Правила начисления штрафов по 44 фз

Содержание
  1. Как считают пени
  2. Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ
  3. Штрафы для заказчиков
  4. Административная ответственность по КоАП РФ
  5. Когда и как платить пени и штрафы
  6. Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
  7. Что такое неустойка по контракту по 44-ФЗ
  8. Сроки начисления неустойки
  9. Расчет неустойки для поставщика
  10. Когда участники закупок могут не платить пени
  11. Можно ли взыскать упущенную выгоду
  12. Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ
  13. Ответственность заказчика
  14. Возможно, Вас также заинтересует:
  15. Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)
  16. Совсем недобросовестно
  17. Условия неопределенности
  18. Исключения из правил
  19. Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042
  20. Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063
  21. Изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570
  22. ГОТОВИМ ОТВЕТ НА ЖАЛОБУ УЧАСТНИКА ГОСЗАКУПКИ И УЧАСТВУЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЗАКАЗЧИКА В ФАС
  23. № п/п
  24. Вид нарушения
  25. Статья КоАП
  26. Размер штрафа, руб.
  27. Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
  28. Нарушение порядка осуществления закупок *
  29. Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44 Нарушение порядка:
  30. По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44
  31. • отклонение заявки на участие в конкурсе,
  32. • отказ в допуске к участию в аукционе,
  33. • признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,
  34. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44
  35. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством
  36. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства
  37. Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня
  38. Нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков
  39. Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

Заказчик обязательно включает в госконтракт раздел об ответственности сторон . В ст. 34 44-ФЗ выделяют два вида ответственности:

  • просрочка — когда стороны нарушили сроки, указанные в договоре: заказчик не оплатил контракт вовремя, а поставщик задержал поставку товара, оказание услуги;
  • ненадлежащее исполнение — когда стороны нарушили обязательства по договору. Например, исполнитель поставил товар, который не соответствует техзаданию, а заказчик не провел экспертизу услуги, которую должен был провести по условиям договора.

За просрочку нарушителю начисляют пени, за ненадлежащее исполнения — взыскивают штраф.

Как считают пени

Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.

Формула расчета выглядит так:

Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки

При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.

Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей

Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.

Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ

Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:

Цена контракта, рублей < 3
млн
3-50
млн
50-100
млн
100-500
млн
500 млн —
1 млрд
1-2
млрд
2-5
млрд
5-10
млрд
> 10
млрд
Размер штрафа, % от цены контракта 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.

В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.

Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:

  • 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
  • 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.

Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.

Штрафы для заказчиков

Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:

Цена контракта, рублей ≤ 3 млн от 3 до 50 млн от 50 до 100 млн > 100 млн
Размер штрафа, % от цены контракта 1000 5000 10 000 100 000

Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.

Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административная ответственность по КоАП РФ

Санкции на госзаказчиков по КоАП РФ назначает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за нарушения на любом этапе проведения закупки: от планирования до оплаты договора и ведения реестра контрактов.

Ответственность за нарушения несут организации-заказчики и их должностные лица, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Штрафы для должностных лиц по КоАП достигают 50 тыс. рублей, для юрлиц заказчика — до 500 тыс. рублей.

По статистике Минфина в 2019 году ФАС возбудила около 28,7 тыс. дел об административных правонарушениях. Из них по 24,2 тыс. дел наложила штрафы на общую сумму более 300 млн рублей.

Чаще всего в 2019 году заказчиков штрафовали по двум нарушениям:

  • За утверждение неверной документации о закупке (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 9,6 тыс дел, выдала 8,7 тыс постановлений о наложении штрафа.
  • За нарушение порядка отбора участников (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 6,6 тыс. дел, выдала 1,9 тыс. постановлений.

Когда и как платить пени и штрафы

Как только поставщик нарушил обязательства по контракту, заказчик направляет ему требование об уплате неустойки с пояснением причин (ч. 6 ст. 34 44-ФЗ). Если поставщик согласен, что нарушил условия контракта или допустил просрочку, то сценарий действий следующий:

  1. Поставщик отвечает в письме, что согласен с требованиями и перечисляет на счет заказчика сумму неустойки.
  2. Стороны подписывают документы о приемке товара, работ;
  3. Заказчик оплачивает контракт и возвращает обеспечение, если оно было.

Если поставщик не согласен с претензией заказчика, то он может оспорить штраф в суде, если докажет, что нарушил обязательства:

  • по вине другой стороны, например, заказчик не предоставил проектную документацию, и поставщик не смог начать работы по строительству вовремя;
  • из-за обстоятельств непреодолимой силы — военные действия, закрытие границ, природные катаклизмы и другие.

Суд освобождает поставщика от уплаты штрафа либо принимает решение о частичном взыскании, если размер штрафа в претензии заказчика несоизмерим с последствиями нарушения.

Чтобы не нарушать сроки исполнения договора и качественно его выполнить, всегда проверяйте проект контракта заранее — до того, как подать заявку на участие. Если вы считаете, что условия или сроки нереалистичны, подавайте запрос на разъяснения или жалуйтесь на заказчика в ФАС.

Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Выплата неустойки — это погашение штрафов и пеней, которые начисляются в случае нарушения обязательств по договору и подлежат обязательной уплате. Они могут быть взысканы принудительно или списаны при определенных обстоятельствах. В статье разбираемся, что представляет собой неустойка по государственному контракту 44-ФЗ и как производится удержание неустойки из суммы контракта.

Что такое неустойка по контракту по 44-ФЗ

Штрафные санкции по 44-ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст.

332 ГК РФ).

Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст.

34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ).

Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Сроки начисления неустойки

Гражданский кодекс разъясняет, с какого дня считается пеня по 44-ФЗ: следующий день после крайнего срока, который установлен договором, — это первый день, с которого начисляем пени (ст. 191, 194 ГК). Это правило распространяется и на те случаи, когда первый день нарушения — праздник или выходной.

Если товар поставлен позже срока, который установлен договором, соответствующие отметки делаем в документах, которые подтверждают факт поставки. Недопоставку фиксируем актом о расхождении по количеству и делаем отметку в других закрывающих документах. Если поставка не производилась, составляем акт о нарушении сроков.

День поставки — последний день, который входит в период просрочки (п. 65 Постановления Пленума ВС №7 от 24.03.2016). Время, которое заказчик потратил на приемку и оформление товара, не добавляется к этому периоду (письмо Минфина №24-03-07/22888 от 24.03.2020).

Расчет неустойки для поставщика

В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы. А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

  • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
  • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
  • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
  • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.

На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2016). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ.

В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.

Когда участники закупок могут не платить пени

Контрактное законодательство (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ) предусматривает основание, по которому производится освобождение от уплаты неустойки по 44-ФЗ: пени и штрафы не начисляются в случае, когда поставщику или заказчику помешали выполнить условия договора обстоятельства непреодолимой силы.

К ним не относятся срыв договоренностей между партнерами, неожиданные финансовые проблемы, технические трудности.

Форс-мажор — это чрезвычайная ситуация, которую организация не в силах предотвратить, как и любая другая компания, которая оказалась в сходных условиях (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда №7 от 24.03.2016).

Письмо Минфина №24-06-06/21324 от 19.03.2020 приравняло коронавирус к чрезвычайным, непреодолимым обстоятельствам. Это значит, что организация, которая напрямую пострадала от распространения инфекции или мер, которые направлены на предотвращение ее распространения, вправе обратиться к заказчику с просьбой о списании штрафов и пеней, которые начислены из-за сдвига сроков исполнения договора по независящим от поставщика причинам.

Также списание неустойки предусмотрено на основании положений постановления №783 от 04.07.2018 и внесенных в него изменений (постановление №591 от 25.05.2020). Действие постановления распространено на контракты, которые заключены в 2015, 2016, 2020 годах и исполнены в полном объеме.

  • наличие допсоглашений, которые изменяют основные условия договора — срок поставки, сумму и т. п.;
  • исполнению контракта помешало распространение коронавирусной инфекции.

В каком объеме списывают неустойку по постановлению №783:

  • В случае, когда исполнению договора помешало распространение коронавирусной инфекции или размер пеней и штрафов составляет не более 5% от цены договора, задолженность списывают в полном объеме.
  • Если размер пеней и штрафов составляет не более 20% от цены договора, списывают половину задолженности. Обязательное условие: вторая часть долга выплачена поставщиком до 1 января 2021 г.

Можно ли взыскать упущенную выгоду

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда.

Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.

Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».

Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно. Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.

Ответственность заказчика

Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

Например, при контрактной цене в 500 тысяч рублей дата последнего перечисления суммы оплаты поставщику – 20 марта, по факту же средства в полном объеме были перечислены 31 марта. В этом случае расчет пени за полный период будет выглядеть так:

  • 500 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 2016,67 руб.

Допустим, вовремя было перечислено лишь 200 тыс. рублей, остальные же 300 тыс. рублей были просрочены. В этом случае расчет будет следующим:

  • 300 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 1210,00 руб.

Размер пени не разрешается изменять по согласованию сторон, поскольку Закон № 44 (статья 34, часть 5) такую возможность не предусматривает.

Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).

Размер штрафа, который взыскивается с заказчика при ненадлежащем исполнении им обязанностей по госконтракту, таблица № 1.

Цена Размер штрафа (в процентах от цены контракта)
1. Не больше 3 млн. рублей 2,5
2. 3-50 млн. рублей 2
3. 50-100 млн.

рублей

1,5
4. Больше 100 млн. рублей 0,5

Шкала контрактной цены не совсем корректно сформулирована, поэтому встает вопрос: какой необходимо прописать размер штрафа, если контрактная цена составляет, например, ровно 50 млн рублей. Однако в этом случае предсказать поведение заказчика нетрудно: наверняка в контракте будет предусмотрен меньший размер штрафа. Аналогичная ситуация возникает также в случае определения размера штрафных санкций поставщика.

Возможно, Вас также заинтересует:

Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.

Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.

Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)

Для поставщиков, которые просрочили исполнение контракта, расчет пени проводится по более сложной схеме по сравнению с расчетом пени недобросовестным заказчикам. В общем виде формулу определения размера пени можно представить так (пункт 6 Правил):

П = С х (Ц – В), где:

  • Ц – это контрактная цена;
  • В – это стоимость контрактного обязательства, исполненного в установленный срок (определяют на основании документов, свидетельствующих о приемке товаров, оказании услуг, исполнении работ, включая исполнение отдельных этапов контрактов);
  • С – это размер ставки.

Если с компонентами В и Ц вопросов возникнуть не может, то ставку (С) рассчитывают в несколько этапов. Формула, определяющая размер ставки, сама по себе несложная (пункт 7 Правил):

С = ДП х СЦБ, где:

  • ДП – это количество просроченных дней;
  • СЦБ – это установленный размер ставки рефинансирования, действующей на момент уплаты пени, который определяется, учитывая коэффициент К.

Коэффициент К, который зависит от того, сколь серьезная просрочка допущена поставщиком, рассчитывается тоже несложно (пункт 8 Правил):

К = (ДП/ДК) x 100%, где:

  • ДК – это срок исполнения контрактного обязательства (количество дней);
  • ДП – это количество просроченных дней.

На следующем этапе определяется величина, на которую нужно умножить ставку рефинансирования для получения СЦБ (данный показатель определяется, основываясь на размере коэффициента К) (пункт 8 Правил).

Правила нахождения коэффициента, на который нужно умножить ставку рефинансирования, зависящий от коэффициента К, таблица № 2

Коэффициент К Ставка рефинансирования (СЦБ)
1. 0-50% 0,01 от уровня ставки рефинансирования
2. 50-100% 0,02 от уровня ставки рефинансирования
3. 100% и больше 0,03 от уровня ставки рефинансирования

Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.

Давайте проведем расчет размера пени на примерах.

Цена контракта – 500 тыс. рублей, срок его исполнения – 30 дней, просрочка – 9 дней, контракт не исполнен в оговоренный срок.

Сначала определяем коэффициент (К):

К = 100% х (9 / 30) = 30%

Так как это значение попало в диапазон «от 0 до 50%», то при расчете ставки (С) будет использован СЦБ, который равен 0,01 от уровня ставки рефинансирования (11,0%).

С = (0,11 х 0,01) x 9 = 0,0099 (0,99%)

Теперь переходим к расчету пени (наше значение В равно нулю, так как контракт не исполнен даже частично):

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 0,99% = 4950,00 рублей

Представив, что поставщик исполнил контракт частично, при расчете пени нужно учесть, в какую сумму оценена исполненная часть. Например, акт о приемке свидетельствует об исполненной стоимости контракта в 200000 рублей:

П = (500 тыс. рублей – 200 тыс. рублей) x 0,99% = 2970,00 рублей

Представим, что все данные такие же (контрактная цена – 500 тыс. рублей, срок выполнения контракта составляет 30 дней, причем частичного исполнения нет), просрочка составляет 18 дней. Опять начинаем с того, что рассчитываем коэффициент К:

К = (18 / 30) x 100% = 60%

Разумеется, автоматически изменяется коэффициент К, который необходимо учитывать, поскольку он соответствует диапазону «от 50% до 100%», следовательно, ставка рефинансирования (11,0%) умножается на 0,02:

С =18 х (0,11 х 0,02) = 0,0396 (3,96%)

По сравнению с первым примером итоговая ставка, при помощи которой производится исчисление пени, существенно выросла, а размер пени увеличился:

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 3,96% = 19800 рублей

Наконец, проведем расчет пени при серьезной просрочке исполнения контрактных обязательств, которые полностью превышают срок их исполнения, к примеру, на 42 дня:

К = (42 / 30) x 100% = 140%

У диапазона значений коэффициента К опять изменения. Теперь его значение «100% и больше», значит, ставку рефинансирования (11,0%) необходимо умножить на коэффициент 0,03:

С = (0,11 х 0,03) x 42 = 0,1386 (13,86%)

Итоговый размер пени составит:

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 13,86% = 69,3 тыс. рублей

О том, как снизить начисленные пени читайте в этой статье.

Для поставщиков предусмотрены и штрафы, применяемые при любом ненадлежащем исполнении обязательств, исключая просрочку.

Размеры штрафных санкций, которые взыскиваются с поставщика (подрядчика, исполнителя) при ненадлежащем исполнении им обязательств по государственному контракту (Правила, пункт 4), таблица № 3

Контрактная цена Размер штрафных санкций (в % от контрактной цены)
1. Не больше 3 млн. рублей 10,0
2. 3-50 млн. рублей 5,0
3. 50-100 млн.

рублей

1,0
4. Больше 100 млн. рублей 0,5

В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку. Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки.

Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.

Совсем недобросовестно

Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).

Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил.

Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).

Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»

Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».

Условия неопределенности

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».

На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).

Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.

Исключения из правил

Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:

Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042

Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем); (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011)

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3022).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст.

6266).

3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 г. N 1042

Изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570

1. Абзац третий пункта 1 признать утратившим силу.

2. Подпункт «в» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г.

N 1063″.».

ГОТОВИМ ОТВЕТ НА ЖАЛОБУ УЧАСТНИКА ГОСЗАКУПКИ И УЧАСТВУЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЗАКАЗЧИКА В ФАС

№ п/п

Вид нарушения

Статья КоАП

Размер штрафа, руб.

Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Нарушение порядка осуществления закупок *

Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44 Нарушение порядка:

• предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,

По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44

• отклонение заявки на участие в конкурсе,

• отказ в допуске к участию в аукционе,

• признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,

• отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе

В случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44:

• признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации,

• признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,

• вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов,

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44

• порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства

Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня

Нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

Adblock
detector