Основные составы налоговых правонарушений

К числу основных налоговых правонарушений, влекущих налоговую ответственность (гл. 16 НК РФ), необходимо отнести следующие:

  • 1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе – ст. 116;
  • 2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке – ст. 118;
  • 3) непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) – ст. 119;
  • 4) нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) – ст. 119.1;
  • 5) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения – ст. 119.2;
  • 6) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения – ст. 120;
  • 7) неуплата или неполная уплата сумм налога – ст. 122;
  • 8) сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником – ст. 122.1;
  • 9) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов – ст. 123;
  • 10) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога – ст. 125;
  • 11) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – ст. 126;
  • 12) ответственность свидетеля – ст. 128;
  • 13) отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода – ст. 129;
  • 14) неправомерное несообщение сведений налоговому органу – ст. 129.1;
  • 15) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса – ст. 129.2;
  • 16) неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми – ст. 129.3;
  • 17) неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках – ст. 129.4.

Отдельно в НК РФ выделяется перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение (гл. 18), а именно ответственность за следующие нарушения:

  • 1) нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132);
  • 2) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа (ст. 133);
  • 3) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134);
  • 4) неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (ст. 135);
  • 5) непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1);
  • 6) нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст. 135.2).

При этом в данных статьях объединены собственно налоговые санкции (штрафы), применяемые за перечисленные правонарушения, и пени, начисляемые в качестве меры обеспечения за допущенные неисполнения налоговой обязанности без учета виновности банка в этом (ст. 75, 133 и 135). Штрафы, указанные в ст.

132–134, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения, установленному в гл. 15.

Остановимся далее на основных составах налоговых правонарушений, предусмотренных для общего перечня участников налоговых отношений (т.е. за исключением правонарушений, предусмотренных для банков в гл. 18 НК РФ).

  • 1. Первое из них, содержащееся в гл. 16 НК РФ, – это нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116). В силу п. 1 ст. 116 нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. В соответствии с п. 2 ст. 116 ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. При применении этой статьи необходимо учитывать, что не на всех налогоплательщиков возложена обязанность предпринимать какие-либо активные действия по постановке на налоговый учет. Например, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, ставятся на налоговый учет непосредственно налоговыми органами на основе информации, которая имеется в их распоряжении. Государственные органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (п. 3 ст. 85 ПК РФ), и иные регистрирующие органы, а также некоторые учреждения, организации, должностные лица обязаны информировать налоговые органы в установленном законом порядке (ст. 85 НК РФ). Поступающей от указанных субъектов информации в целом должно быть достаточно для принятия налоговым органом компетентного решения о постановке налогоплательщика – физического лица на налоговый учет.
  • 2. Достаточно много споров в правоприменительной практике вызывает состав ст. 119 НК РФ, предусматривающий ответственность за непредставление налоговой декларации. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, но общему правилу, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.

Согласно сложившейся правоприменительной практике штраф за непредставление налоговой декларации по ст. 119 ПК РФ подлежит наложению даже в том случае, если по декларации фактически не должны уплачиваться какие-либо налоги данным конкретным налогоплательщиком, обязанным подать декларацию. В этом случае с налогоплательщика взыскивается минимальная сумма штрафа – 1 тыс.

руб. Однако для правильного применения налоговой ответственности по указанной статье необходимо учитывать общее определение налоговой декларации, данное в ст. 80 НК РФ, а также случаи, регламентированные отдельными главами НК РФ, когда на налогоплательщика в принципе не возлагается обязанность по подаче налоговой декларации.

3. Пожалуй, наиболее обширно применяемый на практике налогово-правовой состав – это состав, закрепленный ст. 122 НК РФ, предусматривающей санкцию за неуплату или неполную уплату налога.

Согласно данной норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит при знаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

При применении данного состава обязательно должна быть установлена виновность налогоплательщика, так как стечение тяжелых экономических обстоятельств или иные факторы могут объективно препятствовать ему исполнить его налоговую обязанность. В этом случае с налогоплательщика может взыскиваться пени по ст. 75 НК РФ как мера, компенсирующая убытки бюджета вне зависимости от степени непосредственной виновности налогоплательщика, однако санкция по ст.

122 НК РФ нс будет подлежать взысканию.

4. Ряд проблем породило разграничение состава, предусмотренного ст. 122 НК РФ с составом ст. 120, определяющим налоговые санкции за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 ПК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправилъное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 120 грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, по общему правилу, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс.

руб. В силу п. 2 этой статьи те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 тыс.

руб. В соответствии с п. 3 ст.

120 грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но нс менее 40 тыс. руб.

Признаки данного состава недостаточно четко разграничены с признаками состава ст. 122 НК РФ. Как было отмечено, согласно ст.

122 неуплата или неполная уплата сумм налога также в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данная проблема была передана на разрешение Конституционного Суда РФ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 № 6-0 положения п.

1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст.

122, содержащие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Следовательно, в каждой конкретной ситуации необходимо устанавливать, признакам какого состава в большей степени соответствует объективная сторона совершенного налогового правонарушения.

5. Статья 123 устанавливает ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. В силу этой нормы неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При применении данного состава необходимо учитывать, что ответственность наступает как в случае неудержания налоговым агентом сумм налога, так и в случае их удержания, но не перечисления в бюджет. Хотя в первом случае непосредственно обязанность по уплате налога перейдет на налогоплательщика (п. 2 ст.

45 НК РФ) и последний может своевременно внести в бюджет сумму причитающегося налога, однако налоговый агент понесет ответственность за допущенное им нарушение.

Иногда налоговый агент объективно может не иметь возможности произвести удержание сумм налога, например, если налогоплательщику производится не денежная выплата, а он получает доход в натуральной форме. В подобных случаях законодатель предусматривает освобождение налогового агента от исполнения его обязанности по удержанию (например, п. 5 ст.

226 НК РФ по налогу на доходы физических лиц). Следовательно, не может применяться и ответственность за неисполнение отсутствующей у налогового агента обязанности.

6. Статья 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (сходный состав содержится также в ст. 15.6 КоАП РФ).

Согласно НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс.

руб.

Состав, предусмотренный ст. 126 НК РФ, необходимо разграничивать с составом ст. 129.1 ПК РФ, определяющим ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. Ответственность по ст.

129.1 НК РФ была дополнительно включена в НК РФ для того, чтобы обеспечить налоговыми санкциями информирование налоговых органов в специальном порядке [1] (урегулированном в настоящее время ст. 85 НК РФ). Следовательно, субъектами ответственности по ст.

129.1 НК РФ (в отличие от ст. 126 НК РФ) являются органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства или регистрацию актов гражданского состояния, органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляющие регистрацию транспортных средств и иные лица, обозначенные в ст. 85 НК РФ.

Виды налоговых правонарушений. Основные составы налоговых правонарушений в сфере налогов и сборов, предусмотренных в НК РФ и КоАП РФ. Отграничение адвокатом деяний, предусмотренных УК РФ, от налоговых правонарушений.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонар-ия можно разделить на группы:

связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);

Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль орг-ций ответственным участником;

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;

Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;

Статья 128. Ответственность свидетеля;

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении кот. налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

штраф в конкретно определенном размере;

штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;

штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;

штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Отграничение составов налоговых и администр. правонарушений в большей степени различается по объективной стороне. В налоговых и административных составов диспозиции противоправных деяний никоим образом не предусмотрены Уголовным Законом.

Также имеет место отграничение по субъектам правонарушений.: к налоговой и административной ответственности могут привлекаться физ. и юридические лица, а к уголовной только физ..

И самое главное отличие заключается в размере причиненного вреда бюджету. Уголовная ответственность предусмотрена в случаях, если ущерб бюджету составил крупный размер, который установлен в соответствующих статьях УК РФ.

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку «Перевести»;
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.

Налоговые нарушения и преступления

По данным Федеральной налоговой службы за первые два квартала 2021 года бизнесу было дополнительно начислено 170,2 млрд рублей налогов и штрафов. Чаще всего уклоняются от налогов в Москве, Подмосковье, Нижегородской обрасти, Санкт-Петербурге, Сахалинской обл. При этом количество выездных налоговых проверок было сокращено до 3.37 тыс., а камеральных проверок было проведено порядка 44,66 млн.

Чаще всего уклоняются от уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. В чем отличие налоговых нарушений и налоговых преступлений, какое за них предусмотрено наказание и какие методы налогового контроля применяются — рассказываем далее.

Ответственность за неуплату налогов

Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.

  • Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
  • Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
  • Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.

Компания, ее руководитель или другое должностное лицо могут быть одновременно привлечены сразу к нескольким видам ответственности. Например, организации могут быть назначены штрафные санкции, а сотрудников могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказывают обычно директоров и тех, кто фактически руководит компанией. Реже под уголовное преследование попадают главные бухгалтеры и юристы. Наказанию юристу грозит в том случае, если есть неоспоримые доказательства, что именно он разработал схему налогового преступления.

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ.

Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

Самые частые налоговые преступления и наказания за них

-штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции. Но если нарушение срока постановки не превышает 2-3 недель.

Напоминаем, что организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

Нарушение сроков предоставления отчетности в ИФНС.

-штраф 300-500 рублей. Как правило, виновным по данной статье признается главный бухгалтер или другое лицо, отвечающий за предоставление декларации в инспекцию. Физические лица также несут ответственность на основании ст. 119 НК РФ.

Подать вовремя декларацию и остальные отчеты в контролирующие органы поможет СБИС Электронная отчетность. Узнайте прямо сейчас, как подлечиться ко СБИС за половину стоимости!

Отказ в предоставлении документов, необходимых инспекторам ФНС для проведения контрольных мероприятий налогового характера.

-штраф для должностных лиц в размере 300-500 рублей.

-штраф 2000 – 3000 рублей. Размер зависит от суммы расхождения с фискальными платежами.

Adblock
detector