Применение 102 постановления по 44 фз

Содержание
  1. Что такое национальный режим
  2. В каких случаях применяется нацрежим
  3. Изменения в национальном режиме в 2020 году
  4. Применение национального режима по 44-ФЗ
  5. Запреты в закупках по 44-ФЗ
  6. Ограничения допуска иностранных товаров
  7. Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ
  8. Конкурс, запрос котировок, запрос предложений
  9. Аукцион
  10. Документы для подтверждения соответствия
  11. Постановление Правительства Российской Федерации №102 и его применение в сфере государственных закупок медицинских изделий
  12. Постановление Правительства Российской Федерации №102 как один из регламентирующих нормативных актов для закупки некоторых видов медицинских изделий
  13. Государственные и муниципальные заказчики, для которых использование Постановления №102 является обязательным
  14. Правила применения
  15. Перечни закупаемых товаров
  16. Ограничения для заказчика
  17. Ограничения для поставщика
  18. Методика расчета НМЦК
  19. Памятка – Особенности применения постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617
  20. Подобрать закупочную позицию
  21. Перечень промышленных товаров
  22. В закупках какой продукции применяется ПП 617
  23. При проведении каких способов определения поставщика применяется ПП 617
  24. Порядок применения ПП 617
  25. Подтверждающие документы
  26. Правила использования реестра
  27. Особенности исполнения контракта

Государство поддерживает отечественных производителей с помощью национального режима в госзакупках. Расскажем, какие правила и условия действуют на поставщиков зарубежных товаров и что изменилось в нацрежиме в 2020 году.

Что такое национальный режим

Национальный режим — это набор правил, которые регулируют закупку товаров, работ и услуг (ТРУ) иностранного производства. Правила придумали для того, чтобы обеспечить безопасность и оборону страны, поддержать российских производителей (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).

Нацрежим дает преимущества поставщикам, которые поставляют товары из стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

Далее в статье будем считать, что иностранный товар — это товар, который произвели за пределами ЕАЭС.

В каких случаях применяется нацрежим

В тендерах нацрежим реализуют через:

  • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
  • ограничения закупки иностранных ТРУ;
  • специальные условия допуска.

Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

  • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
  • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
  • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.

Изменения в национальном режиме в 2020 году

30.04.2020 года Правительство РФ опубликовало два новых нормативных документа по нацрежиму — Постановление № 616 и № 617. Они объединяют несколько постановлений, которые перестали действовать.

Постановление № 616 описывает новые правила запрета зарубежных товаров. В перечень вошли товары из ранее действующих актов о запрете на допуск:

  • ПП РФ № 239 от 07.03.2019 — товары станкоинструментальной продукции;
  • ПП РФ № 9 от 14.01.2017 — промышленные товары и работы, выполняемых иностранными лицами;
  • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — товары машиностроения.

Постановление № 617 ограничивает допуск зарубежной продукции и включает товары из следующих документов, которые утратили силу:

  • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — некоторые товары машиностроения;
  • ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 — мебель;
  • ПП РФ № 791 от 11.08.2014 — товары легкой промышленности;
  • ПП РФ №1119 от 20.09.2018 — оружие, патроны, боеприпасы.

В постановление № 617 добавили товары, на которые раньше не действовал нацрежим. Например, оборудование для пищевой промышленности, детские, спортивные товары, музыкальные инструменты.

Ниже расскажем, как работают эти постановления.

Применение национального режима по 44-ФЗ

Рассмотрим, какие нормативные документы устанавливают запрет, ограничения и специальные условия допуска иностранных товаров и как работает нацрежим в соответствии с этими документами.

Запреты в закупках по 44-ФЗ

    — запрещает закупать зарубежное программное обеспечение (ПО).

Как работает постановление

Заказчики отклоняют заявки тех участников, которые предлагают иностранное программное обеспечение. Заявку допустят, если участник предлагает программу, которая входит в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.

Исключения

Как работает постановление

Если объект закупки входит в перечень и включен в реестр российской промышленности, то заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложение иностранной продукции. Запрет действует на товары, которые поставщики используют для выполнения работ, и на объекты аренды и лизинга. Материалы и полуфабрикаты, которые используют при производстве товаров, также должны быть отечественными.

Объектами одного контракта не могут быть одновременно товары из перечня и товары, которые в перечень не входят.

Исключения

  • товар не производят в России — заказчик подтверждает это сам или получает разрешение на закупку иностранного товара от Минпромторга через государственную информационную систему;
  • цена за единицу товара меньше 100 тыс. рублей, совокупная стоимость товара — меньше 1 млн рублей, кроме закупки текстильных тканей, меховых изделий и еще семи товаров;
  • закупаемый товар российского происхождения и другие товары заказчика несовместимы;
  • отечественные запасные части и расходные материалы не подходят к оборудованию заказчика;
  • заказчик — ФСБ, МВД, Служба внешней разведки и другие госслужбы.

Ограничения допуска иностранных товаров

Ограничения допуска действуют на:

  • радиоэлектронную продукцию — Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019,
  • пищевые продукты — Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016.
  • отдельные виды промышленных товаров: мыло, музыкальные инструменты, насосы, компрессоры и другие — Постановление Правительства № 617 от 30.04.2020,
  • медицинские изделия — Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015,
  • жизненно необходимые лекарства — Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015.

Как работают постановления

Ограничения работают в открытых конкурентных способах, когда объект закупки попадает в перечень товаров из постановления.

Действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:

  • поступило не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС;
  • обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя.

Исключения

Иногда нацрежим не работает, если заказчик обоснует, что российский товар не подходит ему по техническим характеристикам. Например, такое условие действует в постановлении № 878.

В постановлениях № 832 и № 1289 ограничения не действуют, если заказчики — консульства, представительства РФ и другие организации, которые работают на территории иностранного государства и закупают товары из перечня постановления.

Важно: Перед тем, как подать заявку, подробно ознакомьтесь с правилами и порядком ограничения допуска в каждом постановлении.

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.

Конкурс, запрос котировок, запрос предложений

При рассмотрении и оценке заявок заказчик применяет понижающий коэффициент 15 % к окончательной цене тех участников, которые предлагают товары из стран ЕАЭС. Такие заявки получают больше баллов, чем заявки с иностранным товаром. Контракт заключают по цене, которую предложил участник.

Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.

Участник №1 предложил цену 100 000 рублей за иностранный товар.
Участник №2 предложил такую же цену — 100 000 рублей — за отечественный товар. При оценке заявок заказчик снизил цену участника №2 на 15 %, чтобы выставить баллы. Цена участника №2 на этапе оценки заявок — 85 000 рублей. Участник №2 получил больше баллов и победил, потому что его цена ниже, чем у первого участника. Контракт заключили по цене, которую предложил поставщик — 100 000 рублей.

Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.

Аукцион

В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:

  • если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключают по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником;
  • если победитель заявил российский товар — контракт заключают по цене, которую предложил участник на аукционе.

Например, в электронном аукционе на поставку лампочек с начальной ценой 100 000 рублей участвуют два поставщика. Первый предлагает российский товар, второй — товар из Китая. Второй участник выиграл аукцион с ценой 82 000 рублей. Но контракт заключат по цене, сниженной на 15 % — 69 700 рублей, потому что победитель предложил иностранный товар. Если бы в аукционе победил первый участник, с ним заключили бы контракт по цене, которую он предложил, не вычитая 15 %.

Есть ситуации, когда условия допуска не работают:

  • если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
  • все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
  • во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
  • в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.

Документы для подтверждения соответствия

Иногда заказчики пишут в документации, каким документом подтвердить страну происхождения товара. Если в требованиях закупки нет такой информации, то ее можно найти в соответствующем постановлении.

Постановление № 1236 — запрет на допуск ПО

От участника не требуют дополнительных документов. Сведения о программе, которую предлагает участник в заявке, должны быть в едином реестре российского ПО или реестре ПО ЕАЭС.

Постановление № 616 — запрещает закупать некоторые иностранные промтовары

Выписка из реестра российской промышленности или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.

Постановление № 878 — ограничение на допуск радиоэлектронной продукции

Участник декларирует в заявке, что товар находится в реестре российской продукции. Если товар из стран ЕАЭС, то прикладывает акт экспертизы, выданный уполномоченным органом страны ЕАЭС.

Постановление № 832 — ограничение на допуск пищевых продуктов

Декларация о стране и наименовании производителя. Страну происхождения товара указывают в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Постановление № 617 — ограничение на допуск отдельных виды промышленных товаров

На этапе подачи заявки — декларация о том, что товар находятся в реестре российской промышленности с указанием номера реестровой записи и общем количестве баллов (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).

На этапе исполнения контракта:

  • выписка из реестра, сформированная через государственную информационную систему промышленности;
  • копия сертификата СТ-1, если товар произведен в стране ЕАЭС.

Постановление № 102 — ограничение на допуск медицинских изделий

Сертификат СТ-1, акт экспертизы торговой промышленной палаты (ТПП) с информацией о доле стоимости иностранных материалов в одной единице изделия.

Постановление № 1289 — ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств

Сертификат СТ-1 и заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции на территории России в соответствии ПП РФ №719 от 17.07.2015.

Постановление Правительства Российской Федерации №102 и его применение в сфере государственных закупок медицинских изделий

Регулирование сферы осуществления государственных и муниципальных закупок осуществляется с помощью большого числа нормативных актов, носящих как законодательный характер, так и характер подзаконных, к числу которых относятся различные Постановления Правительства Российской Федерации. Одним из таких федеральных подзаконных актов является Постановление Правительства Российской Федерации №102, датируемое 5 февраля 2015 года. Оно получило наименование «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий…».

Правовое действие данного Постановления распространяется, в первую очередь, на изделия, используемые в сфере системы здравоохранения, которые производятся из ПВХ-материалов и имеют иностранное происхождение.

Постановление Правительства Российской Федерации №102 как один из регламентирующих нормативных актов для закупки некоторых видов медицинских изделий

На данное Постановление возложена обязанность по регулированию вопросов, связанных с допуском к закупкам иностранных производителей медицинских изделий. Однако регулирование происходит таким образом, что заказчики обязаны использовать данный нормативный акт при определении тех производителей или поставщиков, которые могут быть допущены до проведения той или иной закупочной процедуры.

Несмотря на то что в данный федеральный нормативный акт были внесены различные изменения, в том числе в июне 2019 года (на основании последних изменений были скорректированы перечни товаров, закупки которых должны проводиться с использованием положений данного Постановления), данное Постановление должно использоваться во всех случаях, подпадающих под его действие.

Государственные и муниципальные заказчики, для которых использование Постановления №102 является обязательным

Действие Постановления Правительства №102 от 5 февраля 2015 года распространяется на достаточно широкий круг государственных и муниципальных заказчиков. В первую очередь, использование данного федерального нормативного акта должно осуществляться теми государственными и муниципальными заказчиками, которые закупают различные медицинские изделия для осуществления своей деятельности.

К числу заказчиков, которые должны использовать данное Постановление при проведении закупок для удовлетворения своих нужд при обеспечении бесперебойного функционирования и решения задач и целей своего создания, относятся:

  • государственные учреждения здравоохранения, которые оказывают медицинскую помощь населению Российской Федерации с использованием тех медицинских изделий, которые перечислены в перечнях данного федерального подзаконного нормативного акта;
  • муниципальные учреждения здравоохранения, осуществляющие закупки самостоятельно или с использованием услуг специальных централизованных органов осуществления закупочной деятельности, для осуществления профессиональной деятельности которых необходимо осуществлять закупки различных медицинских изделий, в том числе тех, которые изготовлены из ПВХ-материалов;
  • государственные, муниципальные учреждения здравоохранения, а также коммерческие учреждения, которые оказывают помощь различным категориям населения государства, в том числе на основании использования услуг Фонда социального страхования (по полисам ОМС), получая за такое оказание услуг помощь в виде перечисления средств из различных уровней бюджетов государства (от муниципального до федерального).

В отношении коммерческих организаций здравоохранения использование указанного Постановления Правительства РФ №102 происходит, в первую очередь, на усмотрение руководства такой организации.

Необходимость использования данного Постановления определяется долей государственного участия в такой организации в части ее финансирования.

Правила применения

Использование Постановления Правительства Российской Федерации №102 государственными и муниципальными заказчиками и приравненными к ним лицами происходит следующим образом:

  • при проверке поданных заявок либо окончательных предложений заказчик должен отклонить все те заявки и предложения, которые содержат информацию о возможности поставки товаров, включенных в перечни 1 и 2 указанного нормативного акта, если такие товары имеют иностранное происхождение за исключением случаев, когда такие товары произведены в странах Евразийского экономического союза;
  • отклонение всех поданных заявок и предложений, где зафиксирована возможность поставки товаров иностранного происхождения, происходит только в том случае, если имеются две и более заявки, в которых поставляемые товары имеют происхождение из Российской Федерации или стран Евразийского экономического союза, что подтверждено документально, например, с помощью сертификатов, декларирующих страну происхождения поставляемого товара;
  • если на участие в закупке поданы только две заявки, одна из которых содержит предложения о закупке товаров, имеющих происхождение из стран Евразийского экономического союза, а другая – из иного иностранного государства, к участию в закупке допускаются обе поданные заявки;
  • заказчику запрещено для ограничения конкуренции одновременно включать в закупку товары, относящиеся к перечням 1 и 2 и не относящиеся к этим перечням, так как это станет прямым ограничением возможности участия различных исполнителей в такой закупке;
  • при формировании документации о закупке при условии, что предметом закупки является группа товаров, относимых к перечню 2 Постановления №102, заказчик обязан произвести все расчеты начальной максимальной цены потенциально заключаемого контракта в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №759н/3450 от 4 октября 2017 года;
  • в перечень обязательных документов, которые потенциальный исполнитель контракта должен приложить к своей заявке на участие, заказчик обязан включить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации либо аналогичный документ, который был выдан специально уполномоченным органом государства-участника Евразийского экономического союза, о доле иностранного сырья, использованного при производстве поставляемого товара, а также о его процентной доле в итоговой стоимости поставляемого товара;
  • также заказчик обязан включить в требования к потенциальным исполнителям еще одно положение – о предоставлении документов, подтверждающих происхождение того или иного товара в части определения страны производителя.

Что же касается исполнения контракта, то в ходе его, если такой контракт был заключен во исполнение положений указанного выше Постановления, не допускается осуществлять замену товара на товар, имеющий другую страну происхождения, нежели указанная в документации, подготовленной при подписании контракта.

Если товар, поставляемый по контракту, включен в один из перечней, содержащихся в данном нормативном акте, не может быть поставлен, и исполнителем предлагается его замена на другой товар, заказчик не имеет права согласиться на осуществление такой замены.

Правило запрета замены товара из иностранных государств, кроме членов Евразийского экономического союза, действует только в том случае, если на этапе рассмотрения заявок и окончательных предложений были отклонены заявки и предложения, по которым могли быть поставлены иностранные товары. Если такого отклонения не было, то замена возможна на основании подписания соответствующего дополнительного соглашения.

Перечни закупаемых товаров

Перечень №1 медицинских изделий, которые должны закупаться на основании положений Постановления Правительства РФ №102, претерпел последние изменения в июне 2019 года. Данные изменения коснулись его содержания в части закупки определенных видов медицинских изделий.

Так, в соответствии с положениями данного перечня, теперь с соблюдением условий, указанных для проведения закупок, в рамках рассмотренного выше федерального подзаконного нормативного акта должны проводиться тендерные процедуры, где предметом закупок будут выступать:

  • различные виды медицинской одежды (в том числе используемой для поддержки необходимой физической формы), а также нетканые материалы, которые используются для защиты пациентов и лечащего состава при оказании различных медицинских услуг;
  • санитарно-гигиенические изделия, в том числе обладающие абсорбирующими свойствами за исключением имеющих сверхмалые размеры;
  • медицинские изделия, используемые для дезинфекции и обеспечения антисептической обработки;
  • различные наборы реагентов для проведения исследований, а также специальные селективные среды для проведения биологических и биохимических исследований;
  • перевязочные материалы, в том числе для проведения хирургических вмешательств, а также отбеленная хлопчатобумажная медицинская марля;
  • специализированные матрацы и подушки, которые используются для исключения появления пролежней у пациентов;
  • оборудование для проведения химических, биологических исследований, а также для обследования пациентов как методом внешнего осмотра, так и с использованием специального оборудования (например, томографов, маммографов и т. д.);
  • медицинские изделия, используемые для осмотра пациентов в рамках консультаций специалистов (если такие консультации предполагают одновременное предоставление информации об имеющемся состоянии пациента), а также для медицинских манипуляций, не требующих длительной подготовки (например, оборудование и расходные материалы для оказания медицинской помощи стоматологами);
  • комплексы реанимационного оборудования;
  • комплексы неонатологического оборудования для создания возможности жизни и комфортного существования новорожденного;
  • стерилизационное оборудование;
  • офтальмологические линзовые медицинские изделия;
  • терапевтическое оборудование (например, гидромассажные ванны и душевые кабины);
  • вспомогательное медицинское оборудование для облегчения передвижения пациентов (кресла-коляски, ходунки, трости);
  • медицинские изделия эстетической направленности, используемые при протезировании конечностей.

Перечень №1 содержит наименование медицинских изделий, а также коды ОКПД-2, которые должны быть использованы для определения предмета закупки при оформлении документации к такой закупке.

Перечень №2 содержит 6 групп видов медицинских изделий одноразового использования, которые производятся из поливинилхлоридных пластиков, в отношении которых применяются ограничения относительно допуска их к поставке в случае подтвержденного иностранного происхождения. В настоящее время эти группы выглядят следующим образом:

  • медицинские одноразовые устройства, которые могут быть использованы для переливания крови, ее заменителей либо специальных растворов инфузионного типа (например, базовые растворы для переливаний внутривенным способом, наборы для увеличения длины магистралей, используемых для переливания внутривенным способом и т. д.);
  • медицинские контейнеры, используемые для хранения донорской крови, а также препаратов из ее компонентов, а также для заготовки таких препаратов и самой крови и для их транспортировки (например, педиатрические наборы, фильтры и т. д.);
  • медицинские изделия, относимые к расходным материалам для аппаратов, используемых для искусственной вентиляции дыхательной системы пациента (например, специализированные анестезиологические дыхательные контуры);
  • группы расходных материалов, которые используются для аппаратов плазмафереза либо тромбоцитофереза, если речь идет о донорском материале (например, наборы расходных материалов для сбора плазмы различными методами и технологиями);
  • расходные материалы, относящиеся к медицинским изделиям, используемые в аппаратах искусственного кровообращения (экстракорпорального кровообращения, например, наборы расходных материалов, состоящие из оксигенаторов и магистралей);
  • кало- и мочеприемники, используемые в том числе для реабилитации пациентов, имеющих различные проблемы в работе организма в части реализации функций выделения кала и мочи.

Как и в случае с Перечнем №1, для товаров, включенных в Перечень №2, существует правило, в соответствии с которым заказчик обязан при формировании предмета закупки указывать данные и о наименовании закупаемого товара, и о его коде в соответствии с ОКПД-2.

Постановление правительства РФ № 102 от 05.02.2015 г. направлено на защиту отечественного рынка от иностранной зависимости и на развитие импортозамещения в сфере закупок медицинских изделий (МИ) для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

102 постановление Правительства РФ по 44-ФЗ ограничивает допуск на российский рынок некоторых видов медизделий зарубежного производства и называет возможности допуска других их разновидностей.

С постановлением сопряжены 2 приложения к нему в виде перечней отдельных видов медизделий зарубежного производства, чей допуск на российский рынок ограничен:

  1. В перечне № 1 перечисляются некоторые разновидности данной продукции медицинского назначения различного профиля. представляет собой более узкий список МИ одноразового использования, изготовленных из пластиков на базе поливинилхлоридов.

В п. 4 описываемого правительственного постановления оговариваются ситуации, в которых оно не может быть применено:

  • в случае, если извещения о производстве закупок некоторых видов МИ, фигурирующих в перечне № 1, были размещены в ЕИС или приглашения на принятие участия в отборе поставщиков закрытым способом были направлены до того, как постановление вступило в законную в силу;
  • когда заказчики, указанные в ч. 1 ст. 75 44-ФЗ, осуществляют закупки МИ, присутствующих в перечне № 1, пребывая на иностранной территории и обеспечивая на ней свою деятельности.

Кроме того, данное постановление не применяется в процессе закупок товаров, входящих в оба указанных выше перечня, во время выполнения следующих программ приграничного сотрудничества:

  • «Карелия»;
  • «Коларктик»;
  • «Россия — Юго-Восточная Финляндия»;
  • «Россия — Латвия»;
  • «Россия — Литва»;
  • «Россия — Польша»;
  • «Россия — Эстония»;
  • а также программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря».

При этом делается уточнение, что выполнение вышеперечисленных программ осуществляется только при наличии заключения Минпромторга РФ, выдаваемого по согласованию с Минэкономразвития РФ.

Ограничения для заказчика

П. 2 этого правительственного постановления обязывает заказчиков отклонять все заявки с предложениями поставок некоторых разновидностей медизделий зарубежного производства (исключая страны-участницы Евразийского экономического союза), содержащихся в перечнях №1 и № 2, если при отборе поставщика подано минимум 2 заявки, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к извещениям о проведении закупок, одновременно включающих в себя:

  • предложения, касающиеся поставок некоторых разновидностей МИ из перечня № 1, произведённых в странах ЕАЭС;
  • предложения о поставках МИ одноразового использования из ПВХ-полимеров, которые числятся в перечне № 2, производимых странах ЕАЭС;
  • предложения о поставке зарубежных МИ, в которых процентная доля цены применяемых материалов или сырья зарубежного происхождения в стоимости конечной продукции совпадает с приведённой в приложении к ПП РФ № 967 от 14.08. 2017 г.;
  • предложения, касающиеся поставок МИ собственного производства, у которых наличествует подтверждение их соответствия нормам ГОСТа ISO 13485-2017.

Если заявки, включающие в себя предложения о поставке МИ из перечней № 1 № 2, которые произведены за рубежом, но не в странах ЕАЭС, не отклоняются в связи с указанными в обсуждаемом постановлении ограничениями, то к ним применимы правила допуска, установленные федеральными органами исполнительной власти.

Также в постановлении указывается, что:

  • некоторые разновидности МИ зарубежного производства для целей ограничения их допуска как включённые в перечень № 1, так и не включённые в него, не могут быть объектом 1 контракта (1 лота);
  • медизделия иностранного происхождения одноразового использования из ПВХ-полимеров, которые включены в перечень № 2 или не включены в него, не могут быть объектом 1 контракта (1 лота).

Ограничения для поставщика

Документом, подтверждающим страну происхождения МИ, указанных в перечнях № 1 № 2, служит сертификат, который выдаётся соответствующим органом стран-участниц ЕАЭС на основании правил определения страны происхождения товаров, базирующихся на аналогичных правилах СНГ.

А чтобы подтвердить процентную долю цены использованных материалов или сырья в стоимости конечной продукции, необходимо получить акт соответствующей экспертизы или подобный документ, который выдаётся уполномоченной организацией стран-участниц ЕАЭС.

Если при заключении контракта заявки, содержащие предложения о поставке некоторых видов МИ зарубежного производства из перечня № 1, были отклонены, то не разрешается замена такого медизделия на аналогичное, произведённое не в странах-участницах ЕАЭС.

Не разрешается также замена производителей МИ.

То же самое относится и к медицинским изделиям зарубежного производства одноразового использования из ПВХ-пластиков, входящим в состав перечня № 2, а также когда процентная доля цены использованных материалов или сырья зарубежного производства в стоимости конечного продукта превышает нормы, указанные в ПП № 967 от 14.08. 2017 г.

Крое того, на официальном сайте Минпромторга РФ размещён реестр поставщиков по 102 постановлению одноразовых медизделий из ПВХ-полимеров зарубежного производства, допуск которых к осуществлению закупочных действий ограничен.

Методика расчета НМЦК

Правительственное Постановление № 102 предусматривает, что документация о закупке МИ одноразового использования зарубежного производства обязана включать в себя НМЦК, рассчитываемую посредством методики расчёта НМЦК по 102 постановлению, которая утверждена совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства промышленности и торговли РФ NN 759н/3450 от 04.10.2017 г.

Практически расчет нмцк по 102 постановлению в отношении медицинских изделий, включённых в перечень № 2, производится следующим образом:

1. Заказчиком НМЦК рассчитывается с помощью формулы:

  • Цзак — НМЦК (руб.);
  • ЦНМЦ1 … ЦНМЦN — начальная (максимальная) цена МИ (руб.);
  • Кед1 … КедN — количество закупаемых изделий (шт.).

2. Начальная(максимальная) цена медицинского изделия высчитывается с помощью формулы:

  • ЦацN — средневзвешенная цена в расчётном периоде включённого в перечень № 2 МИ, которая рассчитывается Аналитическим центром при правительстве РФ;
  • И — коэффициент, корреспондирующийся с уровнем инфляции, который установлен ФЗ о федеральном бюджете на определённый финансовый год;
  • Кл — локальный коэффициент, который рассчитывается Минпромторгом РФ и ежегодно до 01.11 представляется в Минздрав РФ для размещения на его официальном сайте.

3. Коэффициент локализации рассчитывается с помощью формулы:

  • Др — показатель степени локализации (в %) в соответствии с графиком реализации комплексного проекта;
  • Кв — валютный коэффициент, который учитывает изменение курса доллара США и рассчитывается одновременно с вычислением коэффициента локализации путём деления долларового курса, зафиксированного в последний день месяца, предшествовавшего дате расчета коэффициента локализации, на средний долларовый курс за расчётный период.

Правительственное постановление № 102, полностью ограничивая допуск или частично допуская на российский рынок некоторые медицинские изделия зарубежного происхождения, защищает отечественный рынок от иностранной зависимости и стимулирует процесс импортозамещения в стране.

В итоге сфера закупок медицинских изделий для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей стала более надёжной и предсказуемой.

Памятка – Особенности применения постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617

Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ. Это обязанность заказчика.

Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, применяют ст.14 Закона 44-ФЗ и ПП 617 только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ. Однако Минфин России считает, что такие лица должны применять ст.14 Закона 44-ФЗ и в иных случаях, установленных ст.15 Закона 44-ФЗ [1] .

Подобрать закупочную позицию

Перечень промышленных товаров

Какие товары относятся к промышленным товарам

Это товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности. К ним относятся товары из отраслей: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, а также ликвидация загрязнений (классы ОВЭД 05-33, 36-39) [2]

  • – детские товары (подгузники, пеленки, коляски детские, игрушки и пр.),
  • – спортинвентарь и спортоборудование,
  • – вещества химические, средства моющие,
  • – изделия резиновые, трубы, профили, запорная арматура
  • – радиаторы, котлы, насосы, лифты,
  • – оружие,
  • – музыкальные инструменты,
  • – мебель медицинская
  • – тетради, учебное оборудование и пр.

Нельзя включать в один контракт промышленные товары из основного перечня и товары, не включенные в основной перечень [3]

производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования – 9 производственных групп:

32.20.12.126 Инструменты струнные щипковые национальные адаптиризованные язычковые

32.20.13.178 Инструменты национальные духовые

32.20.13.166 Басы (включая тубы, геликоны, сузофоны)

32.20.14.140 Инструменты электромузыкальные

32.20.14.120 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные струнные щипковые

26.40.31.190 Аппаратура для воспроизведения звука прочая

26.40.43.110 Усилители электрические звуковых частот

26.40.43.120 Установки электрических усилителей звука

26.40.41.000 Микрофоны и подставки для них

32.20.15.110 Инструменты музыкальные ударные

Нельзя включать в один контракт товары по дополнительному перечню, входящие в различные производственные группы [4] .

Нельзя включать в один контракт товары по дополнительному перечню и другие виды промышленных товаров

В закупках какой продукции применяется ПП 617

Любые промышленные товары

Промышленные товары из основного перечня

Работы, услуги, при которых заказчику ПОСТАВЛЯЮТСЯ промышленные товары из основного перечня [5]

Работы, услуги, при которых ИСПОЛЬЗУЮТСЯ промышленные товары из основного перечня

При проведении каких способов определения поставщика применяется ПП 617

Всех способов, кроме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Порядок применения ПП 617

Где указывается условие о применении ПП 617

В извещении об осуществлении закупки [6] .

Порядок рассмотрения заявок

Правило «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке «иностранных» товаров, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок:

  • – удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке,
  • – содержат предложения о поставке российских товаров или из ЕАЭС,
  • – не содержат предложений о поставке одного и того же вида товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц [7] .

Если в первой части страна не указана, то заявку отклоняем.

Если в первой части указана страна РФ, а во второй части не указан номер реестровой записи, то заявку считаем иностранной.

Если в первой части указана страна ЕАЭС, а во второй части ничего нет, то товар считаем евразийским (не иностранным).

Если товар попадает под действие ПП 617 и Приказа Минфина 126н

Устанавливаем в извещении о закупке оба требования

Если заявки отклоняются по ПП 617 – не применяем Приказ 126н.

Если заявки не отклоняются по ПП 617 – применяем Приказ 126н

Подтверждающие документы

Для российских товаров

Для товаров из Армении, Р.Беларусь, Казахстана, Кыргызской Республики

наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Не учитывается наличие товара в реестре евразийской продукции

наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара (форма СТ-1)

Подтверждается один раз

В составе заявки

При исполнении контракта

При исполнении контракта

информация о нахождении товара в реестре с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов (если это предусмотрено ПП 719).

подавая заявку, участник соглашается с условием о необходимости представить необходимые документы на стадии исполнения контракта

выписка из реестра российской промышленной продукции

сертификат по форме СТ-1

сертификаты выдают торгово-промышленные палаты соответствующих государств ЕАЭС

Правила использования реестра

Подтверждение производства продукции на территории РФ

Чем подтверждается – наличие сведений о такой продукции в Реестре российской промышленной продукции https://gisp.gov.ru

Основание включения в реестр – заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом РФ в соответствии с ПП от 17.07.2015 № 719

Требования к выписке из реестра

Выписку получает участник закупки.

Выписка выдается на конкретный товар конкретного производителя.

Если закупается много позиций (видов товаров), то выписка – на каждый товар из спецификации.

Реестровая запись может быть одна на много видов товаров, но расшифровка этих товаров (конкретные виды или модели) указаны в заключении Минпромторга России, которое тоже размещено в реестре.

Товар – российский, если он есть в соответствующем реестре.

Формирует и ведет реестр – Министерство промышленности и торговли РФ [8] .

Особенности исполнения контракта

Для российского товара

– страна происхождения товара,

– реестровые записи о товаре из реестра российской промышленной продукции [11] ,

– условие о предоставлении выписки из реестра российской промышленной продукции,

– условие о замене одной страны на другую при исполнении контракта.

Для евразийского товара

– страна происхождения товара,

– условие о предоставлении сертификата СТ-1,

– условие о замене одной страны на другую при исполнении контракта.

Для иностранного товара

– страна происхождения товара,

– условие о замене одной страны на другую при исполнении контракта.

Возможность замены при исполнении контракта страны происхождения товара [12]

Если заявки отклонялись в соответствии с постановлением

Замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство – член евразийского экономического союза, не допускается

Если заявки не отклонялись в соответствии с постановлением

Замена допускается с учетом результатов применения Приказа Минфина 126н (если товар попадает под действие приказа)

[1] Письмо Минфина России от 11.03.2020 № 24-03-07/18517.

[2] Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ “О промышленной политике в РФ”

[6] П.10 ст.42 Закона 44-ФЗ

[7] Ст. 9 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

[8] Приказ Минпромторга от 29.05.2020 N 1755 “Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму.

Adblock
detector