Средний заработок для центра занятости расчет

Пример 1

Гражданин уволился по соглашению сторон в сентябре 2021 года. В этом же месяце он встал на учет в центре занятости в качестве безработного. При этом вплоть до июня 2021 года гражданин работал в организации «Альфа».

С июля по август он был занят по срочному трудовому договору в организации «Бета». Кто рассчитывает средний заработок для исчисления пособия?

Сентябрю предшествует второй календарный квартал, т. е. апрель — июнь 2021 года. Три месяца перед указанным кварталом: январь — март 2021 года. Это расчетный период по Правилам № 1552.

Поскольку последним работодателем является «Бета», но в расчетном периоде гражданин работал в иной организации, средний заработок должен рассчитать работодатель. В данном случае это организация «Бета».

Как работодателю исчислить средний заработок

В части расчета среднего заработка для работодателей с 25.09.2021 ничего не изменилось. Средний заработок необходимо рассчитывать по тем же правилам, что и до указанной даты. Так, не изменился (п.п. 5-15 Правил № 1552, п.п. 4-11 Порядка № 62):

состав выплат и дней, учитываемых и не учитываемых;

особенности учета премий и вознаграждений, повышения размера надбавок, тарифных ставок, окладов;

порядок определения среднего дневного заработка.

Средний заработок нужно исчислить за 3 месяца перед увольнением: с 1-го по 1-е число (п. 6 Правил № 1552, п. 3 Порядка № 62).

Исчисленную сумму необходимо отразить в справке о среднем заработке. Эту справку гражданин представляет в орган службы занятости (п. 4 Правил № 1552).

На дату подписания номера в печать форма справки не утверждена. Работодатель может составить ее в произвольной форме либо по форме, рекомендуемой в письме Минтруда России от 10.01.2019 № 16-5/B-5.

1С:ИТС
Как в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 сформировать справку о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии), см. в разделе «Инструкции по учету в программах «1С» .

Как служба занятости рассчитывает средний заработок

Если средний заработок исчисляет служба занятости, расчетным периодом выступают 3 месяца перед календарным кварталом, предшествующим месяцу (п. 2 Правил № 1552): призыва на военную службу — если гражданин признан безработным в течение 12 месяцев после увольнения с военной службы по призыву; обращения гражданина в службу занятости за пособием — во всех остальных случаях. Служба занятости использует в подсчетах данные о выплатах и вознаграждениях, на которые были начислены взносы на ОПС (п.

2 Правил № 1552). Средний заработок она рассчитывает путем деления дохода физлица, на который были начислены взносы на ОПС, на количество месяцев в расчетном периоде (пп. «в» п.

2 Правил № 1552). При этом:

если в каком-либо месяце расчетного периода у физлица не было дохода, этот месяц не учитывается при расчете (пп. «б» п. 3 Правил № 1552);

если в течение всего расчетного периода у физлица отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.

Отметим, что с апреля 2020 года в связи с пандемией коронавируса центры занятости в целях назначения пособий по безработице самостоятельно запрашивают у ПФР сведения о выплатах и о взносах на ОПС в рамках межведомственного взаимодействия. Эти данные приравниваются к информации, указанной в справке работодателя о среднем заработке (п. 4 Временных правил, утв.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460). Таким образом, у работодателя не возникает обязанности представлять в службу занятости какие-либо сведения, если на него не возложена обязанность по расчету среднего заработка. Как мы отметили выше, если средний заработок исчисляет работодатель, необходимо выдать бывшему сотруднику справку о сумме такого заработка.

Справка выдается только после получения письменного заявления от физлица не позднее 3 рабочих дней со дня подачи такого заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ).

При этом даже если по Правилам № 1552 средний заработок должна определить служба занятости, но бывший сотрудник обратился к работодателю за справкой о заработке, целесообразнее рассчитать средний заработок и выдать физлицу справку.

Отметим, что с 05.10.2021 работодатели могут получить субсидию, если примут на работу лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных (Постановление Правительства РФ от 24.09.2021 № 1607).

Порядок расчета среднего заработка для центра занятости населения

Размер пособия, начисляемого центром занятости населения гражданам, стоящим на учете по безработице, варьируется от 850 до 4500 рублей. Такая разница обусловлена разным размером заработной платы, которую ныне безработный гражданин получал во время своей профессиональной деятельности. Если лицо, подающее документы для принятия на учет в центр занятости, ранее нигде не работало (а, к примеру, получало образование), размер пособия будет минимальным и никаких справок о доходах представлять не потребуется.

Для того чтобы получить право на ежемесячную выплату, размер которой превышает 850 рублей, необходимо представить справку о среднем заработке за три последних рабочих месяца. Расчет данного показателя осуществляет бухгалтерия организации, из которой заявитель был уволен. Как проверить, верны ли итоговые данные, и не ошибся ли специалист, вычисляя размер среднего заработка бывшего сотрудника фирмы?

Исчисление размера среднего заработка

Порядок расчета суммы среднего заработка установлен Постановлением Минтруда России № 62 от 12.08.2003.

Согласно положениям данного нормативного акта, средний заработок рассчитывается исходя из суммы денежных начислений за трудовую деятельность работника на протяжении трех календарных месяцев (начиная с 1 числа) до момента увольнения.

В расчет включаются все периоды времени, в течение которых сотрудник выполнял свои трудовые обязанности, а также все суммы, полученные им за указанный период времени.

Из расчета исключаются временные периоды, а также начисленные денежные средства, если сотрудник:

  • в связи с какими-либо обстоятельствами получал не заработную плату за отработанное время или выработку, а денежные средства в размере среднего заработка (например, в связи с осуществлением донорской функции);
  • получал пособие в связи с временной нетрудоспособностью или пособие по беременности и родам;
  • не работал в связи с временным прекращением функционирования производства, возникшим по вине работодателя или по иным причинам, появившимся в результате действия непреодолимой силы;
  • не принимал участие в забастовке сотрудников, проходящей в организации, но в связи с этим обстоятельством не имел возможности полноценно работать;
  • реализовывал свое право на получение дополнительных дней отдыха, связанных с необходимостью ухода за детьми-инвалидами;
  • находился в отгулах, предоставленных за ранее выработанное сверхурочно время.

Средний дневной заработок определяется как частное от деления суммы зарплаты сотрудника, выплаченной за отработанный им временной период на количество рабочих дней в этом временном промежутке.

Если работник трудится на условиях неполной рабочей недели, средний заработок исчисляется путем деления суммы зарплаты, начисленной работнику за отработанное им время на количество отработанных им дней, рассчитанное исходя из данных производственного табеля или иных документов, учитывающих посещаемость рабочих мест сотрудниками.

Для того чтобы рассчитать время, отработанное по факту, необходимо:

  • вычесть из расчетного периода все промежутки времени, установленные Постановлением № 62;
  • с использованием производственного календаря, а также графика работы конкретной организации, в которой производится расчет, определить число отработанных дней по факту в данном месяце.

Средний заработок за месяц рассчитывается как произведение среднедневного заработка и числа фактически отработанных в месяце дней.

Полученная в результате расчетов информация вносится в справку о среднем заработке, выдаваемую гражданину по запросу бухгалтерией организации. Данный документ должен быть подписан директором и главным бухгалтером фирмы. На основании данной справки сотрудником биржи труда будет рассчитан размер ежемесячного пособия по нетрудоспособности.

Для того чтобы получить справку о среднем заработке, гражданину нужно обратиться в бухгалтерию организации, являющейся последним его рабочим местом перед постановкой на учет в центр занятости. Никаких документов и справок предъявлять не нужно – все необходимые для выполнения запроса сведения хранятся в базе данных предприятия.

Выдаем справку для службы занятости

Работодатель обязан выдать уволенному работнику справку о среднем заработке, необходимую для назначения пособия по безработице. Документ требуется работнику в том случае, если после увольнения он не нашел работу и планирует встать на учет в центр занятости. В справке фиксируются данные за три предыдущих месяца до даты увольнения, и на ее основании бывшему сотруднику назначается пособие по безработице.

Автор рассказывает, как составить справку, какие данные необходимо в нее включить и как правильно рассчитать средний заработок.

Р азмеры пособия по безработице и стипендий, выплачиваемых в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, напрямую зависят от зарплаты гражданина по последнему месту работы. При этом в обязанности бывшего работодателя входит выдача справки о среднем заработке для предоставления ее в службу занятости.

Выплаты безработным

Основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).

Для признания гражданина безработным надо, чтобы он был трудоспособным, не имел работы и заработка 1 , был зарегистрирован в органах службы занятости, искал работу и был готов приступить к ней (абз. 1 п. 1 ст.

3 Закона о занятости). Из данного правила есть и исключения. К примеру, не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16-летнего возраста, пенсионеры, индивидуальные предприниматели (абз.

3 ст. 2 и п. 3 ст.

3 Закона о занятости).

Роструд открыл информационный портал «Работа в России» (www.trudvsem.ru). Это государственный общероссийский банк вакансий, который содержит актуальную информацию региональных служб центров по трудоустройству. Также на сайте можно получить квалифицированную юридическую помощь, ознакомиться с нормативными документами по трудовому законодательству, уточнить адреса и контакты региональных служб занятости.

  • выплату пособий по безработице (в т.ч. во время болезни);
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости (в т.ч. во время болезни);
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Отметим, что размер пособия по безработице и выплачиваемых стипендий напрямую зависит от заработной платы гражданина по последнему месту его работы (см. Таблицу 1). Именно поэтому в пакет документов, предоставляемых гражданином в службу занятости, входит справка о среднем заработке (абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости).

Таблица Размер социальных выплат безработному гражданину, который в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, работал не менее 26 недель. 2

При этом во всех случаях сумма выплат, увеличенных на размер районного коэффициента, не должна быть ниже минимальной величины пособия и не может превышать его максимальную величину (абз. 5 п. 1 ст.

33 Закона о занятости). В 2012 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная – 4900 руб.

(абз. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособий по безработице на 2012 год»).

В иных случаях пособие по безработице начисляется в первом (6-месячном) периоде выплаты и во втором (6-месячном) периоде выплаты в размере его минимальной величины. К примеру, если гражданин не работал более года, либо в течение предыдущих 12 месяцев не имел оплачиваемой работы более чем 26 недель, либо был уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия (п. 1 ст.

34 Закона о занятости).

Расчет среднего заработка

В данном случае следует воспользоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда от 12.08.2003 № 62 (далее – Порядок).

Расчетный период

Средний заработок работника исчисляют за последние три календарных месяца – с 1-го до 1-го числа, предшествующих месяцу увольнения (п. 3 Порядка).

Из расчетного периода исключают время, а также начисленные за эти периоды суммы, если (п. 4 Порядка):

  • за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством;
  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности либо пособие по беременности и родам;
  • работник не работал в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
  • работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством;
  • работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в соответствии с законодательством. работнику>

В определении ВС РФ от 08.06.2006 № КАС06-151 прозвучало, что п. 3 Порядка по своему содержанию не исключает возможность включения в состав расчетного 3-месячного периода последнего месяца работы, в котором было произведено увольнение, если это отвечает интересам работника.

Речь здесь идет о случаях, когда сотрудник увольняется в последний день месяца, и если при таком расчете средний заработок оказывается выше, чем при использовании трех предыдущих месяцев.

Учитываемые выплаты

При расчете среднего заработка следует учесть все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (п. 2 Порядка). К таковым относятся: оклад, надбавки, доплаты, премии и т.д.

Отметим, что заработную плату, окончательно рассчитанную по завершении года, учитывают в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени ее начисления (подп. «и» п. 2 Порядка).

Премии и вознаграждения принимают в следующем порядке (п. 9 Порядка):

  • ежемесячные за одни и те же показатели – не более одной за каждый месяц расчетного периода;
  • за период работы, превышающий один месяц, за одни и те же показатели – не более одной в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
  • вознаграждения по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, – в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени начисления.

Может получиться и так, что работником время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью либо имели место исключаемые периоды. В этом случае премии и вознаграждения учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с зарплатой) (п. 9 Порядка).

  • должностной оклад составляет 21 000 руб.;
  • в ноябре сотрудник отработал 15 из 21 рабочего дня, в декабре – 22 из 22, в январе – 10 из 16 дней;
  • ежемесячные премии выплачиваются в организации вместе с заработной платой за данный месяц;
  • квартальная (7000 руб.) и годовая премии за 2011 год (15 000 руб.) выплачены в январе 2012 года.

Должностной оклад: 15 000 руб. + 21 000 руб. + 13 125 руб. = 49 125 руб.

Ежемесячные премии: 1500 руб. + 3000 руб. + 1000 руб. = 5500 руб.

Квартальная премия: 7000 руб. / 59 дн. × 47 дн. = 5576,27 руб.

Годовая премия: (15 000 руб. / 12 мес. × 3 мес.) / 59 дн. × 47 дн. = 2987,29 руб.

Учитываемые выплаты за расчетный период:

49 125 руб. + 5500 руб. + 5576,27 руб. + 2987,29 руб. = 63 188,56 руб.

Установление работнику неполного рабочего времени

При установлении работнику неполного рабочего времени средний дневной заработок исчисляют в следующем порядке (п. 7 Порядка):

Суммированный учет рабочего времени

При определении среднего заработка сотруднику, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используют средний часовой заработок (п. 8 Порядка):

При этом средний заработок работника определяют так (п. 8 Порядка):

Среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели (п. 8 Порядка).

Если работник в расчетном периоде не имел заработной платы или отработанных дней

Может получиться и так, что работник за эти три месяца не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода (к примеру, больничного, командировки, отпуска и т.д.). В этом случае средний заработок рассчитывают исходя из зарплаты, начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Порядка).

Специалисты Московского департамента труда и занятости уточнили 3 , что при определении расчетного периода отменена практика отсчета по три календарных месяца до трех месяцев, где отработан хотя бы один оплачиваемый день. К примеру, работник с 20.08.2011 по 31.12.2011 получал пособие по временной нетрудоспособности, а уволен 24.01.2012. Так как сотрудник не работал в расчетном периоде (октябрь, ноябрь, декабрь) и определенное время до него, то средний заработок исчисляют исходя из суммы начисленной зарплаты за предшествующий период времени, равный расчетному.

В данном случае это три календарных месяца до начала периода временной нетрудоспособности, а именно: май, июнь, июль 2011 года.

А бывает так, что работник не только в расчетном периоде, но и до него не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней. В этом случае средний заработок определяют исходя из суммы заработной платы, начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка).

При повышении окладов

При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) средний заработок работников зависит от времени, когда было произведено данное повышение (п. 10 Порядка).

Если повышение произошло в расчетный период, то учитываемые при определении среднего заработка выплаты, начисленные за предшествующий повышению период времени, увеличивают на следующие коэффициенты:

При этом сумма учитываемой заработной платы за расчетный период составит:

  • расчетный период – с 01.07.2012 по 30.09.2012;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 65 дн. (22 дн. + 23 дн. + 20 дн.);
  • количество фактически отработанных дней в расчетном периоде – 65 дн.;
  • в расчетном периоде произошло повышение должностных окладов: июль – 13 000,00 руб., август – 16 250,00 руб., сентябрь – 16 250,00 руб.

Коэффициент = 16 250,00 руб. / 13 000,00 руб. = 1,25

Заработная плата в расчетном периоде = 13 000,00 руб. × 1,25 + 16 250,00 руб. + 16 250,00 руб. = 48 750,00 руб.

Средний дневной заработок = 48 750,00 руб. / 65 дн. = 750,00 руб.

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде = 65 дн. / 3 мес. = 21,67 дн.

Средний заработок = 750,00 руб. × 21,67 дн. = 16 252,50 руб.

Между тем если повышение произошло после расчетного периода до дня увольнения, то повышают средний заработок, исчисленный за расчетный период:

А если повышение произошло уже после увольнения работника, то повышение среднего заработка не производится.

Заполняем справку

Начнем с того, что в обязанности работодателя входит безвозмездная выдача бывшему работнику справки о его заработной плате. Сделать это надо не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления гражданина (ст. 62 ТК РФ). Образец заявления см. в Примере 4.

Отметим, что на законодательном уровне форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы не утверждена, поэтому зачастую региональные центры занятости принимают сведения по собственным установленным образцам.

В свою очередь Роструд в письме от 08.11.2010 № 3281-6-2 сказал, что справка, утвержденная местными властями, может быть использована в работе органов службы занятости до принятия данной формы на федеральном уровне. В то же время работодатель вправе выдать такую справку в произвольном формате с указанием общепринятых для документов реквизитов и содержащую сведения о среднем заработке (Пример 5). Ведь непредставление указанной справки по форме, утвержденной нормативными правовыми актами субъекта РФ, не может служить основанием для отказа в признании гражданина безработным и начислении пособия по безработице.

Специалисты Московского департамента труда и занятости указали 4 , что под общепринятыми реквизитами здесь подразумеваются: угловой штамп, круглая печать, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, ИНН. В случае же отсутствия углового штампа справка в левом верхнем углу должна содержать следующую информацию: название юридического лица, наименование вышестоящего органа, если таковой имеется, юридический адрес, телефон.

Имейте в виду: центры занятости имеют право проверять достоверность документов и информации, представляемой работодателями и гражданами. На это обратили внимание специалисты Департамента труда и занятости населения города Москвы 5 .

А на сайте Управления по труду и занятости населения Алтайского края 6 содержится информация о том, что получение гражданами пособия по безработице путем введения в заблуждение специалистов центров занятости, сокрытия факта занятости, предоставления подложных документов и недостоверной информации влечет:

Adblock
detector