Обслуживание свечей зажигания автомобиля

Как я уже отмечал ранее, периодически необходимо производить соответствующее техническое обслуживание свечей, особенно если двигатель стал работать нестабильно и увеличился расход топлива. В этом подразделе рассказывается о том, как это делать правильно.

Очистить свечу от нагара можно, предварительно залив в нее немного спирта или бензина на 3–5 мин (для этого свечу придется перевернуть), после чего произвести очистку с помощью щетки, имеющей жесткую щетину. После этого свечу следует промыть сильной струей бензина и высушить методом продува.

Ни в коем случае не высушивайте промытую бензином свечу с использованием открытого огня (на газовой плите, с помощью зажигалки и т. п.) — бензин может воспламениться.

После того как очистите свечу от нагара, внимательно осмотрите ее. Если изолятор свечи имеет повреждения (трещины, сколы и т. п.), неисправно крепление бокового электрода либо имеются иные неисправности, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией свечи, — придется ее заменить.

Между центральным и боковым электродами свечи должен быть зазор, соответствующий требованиям завода-изготовителя (эту информацию можно найти в руководстве пользователя, прилагаемом к каждому автомобилю). Если этот зазор слишком маленький, то искра между электродами будет слишком слабой и непродолжительной. При слишком большом зазоре увеличивается напряжение, которое необходимо для преодоления воздушного пространства между электродами, и искра может вообще не появиться.

В этом случае соответствующий цилиндр будет нерабочим, мотор начнет «троить», а расход топлива заметно возрастет.

Нарушение правильного зазора между электродами может быть причиной неработоспособности свечи зажигания точно так же, как это происходит при появлении трещин на изоляторе, большого нагара, повреждения электродов коррозией и т. д.

После освобождения свечи от нагара следует проверить зазор между электродами с помощью специально предназначенных круглых щупов (они входят в комплект многих водительских наборов с инструментами). Помните, что плоский щуп для этого не подходит — результаты проверки могут оказаться не соответствующими действительности. Это обусловлено тем, что в процессе эксплуатации свечи зажигания происходит перенос металла с бокового электрода на центральный.

В результате этого на боковом электроде появляется небольшая впадина, а на центральном — небольшой бугорок.

Если проверка показала, что зазор свечи необходимо отрегулировать — делайте это путем подгибания бокового электрода с помощью специально предназначенного ключа.

Поскольку далеко не у всех водителей такой ключ имеется, иногда они производят подгибание бокового электрода путем несильного постукивания по нему каким-нибудь предметом (например, рукояткой отвертки). Однако если необходимо увеличить зазор — этот метод не поможет.

Категорически не рекомендуется подгибать боковой электрод плоскогубцами — это верный путь быстро вывести свечу из строя. Ни в коем случае не подгибайте центральный электрод — он не предназначен для этого, иначе свеча перестанет работать.

Если в двигателе вашего автомобиля стоят старые свечи (особенно отечественного производства), то перед наступлением зимы рекомендуется уменьшить зазор между электродами примерно на 0,1 мм. Дело в том, что в морозную погоду продолжительное прокручивание мотора стартером может привести к настолько значительной разрядке аккумуляторной батареи, что ее напряжения будет недостаточно для образования искры при обычном зазоре.

Иногда водители доводят свои свечи до такого состояния, что автомобиль отказывается заводиться даже в теплое время года. В таком случае необходимо заменить их. Если же по каким-то причинам это невозможно (например, вы находитесь за городом) — выкрутите свечи и как следует протрите изоляторы сухой тряпкой.

Иногда влажная пленка грязи, скопившаяся на изоляторах, является той причиной, которая не дает двигателю завестись.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Обслуживание системы зажигания

Обслуживание системы зажигания В современных автомобилях обслуживание системы зажигания заключается в снятии и установке свечей зажигания, их проверке и слежении за работой системы по панели приборов. В иных моделях могут быть другие типы зажигания, поэтому прежде чем

Глава 5 Техническое обслуживание автомобиля

Глава 5 Техническое обслуживание автомобиля Основной задачей технического обслуживания автомобиля является поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно

Техническое обслуживание систем, узлов и агрегатов автомобиля

Техническое обслуживание систем, узлов и агрегатов автомобиля В данном разделе мы расскажем о том, какие основные действия по техническому обслуживанию систем, узлов и агрегатов автомобиля можно выполнять самостоятельно.Чтобы двигатель работал стабильно и надежно,

Техническое обслуживание кузова

Техническое обслуживание кузова Соблюдение правил эксплуатации кузова и правильный уход за ним являются гарантией многолетней надежной его службы. Учтите, что кузовной ремонт сегодня стоит немалых денег (устранение небольшой вмятины размером пару сантиметров может

Как провести замену свечей зажигания в автомобиле

Самостоятельно заменить свечи, в общем, не трудно, но надо знать, как именно проводить эту процедуру. Статья будет полезна, прежде всего, для автолюбителей без опыта обслуживания транспорта.

Свечи зажигания в автомобиле служат для воспламенения топливно-воздушной смеси в тепловом двигателе. Порча свечей приводит к тому, что смесь воспламеняется хуже, двигатель теряет свою мощность, троит и детонирует. Детонацией называют несвоевременное или самостоятельное возгорание смеси в камере сгорания, сопровождающееся хлопками, появлением ударной волны.

Постепенно камера сгорания засоряется, покрывается копотью и продуктами сгорания смеси. В результате, изнашивается двигатель в целом.

Необходимые инструменты

Замену свечей вряд ли удастся провести без необходимого инструментария. Давайте разберемся, что потребуется нам для работы.

Прежде всего, это свечной ключ, специализированный инструмент для снятия и закручивания свечей зажигания. Поскольку размер свечей под разные автомобили разный, то и свечной ключ тоже надо подбирать. Чаще всего используется инструмент под свечи диаметром 16 мм, но бывают и исключения.

Не поленитесь проверить особенности вашего конкретного транспортного средства. Рекомендуем купить свечной ключ с резиновым уплотнителем внутри. Это позволяет легче извлекать свечи и не дает им упасть.

Кроме ключа для свечей понадобится плоская отвертка. С её помощью можно открыть крышку блока, поддеть проводники, подходящие к свечам.

В зависимости от типа вашего автомобиля могут потребоваться биты с торцевыми головками. Ну, и в конце списка необходимого непосредственно свечи зажигания, которые потребуются для замены. Разумеется, для вашего автомобиля комплект инструментов может немного отличаться. Однако мы предлагаем более или менее универсальный набор для замены свечей.

Как понять, что свечи пора заменить

О том, что свечи требуют замены или очистки от нагара, красноречиво говорит нарушение работы двигателя.

  • Он начинает троить. То есть, нарушается работа одного или нескольких цилиндров
  • Заметное падение тяги и мощности двигателя
  • Затруднение запуска ДВС. Стартер явно работает, а пуска не происходит.
  • Повышение количества угарного газа в выхлопе, сам он становится черным
  • Появление детонации (об этом мы уже писали в начале статьи)

Перечисленные признаки возникают по отдельности либо комплексно. Учтите, что замена свечей при ресурсе использования менее 10000 км не имеет смысла. Чтобы восстановить работу достаточно будет почистить их от нагара, проверить контакты.

Самостоятельная замена свечей

Перейдем непосредственному описанию процедуры. Работа по замене свечей проводится только на остывшем двигателе, «на горячую» выполнять процедуру запрещено!

  1. Итак, заглушите мотор, дайте ему остыть.
  2. Затем очистите верхнюю часть блока цилиндров от мусора и пыли, чтобы они не попали внутрь двигателя.
  3. Отсоедините проводники с током от свечей. Для этого потяните за них, слегка поворачивая в разные стороны
  4. Извлечь свечи при помощи специального ключа или трещотки с головкой под свечу зажигания.
  5. Осмотреть свечи, и если это требуется, то заменить их. Повторимся, что иногда бывает достаточно просто почистить их щеткой или сухой тряпкой.

Перед закручиванием нового комплекта свечей, не забудьте протереть их сухой ветошью тоже. Преследуем всю ту же цель — избегаем попадания мусора в двигатель. Не рекомендуем покрывать новые свечи маслом.

В этом случае оно будет обгорать в свечном блоке. Ни к чему, кроме порчи свечей и двигателя это не приведет. Если свечи при закручивании идут туго, с сопротивлением, то лучше аккуратно их выкрутить и попробовать закрутить снова.

Возможно, что вы просто не попали в резьбу. Начинать закручивать лучше мягко, от руки, чтобы не повредить резьбу под свечи. Дотягивать ключом тоже лучше осторожно.

Почему на свечах возникает черный нагар

Начинающие автолюбители при визуальном осмотре свечей иногда замечают нагар черного цвета, что это может значить? Если копоть на электроде и резьбе жирная и маслянистая, это говорит о том, что в цилиндры попадает много масла.

Причина этого: плохое состояние маслосъемных колпачков, поршневых колец или втулок клапана. Какая-то часть масла прорывается из-за износа вышеперечисленных деталей. В этом случае свечи — не причина, а индикатор проблемы. Свечи «виноваты», если нагар сухой и черный. Возможно, что искра слабая или компрессия.

При бархатистом нагаре проверьте давление внутри цилиндров.

У бензиновых моторов старого образца, черный нагар говорит о неправильно работающем карбюраторе. Движки инвентарного типа таким образом указывают на неправильную работу регулятора давления топлива. Дополнительные причины: пере обогащённая смесь или забитый воздушный фильтр. Не забывайте, также, заменять его при каждых 10000 км пробега.

Регулировка зазора и диагностика при помощи мультиметра

При замене свечей зажигания не забывайте о регулировке их зазора. Из-за излишнего зазора искра начнет пропадать, из-за чего смесь перестанет воспламеняться. При малом зазоре на свечах свечи заливает бензином и возможно сгорание катушки зажигания.

Проверка свечей не обязательно проводится только по характеру работы двигателя. Наличие искры можно проверить при помощи мультиметра.

Мультиметр помогает выявить, нет ли внутри свечи короткого замыкания. В случае, если замыкание есть, свечу можно будет просто заменить.

Определение отказов свечей

Отказом в работе свечи считают частичное или полное прекращение искро­образования в искровом зазоре. Отказы, наступившие в гарантийный период или между ТО, установленными в инструкции по эксплуатации, считают прежде­ временными. Наиболее вероятны отказы свечей из-за образования на поверхности теплового конуса изолятора токопроводящего нагара в количестве, приводящем к перебоям в искрообразовании.

Возможны различные повреждения свечи в результате аномальной работы двигателя.

Значительно реже происходят отказы из-за нарушений правил эксплуатации: применения свечей неправильно укомплектованных, не соответствующих по характеристикам и размерам двигателю, закоксовыванию зазора и даже рабочей камеры в результате плохой очистки от смазки и грязи перед установкой.

Встречаются случаи повреждения свечи при монтаже и демонтаже: поломка головки изолятора, повреждения корпуса и срыв резьбы. Если при установке даже слегка ударить свечу о твердую поверхность, боковой электрод может погнуться, и искровой зазор уменьшится, что впоследствии приведет к отказу.

Кроме того, возможны отказы из-за производственных дефектов, не выявленных перед установкой на двигатель: трещины на изоляторе, отсутствие герметичности и некачественное закрепление электродов.

Отдельные пропуски в искрообразовании можно определить только на СТО с использованием необходимого диагностического оборудования. Более доступной может быть обычная проверка токсичности выхлопа. При увеличенном содержании токсичных компонентов, особенно углеводородов, есть основание полагать, что имеются пропуски в искрообразовании.

Если своевременно не обнаружить и не устранить причину, пропуски нарастают, что приводит к ухудшению пуска и неустойчивой работе двигателя, особенно заметной на холостом ходу. В этом случае момент выявления дефекта определяется квалификацией и внимательностью водителя. Крайний случай — полный отказ при пуске двигателя, особенно вероятный в холодное время года.

Чтобы убедиться в том, что нарушено бесперебойное искрообразование свечи не снимая ее с двигателя, можно воспользоваться искровым пьезоэлектрическим пробником «Тест-М» (рис. «Искровой пьезоэлектрический пробник» ).

При определенном навыке с помощью пробника можно определить отказавшие из-за нагара свечи, не снимая их с двигателя. Проверка проводится в следующем порядке:

  • Снять со свечи наконечник с высоковольтным проводом и на его место установить наконечник высоковольтного провода пробника;
  • Подпружиненный контакт пробника прижать к «массе» двигателя;
  • Несколько раз нажать и отпустить клавишу пробника.

Вспышки лампы при нажатии свидетельствуют о наличии искрообразования. Отсутствие вспышек при нажатии свидетельствует об отсутствии искрообразования. В этом случае свечу необходимо демонтировать и оценить ее техническое состояние. Затем очистить от нагара и проверить ее работоспособность.

Снятие и установка свечей зажигания

Свечу следует демонтировать с двигателя в следующем порядке:

  • Снять наконечник провода высокого напряжения, при этом нельзя тянуть за провод.
  • Поверхность в углублении головки цилиндра вокруг свечи очистить сжа­тым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали в цилиндр и только после этого свечу вывернуть.
  • После снятия необходимо проверить наличие уплотнительного кольца на цоколе корпуса свечи. В некоторых случаях при демонтаже уплотнитель­ное кольцо может остаться на двигателе.
  • Провести тщательный осмотр, особое внимание обратить на изолятор (нет ли механических повреждений), рабочую камеру и электроды. Прове­рить, нет ли мостика в искровом зазоре, иногда он бывает малозаметен.

Устанавливают свечи на двигатель в следующем порядке:

  • Внимательно осмотреть свечу, нет ли механических повреждений, прове­рить наличие уплотнительного кольца и контактной гайки (если она нужна). По маркировке проверить соответствие свечи двигателю, на который она устанавливается.
  • Проверить и при необходимости отрегулировать искровой зазор на вели­чину, указанную в инструкции по эксплуатации двигателя.
  • От руки завернуть свечу до упора и затянуть специальным свечным ключом моментом, указанным в инструкции по эксплуатации. Для свечей с резьбой М14х1,25 и плоской опорной поверхностью рекомендуемое усилие затяж­ки не более 30 Н.м (3 кгс.м). Резьбу перед установкой свечи не следует по­крывать графитом или каким-нибудь другим смазочным материалом. Слишком сильная затяжка свечи может привести к разрушению резьбы, деформации корпуса или к потере герметичности.

Не допускается устанавливать свечу без уплотнительного кольца или с двумя уплотнительными кольцами (рис. «Правильные и недопустимые способы установки свечи» ). Это приведет к нарушению герметичности соединения свечи с головкой блока цилиндров.

Если резьба длинна, то свеча слишком выступает в камеру сгорания, что может привести к ее перегреву. Выступающие витки резьбы на корпусе покроются нагаром и при попытке де­монтажа возможно повреждение резьбы головки блока цилиндров.

Если резьба коротка, то свеча недостаточно выступает в камеру сгорания. Это ухудшит воспламенение горючей смеси, нижние витки резьбы головки бло­ка цилиндров покроются нагаром и установить свечу с более длинной резьбовой частью будет затруднительно. Некоторые водители применяют свечи с укоро­ченной резьбовой частью с целью перехода на более низкооктановое топливо.

Это заблуждение, т. к. степень сжатия при этом практически не меняется.

Измерение и регулировка искрового зазора

Величина искрового зазора должна быть соблюдена с точностью 0,10-0,15 мм. На новой свече зажигания эту величину можно измерить плоским щупом. Но в про­цессе эксплуатации электроды изнашиваются неравномерно.

Рабочий торец цен­трального электрода постепенно приобретает сферическую форму. В боковом электроде образуется серповидная выемка. В этом случае точное измерение за­зора возможно только специальными щупами.

Рабочие части таких щупов выпол­нены в виде проволочек необходимого диаметра (рис. «Щупы для измерения искрового зазора» ).

Регулирование зазора можно осуществлять только подгибкой бокового электрода. При любой попытке воздействовать на центральный электрод можно повредить изолятор, и свеча станет полностью непригодной.

Подогнуть боковой электрод можно с помощью прорезей в специальном щупе. Допускается уменьшать зазор, слегка ударяя боковым электродом о твердую поверхность. Увеличивать зазор можно с помощью тонкой пластины, небольшой отвертки или ножа.

Зазор отрегулирован правильно, если соответствующая пластина специаль­ного щупа проходит между электродами с едва ощутимым сопротивлением.

Оценка состояния свечи зажигания

В процессе эксплуатации возможны различные механические и термические повреждения изолятора и металлических деталей. Демонтированные свечи следует сразу же очищать. Сначала необходимо оценить их внешний вид.

По внешнему виду свечей можно судить не только о том, были ли они слишком «горячими» или слишком «холодными», но и о возмож­ных неисправностях двигателя.

По нагару на тепловом конусе изолятора, стенках рабочей камеры и электродах можно сделать заключение о правильности регу­лировок системы топливоподачи и угла опережения зажигания, герметичности уплотнения впускного клапана, исправности приборов системы охлаждения и даже о качестве применяемого топлива и моторного масла. На рис. «Внешний вид свечей после эксплуатации» и в табл.

приведены наиболее распространенные варианты состояния свечей после экс­плуатации.

Проверка работоспособности свечей зажигания

Исправность свечей зажигания является одной из неотъемлемых частей нормального функционирования двигателя внутреннего сгорания. Затрудненный пуск, неравномерная работа, повышенный расход топлива – все это веские причины проверить их состояние. Стоит также следить за тем, не закончился ли срок службы свечей зажигания, чтобы вовремя организовать их замену.

Свечи в обязательном порядке следует менять каждые 35-45 тыс. км , но профилактический осмотр раньше, чем истечет этот срок, совсем не будет лишним. По итогам осмотра принимается решение, что делать: почистить свечи, заменить их, а может оказаться и так, что проблема была совсем не в них.

Регулярная проверка и замена свечей играет важную роль в работоспособности автомобиля

Загрязнение свечей: причины и проверка

Названная выше цифра величины пробега, к сожалению, является лишь ориентиром, и редкий комплект свечей доживает до прогнозируемого срока замены. Причин тому много:

  • некачественный бензин;
  • заводской дефект;
  • запуск двигателя в холодное время года.

Сбои в системе зажигания сразу становятся заметны: автомобиль начинает двигаться рывками или заводиться не с первого раза. Заботливый автовладелец сразу же после появления первых признаков проблемы лезет под капот, устанавливает реальную причину и принимает меры. Можно, конечно, и игнорировать эти тревожные звонки дальше, доводя машину до плачевного состояния, так как само по себе ничего не пройдет.

При проверке некоторые проблемы можно выявить визуально и без особого труда, для обнаружения других неисправностей применяется прибор для проверки свечей зажигания. Освоить работу с этим устройством не представляет особого труда, и желающим узнать, как проверить свечи зажигания, как почистить свечи зажигания и каким должен быть нормальный зазор свечи зажигания, достаточно ознакомиться со справочной литературой и проверить свои знания на практике, желательно под присмотром опытного водителя.

Проверка свечей начинается с их осмотра, и если он не выявил ничего существенного, в ход идет прибор для проверки свечей зажигания, при помощи которого и проводится диагностика. Чрезвычайно редко бывает так, чтобы из строя вышел весь комплект, поэтому следует ориентироваться, что проблемной является одна-две свечи. Впрочем, если срок службы свечей зажигания подошел к концу, а в реале он составляет не более 35 тыс.

км, не стоит тратить время на проверку, лучше заменить весь набор разом.

Особого внимания заслуживает такой случай, при котором свечи были заменены совсем недавно, и с ними снова начались проблемы. Это означает наличие определенных проблем с двигателем, системой зажигания или же, например, с качеством топлива. Если не устранить причину загрязнения, свечи придется заменять снова и снова, не исключено также появление и других поломок, связанных с этим фактором.

Повышенная частота замены или чистки свечей может быть вызвана следующим и причинами:

  • Неверная регулировка зажигания;
  • Зазор свечи зажигания, не соответствующий нормативу;
  • Низкое качество бензина;
  • Несоответствие характеристик свечей марке машины;
  • Постоянные повышенные нагрузки на двигатель автомобиля;
  • Повышенное загрязнение свечей;
  • Частая езда зимой на небольшие расстояния, что приводит к постоянному недостаточному прогреву двигателя.

Как проверить свечи зажигания?

Первое, что требуется при проверке свечей зажигания – это полностью отключить всю систему, после чего можно приступить к подготовительным работам, которые состоят из нанесения разметки на высоковольтных проводах, с тем, чтобы обозначить принадлежность кабеля определенному цилиндру. Производится это при помощи маркера или скотча. Не исключено, что метки уже существуют, тогда можно приступить к снятию наконечников со свечей.

Напомним, что при этой процедуре необходимо брать наконечник за корпус, а не тянуть его за провод, рискуя вызвать его повреждения.

Когда очередь доходит до демонтажа свечей, следует очистить прилегающую к ним область при помощи сжатого воздуха, иначе грязь со свечей может попасть в цилиндры. Свечи выкручивают при помощи специального свечного ключа

Определенные результаты дает и визуальный осмотр: так сразу отбраковываются свечи, имеющие белесый налет, говорящий о перекаливании. Если на свече есть сухие отложения черного цвета, то топливная смесь перенасыщена, и требуется принять меры по её нормализации.

Проверка работоспособности свечей зажигания при помощи тестера

Проверка работоспособности свечей может производиться при помощи тестера, который легко купить в любом магазине автозапчастей или даже сделать самому. Этот простейший прибор для проверки свечей зажигания можно сделать из обычной пьезозажигалки. Для этого пьезоблок достается из корпуса, его провод удлиняется до необходимого размера (15 см).

Видео — как проверить свечу зажигания с помощью тестера

К верхнему контакту проверяемой свечи присоединяется удлиненный провод, к корпусу свечи прикладывается пьезоэлектрический блок, после чего нажимается кнопка пьезоэлектрический блок до щелчка, и если свеча исправна, между контактами появляется хорошо заметная искра. Так проверяют все свечи из комплекта, откладывая исправные в одну сторону, сомнительные – в другую.

Adblock
detector