреля 2018 года подать декларацию 3НДФЛ за 2017 год, в которой в качестве дохода должна быть указана прибыль КИК за 2016 год в размере 27,9 млн рублей (31 млн руб. * 90% — доля участия физ. лица).

Часто задаваемые вопросы:

  1. Вопрос: Я владел иностранной компанией с 2010 года. В 2017 году компанию закрыл. Компания никогда не вела деятельность. Уведомление о КИК за 2015 год сдавал. Нужно ли мне подавать уведомление о КИК за 2016 год. В этот период компания ведь еще существовала.
    Ответ: В случае, если компания в 2017 году не выплачивала дивиденды, то и уведомление о КИК за 2016 год (до 20 марта 2018 года) подавать не нужно, Вы уже не являлись её владельцем по состоянию на . Также не забудьте, что в течение месяцев после закрытия компании, Вы обязаны подать уведомление об участии в иностранной организации (о прекращении участия).
  2. Вопрос: Я купил иностранную компанию в 2017 году. Сама компания была зарегистрирована в 2015 году. Должен ли я подавать до 20 марта 2018 года уведомление о КИК? Я ведь не владел компанией в 2016 году.
    Ответ: Несмотря на то, что Вы не владели компанией в 2016 году, после приобретения данной компании в 2017 г. Вы получили право на получение дивидендов с прибыли, сформированной в 2016 году. В связи с этим, уведомление о КИК до 20 марта 2018 года обязательно нужно подавать.
  3. Вопрос: Что делать в ситуации, когда финансовый год компании не совпадает с календарным годом?
    Ответ: Налоговый кодекс четко указывает, что нужно ориентироваться на день окончания финансового года. К примеру, если финансовый год иностранной компании с по , то (если дивиденды не выплачивались) прибыль КИК подлежит включению в налоговую базу контролирующего лица на . Соответственно, уведомление о КИК подается не позже 20 марта 2018 года.
  4. Вопрос: Нужно ли подавать уведомление об участии в иностранных организациях, если изменился порядок моего косвенного участи в иностранной организации, при этом доля участия не поменялась?
    Ответ: Да, в этом случае уведомление об участии в иностранных организациях подавать необходимо. В этом случае на титульном листе в поле «основание подачи уведомления» указывается цифра 6.
Adblock
detector