Статья 284 тк рф работа по совместительству

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, установленные частью первой настоящей статьи, не применяются в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с частью второй статьи 142 настоящего Кодекса или отстранен от работы в соответствии с частью второй или четвертой статьи 73 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 284 ТК РФ

Комментируемая статья носит правоохранительный характер и преследует цель, направленную на охрану здоровья.

По сравнению с общепринятой законодатель уменьшает норму рабочего времени для совместителя. Ежедневная предельная продолжительность рабочего времени не может превышать 4 часов, еженедельная — 16 часов. Статья 284 ТК позволяет установить работнику четырехдневную рабочую неделю с четырехчасовым рабочим днем либо пятидневную с ежедневной продолжительностью смены 3 часа 12 минут.

Это общее правило. Исключение из него сделано для педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры. Для них продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору.

Однако независимо от договоренности между работником и работодателем она не может превышать:

— у медицинских и фармацевтических работников — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;

— у врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, — в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

— для младшего медицинского и фармацевтического персонала — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— у педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;

— у работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (подп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г.

N 41).

Кроме того, законодательно предусмотрено специальное правило для медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа. Для них увеличена максимальная продолжительность работы по совместительству до 8 часов ежедневно и до 39 часов в неделю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа».

Другой комментарий к Ст. 284 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Законодатель уменьшает по сравнению с общепринятой норму рабочего времени совместителя наполовину. Ежедневная предельная продолжительность рабочего времени не может превышать 4 часов, еженедельная — 20 часов при норме рабочего времени в неделю 40 часов (т.е.

половины нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников). При суммированном учете рабочего времени его продолжительность для совместителя не должна превышать половины от месячной нормы (нормы рабочего времени за другой учетный период — квартал, год) при соблюдении требования о максимальной продолжительности ежедневной работы.

2. Новые правила, введенные ст. 284 ТК, предоставляют новые возможности для определения режима работы совместителей.

Полную рабочую смену (без ограничения четырехчасовым рабочим днем) можно устанавливать совместителям в их выходные дни по месту основной работы, в период отпуска без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ), отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) и в иных случаях, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей (кроме ежегодного оплачиваемого отпуска, поскольку он должен предоставляться совместителям одновременно с отпуском по основной работе (ст.

286 ТК РФ)). При этом месячная норма рабочего времени совместителя не должна превышать половины от нормы, установленной для соответствующей категории работников.

Совместитель может работать на условиях полного рабочего времени в следующих случаях:

— когда по основному месту работы работник приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней (см. ст. 142 ТК РФ и комментарий к ней);

— работник по основному месту работы отстранен от работы в связи с отказом от перевода в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (см. ст. 73 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Особые правила установлены для педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры. Продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

— для медицинских и фармацевтических работников — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;

— для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, — в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

— для младшего медицинского и фармацевтического персонала — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;

— для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (подп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г.

N 41).

Кроме того, специальное правило предусмотрено для медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа. Для них увеличена максимальная продолжительность работы по совместительству до 8 часов ежедневно и до 39 часов в неделю (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа»).

Судебная практика по статье 284 TК РФ

Статья 284 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую безмотивно ссылается заявитель, устанавливает продолжительность рабочего времени при работе по трудовому договору на условиях совместительства и не касается продолжительности работ, выполняемых работником без заключения трудового договора.
Ссылка в заявлении на то, что оспариваемое нормативное положение приводит к нарушению прав на оплату труда практикующих юристов, несостоятельна. Как следует из названия и содержания Постановления, оно распространяется на педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 1 Постановления, и регулирует особенности работы по совместительству только этих категорий работников.

Неправильное применение нормативного правового акта на практике, на что указывается в заявлении, не свидетельствует о незаконности этого акта.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь статьями 282, 284 и 285 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», подпунктами «а» и «б» пункта 1 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», пунктами 2.6, 5.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377, суды пришли к выводу об отсутствии нарушения целевого расходования бюджетных средств по оплате труда работников учреждения (кроме оплаты труда Курициной А.С.) и соответственно недействительности (незаконности) уведомления Минфина РК от 22.01.2008 N 9, повлекшего снижение лимитов бюджетных средств, предназначавшихся учреждению.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, руководствовался пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пунктом 10 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», статьями 60.1, 91, пунктом 1 статьи 259, 284 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110.

Не опровергает вывод суда о несоответствии действующему законодательству пункта 16 Положения в части, предусматривающей, что профессиональное обучение рабочих проводится лишь исключительно специалистами (преподавателями, мастерами производственного обучения), для которых работа в организации, осуществляющей профессиональное обучение, является основной, и ссылка Ростехнадзора в апелляционной жалобе на статью 284 Трудового кодекса Российской Федерации.

Однако, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 282, 284, статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации, заключил, что совместитель, если он не приостановил работу по основному месту работу, при работе по совместительству фактически работает на условиях неполного рабочего времени.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что работа по совместительству не могла превышать четырех часов в день и половины месячной нормы рабочего времени в течение одного месяца, а расчет пособия по беременности и родам, должен производиться из размера заработной платы главного бухгалтера, соответствующего 0,5 ставки.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 284 и 285 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 6, 9, 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», исходил из того, что представленные обществом доказательства не могут подтверждать фактическое исполнение застрахованным лицом своих обязанностей равно как и не подтверждают обоснованности размера заработной платы по основной должности в размере 16 500 рублей, а по замещаемой на условиях совместительства должности — 18 000 рублей, и пришел к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о создании обществом искусственной и экономически необоснованной ситуации с целью получения денежных средств фонда, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований общества.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь статьями 21, 284 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 11, статьей 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 3, 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьями 2, 13, 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о несоблюдении обществом условий, необходимых для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию. Действия общества фактически были направлены на создание искусственной ситуации для возмещения расходов за счет средств фонда, в связи с чем, отказ фонда в возмещении понесенных обществом расходов по выплате спорного пособия, является правомерным.

Признавая приведенные положения предписания не соответствующими действующему законодательству, суды руководствовались статьями 60.1, 129, 135, 282, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330, нормативными правовыми актами Республики Крым, и исходили из отсутствия в действиях АНИИ им. И.М. Сеченова, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, иных нарушений бюджетного законодательства.

Как усматривается из судебных актов, счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Крым, выделенных учреждению в 2015 году и текущем периоде 2016 года, в результате которой, в том числе установлено нарушение статей 282 и 284 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) ввиду несоответствия условия оплаты труда при дистанционной работе, что привело к неправомерным расходам на сумму 37 700 рублей (50 процентов от выплаченной заработной платы в проверяемый период).

Как усматривается из судебных актов, счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Крым, выделенных учреждению в 2015 году и текущем периоде 2016 года, в результате которой, в том числе установлено нарушение статей 282 и 284 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) ввиду несоответствия условия оплаты труда при дистанционной работе, что привело к неправомерным расходам на сумму 37 700 рублей (50 процентов от выплаченной заработной платы в проверяемый период).

Статьей 284 Трудового кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок оплаты труда лиц, работающих по совместительству.
Статьей 287 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству.

Adblock
detector