Решения фас по жалобам 223 фз

Содержание
  1. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. N 17/13 г. Москва
  2. «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»
  3. Как обратиться в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Схематичная инструкция
  4. Обжалование нарушений по 223-ФЗ
  5. Подача заявления в ФАС
  6. Предварительное рассмотрение заявления
  7. Рассмотрение дела по существу
  8. Решение по результатам рассмотрения дела
  9. РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ 223 ФЗ
  10. ОБОСНОВАНА, ПРЕДПИСАНИЯ НЕ ВЫДАВАТЬ
  11. И ДАЛЬНЕЙШИЕ ЧУДЕСА ПРАВОСУДИЯ
  12. Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ через ЕИС в электронном виде? Инструкция для участников закупок
  13. 1. Жалоба в ФАС через ЕИС: новый порядок взаимодействия, преимущества и возможности для поставщиков
  14. Чем выгодно для участника:
  15. Что можно обжаловать в электронном формате через ЛК участника на сайте ЕИС:
  16. 2. Как подать жалобу через личный кабинет на сайте ЕИС
  17. Как направлять жалобы:
  18. 3. Как работа с жалобами происходит на стороне заказчика и контрольного органа?
  19. 4. Общий алгоритм действий, сроки размещения, рассмотрения и вынесения решения
  20. 5. Резюме
  21. КАК ИСПОЛНИТЬ ПРЕДПИСАНИЕ ФАС ПРИ ЗАКУПКЕ ПО 223-ФЗ
  22. Кто обязан исполнять предписания ФАС
  23. Пример: субъекты контроля в предписании ФАС
  24. Заказчику и аукционной комиссии – отменить протокол закупки.
  25. отменить протокол;
  26. назначить время аукциона и разместить информацию на сайте площадки;
  27. сообщить участникам об отмене протокола и о новой дате аукциона.
  28. Как изменить извещение или документацию по предписанию
  29. Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:
  30. Заполните форму отмены закупки.
  31. В какие сроки исполнить предписание
  32. Сроки, в которые необходимо исполнить предписание и отчитаться об исполнении, могут быть разными.
  33. Антимонопольный орган может установить один срок на то, чтобы исполнить предписание и уведомить ФАС:
  34. Исполнять ли предписание, если подали жалобу в суд
  35. Пример: заказчик нарушил срок исполнения предписания

Ранее ФАС рассматривала жалобы на действия (бездействия) заказчика только в рамках закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. После вступления в силу Приказа жалоба поставщика на нарушение положений 223-ФЗ, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ, будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Приказом № 17/13. Если ФАС принимает жалобу к рассмотрению, обжалованные процедуры закупки приостанавливаются.

То есть заказчик не сможет заключить договор до тех пор, пока ФАС не примет решения.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. N 17/13 г. Москва

«Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 мая 2013 г.

Регистрационный N 28421

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571; N 50, ст. 7343) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

2. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель И. Артемьев

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

1. Жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее в настоящем Порядке — Закон о закупках), осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами (далее в настоящем Порядке — антимонопольный орган) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с настоящим Порядком антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

3. Действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках (далее в настоящем Порядке — заявитель) в следующих случаях:

1) неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим порядком.

6. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки, либо в случае если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

7. Жалоба на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (далее в настоящем Порядке — жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, действия (бездействие) которого обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

8. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

9. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

10. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего порядка;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушений в обжалуемых действиях заказчика при закупке товаров, работ, услуг;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

11. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

12. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее в настоящем Порядке — официальный сайт) или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящем порядке — уведомление).

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется заказчику по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении закупки, заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

13. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

14. Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в пункте 6 настоящего порядка. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

15. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

16. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.

17. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

18. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) заказчика. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

19. Со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего порядка, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу.

20. В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому в соответствии с пунктом 11 настоящего порядка направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

21. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, об аннулировании закупки.

22. Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 9 настоящего Порядка.

23. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа.

24. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

25. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика в соответствии с настоящим порядком.

Как обратиться в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Схематичная инструкция

Процедуры государственных закупок часто нарушают права и законные возможности участников. К ним относятся незаконное отклонение тендеров, ограничение конкуренции и установление незаконных требований. Это связано с незнанием или непониманием закона клиентом, а в некоторых случаях — с умышленным нарушением прав участников рынка ради собственной выгоды.

В таких случаях нарушенные права должны быть восстановлены. Одним из наиболее эффективных способов сделать это, является подача участником жалобы в регулирующий орган. Согласно Закону о приобретении контроля над некоторыми юридическими лицами и Антимонопольному закону, клиенты могут жаловаться регулятору на незаконное поведение.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее региональные отделения являются федеральными административными органами, уполномоченными осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках.

Обжалование нарушений по 223-ФЗ

Все участники процедуры торгов имеют право подать жалобу в антимонопольный орган или суд (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) .

Многие участники, считающие, что их права или закон были нарушены, подают жалобу в ФАС. Согласно правилам закупок агентства, потенциальные поставщики, назначенные участниками торгов, могут подать жалобу на участника торгов. Однако на практике, ФАС получает жалобы как от формально признанных участников торгов, так от поставщиков, которые могли бы принять участие в тендере, если бы заказчик не противоречил правилам.

В случае, если жалоба подана, ответственный комитет проведет полное расследование. Поэтому нередки случаи, когда заказчика обвиняют в нарушении прав, даже если жалоба поставщика необоснованна и даже если поставщик не фигурирует в жалобе. Однако это не самое худшее, что может случиться с поставщиком, если антимонопольный орган установит факт нарушения.

Даже если будет установлено нарушение, УФАС не может вынести судебный запрет. Это возможно в случаях незначительных нарушений, которые не влияют на выбор участника торгов, или когда заказчик смог заключить и исполнить контракт с участником торгов.

Совет. Не допускайте, чтобы эта ситуация привела к жалобе в ФАС или судебному разбирательству с клиентом. Это возможно только в том случае, если вы на 100% уверены, что находитесь на правильном пути.

Нередко поставщики подают жалобу, не зная юридических деталей и не понимая, что они сами неправы. Что думаете по, будут ли люди рады работать с такими поставщиками? Постарайтесь разрешить любые разногласия, возникающие в процессе общения, и сообщите клиенту причину их возникновения.

Статья 18.1 Закону 223-ФЗ, статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» устанавливает краткую процедуру, согласно которой участники процедур государственных закупок, организованных в соответствии с Законом 223-ФЗ, могут подать жалобу в антимонопольный орган, и все процедуры будут завершены в течение одной недели. Этот срок необходим для того, чтобы Антимонопольный орган мог отменить неправильное решение до того, как заказчик заключит контракт с победителем торгов. Если контракт уже заключен, аннулировать его может только суд, а антимонопольный орган может только наложить штраф на нарушителя (к размеру штрафа мы вернемся в следующей статье).

Судебная процедура, регулируемая АПК, намного дольше внесудебной процедуры упрощенного типа, которая может занять несколько месяцев.

Закон не запрещает подавать жалобу и иск в ФАС одновременно. Однако рекомендуется сначала использовать внесудебную процедуру, добиваясь отмены решения ФАС судом, если это необходимо, и требуя компенсации от покупателя за нарушение поставщика. Хотя в принципе как судебные, так и внесудебные механизмы правовой защиты предназначены для поставщиков, чьи права были нарушены поведением покупателя, они также могут быть использованы в исключительных обстоятельствах, то есть в ситуациях, которые все еще встречаются на практике, когда покупатель сам сталкивается со сговором между поставщиками, который приводит к ограничению конкуренции в поставках, организованных честным покупателем.

Согласно положениям ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ЕИС Согласно пункту ч.

10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участники торгов могут подавать жалобы в заказчик в следующих случаях, перечисленных в закрытом перечне ЕИС: не опубликование договорной документации, изменений к договорной документации и договорной информации или нарушение положений общей процедуры государственных закупок, касающихся такого опубликования. Требование к участникам торгов представить документы, которые не требуются, неофициальное опубликование договорной документации, изменений к договорной документации.

Также информации о контракте, заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг без официального опубликования контрактной документации, изменений в контрактную документацию и информации о контракте.

Обжалование решения о заключении договора в соответствии с Законом о государственных закупках подается в течение 10 дней после публикации протокола заседания, на котором рассматривался и оценивался запрос на участие, протокола заседания. На котором рассматривался тендер протокола заседания, в котором подводились итоги тендера. Протокола заседания, на котором рассматривался запрос на участие, и протокола заседания, на котором тендер был представлен в электронном виде.

Если эти протоколы были аннулированы по какой-либо причине. Действия (бездействие) администратора электронной платформы, связанные с аутентификацией участников торгов на электронной платформе, могут быть оспорены в течение 30 дней. Жалоба должна содержать информацию о действиях (бездействии) заказчика, правомочной организации или уполномоченного органа, оператора платформы и членов конкурсной комиссии в течение вышеуказанного периода.

Участники торгов могут оспорить документы электронного тендера вплоть до истечения срока подачи электронных тендеров. Только участник тендера, подавший заявку на участие в электронном тендере, может подать жалобу любому уполномоченному лицу на действия или бездействие после начала рассмотрения его заявки.

Именно до присуждения контракта участники электронного тендера могут оспорить любое действие или бездействие заказчика. А также и любого уполномоченного лица во время рассмотрения второй части заявки или во время присуждения контракта.

По истечении срока подачи жалобы в ФАС в рамках процедуры закупок поведение заказчика или уполномоченного лица, участвующего в организации и проведении электронного конкурса. Может быть оспорено только в суде.

Учитывая требования ч. 11 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» Если требования, изложенные в нем не соблюдены, процедура закупок приостанавливается до разрешения жалобы.

Согласно разделу 12, лицо, на которое подана жалоба (организатор процедуры, подрядчик ЭТП или комитет по закупкам), должно сообщить участнику торгов о жалобе, ее сути, а также о месте и дате проведения расследования в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления. УФАС издает соответствующий приказ о приостановке. Если расследование жалобы не привело к изданию приказа о приостановлении или продолжении процедуры, процедура закупок продолжается там, где она была приостановлена.

При этом все строки делятся на количество дней приостановления после подписания решения компетентного органа, расследовавшего жалобу.

Подача заявления в ФАС

Запрос должен быть подан в письменном виде в антимонопольный орган. Запрос должен содержать информацию о заявителе, предмете запроса, описание правонарушения, характер преследования и перечень подтверждающих документов. Если эти документы не могут быть предоставлены, заявитель должен указать причины, по которым они не могут быть предоставлены.

Затем указать, от какого лица или органа они могут быть получены. Соблюдение этого требования важно, поскольку, согласно статье 44 Закона о конкуренции, антимонопольный орган отклонит заявку. Возможно просто откажет в ее удовлетворении без документации и уведомит об этом заявителя в письменной форме в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.

Предварительное рассмотрение заявления

В случае подачи заявления о нарушении закона о конкуренции, орган рассмотрит заявление и соответствующие материалы в течение одного месяца. Этап расследования является подготовительным этапом для рассмотрения жалобы и в конечном итоге определяет, может ли жалоба служить основанием для возбуждения разбирательства. В ходе расследования ФАС России вправе запросить в письменной или устной форме документы, информацию и объяснения, касающиеся обстоятельств, изложенных в запросе или материалах.

На этапе предварительного расследования жалобы у ответчика есть определенная возможность убедить УФАС не возбуждать дело. Это означает предоставление максимально подробного, четкого и обоснованного ответа на запрос УФАС.

Рассмотрение дела по существу

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны.

Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства.

Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

При подготовке к вынесению решения ответчик может подать возражение, чтобы убедить УФАС не принимать решение о нарушении или, по крайней мере, не выносить судебный запрет и не получать взыскания.

Решение по результатам рассмотрения дела

Для принятия решения, палата оценивает доказательства, аргументы, утверждения и мнения экспертов по ситуации, принимает решение о правах и обязанностях сторон. В дальнейшем принимает решение о гарантии его содержания. Если комиссия сочтет жалобу обоснованной, она может издать запретительный судебный приказ в отношении ответчика.

Если поручение не будет выполнено в установленные сроки, ответчик будет привлечен к административной ответственности. Срок выполнения заказа может быть продлен максимум на шесть месяцев. Заявки на продление должны подаваться в соответствии со статьей 51 (Закона о защите конкуренции.) Повестка должна быть представлена ​​в органы, ответственные за защиту конкуренции, по крайней мере, за 20 рабочих дней до установленного срока.

Комиссия может делать заявления по запросу заинтересованной стороны или по собственной инициативе, не изменяя содержания решения. Эти декларации направляются заинтересованной стороне в течение трех рабочих дней с даты принятия решения, но не позднее, чем в течение 15 рабочих дней с даты запроса. Решение должно быть доведено до сведения заинтересованных сторон.

Окончательная позиция ФАС может быть обжалована в Арбитражном суде в течение трех месяцев с даты вынесения решения. Действие конкурсного органа приостанавливается до вступления в законную силу окончательного решения суда.

РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ 223 ФЗ

В предыдущей статье приводилась жалоба в ФАС по поводу незаконного отклонения заявки участника – ООО «Рога и копыта» с лучшим предложением о цене договора заказчиком – ОАО «Курам на смех». Комиссия ФАС рассмотрела жалобу и признала её обоснованной, но, увы, никаких предписаний не вынесла. Рассмотрим решение ФАС подробнее.

ОБОСНОВАНА, ПРЕДПИСАНИЯ НЕ ВЫДАВАТЬ

Комиссия ФАС пришла к выводу, что подмена понятия «торги» понятием «оферта» является недоказанным, мол, заказчик не отказывается от намерения заключить договор с победителем. Здесь она Америку не открыла, ведь в том, что заказчик собирается заключить договор с участником, предложение которого было наихудшим, заявитель не сомневался.

Касательно нарушений закона 223-ФЗ и Положения о закупке Заказчика, комиссия ФАС полностью признала правоту заказчика. Действительно, мол, итоговом протоколе заказчик неправильно указал объем закупаемой продукции, также в нем отсутствует дата заключения контракта. Но комиссия ФАС сослалась на Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 22.12.2005 г.

№101, в соответствии с которым нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.

И ДАЛЬНЕЙШИЕ ЧУДЕСА ПРАВОСУДИЯ

Наконец к главному вопросу об определении победителя комиссия ФАС отнеслась совершенно формально, пояснив, что поскольку запрос котировок был признан несостоявшимся – заказчик отклонил 2 заявки из трех, то Постановление Правительства №925 уже не применяется, и заказчик может вносить в договор цены за единицу продукции, предложенные «уцелевшим» участником. Комиссия ФАС указала, что если бы допущенных заявок было больше, то заказчик применил бы пункт 5(д) Постановления Правительства № 925. С ее выводом можно было бы согласиться, если бы не одно «но».

На запрос котировок было подано 3 заявки. Две заявки с лучшими ценовыми предложениями были отклонены из-за несоответствия надуманному критерию: цена в предложении участника за каждую единицу продукции не должна превышать начальной максимальной цены, указанной в тендерной документации. ФАС не обратил внимания на то, что в действиях заказчика отсутствовала логика.

Так, если бы данная закупка была многолотовой (с долевым участием) данный критерий, без сомнения, играл бы важную роль. Один участник, например, предложил бы цену за единицу продукции в лоте 3, меньшую или равную начальной максимальной цене, указанной в документации заказчика, а в лоте 5 – большую, а другой участник – в лоте 3 большую цену, а в лоте 5 – меньшую, соответственно. Тогда у заказчика были бы все основания присудить победу первому участнику в лоте 3, а второму – в лоте 5.

Обжалованная же закупка была однолотовой, так что применение к оценке заявок критерия сопоставления по единичным ценам в принципе не имело никакого смысла. В документации упоминался еще вариант заключения договора по единичным расценкам без указания объема закупаемых товаров, но такой вариант не проходил, ведь количество единиц продукции было указано в документации. Здесь единственным реальным критерием могла быть только цена договора.

Наконец, если бы была подана всего одна заявка, то есть процедура изначально бы получилась неконкурентной – закупкой у единственного поставщика, тогда действительно, ПП 925 не применялось бы.

В нашем же случае заявок было 3, а после необоснованного отклонения осталась одна допущенная заявка. Заказчик своим незаконным отклонением перевел процедуру из разряда конкурентных в разряд неконкурентных – фактически планируя произвести закупку у единственного участника, при этом, по наиболее невыгодной цене. Этим он нарушил сам принцип закупок, а именно, подпункт (3) статьи 3.1 закона 223-ФЗ, требующий целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, закупка получилась неэффективной.

Но это, к сожалению, не привлекло внимание комиссии ФАС.

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ через ЕИС в электронном виде? Инструкция для участников закупок

Практика закупок

Сайт ЕИС – это не просто сервис по поиску актуальных и проведенных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а система, включающая в себя широкий перечень функций, которыми могут пользоваться стороны для упрощения своей деятельности. По новым правилам с 01.01.2022 г. участники электронных закупок подают жалобу в ФАС или территориальное отделение антимонопольной службы исключительно на сайте ЕИС.

Обращение участника отражается в личных кабинетах заказчика и контрольного органа. Переход на электронный документооборот между сторонами значительно упрощает взаимодействие между ними и исключает риски, связанные с подачей жалобы недобросовестными лицами.

1. Жалоба в ФАС через ЕИС: новый порядок взаимодействия, преимущества и возможности для поставщиков

Возможность подачи жалоб в ФАС через ЕИС появилась с 05.07.2021 года. С 1 января 2022 года на сайте действует полноценный функционал, с помощью которого участники закупок при необходимости могут направлять свои жалобы. Это правило работает только в отношении электронных процедур и для участников, зарегистрированных в ЕИС (ч.4 ст.105 44-ФЗ).

Жалоба рассматривается контрольным органом, только если она составлена с учетом требований, изложенных в ст. 105 44-ФЗ. В этом плане поставщики защищены, потому что действует стандартная форма жалобы с учетом установленных требований, т.е.

производятся автоматизированные проверки системой предупреждающего характера. Статус электронного обращения доступен к отслеживанию в личном кабинете участника, поэтому он вовремя сможет предпринять необходимые действия, если это позволяют сроки. Электронное обжалование имеет плюсы как для участников, так и для субъектов обжалования.

Чем выгодно для участника:

  • данные для автоматизированного формирования берутся с сайта ЕИС;
  • автоматический контроль позволяет снизить вероятность возврата обращения;
  • несложный отзыв обращения в пару кликов;
  • оперативное получение уведомления о ходе рассмотрения жалобы;
  • если ошибочно указано неверное территориальное отделение ФАС, то система автоматически отправит ее в уполномоченный орган.

Плюс такого электронного формата для заказчиков в том, что они быстро узнают о поступлении жалобы, могут следить за статусом рассмотрения и отслеживать размещенное антимонопольной службой решение по итогам рассмотрения.

Что можно обжаловать в электронном формате через ЛК участника на сайте ЕИС:

  • положения извещения о закупке, документации о мероприятии;
  • действия/бездействие оператора ЭТП, произведенные при аккредитации пользователя на торговой платформе;
  • действие/бездействие субъекта(-ов) контроля, произведенные по завершении сроков приема заявок;
  • действие/бездействие субъекта(-ов) контроля, произведенные при заключении контракта после публикации на сайте zakupki.gov.ru итогового протокола определения исполнителя.

Разделы формы подачи будут немного друг от друга отличаться в зависимости от типа обжалования. Основные моменты, касающиеся жалоб, мы рассмотрели, теперь перейдем к конкретным инструкциям для поставщиков.

2. Как подать жалобу через личный кабинет на сайте ЕИС

Перед тем как подавать жалобы в электронном виде пользователю должен быть открыт для этого доступ в Единой системе:

  1. Войдите в свою учетную запись на сайте ЕИС в статусе «Руководитель» или «Администратор» (лицо, уполномоченное устанавливать иных уполномоченных сотрудников).
  2. В главном меню откройте вкладку «Администрирование», далее – «Пользователи».
  3. Укажите сотрудника, которому передаете право работать с жалобами, и в дополнительном меню этого пользователя нажмите на кнопку «Права доступа пользователя».
  4. Напротив строки «Формирование, подписание и подача жалоб в электронном виде» установите флажок.
  5. Подпишите ЭП обновленные данные и сохраните их.

Таким образом, участник закупок сформировал возможность подавать обращения через сайт ЕИС.

Как направлять жалобы:

  1. Войдите в учетную запись авторизованного пользователя на сайте ЕИС, для которого установлены полномочия по работе с жалобами.
  2. Перейдите в графу «Жалобы» и в отобразившемся окне выберите «Подать».
  3. Укажите необходимые сведения в поле «Общая информация». Выберите операцию из списка доступных, например, «Жалоба на положения извещения…». Внесите данные в форму «Краткое содержание».
  4. Найдите поле «Информация о предмете жалобы» и скопируйте в него ИКЗ процедуры, затем нажмите «Найти» и запустите системный поиск. Это поле не заполняется, если подается жалоба на оператора площадки по части аккредитации участника.
  5. Внесите данные в поле «Информация о субъекте(-ах)». Укажите наименование субъекта, например, «Заказчик», кликните кнопку «Найти» и активируйте поиск.
  6. Заполните раздел «Информация о контрольном органе в сфере закупок». Для этого нажмите «Найти» и выберите надзорное ведомство из списка предложенных органов системой (например, территориальное отделение ФАС).
  7. Внесите данные в раздел «Подтверждение опыта участника закупок», если это требование установлено по ч.2.1 ст.31 44-ФЗ. Откройте соответствующий реестр и найдите нужный контракт или договор. Добавьте найденные сведения, кликнув по действию «Выбрать найденную запись».
  8. Подтвердите, что вы не находитесь в РНП, запустив проверку данных о поставщике в реестре. Подождите, пока система сформирует результат. Необходимо, если в документации о процедуре установлено требование по ч.1.1 ст.31 44-ФЗ.
  9. В разделе «Контактные данные участника» система автоматически внесет о вас информацию, поэтому остается ее только проверить.
  10. В разделе «Документы» можно прикрепить необходимые файлы, если они требуются.
  11. Нажмите разместить, проверьте сформированное обращение и заверьте с помощью ЭП.

Если участник закупки уже подал жалобу, но по каким-то причинам ему нужно отменить действие, то он может ее отозвать:

  1. Войдите в профиль уполномоченного пользователя на сайте ЕИС и выберите из списка жалобу в главном меню, которую хотите отозвать.
  2. Откройте контекстное меню и выберите действие «Отозвать».
  3. Система отобразит форму для отмены обращения, проверьте правильность сведений и подпишите ЭП

Отозвать можно только жалобы в статусе «Размещена» или «На рассмотрении». В личный кабинет участника на сайте zakupki.gov.ru будут приходить системные оповещения о ходе работы с его обращением. Участник может отслеживать эти оповещения через ЛК:

  1. Откройте пользовательский кабинет в единой системе и в главном меню откройте раздел «Жалобы». Если в списке напротив обращения будет гореть синий маячок, то, значит, имеется обновление, которое вы еще не прочитали.
  2. Выберите действие «Посмотреть жалобу» через контекстное меню и откройте раздел «Хронология».

3. Как работа с жалобами происходит на стороне заказчика и контрольного органа?

Уведомления о вашей жалобе будут поступать заказчику, если она сформирована в отношении него. Для этого в ЛК заказчика есть специальный раздел «Уведомления от системы». Нажав на кнопку «Ссылка на объект» заказчик может перейти на сайт ЕИС и подробно изучить поступившие сведения.

Также заказчик может подключить получение оповещений на адрес электронной почты, установив соответствующие параметры в меню «Настройка уведомлений». Уведомление о поступлении вашей жалобы будут приходить также в ЛК контрольного ведомства на сайте ЕИС. Ведомство аналогичным образом устанавливает лицо, уполномоченное работать с жалобами.

Контрольный орган изучает принятое обращение и выносит соответствующее решение: принять к рассмотрению или отказать участнику. Информация о решении ведомства отображается в реестре жалоб. После рассмотрения дела будут составлены результаты контроля и опубликованы в реестре, а вам при необходимости будет направлено предписание.

Если контрольный орган решает рассматривать обращение, то он заполняет данные в меню «Принять жалобу к рассмотрению». Если решает отказать, то в меню выбирает раздел «Отказать в рассмотрении», указывает основание для отказа, заполняет поле «Комментарии по решению» и прикрепляет файл с вынесенным решением. Затем нажимает кнопку «Разместить» и подписывает ЭП.

Также контрольный орган может отозвать жалобу, для этого в ЛК на сайте Единой системы заходит в контекстное меню и выбирает действие «Отозвать». В появившемся окне заполняет необходимые строки (дату, основание) и прикрепляет файл с вынесенным решением. Нажимает «Отзыв» и подписывает документ ЭП.

Через функционал сайта ЕИС надзорный орган пересылает обращение участника закупки по подведомственности, т.е. в подконтрольный орган. Для этого в меню ЛК есть раздел «Передать по подведомственности», в котором указывается нужное ведомство из перечня и прикладывается документ о решении.

Данное действие отражается в профиле поставщика на сайте ЕИС в виде непрочитанного уведомления, а в карточке жалобы появится новое контрольное ведомство, т.е. его наименование в разделе «Передана в контрольный орган».

4. Общий алгоритм действий, сроки размещения, рассмотрения и вынесения решения

В укрупненном виде взаимодействие сторон выглядит следующим образом:

  1. Через кабинет авторизованного пользователя поставщик формирует жалобу и передает ее на рассмотрение.
  2. ЕИС добавляет жалобу в соответствующий реестр.
  3. Антимонопольная служба принимает жалобу либо отказывает в ее рассмотрении и в 2-хдневный срок публикует об этом информацию в реестре.
  4. ФАС уведомляет поставщика о принятии его обращения в течение 3 часов. Уведомление появится в ЛК участника.
  5. Процесс рассмотрение жалобы и вынесения результатов занимает не более 5 рабочих дней.
  6. Итоговое решение вместе с предписанием размещается антимонопольной службой, а копия предписания направляется поставщику. Уведомление об этом отражается в ЛК пользователя на сайте ЕИС.

5. Резюме

Подача жалоб в электронном виде через сайт ЕИС намного упрощает схему взаимодействия между сторонами – участником закупки, заказчиком и контрольным органом. Благодаря электронному формату все действия совершаются оперативно, а стороны вовремя уведомляются системой об этапах работы с обращением. Дистанционное направление обращения в ФАС через сайт ЕИС снижает определенные риски: исключается деятельность «профессиональных жалобщиков», умышленное затягивание процесса.

Преимущества для поставщиков очевидны: они быстро могут отреагировать при обнаружении ошибок и несоответствий в извещениях и закупочной документации, пожаловаться на незаконное отстранение заявки от участия в процедуре, на нарушение их интересов при заключении контракта, указать на неправомерность действий оператора ЭТП при аккредитации на площадке. И в заключение всего сказанного дам несколько важных рекомендаций:

КАК ИСПОЛНИТЬ ПРЕДПИСАНИЕ ФАС ПРИ ЗАКУПКЕ ПО 223-ФЗ

Как исполнить предписание, зависит от того, что требует ФАС. Антимонопольный орган может предписать изменить извещение и документацию, отменить протоколы, аннулировать закупку, не учитывать положения документации при рассмотрении заявок. Действуйте по тексту предписания.

Соблюдайте сроки, которые ФАС указала в предписании, иначе заплатите штраф до 500 000 руб. Читайте подробно, кто, как и в какие сроки обязан исполнить предписание антимонопольного органа.

Кто обязан исполнять предписания ФАС

Предписания ФАС обязаны исполнять заказчик, комиссия по закупкам, оператор электронной площадки, а также организатор торгов, например, при совместной закупке. На действия этих субъектов принимает и рассматривает жалобы ФАС согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: субъекты контроля в предписании ФАС

ФАС рассмотрела жалобу участника закупки и выдала предписание заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки.

Заказчику и аукционной комиссии – отменить протокол закупки.

Заказчику – назначить новую дату аукциона, а также сообщить оператору электронной площадки о том, что необходимо:

отменить протокол;

назначить время аукциона и разместить информацию на сайте площадки;

сообщить участникам об отмене протокола и о новой дате аукциона.

Аукцион оператор будет проводить с минимальной цены в торгах, протокол по которым обязан отменить (решение, предписание ФАС от 08.02.2018 № 17/8284/18).

ФАС направит предписание заказчику или другим субъектам контроля, а также опубликует в ЕИС или на сайте антимонопольного органа. Срок – три рабочих дня с даты, когда примет решение по жалобе. Порядок установлен в части 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Как изменить извещение или документацию по предписанию

Чтобы изменить извещение или документацию, войдите в личный кабинет и найдите нужную закупку. Откройте вкладку «Изменения и разъяснения», нажмите «Внести изменения в извещение и документацию».

Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:

Поставьте отметку в зависимости от того, отменяете лоты или нет. Если доступных лотов для отмены нет, система сразу откроет проект изменений извещения.

Измените поля на вкладках извещения согласно предписанию. Заполните поле «Причина внесения изменений» – укажите дату, номер предписания, наименование контрольного органа. Например, напишите так:

В разделе «Документация» прикрепите новую версию документации и проекта договора при необходимости.

Проект изменений отобразится на вкладке «Изменения и разъяснения» в блоке «Проекты изменений извещения». В выпадающем меню нажмите «Разместить».

Если выбрали пункт «Проект изменений с отменой лотов», система откроет форму со списком лотов, которые возможно отменить.

Выберите лоты, нажмите «Далее», откроется форма ввода сведений отмены лотов.

Выберите основание для отмены лотов. Для этого поставьте отметку в одном из полей:

  • «Различные причины отмены лотов»;
  • «Общая причина отмены лотов».

Если основание для отмены лотов общее, укажите его в блоке «Сведения об отмене лотов закупки».

Если для отдельных лотов разные основания – в блоке «Список отменяемых лотов закупки».

В блоке «Документы» прикрепите файлы. Например, решение об отмене лотов закупки. После того как заполните все необходимые сведения и прикрепите документы, нажмите «Разместить».

Заполните форму отмены закупки.

В поле «Основание принятия решения» напишите название контрольного органа, дату и номер предписания.

Нажмите кнопку «Сохранить» или «Разместить», если хотите сразу опубликовать извещение об отмене закупки. Сведения об отмене закупки смотрите на вкладке «Изменения и разъяснения».

В какие сроки исполнить предписание

Срок, в который необходимо исполнить предписание, ФАС напишет в самом предписании. Кроме того, укажет срок, в который нужно предоставить в антимонопольный орган доказательства, что исполнили предписание. Об этом сказано в пункте 3.159 Административного регламента, который ФАС утвердила приказом от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент № 339).

Сроки, в которые необходимо исполнить предписание и отчитаться об исполнении, могут быть разными.

Антимонопольный орган может установить один срок на то, чтобы исполнить предписание и уведомить ФАС:

Отдельного регламента, чтобы рассматривать жалобы на заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ, у ФАС нет. Поэтому антимонопольный орган применяет Административный регламент № 339, который регулирует порядок возбуждения и рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства. На возможность применять данный регламент указал Минфин в письме от 22.12.2017 № 24-02-06/87601.

Вывод подтверждает практика ФАС. Например, решение Новгородского УФАС от 30.08.2018 по делу № А-15/18.

Исполнять ли предписание, если подали жалобу в суд

Когда обжалуете предписание ФАС в суде, изменения в извещение и документацию вносить не нужно. Причина – на время обжалования предписание приостановлено. Однако уточните позицию суда, чтобы не заплатить штраф. Есть две позиции судебных органов по действию предписания при жалобе заказчика.

Первая позиция. Если суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, исполнение предписания приостанавливается до тех пор, пока решение суда вступит в законную силу. Действие предписания приостанавливается автоматически.

Вывод следует из части 2 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а также из пункта 3.188 Административного регламента № 339. Позицию подтвердил Арбитражный суд Свердловской области в определении от 17.04.2014 № А60-12516/2014.

Внимание: действие предписания приостанавливается с момента, когда суд принял заявление об обжаловании к производству, а не когда подали заявление. Вывод следует из части 2 статьи 52 Закона № 135-ФЗ.

Судья решает, принимать заявление к производству или нет, в течение пяти календарных дней с даты, когда заявление поступило в суд. Допустим, подали заявление 5 октября. Судья примет решение до 11 октября.

Если обязаны исполнить предписание до 11 числа включительно, то можете не успеть выполнить требования ФАС. В этом случае заплатите штраф. Срок в пять календарных дней прописан в части 1 статьи 127 АПК.

На обжалование предписания – три месяца с даты, когда ФАС выдала предписание. Однако трехмесячный срок не означает, что в течение этих месяцев заказчик вправе бездействовать. Пока суд не принял заявление, предписание действует и его необходимо исполнять.

Вывод подтверждает судебная практика. О сроках обжалования сказано в части 23 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: заказчик нарушил срок исполнения предписания

Антимонопольная служба вынесла предписание заказчику. Исполнить требования обязала до 10 августа 2015 года. Заказчик подал жалобу в арбитражный суд. Суд принял заявление к производству 3 сентября 2015 года. ФАС оштрафовала заказчика за то, что тот в срок не исполнил предписание.

Заказчик обжаловал штраф в суде. Однако судья признал штраф законным и пояснил, что право на обжалование нельзя рассматривать как способ уйти от исполнения требований контрольного органа (решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2016 № А40-99918/2016).

Такую же позицию высказал Девятый арбитражный апелляционный суд: право на обжалование предписания в течение трех месяцев «не свидетельствует о том, что в течение названного срока заявитель имеет право бездействовать и не исполнять требования уполномоченного органа» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-23177/2015, А40-187426/2014).

Специалисты региональных управлений ФАС иногда штрафуют за нарушение сроков предписания, даже если заказчик обжаловал предписание в суде. Антимонопольный орган высказывает позицию, что положения статьи 52 применяют только к главе 9 Закона № 135-ФЗ. То есть при нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о закупках.

Арбитражный суд Самарской области считает такую трактовку ошибочной. Суд указал, что положения статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ регламентируют порядок обжалования торгов до момента, когда ФАС принимает решение по жалобе. А обжалование решений и предписаний ФАС проходит согласно статье 52 Закона № 135-ФЗ (постановление от 07.12.2016 № А55-15798/2016).

На законность приостановки срока действия предписания в порядке статьи 52 Закона № 135-ФЗ также указали Арбитражный суд города Москвы в решении от 24.11.2016 № А40-185044/2015, Арбитражный суд Оренбургской области в определении от 30.11.2016 № А47-11850/2016, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.06.2017 № 13АП-10457/2017, А42-2314/2017. Позицию поддержала комиссия ФАС по контролю в сфере закупок (решение ФАС от 22.03.2017 № 17/18473/17, 223ФЗ-207/17).

Вторая позиция. Предписание не приостанавливается автоматически, когда суд принял заявление об обжаловании к производству. Это связано с тем, что положения статьи 52 Закона № 135-ФЗ к обжалованию предписания по результатам торгов не применяют.

Например, вывод сделал Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (решение от 17.10.2017 № 12-620/2017).

Когда суд считает, что предписание не приостанавливается автоматически, можете подать ходатайство принять обеспечительные меры – приостановить действие ненормативного правового акта ФАС. Если суд удовлетворит ходатайство, то приостановит действие предписания согласно части 3 статьи 199 АПК. Если откажет, исполняйте предписание, чтобы не заплатить штраф.

Adblock
detector