Разбирательство по дисциплинарному проступку военнослужащего

ТЕМА: «Порядок наложения дисциплинарных взысканий».

ВОПРОСЫ:

  1. Отличие нового Дисциплинарного устава от прежнего.
  2. Перечень грубых дисциплинарных проступков. Порядок наложения дисциплинарных взысканий.
  3. Дисциплинарный арест, его применение и порядок исполнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Необходимость разработки новых общевоинских уставов в конце 1990-х годов стала очевидной, поскольку действующие на то время уставы по многим позициям стали противоречить и Конституции Российской Федерации, и другим новым законам новой России. Непосредственной подготовкой проектов уставов занялся отдел организации разработки уставных документов Вооруженных Сил Российской Федерации при Главном управлении боевой подготовки и службы войск ВС РФ. Отдел разработал проекты новых уставов, согласовал их как внутри Минобороны, так и с другими силовыми структурами, в которых предусмотрена военная служба.

После этого проекты прошли экспертизу в Минюсте и в июне 2007 года были представлены в Государственно-правовое управление Президента РФ.

10 ноября глава государства своим указом утвердил Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Напомним, что новый Строевой устав был введен в действие приказом министра обороны РФ № 111 от 11 марта 2006 года.

Дисциплинарный устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).

Новый Дисциплинарный устав коренным образом отличается от прежнего.

Во-первых, он разработан на основе Федерального закона № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам ответственности военнослужащих», принятого в декабре 2006 года. Наряду с различными видами дисциплинарной ответственности военнослужащих в нем был определен новый порядок применения такого вида дисциплинарного взыскания, как арест. Отныне дисциплинарный арест применяется к военнослужащему только по решению гарнизонного военного суда.

При этом дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим женского пола, военнослужащим, не принявшим военную присягу, не достигшим 18 лет.

Во-вторых, новый Дисциплинарный устав определяет, что к военнослужащему могут быть применены меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке. В этом случае военнослужащего можно задержать и направить в камеру временного содержания (на гауптвахте, в комендатуре) на срок до 48 часов.

Кроме того, уставом определен новый порядок исполнения дисциплинарного взыскания. Суть его в том, что дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях – не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Этот срок определен в 1 год с момента совершения проступка.

Новый Дисциплинарный устав определяет и перечень поощрений, большинство из которых содержались и в прежнем Дисциплинарном уставе. Есть и новые поощрения, например, касающиеся присвоения воинского звания на ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности (ст. 30).

Дисциплинарный устав определяет перечень грубых дисциплинарных проступков (приложение № 7 к Дисциплинарному уставу):

— нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

— самовольное оставление воинской части или места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров), неявка в срок без уважительной причины на службу при увольнении из расположения воинской части,при назначении, перевозке, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;

— отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительной причины более 4 часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

— уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

— нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

— нарушение уставных правил караульной службы;

— нарушение уставных правил несения внутренней службы;

— нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

— умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

— уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

— нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

— нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

— нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

— исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянение;

— непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

-административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность.

К военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены настоящим Уставом, соответствуют его воинскому званию и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности. Принятию командиром такого решения предшествует разбирательство, которое проводится с целью установления виновных лиц, причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью, либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру материалы разбирательства для принятия решения.

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола, при совершении грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих. Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения. Лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру предложение о сроке дисциплинарного ареста или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир обязан в срок до 2 суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо направить материалы в гарнизонный военный суд, либо применить к военнослужащему иное дисциплинарное взыскание. Если дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством РФ возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военно-следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру стало известно о совершенном проступке (не считая времени на проведение разбирательства), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой гауптвахте.

Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. Дисциплинарный арест назначается сроком до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков.

Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного законодательством РФ.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под арестом не должен превышать 45 суток.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его ВВК негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины включительно, и военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, — также за исключением случая признания его ВВК негодным к военной службе.

Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге, военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

Дисциплинарное взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. Лицо, по вине которого не было исполнено применение взыскания, несет дисциплинарную ответственность.

Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

Исполнение дисциплинарного взыскания при подаче жалобы не приостанавливается, если не последует приказ вышестоящего командира о его отмене, а в случае назначения дисциплинарного ареста – решения вышестоящего судебного органа.

Порядок исполнения дисциплинарного ареста:

Исполнение дисциплинарного ареста возлагается:

Солдат, матросов, сержантов и старшин – на старшину роты (команды);

Прапорщиков и мичманов – на назначенных командиром воинской части (начальником гарнизона) военнослужащих, равных по воинскому званию или офицеров.

В органах военного управления и военных образовательных учреждениях профессионального образования дисциплинарный арест исполняется лицом, назначенным соответствующим начальником. Лица, на которые возложено исполнение дисциплинарного ареста, обязаны предварительно уточнить наличие свободных мест на гауптвахте, проверить документы, необходимые для оформления военнослужащего на гауптвахту, и в случае необходимости затребовать сопровождающих (конвойных).

У всех военнослужащих, подвергнутых дисциплинарному аресту, перед отправлением на гауптвахту изымаются по описи имеющиеся у них деньги и вещи, которые не положено иметь на гауптвахте. Перечень вещей, которые разрешено иметь на гауптвахте военнослужащим, подвергнутым дисциплинарному аресту, определен в приложении № 14 к Уставу гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

Ордена, медали и планки с орденскими лентами, а также нагрудные знаки арестованные военнослужащие сдают на хранение в штаб воинской части или военную комендатуру гарнизона.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту, при направлении на гауптвахту должны быть одеты в чистую, исправную повседневную (полевую) форму одежды. Кроме того, они должны иметь при себе полотенце, носовые платки, средства личной гигиены.

Все арестованные перед направлением на гауптвахту проходят медицинский осмотр, а в случае необходимости санитарную обработку (мытье в бане) и дезинфекцию обмундирования, о чем в медицинской книжке врачом делается отметка.

Порядок приема, содержания и освобождения военнослужащих, подвергнутых дисциплинарному аресту, изложен в Уставе гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Разбирательство – это форма выяснения обстоятельств дисциплинарного проступка. Впервые термин «разбирательство» введён статьёй 86 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года.

Очень часто в правовых актах не делается различий между разбирательством и административным расследованием. Однако разбирательство и административное расследование отличаются друг от друга по ряду признаков, в том числе по кругу субъектов, имеющих право проводить разбирательство и назначать административное расследование, а также по срокам их проведения.

В частности, круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование, уже, чем круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, предусмотренное Уставом. Так, из ст.ст. 72—89 УВС ВС РФ следует, что назначение административного расследования не относится к общим обязанностям командиров (начальников).

Отсюда можно сделать вывод, что назначать административное расследование имеют право не все командиры (начальники). Такое право предоставлено командирам (начальникам), занимающим должности не ниже командиров отдельных батальонов, в том числе командирам отдельных батальонов и командирам полков (кораблей 1 и 2 ранга) (ст.ст. 91, 124 УВС ВС РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.

№ 161-ФЗ административное расследование проводится для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Назначает его командир (начальник) воинской части, т.е., право назначать административное расследование имеют командиры воинских частей. Право назначения административного расследования предоставлено также начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам и вышестоящим командирам (начальникам).

В число должностных лиц, которые имеют право назначать административное расследование, входит начальник гарнизона. Он вправе назначать административное расследование проступков военнослужащих, не проходящих службу воинских частях данного гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).

Для проведения административного расследования законодательством установлен более длительный срок, чем для проведения разбирательства. По общему правилу на проведение административного расследования отводится срок до одного месяца. В отличие от разбирательства законодательством допускается продление срока административного расследования (ст.

7 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г, № 161-ФЗ).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания обязательно должно предшествовать выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Согласно Уставу не допускается наложение дисциплинарного взыскания без выяснения указанных обстоятельств (ст.ст, 48, 86 Устава). Из ст.ст.

48 и 86 Устава следует, что проведение разбирательства в целях установления обстоятельств дисциплинарного проступка является не только правом, но и обязанностью командира (начальника). Разбирательство может не проводиться лишь в том случае, если лица, виновные в совершении дисциплинарного проступка, а также причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены компетентными государственными органами в ходе иной предусмотренной законодательством деятельности процессуального характера: судом либо в результате ревизии, проверки, дознания, следствия или административного расследования.

Согласно ст. 10 Дисциплинарного Устава налагать дисциплинарные взыс­кания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе «Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях» (гл. 3 Устава).

Поэтому проведение разбирательства находится в их компетенции, т.е. проводить разбирательство имеют право все указанные начальники. Следовательно, круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, шире, нежели круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование.

Из ст. 86 Дисциплинарного Устава можно сделать вывод, что разбирательство обязан проводить лично командир (начальник). Представляется, что ст.

86 Устава не вполне точно истолкована. Из нее следует, что разбирательство лишь назначается командиром (начальником), а проводится, как правило, любым офицером. Однако личное проведение разбирательства командиром (начальником) не исключает возможности привлечения им подчиненных к участию в осуществлении деятельности по разбирательству.

В целях объективного и оперативного проведения разбирательства следует учитывать ряд требований, которым должны соответствовать привлекаемые к участию в деятельности по разбирательству военнослужащие. К участию в деятельности по разбирательству могут быть привлечены лишь такие военнослужащие, которые не являются подчиненными лиц, совершивших проступок, не заинтересованы по отрицательным мотивам (корысть, неприязненные отношения и т.п.) в результате разбирательства, а также имеют необходимый для участия в деятельности по разбирательству уровень профессиональной подготовки.

В Дисциплинарном Уставе не определен прямо срок проведения разбирательства. Вывод о его продолжительности можно сделать путем толкования норм Устава в их взаимосвязи. Так, в соответствии со ст.

88 Устава наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, разбирательство должно быть закончено не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на данного военнослужащего, стало известно о совершенном им проступке. Возможность продления срока разбирательства Уставом не предусмотрена.

В Дисциплинарном Уставе не определено также, в какой форме: устной или письменной — должно проводиться разбирательство. Поэтому форму проведения разбирательства в каждом конкретном случае определяет командир (начальник), который проводит его. При определении формы разбирательства подлежат учету, прежде всего объем и сложность задач по установлению обстоятельств проступка.

В ходе разбирательства наряду с другими обстоятельствами, подлежащими выяснению, необходимо установить, в чем выразился проступок, наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и их последствиями, наличие вины лица в действии (бездействии), а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица. Установление того, в чем выразился проступок, и наличия причинно-следственной связи представляет собой выявление признаков объективной стороны дисциплинарного проступка. Установление внешнего проявления проступка предполагает решение вопроса о его противоправности.

Действия (бездействия) военнослужащего могут быть признаны противоправными в том случае, если ими нарушены нормы права. При этом важно точно установить, какие конкретно нормы правовых актов нарушены.

§ 3. Правовая работа при проведении разбирательств и административных расследований в связи с совершением дисциплинарных проступков военнослужащими

Принятию решения о наложении взыскания на военнослужащего обязательно должно предшествовать выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, т. е. разбирательство (разбирательство — рассмотрение, разбор, обсуждение; разобраться — изучив, хорошо понять кого-, что-нибудь 82 ).

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению проступка.

Наложение дисциплинарного взыскания без выяснения указанных обстоятельств не допускается. Проведение разбирательства в целях установления обстоятельств дисциплинарного проступка является не только правом, но и обязанностью командира (начальника). Разбирательство может не проводиться лишь в том случае, если лица, виновные в совершении дисциплинарного проступка, а также причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены компетентными государственными органами в ходе иной предусмотренной законодательством деятельности процессуального характера: судом либо в результате ревизии, проверки, дознания, следствия или административного расследования.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

а) действительно ли имел место дисциплинарный проступок;

б) где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

в) в чем он выразился;

г) наличие вины в действии (бездействии) конкретных военнослужащих и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими военнослужащими;

д) каковы последствия проступка;

е) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного военнослужащего;

ж) причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Процесс разбирательства дисциплинарных проступков включает следующие стадии:

— установление фактических обстоятельств проступка;

— рассмотрение собранных доказательств и принятие решения;

— обжалование и пересмотр решения.

Последняя стадия имеет место только в случае подачи жалобы привлеченным к дисциплинарной ответственности военнослужащим либо при наличии соответствующего решения вышестоящих органов воен­ного управления или прокурора.

Разбирательство по факту совершения дисциплинарного проступка следует отличать от административного расследования (административное расследование — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения 83 ).

Разбирательство и административное расследование соотносятся как целое и часть, т. е. административное расследование является одной из возможных форм проведения командиром (начальником) разбирательства в связи с совершенным правонарушением.

Разбирательство и административное расследование отличаются друг от друга по следующим признакам:

а) по кругу субъектов, имеющих право их проводить. Круг должностных лиц, имеющих право назначать административное расследование, значительно уже, чем круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство. Так, например, старшина роты, обнаруживший факт нарушения подчиненным военнослужащим воинской дисциплины, вправе самостоятельно провести разбирательство и в пределах предоставленных ему прав наложить дисциплинарное взыскание на виновного.

Однако назначать административное расследование он не вправе. Такое право имеют только командиры (начальники), занимающие должности командиров отдельных воинских частей. В число должностных лиц, которые имеют право назначать административное расследование, входит также начальник гарнизона.

Он вправе назначать административное расследование при совершении проступков военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях данного гарнизона, при их нахождении вне расположения воинской части (например, в отпуске, командировке);

б) по срокам проведения. В соответствии со ст. 88 ДУ ВС РФ наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

Следовательно, в указанный 10-дневный срок должно быть проведено и разбирательство. Если же командиром воинской части для выяснения обстоятельств проступка назначено административное расследование, то срок наложения дисциплинарного взыскания на виновного увеличивается. По общему правилу на проведение административного расследования отводится срок до одного месяца.

В отличие от разбирательства законодательством допускается продление срока административного расследования;

в) по форме проведения. Если разбирательство может проводиться как в устной, так и в письменной форме, то результаты административного расследования в обязательном порядке оформляются в письменном виде.

Разбирательство в упрощенной форме, т. е. в срок не более 10 суток, без обязательного письменного оформления его результатов, проводится по малозначительным, не имеющим большой общественной опасности дисциплинарным проступкам (например, нарушение формы одежды, опоздание в строй, курение в неустановленном месте и т.

п.). Проведение административного расследования по сложившейся практике, как правило, осуществляется в случае совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков 84 .

Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования. Административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.

Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру. Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.

В процессе проведения административного расследования по факту совершения дисциплинарного проступка готовятся следующие документы:

1) рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;

2) объяснения должностных лиц, свидетелей и других лиц;

3) справка финансового органа о размере причиненного ущерба в денежной форме;

4) в случае причинения ущерба здоровью — медицинское заключение о характере и степени повреждений, полученных пострадавшим;

5) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

6) заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и др.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается.

Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого дисциплинарного проступка, данные на лицо, от которого требуется объяснение, а также излагаются конкретные вопросы, на которые необходимо получить ответ данного военнослужащего.

При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы.

Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

В ходе расследования выяснению подлежат следующие вопросы:

— действительно ли имел место дисциплинарный проступок, в чем конкретно он выразился;

— где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами, способом и с какой целью он был совершен;

— наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

— каковы последствия проступка;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

— причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При административном расследовании не проводятся обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части обязан возбудить уголовное дело и немедленно уведомить об этом военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному уголовному делу.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Административное расследование завершается составлением заключения обо всех установленных в ходе расследования обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

Во вводной части указывается: на основании чего и по какому факту проводилось расследование; кто, где и когда его проводил.

В описательной части излагаются обстоятельства расследованного проступка с указанием:

а) какое именно нарушение имело место;

б) кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено;

в) умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо;

г) какие нормы законов, уставов, приказов, наставлений или правил нарушены;

д) при исполнении обязанностей военной службы совершено правонарушение или в иной обстановке;

е) есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) виновного лица и наступившими вредными последствиями.

Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

В резолютивной части излагается: кто конкретно и в чем именно виновен; конкретные предложения о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, предлагаются меры по их устранению.

Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) о рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела.

В случае установления в ходе расследования, что совершенное виновным лицом деяние хотя и имеет признаки преступления, но носит малозначительный, не представляющий большой общественной опасности характер, командир воинской части как орган дознания сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит соответствующее постановление. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется военному прокурору.

Заключение по результатам административного расследования подписывается офицером, его проводившим, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и т. п. ), представляется для рассмотрения командиру (начальнику).

По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащих, других граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана в ходе расследования (привлечение их к юридической ответственности или применение мер общественного воздействия).

Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Настоящие Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьями 27.1, 28.1 – 28.10 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 и определяют порядок проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими.
2.

К дисциплинарным проступкам коррупционной направленности относятся:
1) непредставление военнослужащим сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6, пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») ;
2) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
3) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (пункт 2 статья 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
4) невыполнение военнослужащим, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
5) несоблюдение военнослужащим запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:
оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) несоблюдение военнослужащим запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:
участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе военного управления (военной организации), в котором он замещает воинскую должность, если иное не предусмотрено федеральными законами;
принимать без письменного разрешения командования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
заниматься без письменного разрешения командования оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
7) совершение административных правонарушений:
мелкое хищение чужого имущества путем присвоения или растраты с использованием служебного положения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) ;
незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в незаконной передаче от имени или в интересах военной организации должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данной военной организации должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением;
незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в приеме на работу в военную организацию бывшего государственного служащего (военнослужащего), в должностные (служебные) обязанности которого в период прохождения службы входили отдельные функции государственного управления данной организацией, если на это не получено согласие аттестационной комиссии и со времени увольнения со службы не прошло двух лет.

3. Разбирательство по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка коррупционной направленности проводится в обязательной письменной форме и включает следующие стадии:
а) назначение разбирательства;
б) собирание и оценка собранных доказательств;
в) составление заключения по результатам разбирательства;
г) принятие решения;
д) исполнение решения;
е) обжалование и пересмотр решения (в случае подачи жалобы военнослужащим, в отношении которого проводилось разбирательство, или иными заинтересованными лицами).

2. Назначение разбирательства

4. Поводами к назначению разбирательства могут быть:
непосредственное обнаружение командирами (начальниками), иными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от инспектирующих лиц, проверочных комиссий материалов, содержащих данные о наличии признаков дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
рапорт военнослужащего о совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
уведомление военнослужащего о факте обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Информация анонимного характера не может служить основанием для назначения разбирательства.

5. Разбирательство назначается решением командира воинской части и оформляется приказом по воинской части или резолюцией на документе, послужившем поводом для назначения разбирательства.
6.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок коррупционной направленности, либо одним их членов аттестационной комиссии, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.
При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, в отношении которого проводится разбирательство.
7.

Разбирательство по фактам недостоверности и неполноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых военнослужащими в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и несоблюдения военнослужащими запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, назначается и проводится в форме проверки в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г.

№ 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

3. Проведение разбирательства

8. Срок проведения разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка коррупционной направленности (за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций).
При необходимости срок проведения разбирательства может быть продлен командиром (начальником), принявшим решение о его проведении, до одного месяца.

9. Проверка, предусмотренная пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней должностным лицом, принявшим решение о ее проведении.

10. В ходе разбирательства устанавливаются:
событие дисциплинарного проступка коррупционной направленности (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок коррупционной направленности;
вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности, форма вины и мотивы его совершения;
данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок коррупционной направленности;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельств, отягчающих дисциплинарную ответственность военнослужащего;
характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности несколькими лицами;
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
11.

При проведении разбирательства лицо, назначенное для его проведения, вправе:
а) проводить беседу с военнослужащим;
б) изучать представленные военнослужащим документы и иные материалы, приобщать их к материалам разбирательства;
в) получать от военнослужащего пояснения по представленным им материалам;
г) наводить справки у других военнослужащих и лиц гражданского персонала воинской части и получать от них информацию с их согласия.
12. Военнослужащий, в отношении которого проводится разбирательство, вправе:
давать пояснения в устной и письменной форме в ходе разбирательства и по его результатам;
представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной и устной форме;
знакомиться с итоговым документом по результатам разбирательства.

Письменные пояснения военнослужащего и представленные им документы приобщаются к материалам разбирательства.
13. Если в ходе разбирательства выяснится, что коррупционный дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством Российской Федерации возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.

4. Оформление результатов разбирательства,
принятие и исполнение решения по материалам разбирательства

14. По результатам разбирательства лицо, которому поручено его проведение, составляет заключение в форме рапорта, в котором должно быть указано:
1) на основании чего и по какому факту проводилось разбирательство, кто, где и когда его проводил;
2) обстоятельства дисциплинарного проступка коррупционной направленности с указанием: какое именно нарушение имело место, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом нормы законов, иных нормативных правовых актов нарушены;
3) причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения; характеристика личности виновного; отношение виновного лица к совершенному проступку;
4) выводы о виновности (невиновности) военнослужащего; предложения о мере его ответственности; меры по устранению причин и условий, способствовавших правонарушению.
15.

Заключение (рапорт) с прилагаемыми материалами рассматривается на заседании аттестационной комиссии воинской части в сроки, указанные в пунктах 8-9 настоящих Методических рекомендаций, по результатам рассмотрения которых, в случае установлении вины военнослужащего, аттестационной комиссией вырабатываются рекомендации командиру воинской части о применении конкретной меры дисциплинарной ответственности.
16. Командир воинской части вправе учесть в пределах своей компетенции рекомендации аттестационной комиссии и обязан принять решение по материалам разбирательства в порядке и сроки, установленные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

17. Материалы разбирательства о дисциплинарном проступке коррупционной направленности хранятся в воинской части в течение трех лет, после чего сдаются в архив.

В каких случаях военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и как происходит наложение взыскания?

Для лиц, проходящих военную службу и приравненных к ним, существуют правила воинской дисциплины (устав), и предусмотрена система дисциплинарных взысканий за нарушение устава и другие противоправные действия. Степень взыскания для провинившегося определяет его воинский начальник или гарнизонный военный суд.

Правовое регулирование

Регулирование взысканий для военных осуществляется:

Указ №1495 включает в себя воинский устав, а также перечень взысканий разных видов и описание особенностей их применения для военнослужащих разного статуса. Закон №76 определяет основания для применения взысканий и случаи, когда дисциплинарная ответственность не наступает.

Закон №199 устанавливает порядок применения дисциплинарного ареста при грубых нарушениях устава.

Условия для привлечения к ответственности

Применение дисциплинарного взыскания по перечисленным законам допустимо к следующим лицам:

  • профессиональным военным;
  • служащим по призыву;
  • гражданским лицам, проходящим военные сборы;
  • курсантам военных учебных заведений.

Существуют следующие основания для применения взыскания к военнослужащему:

  • наличие события проступка;
  • наличие доказательств вины привлекаемого к ответственности;
  • подтверждение вины командиром или гарнизонным судом.

Взыскание должно примениться в течение года после наложения, в противном случае, оно не исполняется, но в учетной карточке военного остается запись о проступке.

Кроме того, при применении взыскания запрещается применять меры физического воздействия, а также действия, унижающие человеческое достоинство.

Процедура наложения взыскания

Применение взыскания происходит в следующем порядке:

  1. Воинский начальник инициирует разбирательство.
  2. Устанавливается факт проступка, его причины и обстоятельства, а также виновные лица.
  3. Составляется протокол о нарушении.
  4. Начальник назначает взыскание или направляет дело для рассмотрения вышестоящему руководству или в суд.

Разбирательство должно завершиться в течение месяца. В целях обеспечения проверки начальник вправе задерживать подозреваемого военнослужащего, отстранять от выполнения обязанностей, заключать под стражу, изымать вещи и документы и проводить анализ документов, а также опрашивать свидетелей по делу.

В ходе разбирательства необходимо установить:

  • событие проступка (место, время и способ его совершения);
  • причины, обстоятельства и последствия проступка;
  • наличие вины, мотивы;
  • характеристика виновных лиц;
  • наличие исключительных обстоятельств;
  • наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Если проступок совершен несколькими лицами, то устанавливается степень вины и участия каждого.

Протокол о проступке должен содержать следующие сведения:

  • ФИО, звание и должность составителя;
  • ФИО виновного, его паспортные данные, звание и должность;
  • номер воинской части;
  • перечень свидетелей проступка;
  • список доказательств;
  • объяснения виновного;
  • обстоятельства проступка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата, печать и подпись командира части.

В качестве доказательств проступка могут выступать объяснения виновного, показания свидетелей, разъяснения специалистов, а также документы, фото- и видеоматериалы.

Образец протокола можно посмотреть здесь. После составления протокола командир части принимает решение о взыскании в течение двух суток.

Если решение не принято, протокол направляется вышестоящему воинскому начальству. Извещение вышестоящего начальства происходит обязательно, если проступок имеет уголовную или административную составляющую.

Взыскание, наложенное командиром части, может быть заменено вышестоящим руководством на более строгое, но не может быть уменьшено или отменено за исключением случая, когда повторное разбирательство не исключило или не уменьшило вину нарушителя.

Порядок снятия

Дисциплинарное взыскание снимается с военнослужащего в следующих случаях:

  • по решению гарнизонного суда;
  • по факту исполнения (для ареста);
  • при особом отличии нарушителя;
  • по прошествии года.

Выговор и строгий выговор снимаются через год после вынесения или раньше, если начальник части посчитает, что нарушитель встал на путь исправления, или при особом отличии нарушителя (например, в боевой операции).

Если виновный в проступке не согласен признать свою вину, он может направить жалобу вышестоящему начальству или в гарнизонный суд с требованием о пересмотре дела. Важно учесть, что решение о пересмотре не означает приостановку уже наложенного взыскания (например, снятия дисциплинарного ареста). При установлении в ходе повторного разбирательства полного отсутствия вины военнослужащего с него снимается взыскание, и в личное дело вносится запись о полной реабилитации.

Adblock
detector