Участники бюджетного процесса это

Бюджетный процесс, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов , местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в об­ласти бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного про­цесса на всех его стадиях. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган выполняет свои собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Участниками бюджетного процесса являются:

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъек­тов РФ. главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреж­дения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы власти имеют следую­щие полномочия:

• рассмотрение и утверждение бюджетов;

• рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

• формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней;

• другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ. Органов власти.

Органы исполнительной власти осуществляют:

— составление проектов бюджетов;

— представление их на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документамии материалами;

— исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

— управление государственным, муниципальным долгом;

— осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;

— представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обязанности, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России имеет следующие полномочия:

• совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики;

• обслуживает счета бюджетов;

• осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из полномочий кредитных организаций.

На кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участников бюджетного процесса возложено выполнение двух задач: операции по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение отдельных функций Банка России там, где он их выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, которые обслуживают расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозмож­ности выполнения ими этих функций).

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях, представительные органы местного самоуправ­ления осуществляют:

• контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональ­ных целевых программ, нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответ­ствующего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители включаются в ведомственную классификацию расходов бюджета. Необходимо отметить, что для феде­рального уровня таковым является орган государственной власти РФ, для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

• определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

• утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

• составляет бюджетную роспись;

• распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответ­ствующую часть бюджета;

• осуществляет контроль над получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; а также выполняет другие функции.

Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен:

— Правительством РФ — представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

— органом исполнительной власти субъекта РФ — представлять его сторону в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта РФ на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

— органом местного самоуправления представлять сторону муници­пального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; утверждающий сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями, а также выполняет другие функции.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государ­ственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-тех­нических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государствен­ного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В ней должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение наделено правом оперативного управ­ления государственным или муниципальным имуществом.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение (или иная организация), имеющее право на получение бюджетных средств в соот­ветствии с бюджетной росписью на очередной финансовый год.

В соответствии с ролью Минфина России в осуществлении бюджетного процесса в Бюджетном кодексе РФ отдельно установлены его полномочия:

• составление проекта федерального бюджета и участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

• разработка прогноза консолидированного бюджета РФ;

• разработка программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;

• сотрудничество с международными финансовыми организациями;

• методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

• регистрация эмиссии займов субъектов РФ, ценных бумаг муниципальных образований;

• управление государственным долгом РФ в порядке, установленном Правительством РФ;

• организация исполнения федерального бюджета;

• составление отчетов об исполнениях федерального и консолидированного бюджетов РФ;

• осуществление целого ряда других полномочий в соответствии Бюджетным кодексом РФ, иными законодательными актами бюджетного законодательства РФ;

• выполнение полномочий, возложенных на Минфин России Президентом РФ и Правительством РФ.

В Бюджетном кодексе РФ установлены также исключительные полно­мочия руководителя Минфина России, которые в основном касаются про­цесса исполнения федерального бюджета, например право разрешительной надписи, применение мер ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета и др.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полно­мочиями:

• производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетов по нормам, установленным действующим бюджетным законодательством, их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов;

• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и предоставляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;

• составляет на основании отчетности, предоставленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;

• осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Такова краткая характеристика бюджетных полномочий основных участников бюджетного процесса.

Комментарий к Ст. 152 Бюджетного кодекса РФ

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ названы участники бюджетного процесса.

1. Президент РФ. Глава государства обладает рядом полномочий, позволяющих определить его как участника бюджетного процесса.

Так, например, Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные отношения (ст. 3 Бюджетного кодекса РФ), распоряжается средствами резервного фонда Президента РФ (ст. 82 Бюджетного кодекса РФ), направляет Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (ст.

170 Бюджетного кодекса РФ) и др.

2. Органы законодательной (представительной) власти.

Участие данных органов в бюджетном процессе на всех трех уровнях — федеральном, региональном и местном — определяется прежде всего тем, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетных территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, а местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).

3. Органы исполнительной власти. К числу таких органов законодатель в комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ отнес:

а) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и главы местного самоуправления, активно участвующие в бюджетном процессе соответственно на региональном и местном уровнях;

б) финансовые органы (Министерство финансов РФ и его территориальные органы, министерства финансов и департаменты (управления) финансов, создаваемые на уровне субъектов Российской Федерации, казначейство и т.д.);

в) органы, осуществляющие сбор доходов (налоговые и таможенные органы);

г) другие уполномоченные органы.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 154 Бюджетного кодекса РФ).

4. Органы денежно — кредитного регулирования. В соответствии с пунктом 3 статьи 151 Бюджетного кодекса РФ органом денежно — кредитного регулирования является Банк России.

Банк России в качестве участника бюджетного процесса (ст. 155 Бюджетного кодекса РФ):

а) разрабатывает совместно с Правительством РФ и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно — кредитной политики;

б) обслуживает счета бюджетов;

в) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России.

5. Органы государственного и муниципального финансового контроля.

Такими органами являются (п. 4 ст. 151 Бюджетного кодекса РФ):

а) Счетная палата РФ;

б) контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

в) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 157 Бюджетного кодекса РФ).

6. Государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ).

7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Перечень главных распорядителей определяется ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета (статья 158 Бюджетного кодекса РФ).

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 Бюджетного кодекса РФ).

8. Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые полномочия (например, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.).

Кроме перечисленных органов, в бюджетном процессе участвуют также:

а) получатели бюджетных средств, к числу которых относятся, например:

— бюджетные учреждения — организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных, научно — технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);

— государственные и муниципальные унитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 Гражданского кодекса РФ);

б) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Кредитная организации — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные законом банковские операции (ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Кроме того, они могут выполнять функцию Банка России по обслуживанию бюджетных счетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (ст. 156 Бюджетного кодекса РФ).

Заметим, что в нормативных правовых актах, принимаемых на региональном и местном уровнях, может уточняться и конкретизироваться состав участников бюджетного процесса.

Так, например, участниками бюджетного процесса в Тюменской области являются: Тюменская областная Дума, губернатор области, Администрация Тюменской области, финансовый орган администрации области, Счетная палата Тюменской области, территориальные государственные внебюджетные фонды, главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, органы местного самоуправления Тюменской области, иные органы, учреждения и организации, на которые возложены бюджетные полномочия (ст. 1 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года «О бюджетном процессе в Тюменской области»). А перечень участников бюджетного процесса города Тюмени (муниципальный уровень содержится в Положении о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденном решением Тюменской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 160 (ст.

1): «Участниками бюджетного процесса являются глава города, Тюменская городская Дума, Счетная палата города, Финансово — казначейское управление Администрации г. Тюмени, Главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Тюменской области, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета города».

Бюджетное право

В книге раскрыты основные понятия бюджетного права и процесса – предмет и система бюджетного права, его источники и нормы, принципы бюджетного права и процесса, бюджетная система Российской Федерации. Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Исполнительная власть и ее полномочия

Исполнительные органы занимаются сбором необходимой информации, составляют проект и передают его на утверждение государственной Думе. Для этого необходимо тщательно провести сбор материалов, подготовить документы и произвести расчеты. Проект должен быть передан законодательной власти вместе со всеми сопутствующими документами.

Структура исполнительной власти

В обязанности исполнительных органов входит также предоставление межбюджетных трансфертов. Иначе говоря, составляют план и контролируют передачу средств внутри бюджета. Это позволяет решать нехватку денежных средств в менее обеспеченных регионах, положительно сказывается на решении социальных проблем, работает в качестве стимула для глав муниципальных образований, чтобы те решали вопрос со стимуляцией налогового потенциала на своей территории.

К трансфертам можно отнести также дотации, субсидии, субвенции и кредитные линии, выделенные из бюджетного фонда, в том числе и в адрес внебюджетных фондов (глава 16 БК РФ).

Справка. Контроль над государственным долгом также входит в круг обязанностей исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти должны контролировать предоставление отчетности за использование государственных средств, составлять общий отчет об исполнении бюджета, проверяя его целевое направление и расхождение с утвержденным документом.

Органы финансового контроля и их роль

Под определение органов финансового контроля подходят следующие организации (345-ФЗ от 03.07.2016 г.):

  1. Счетная палата РФ. Как беспрерывно действующий государственный орган, она отвечает за контроль над внешней и внутренней задолженностью Росси, участвует в распределении кредитных ресурсов, проводит экспертизы связанные с финансовой сферой на гос. уровне и дает заключения по поводу выявленных нарушений в экономической деятельности страны.
  2. Должностные лица региональной и муниципальной власти по осуществлению финансового контроля. Каждое должностное лицо на доверенном ему территории, обязан контролировать все хозяйственные и финансовые процессы, контролировать целевой расход вверенных ему ресурсов и своевременно предоставлять отчет о реальном положении дел в вышестоящие инстанции.
  3. Контрольно-счетные органы регионального значения. Осуществлять тщательный контроль над самыми маленькими территориальными образованиями на российских землях помогает сеть контрольно-расчетных органов.
  4. Федеральное казначейство (ФК). Именно здесь происходят все основные рассчетно-кассовые операции и управление всеми финансовыми потоками российского бюджета.

В обязанности этой структуры входит не только проверка целевого использования бюджета, но и эффективности, экономичности и результата от траты государственных средств. Проекты законов, направленные на бюджетирование и финансовую политику государства в первую очередь читают и редактируют представители органов фин. контроля.

Они же занимаются экспертизой финансовых программ различного направления.

Схема финансового контроля

Справка. Бюджетное законодательство далеко от совершенства. Ежегодно в него вносятся поправки, выносятся на одобрение новые законы, проводятся аудиты и выявляются отклонения от изначально утвержденного проекта бюджета. Все это также часть работы ответственных за финансовый контроль людей. Для того, чтобы исправлять те ошибки, которые допускаются при составлении и исполнении бюджета, необходимо тщательно мониторить и анализировать все процессы, связанные с движением государственных средств.

ФК имеет право требовать от представителей муниципальных образований и субъектов РФ полного отчета о трате бюджетных средств и об исполнении местных бюджетов. Чтобы составить правильную и полную картину о том, как улучшить бюджетирование в стране, важно собирать информацию с каждого региона, анализировать ее и вносить изменения, способные улучшить социальное и финансовое положение каждого субъекта.

Роль Центрального Банка России

ЦБ РФ является важным участником финансовой политики страны. Совместно с правительством, он разрабатывает и составляет схему основных денежных потоков. Далее схема отправляется для одобрения или опровержение на голосование в Госдуму (статья 155 БК РФ).

Главный банк страны отвечает за проведение всех операций по счетам бюджетов, контроль над остатками по счетам и прочие операции необходимые для финансового контроля. Исключение составляют те счета, обслуживание которых доверяется коммерческим организациям по решению Федерального Казначейства (п. 4 ст.

156 БК РФ). Практика привлечения кредитных организаций в качестве агентов ЦБ РФ осуществляется на основании ФЗ No 63 с 2007 года. Пакет государственных ценных бумаг также находится под контролем Центробанка.

Распорядитель

Ответственное лицо или орган, назначенный распорядителем, должен обеспечить целевой расход бюджета, оправдать его трату показав результативность. В его руках находится лимит выделенных средств и ассигнований. У распорядителя федерального бюджета в подчинении находятся распорядители регионального масштаба, а в подотчетности — получатели денежных средств (главы муниципалитетов, губернаторы областей, различные фонды и прочее).

Определение главного распорядителя

Распорядитель обязан контролировать расходную часть бюджета, не выходя за рамки доверенных ему ассигнований и лимита. Перед каждой растратой, ему необходимо согласовать целесообразность расходного обязательства. Планирование трат также входит в его обязанности, важно не выйти за установленные финансовые рамки.

Если траты необходимы и оправдывают себя, то распорядитель имеет право вносить вопрос об изменении лимита вверенного ему, на рассмотрение законодательного правительства.

Структура местной администрации

Сметы, полученные от казенных образований, муниципалитетов и регионов, распорядитель вправе откорректировать или утвердить. В его полномочия входит выделение средств по этим сметам, а затем требование отчета об их целевом использовании. Он отвечает за вверенные ему бюджетные средства и обязан отчитываться в документальной форме за все траты, движения денежных средств, финансирования и прочие вложений денег в различные фонды и мероприятия.

Справка. Распорядитель принимает непосредственное участие в формировании бюджета на стадии его планирования.

Главный администратор доходов

Доходя являются неотъемлемой и одной из главных частей любого бюджета. Для того, чтобы контролировать своевременное поступление денежных средств на нужные счета, полноту поступлений, своевременность, а также взыскивать задолженность и начислять штрафы и неустойки нужно отдельное ответственное лицо, которым и является контролер.

Определение главного администратора доходов

Помимо перечисленных обязанностей, контролер может принимать на себя ответственность за возврат излишне или ошибочно уплаченных денежных средств. Он контролирует своевременное оповещение о задолженности за оказание государственных услуг юридическим или физическим лицам.

Справка. Контролер имеет возможность единолично признать задолженность или ее часть безнадежной. Администратор доходов составляет отчет и план поступления доходов, который передает главному распорядителю для проверки.

Источники доходов бюджета

Администрирование источников финансирования

Лицо, ответственное за финансирование дефицита бюджета обязан сформировать список подотчетных ему ведомств и их администраторов. В его обязанности включено составление плана по финансированию, прогноза дефицита бюджета, график выплат по финансированию. Он контролирует поступление средств в фонды от источников финансирования, полноту и своевременность перечислений.

В его полномочиях составлять ассигнования, предварительно обосновав их необходимость.

Выдержка из статьи 160 БК РФ

В распоряжении администратора находятся выделенные ассигнования, использовать которые он может с целью финансирования дефицита бюджета, перечисляя подотчетным ему администраторам. Все трат и перечисления должны носить адресный и целевой характер. Отчетность и сопутствующую документацию администратор должен регулярно предоставлять главному распорядителю.

Получатели бюджетных средств

Для того, чтобы стать получателем средств из бюджета, глава муниципалитета или владелец государственного фонда составляет смету и предоставляет ее на рассмотрение главному распорядителю. После обсуждения возможных изменений и корректировки сметы, распорядитель дает согласие на выплату финансирования под утвержденную смету.

Как производится бюджетная отчетность, кто является получателями бюджетных средств? Подробнее об этом вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Определение получателя бюджетных средств

Важно! Полученные средства должны использоваться только в рамках утвержденной сметы. Финансирование должно быть оправдано хорошей результативностью, что должно быть подтверждено отчетом, подготовленным для распорядителя по итогам исполнения сметы.

Пошаговый цикл бюджетного процесса

Схема бюджетного процесса

Шаг 1. Составление или проектирование бюджета исполнительной властью.

Шаг 2. Рассмотрение проекта законодательной властью.

Шаг 3. Утверждение проекта законодательной властью.

Шаг 4. Исполнение утвержденного годового бюджета всеми участниками процесса.

Шаг 5. Сбор информации для составления отчета о тратах бюджетных средств и пополнении бюджета в течение года. Сопоставление полученного результата с изначально утвержденным бюджетом. Задействованы все участники.

Шаг 6. Утверждение отчета на законодательном уровне.

Из чего состоит бюджет?

Таблица. Составные части бюджета страны

Доходная часть Расходная часть
налоги содержание государственного аппарата
обслуживание государственного долга (внешнего и внутреннего)
финансирование развития научной деятельности
финансирование медицины
займы выделение финансов на развитие культуры и образования
расходы на социальные нужды
военное финансирование
выделение средств на отдельные хозяйственные отрасли
субсидирование и кредитование других стран

Если при составлении бюджета получается, что статья доходов значительно превышает по итоговой сумме статью расходов, то такой бюджет называется профицитным. Отрицательное сальдо указывает на дефицит бюджета. Бюджетирование проводится ежегодно, утвержденный финансовый план государства действует один год.

Каждый новый год вступает в силу новый бюджет государства.

Adblock
detector