Ответственность по 44 фз постановление правительства 1042

Содержание
  1. Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП
  2. Материальная ответственность
  3. Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?
  4. Административные меры
  5. Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042
  6. Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063*
  7. Изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года № 570
  8. Штрафы при ненадлежащем исполнении обязательств по контракту: ПП № 1042
  9. Основные правила
  10. Штрафы поставщика
  11. Применяются ли к поставщику штрафные санкции согласно Постановлению Правительства № 1042 при расторжении контракта по соглашению сторон?
  12. Вопрос
  13. Ответственность сторон по 44-ФЗ: штрафы и пени

Штрафы для поставщиков в закупках по 44-ФЗ — это от 10% от НМЦК, в закупках с ограничениями для СМП — от 1 тыс. руб., а по КоАП для заказчиков — от 5% от НМЦК. Максимальное значение в Постановлении № 1042 установлено в виде стоимости контракта, а по КоАП — 500 тыс.

руб. Минфин РФ предложил новый КоАП с новыми составами административных правонарушений и новыми размерами санкций за них.

Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г.

В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются.

Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Материальная ответственность

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штрафза ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:

Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.

Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г.

включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс.

руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс.

руб.

· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.;

· 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.;

· 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.;

· 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.;

· 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.;

· 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.;

· 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.;

· 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.;

Важный момент! Если было доказано действие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, штраф назначен не будет.

Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?

Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии.

Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.

Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.

Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г.

№ 24-03-08/73293).

Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):

Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:

  • до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
  • 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
  • 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
  • более 100 млн. руб. — 100 000 руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).

Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:

  1. Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
  2. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не осведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
  3. Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.

Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.

Административные меры

Кроме штрафов, установленных договором по 44-ФЗ и на этапе исполнения, предусмотрена административная ответственность по 44-ФЗ как для заказчика, так и для исполнителя. Она регулируется статьями КоАП РФ. Основной вид наказания при несоблюдении положений 44-ФЗ — штраф.

Некоторые несоблюдения приведут к тому, что участник будет дисквалифицирован. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).

Такие санкции вправе устанавливать специализированные ведомства в области контроля закупок — ФАС РФ и его территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Ниже приведена исчерпывающая таблица штрафов. Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что вся информация систематизирована по статьям КоАП.

Итак, какие нарушения приведут к административной ответственности в виде штрафа, и сколько придется заплатить:

Юридические — 15 000

Юрлица — 100 000

· предоставления конкурсной или аукционной документации;

· разъяснения положений конкурсной или аукционной документации;

Юридические — 50 000

· отклонение заявки на участие в конкурсе;

· отказ допустить участника к аукциону;

· признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной (аукционной) документации;

· отстранение поставщика от участия в конкурсе, аукционе.

Если участник, подавший такую заявку, не был допущен к процедуре согласно требованиям 44-ФЗ:

· признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;

· признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

· вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытия доступа к таким заявкам, поданным дистанционно;

· изучения и оценки заявок, итоговых предложений участников, установленного конкурсной документацией.

Юридические — 500 000

· порядка изучения и оценки заявок на участие в выборе поставщика, итоговых предложений;

· требований к участникам;

· требований к сумме обеспечения заявок;

· требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта (ОИК);

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, направившему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе согласно законодательству.

Несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в виде электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям.

Несоблюдение порядка и сроков отмены выбора исполнителя.

· на должностных лиц и ИП в размере 5 — 15% суммы невыполненных договорных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификацию на срок до 2-х лет;

· на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных договорных обязательств, но не менее 300 000

Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042

Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063*

  • Оглавление
  • Скачать архив
  • Скачать документ
  • Распечатать
  • Добавить в папку
  • Отслеживать документ
  • Справка

* Наименование в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1011. – См. предыдущую редакцию.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 3022).

2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст.

6266).

3. Настоящее Постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года № 570

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 года № 1042

1. Абзац третий пункта 1 признать утратившим силу.

2. Подпункт «в» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г.

№ 1063».».

Штрафы при ненадлежащем исполнении обязательств по контракту: ПП № 1042

Постановление Правительства №1042 от 30.08.2017 изменило ранее принятое постановление №570 в части порядка определения суммы штрафных взысканий, назначенных за не соответствующее исполнение сторонами закупок своих обязательств по контракту, а также отменило постановление №1063 от 25.11.2013.

В целом корректировки коснулись лишь размеров штрафов, механизм исчисления остался неизменным — фиксированная сумма или процент от цены закупки в договоре.

В настоящий момент некоторые пункты постановление также претерпели изменения — например, пункт 10 признан утратившим свою силу постановлением Правительства №1011 от 02.08.2019. Этим же постановлением были изменены пункты 1–5, 9, 11, 12 с 14.08.2019.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт регулирует назначение и размер штрафа, налагаемого на поставщиков и заказчиков, недобросовестно исполняющих или не исполняющих предписанные обязанности, за исключением просрочки исполнения для закупок, осуществляемых с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Недобросовестность в данном случае может охватываться довольно большим количеством действий как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика: это может быть как уклонение от поставки указанных ТРУ, так и осуществление поставки ненадлежащего качества, а также объекта, не соответствующего требованиям договора и т. д.

Со стороны заказчика примером добросовестности может служить несвоевременная оплата действий исполнителя или отдельных этапов исполнения контракта. Всё это наносит вред как хозяйственной деятельности закупщика, так и исполнителя.

Основные правила

Введение ответственности в форме штрафа за недобросовестное исполнение обязательств по заключённым в сфере закупок договорам является обязательной мерой защиты как поставщиков, так и заказчиков от нарушений другой стороны сделки.

За каждый случай неисполнения одной из сторон или ненадлежащего исполнения обязательств, прописанных в заключённом ими в связи с осуществлением закупочной деятельности договором, на виновника накладывается штраф. Его размер рассчитывается как процент от цены контракта или цены этапа его исполнения, в том случае, когда предусмотрено поэтапное исполнение обязательств.

Несмотря на то, что количество назначаемых штрафов ничем не ограничено, в любом случае их сумма в совокупности не может превышать цены контракта.

Для договоров, по которым расчёт суммы штрафа производится по иным установленным законодательством правилам, нежели предписанным постановлением № 1042, точный размер штрафа указывается непосредственно в контракте.

Штрафы поставщика

Наиболее часто виновником нарушения контрактных обязательств становится именно поставщик, так как на него обычно возложен гораздо больший перечень обязанностей. В этой части статьи приведены штрафные взыскания, которые может получить исполнитель.

Их расчёт возможен двумя способами — в качестве уже установленной законом суммы или в процентном соотношении.

За каждый отдельный факт недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту, неисполнения или уклонения от исполнения своих обязательств, на поставщика накладывается штраф, исчисляемый следующим образом:

Процент от цены контракта Цена контракта
10% До 3 млн рублей
5% От 3 млн до 50 млн
1% От 50 млн до 100 млн
0,5% От 100 млн до 500 млн
0,4% От 500 млн до 1 млрд
0,3% От 1 млрд до 2 млрд
0,25% От 2 млрд до 5 млрд
0,2% От 5 млрд до 10 млрд
0,1% Свыше 10 млрд

Любой случай нарушения поставщиком обязательств по контракту, победитель которого определялся в соответствии с нормами 44-ФЗ, кроме случаев просрочки исполнения, в том числе и гарантийных обязательств, на него накладывается штраф в размере от 1.000 до 5.000 рублей.

Для договоров, заключённых с поставщиком, предложившим наиболее высокую цену за право заключения, штрафы рассчитываются следующим образом:

Процент от цены контракта Цена контракта
10% Не превышает 3.000.000 рублей
5% От 3.000.000 до 50.000.000 рублей
1% Свыше 50.000.000 рублей

Если цена контракта не превышает НМЦК, эта стоимость считается от НМЦК, если превышает — от итоговой цены контракта.

Такой расчёт применяется, например, при поставке товара ненадлежащего качества, т. к. в таком случае он считается непоставленным, но при этом у заказчика имеется возможность оценить стоимостное выражение обязательства при его добросовестном выполнении.

В данном случае — это цена контракта при его превышении НМЦК или НМЦК при меньшей итоговой стоимости контракта.

Для обязательства, не имеющего стоимостного выражения, штрафы устанавливаются в следующем размере:

Размер штрафа Цена контракта
1.000 рублей Не превышает 3.000.000 рублей
5.000 рублей От 3.000.000 до 50.000.000 рублей
10.000 рублей От 50.000.000 до 100.000.000 рублей
100.000 рублей Свыше 100.000.000 рублей

Примером обязательства, не имеющего стоимостного выражения, может служить требования заказчика предоставить лицензию или сертификат на поставляемую продукцию, оказываемые услуги или проводимые работы. При уклонении от исполнения данного требования поставщик получит штраф.

Таким образом, расчёт штрафа за нарушение обязательств может производиться двумя способами: в процентах от цены контракта (или НМЦК) либо в качестве конкретной суммы — в зависимости от того, какое обязательство и на каком этапе было нарушено. В любом случае поставщикам и заказчикам стоит иметь в виду, что это не единственная мера ответственности — например, поставщик, нарушивший контракт, может быть включён в реестр недобросовестных исполнителей на определённый срок, в связи с чем он не сможет принимать участие в закупочной деятельности, а его деловая репутация будет значительно ухудшена.

Применяются ли к поставщику штрафные санкции согласно Постановлению Правительства № 1042 при расторжении контракта по соглашению сторон?

Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Контракт, заключенный по итогам определения поставщика конкурентным способом, расторгается по соглашению сторон (за фактически поставленный товар). Применяются ли к поставщику (исполнителю) штрафные санкции за ненадлежащее исполнение (поставку товара, выполнение работ в не полном объеме) согласно Постановлению Правительства № 1042?

Ответственность сторон по 44-ФЗ: штрафы и пени

Штрафы для поставщиков в закупках по 44-ФЗ — это от 10% от НМЦК, в закупках с ограничениями для СМП — от 1 тыс. руб., а по КоАП для заказчиков — от 5% от НМЦК. Максимальное значение в Постановлении № 1042 установлено в виде стоимости контракта, а по КоАП — 500 тыс.

руб. Минфин РФ предложил новый КоАП с новыми составами административных правонарушений и новыми размерами санкций за них.

Adblock
detector