Срочный трудовой договор с муниципальным служащим

Муниципалитеты нередко сами разрабатывают и утверждают форму типового договора с лицом, претендующим на замещение должности муниципальной службы. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержание такого договора не регулирует. В результате сотрудники кадровых служб допускают ошибки.

За грубые нарушения ГИТ может сразу оштрафовать ОМСУ на сумму до 50 тыс. руб., а виновное должностное лицо — до 10 тыс. руб.

Мы проанализировали 10 типовых договоров с муниципальными служащими, которые утвердили ваши коллеги. Расскажем о шести типичных ошибках и дадим рекомендации, как их избежать. В конце статьи приведем образец трудового договора с муниципальным служащим (см.

в конце статьи). Вы можете использовать формулировки из образца, чтобы разработать новую форму или исправить недочеты в той, которую уже применяете.

На заметку: Не разрабатывайте типовую форму для лица, назначаемого на должность главы местной администрации по контракту. Ее утверждает регион своим законом

Ошибка 1. Трудовой договор не соответствует нормам законодательства

При разработке формы типового договора муниципалитеты часто допускают перекосы между общими и специальными нормами законодательства. Например, обязательные условия трудового договора с муниципальным служащим соответствуют статье 57 ТК, но не отвечают нормам Закона № 25-ФЗ. Бывает и наоборот: разработчики выполнили требования Закона № 25-ФЗ, но не учли нормы трудового законодательства.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ (ст. 3, 16). Основные нормы, которые нужно учитывать при разработке трудового договора, содержатся в статье 57 ТК, Законе № 25-ФЗ, Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», муниципальных нормативных правовых актах.

При этом последние не должны противоречить Конституции, нормативным правовым актам РФ и региона (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Ошибка 2. Неверно определили работодателя

Статья 20 ТК устанавливает, что работодателем может быть физическое либо юридическое лицо. Исходя из этого, одни разработчики указывают в качестве работодателя орган местного самоуправления, зарегистрированный как юридическое лицо. Другие указывают представителя нанимателя, но при этом не уточняют, от имени какого муниципального образования он действует.

И то и другое — ошибка. Наниматель муниципального служащего — муниципальное образование (ст. 2 Закона № 25-ФЗ).

От его имени полномочия исполняет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя может быть должностное, а не юридическое лицо

Трудовой кодекс не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями нанимателя (работодателями). Однако Закон № 25-ФЗ исходит из того, что таким представителем должно быть не юридическое, а должностное лицо:

  • глава муниципального образования;
  • руководитель органа местного самоуправления;
  • председатель избирательной комиссии муниципального образования;
  • иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Соблюдайте три правила:

1. Укажите в качестве стороны трудового договора со служащим муниципальное образование. Его наименование пропишите так же, как в уставе.

2. Укажите должность и Ф. И. О. лица, которое действует от имени муниципального образования как представитель нанимателя.

3. Перечислите документы, на основании которых действует представитель нанимателя. Это может быть, например, устав муниципального образования, решение представительного органа либо иной муниципальный правовой акт, который наделяет должностное лицо полномочиями представителя нанимателя.

Как сформулировать преамбулу, посмотрите в образце трудового договора (в конце статьи).

Ошибка 3. Не обозначили характер трудовых отношений

Трудовой договор с муниципальным служащим должен содержать ссылку на особенности (характер) трудовых отношений между сторонами. Многие разработчики типовых договоров об этом забывают. Предлагаем вариант формулировки.

ПРИМЕР. «По настоящему трудовому договору Муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы, а Представитель нанимателя (работодатель) обязуется обеспечить Муниципальному служащему прохождение муниципальной службы в соответствии с законодательной основой муниципальной службы».

Ошибка 4. Не указали обязательные условия трудового договора

Договор должен содержать обязательные условия, перечисленные в статье 57 ТК.

1. Место работы — наименование структурного подразделения, в котором будет работать муниципальный служащий.

2. Трудовая функция муниципального служащего — должность муниципальной службы, на которую поступает гражданин. Не забудьте указать группу и категорию, если они предусмотрены для данной должности.

3. Права и обязанности муниципального служащего и представителя нанимателя (работодателя). Их перечни указаны в статьях 11 и 12 Закона № 25-ФЗ и статье 22 ТК.

4. Дата начала работы и срок действия договора, если он срочный.

5. Условия оплаты труда: размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

6. Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (например, подвижной, разъездной, в пути и т. д.).

7. Условие об обязательном социальном страховании работника.

Если инспектор труда выяснит, что в трудовом договоре не хватает обязательных условий, он может сразу оштрафовать должностное лицо МСУ на сумму до 10 тыс. руб., а сам ОМСУ — до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). За повторное нарушение чиновнику выпишут штраф до 20 тыс. руб., ОМСУ — до 70 тыс. руб. (ч. 5 ст. 5.27 КоАП).

На заметку: Почему в договор с муниципальным служащим не нужно включать положение об условиях труда

Положение об условиях труда включают в договор на основании результатов оценки условий труда. Проводить ее работодателей обязывает статья 212 ТК. Но проведение спецоценки условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется федеральными и региональными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Это установлено статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение спецоценки в отношении муниципальных служащих, пока не приняты. Поэтому органы местного самоуправления не должны включать в трудовые договоры со своими служащими пункт об условиях труда.

Минтруд подтвердил это в письмах от 24.12.2014 № 15–1/В-1978 и от 08.06.2017 № 15–1/ООГ-1593.

Ошибка 5. Заключили срочный трудовой договор, но причину не указали

Важно: Если стороны не оговорили в трудовом договоре срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК)

По общему правилу муниципальное образование заключает со служащим бессрочный трудовой договор. Случаи, когда договор может быть срочным, предусмотрены в статье 59 ТК. Например, она разрешает установить срок, в течение которого служащий будет замещать временно отсутствующего работника.

При этом за последним сохраняют место работы. Срочный трудовой договор можно заключить и с тем, кто поступает на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц МСУ, а также с пенсионером по возрасту.

Кадровые службы ОМСУ нередко обозначают только срок действия договора, но не указывают, по какой причине он является срочным. Это нарушение. Чтобы его избежать, достаточно дать ссылку на конкретную норму статьи 59 ТК или федерального закона, послужившую основанием для заключения срочного трудового договора.

Adblock
detector