Обращение по делам несовершеннолетних

Обращения, поступившие в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом Красноярского края от 30 июня 2003 года № 7-1171 «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке представления информации органами государственной власти Красноярского края»

Вы можете обратиться в Комиссию при Правительстве края:

— письменно: предложения, жалобы, замечания и иные обращения направляются по адресу 660009, Красноярск, проспект Мира, 110;
— в устной форме: по телефонам Комиссии, указанным в разделе «Контакты»;
— на личном приеме: необходимую информацию по вопросам личного приема можно получить в управлении по работе с обращениями граждан – общественной приемной Губернатора Красноярского края по адресу ул. Ленина, 125, телефон: 8-800-707-77-44, в рабочие дни с 9-00 до 18-00 часов.

Обращаем Ваше внимание на недопустимость использования в обращениях нецензурных или оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи. В противном случае обращение останется без рассмотрения по существу.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает обращения граждан в области безнадзорности детей, правонарушений несовершеннолетних и в отношении них, при необходимости организует работу с заинтересованными органами и учреждениями системы профилактики по решению проблем детей и семей с детьми, оказавшимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Комиссия при Правительстве края дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В целях сокращения сроков рассмотрения обращения рекомендуем обращаться письменно или устно в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства.

Чтобы обратиться в Комиссию при Правительстве края, необходимо:

Правильно заполнить предложенные поля. Обязательные для заполнения поля отмечены знаком *; Указать свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения; Изложить суть предложения, заявления, жалобы (при необходимости вложить документы, необходимые для рассмотрения по существу).

Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования (Интернет), направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Выражаем благодарность за Вашу активную гражданскую позицию в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Обращения граждан:
телефон: 8-800-707-77-44
факс: (391) 249-33-01
Написать обращение

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Как написать жалобу на родителей

Если родители не выполняют свои прямые обязанности, не обеспечивают надлежащий уход и воспитание детям или, того хуже, подвергают их насилию, следует писать жалобу в соответствующие инстанции. Причем законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут пожаловаться на противоправное поведение отца и матери. Это может быть их ребенок, второй родитель, родственник, педагог, врач, сосед и любой другой человек, который стал свидетелем неадекватного поведения.

Когда следует жаловаться

Основанием для жалобы могут стать любые формы нежелательного поведения отца и матери или нарушения прав детей:

  • Оставление несовершеннолетнего без присмотра в условиях, опасных для жизни и здоровья.
  • Ненадлежащие бытовые условия: антисанитарное состояние жилья (грязь, сырость, бардак, холод), отсутствие питания, лечения, нормальной одежды по возрасту и по сезону.
  • Применение физического (избиение, наказания), психического (словесные угрозы, унижения, оскорбления), сексуального насилия, другие признаки жестокого обращения с ребенком.
  • Использование родительских прав в ущерб детским интересам: ограничение общения со сверстниками, создание препятствий в посещении образовательных учреждений, кружков и досуговых мероприятий, склонение к попрошайничеству, вредным привычкам.
  • Алкогольная или наркотическая зависимость.
  • Наличие психических заболеваний. Диагностирование подобных нарушений здоровья может стать основанием для признания недееспособности отца/матери и передачи ребенка второму родителю, а при его отсутствии – органам опеки.
  • Отказ от ребенка. при сделках с принадлежащим ему имуществом или денежными средствами.

Собираясь написать жалобу, важно убедиться в справедливости и достоверности оснований и осознавать последствия своих действий: минимум в виде бесед и проверок семьи уполномоченными органами, максимум – лишения родительских прав.

Органы опеки и попечительства

Ст. 8 закона №48-ФЗ и ст. 121 СК РФ возлагают на органы опеки и попечительства (ООиП) обязанности по защите интересов несовершеннолетних, в том числе связанных с уклонением родителей от исполнения своих обязанностей и совершением действий, представляющих опасность для детей.

Органы опеки занимаются защитой прав только несовершеннолетних детей. Если правонарушения касаются более взрослого гражданина, следует обращаться с заявлением в полицию или прокуратуру.

Жалоба составляется в простой письменной форме, где указываются:

  • Данные адресата и отправителя.
  • Обстоятельства, побудившие к обращению в ООиП: кем приходится заявитель семье, какие противоправные действия совершают отец/мать, замечалось ли подобное поведение ранее и пр.
  • Меры, которые должны быть приняты (проверка жилищных условий, проведение разъяснительной беседы, рассмотрение вопроса о лишении родительских прав и пр.).
  • Дата составления и подпись автора с расшифровкой.

Обращаться следует в территориальное отделение по месту жительства. При отсутствии возможности личного визита, пожаловаться можно посредством телефонного звонка, почтового направления или электронной приемной на сайте ведомства.

Независимо от способа подачи жалобы, представители ООиП обязаны отреагировать в течение 3-х рабочих дней (ст. 122 СК РФ). В целях проверки изложенной информации они могут проводить беседы с соседями, обследовать место жительства.

Если будут выявлены реальные факты нарушений по результатам проверки, семья ставится на учет и принимается решение об определении места жительства несовершеннолетнего: если поведение отца/матери не представляет опасности для жизни и здоровья ребенка, последнего оставляют в семье, при выявлении реальных угроз – временно забирают и помещают в спецучреждение. В последнем случае материалы проверки передаются в суд вместе с иском об ограничении или лишении родительских прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Одной из задач комиссии является как раз защита несовершеннолетних от всех форм дискриминации, насилия и иных форм нарушений их прав. Она формируется из представителей органов и инстанций, имеющих непосредственное отношение к детям (директора школ, медицинские работники, психологи, представители полиции и пр.).

При наличии претензий к поведению или действиям родителей жаловаться следует в комиссию по месту жительства.

Узнать адрес, контактные данные, график приема граждан для районных комиссий разных округов Москвы можно по ссылке https://mkdn.mos.ru/about-the-commission/system/

Комиссия рассматривает дела о действиях родителей, за которые предусмотрена административная ответственность, в том числе:

  • неисполнение родительских обязанностей (ст. 5.35 КоАП РФ), в т. ч. нахождение несовершеннолетнего на улице в ночное время (что запрещено в большинстве регионов и регулируется местными нормативными актами);
  • привлечение несовершеннолетнего к употреблению алкоголя (ст. 6.10 КоАП РФ);
  • употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Полиция

Если родители избивают детей, угрожают им, следует написать заявление в полицию. Сюда же следует обращаться в экстренных ситуациях, когда нужно срочное реагирование на проблему. Сотрудники обязаны немедленно отреагировать на заявление и выехать с проверкой.

В случае выявления нарушений к рассмотрению дела также будут привлечены соответствующие инстанции (органы опеки или комиссия по делам несовершеннолетних).

Заявление пишется на имя начальника РОВД. Примерная формулировка: «Прошу принять меры к родителям (ФИО), которые проживают по адресу… Отец с матерью не исполняют родительские обязанности по отношению к своему ребенку, а именно (перечисление нарушений)».

В полиции зачастую не любят «семейные разборки», поэтому могут отговаривать заявителя от написания жалобы или напрямую отказываться принимать заявление. В таких случаях заявитель вправе пожаловаться в прокуратуру.

Прокуратура

Совершение противоправных действий родителями по отношению к ребенку может быть основанием для обращения в районную прокуратуру. Эта инстанция также обязана следить за исполнением законодательства другими государственными органами, поэтому отсутствие реакции со стороны органов опеки также может стать поводом для обращения в прокуратуру.

Контактные сведения для направления заявления или личного визита в прокуратуру можно узнать на странице http://genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=., выбрав соответствующий округ и субъект РФ.

По итогам рассмотрения жалобы здесь проведут проверку и определят необходимые меры в отношении родителей. К рассмотрению дела также привлекаются специалисты ООиП.

Инициировать судебное разбирательство следует только при наличии доказательств неправомерных действий родителей или возможной опасности для ребенка. Например, справки от врача о следах избиений, справки о состоянии на учете у врача-нарколога, показаний свидетелей, которые слышали детские крики и видели неправомерное поведение отца и матери. После достижения 14-летнего возраста подать исковое заявление в суд может сам ребенок (ст.

56 СК РФ). Это также могут сделать органы опеки или прокуратура. Как правило, в таких случаях речь идет о лишении родительских прав.

При рассмотрении дела суд будет учитывать результаты проверок и заключения компетентных органов, желание отца/матери сохранить свои права. В результате устанавливается определенный период для устранения выявленных нарушений. Если они не будут устранены – выносится решение суда о лишении отца и матери родительских прав.

Вопрос-ответ

Вопрос: Дочка и зять надолго отпускают гулять 7-летнюю внучку одну. Она ходит по разным площадкам, переходит дорогу. Разговоры с ними не помогают. Хочу пожаловаться в комиссию по делам несовершеннолетних. Могу ли я оформить опеку над внучкой?

Ответ: В подобных случаях следует сначала обратиться в территориальное отделение органов опеки.

Вопрос: Что будет, если указанные в жалобе сведения о нарушениях родителей не подтвердятся? Несет ли ее автор какую-то ответственность?

Ответ: В общем случае ответственность для заявителя в таких случаях не предусмотрена. Но родители вправе подать на него иск в суд за клевету и требовать компенсации морального ущерба.

Вопрос: В квартире сверху постоянно кричат дети. Можно ли пожаловаться на семью в органы опеки?

Ответ: Если подобное поведение связано с играми, а не с наказаниями, обращаться в ООиП бессмысленно. Даже если подать жалобу под видом нездоровой обстановки, частых криков в семье и инициировать проверку, ее результаты покажут обратную ситуацию. В такой ситуации можно попробовать мирно договориться с соседями о более тихих играх, и при превышении уровня шума в ночное время – обращаться к участковому.

Но следует учитывать, что детский крик редко превышает допустимые шумовые показатели, а просто игры и разговоры в своей квартире в любое время суток закон не запрещает.

Вопрос: Могут ли органы опеки забрать ребенка от родителей из-за жалоб соседей?

Ответ: Органы опеки и попечительства могут только определить ребенка на временное содержание в спецучреждение. Вопрос лишения родительских прав решается в судебном порядке.

Вопрос: Хотим подать жалобу от имени совета родителей школы на семью, где дети (9 и 13 лет) не посещают школу. Как это сделать?

Ответ: Следует обратиться в органы опеки. Желательно также предоставить документы, что дети не посещают учебное заведение без уважительной причины, а отец с матерью не предпринимают никаких действий, чтобы поспособствовать этому. Их вместе с детьми вызовут на комиссию по делам несовершеннолетних.

Вопрос: Опека рассматривает анонимные жалобы?

Ответ: Сотрудники ООиП обязаны рассматривать все поступающие к ним сообщения, но анонимки могут остаться без должного внимания, и, соответственно, реакции на противоправное поведение родителей. Если у заявителя есть причины скрыть свои данные, он может попросить направить обращение школьного учителя, участкового педиатра и прочих должностных лиц.

Вопрос: Может ли педиатр пожаловаться на родителей в Комиссию по делам несовершеннолетних, если они не приводят ребенка на приемы?

Ответ: Врач имеет такое право, если подобные действия несут опасность здоровью несовершеннолетнего. Если по результатам проверки эта информация подтвердится, родителей могут привлечь к ответственности по ст. 156 УК РФ.

Законодательная база

  1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

Дежурные юристы

Жалоба на нарушение прав ребенка

Сразу после рождения ребенок приобретает определенные права, соблюдение которых гарантировано целым сводом законодательных…

Написать жалобу на отказ в приеме ребенк.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, каждый ребенок вправе бесплатно посещать дошкольное…

Написать жалобу на отказ в регистрации б.

В соответствии с нормами российского законодательства, вступить в официальный брак можно только по…

Как вас будут задерживать, допрашивать и судить, если вы несовершеннолетний

В России от задержания и административного дела не застрахован никто, в том числе и несовершеннолетние. Объясняем, как полицейские, суды и комиссии по делам несовершеннолетних должны поступать в соответствии с законом и что вас может ждать после задержания.

Короткая версия инструкции в картинках:

Задержание

При задержании несовершеннолетнего полиция обязана сообщить об этом родителям или другим законным представителям. Законные представители — это опекуны. Дедушки, бабушки, дяди, тети, братья, сестры или учителя не считаются законными представителями. После задержания несовершеннолетнего должны содержать отдельно от взрослых и никак иначе.

По закону несовершеннолетнего нельзя задерживать в отделе полиции более чем на 3 часа. Однако уйти из отдела полиции несовершеннолетний может, только если за ним явились его родители или опекуны.

Если родители или опекуны не забирают несовершеннолетнего в течение 3-х часов, он передаётся в ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) на срок до 48 часов. Если по истечении 48 часов родители не забрали и оттуда, то материалы передаются в суд, а несовершеннолетний остаётся в ЦВСНП, пока решается вопрос о его устройстве. Но оставаться в ЦВСНП он может не более чем на 30 суток, в крайнем случае суд может продлить этот срок ещё на 15 суток.

Бывают случаи, когда родителей в городе нет и забрать несовершеннолетнего некому (например, уехали в отпуск, оставив ребенка бабушке). Чтобы избежать описанных выше последствий, рекомендуем родителям оформлять перед отъездом доверенность на родственников/друзей. В доверенностях следует указывать, в том числе, полномочия на представление интересов в полиции, суде, комиссии по делам несовершеннолетних.

Допрос

Если несовершеннолетнего в ОВД решили допросить в качестве свидетеля по уголовному делу, то должны быть соблюдены особые правила:

  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должны присутствовать родители или опекуны. С 14 до 18 — законного представителя могут допустить к участию, но не обязаны.
  • допрос не может продолжаться больше двух часов подряд и больше четырех часов в день
  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должен присутствовать психолог или педагог (не из его школы, а любой, у кого есть соответствующее образование).
  • следователь должен вести видеосъемку допроса, если только сам несовершеннолетний или его законный представитель (родитель) не будут возражать (ч. 5 ст. 191 УПК РФ). Это видео должно храниться при уголовном деле. Родитель или законный представитель также может ходатайствовать о том, чтобы он вел видеосъемку и на свое устройство тоже.

Что происходит с делом дальше

Человек может быть привлечен к административной ответственности только с 16 лет. С детьми до 16 могут проводить «индивидуальную профилактическую работу» (о ней ниже). Для людей от 16 до 18 есть специальная процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Ваше дело должен рассматривать не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). В Москве этим занимаются комиссии при районных управах.

В случае, если дело все-таки поступило в суд, тот обязан передать его в КДН. Если суд не передал дело сразу, а по ошибке принял его к рассмотрению, то передача его в КДН по закону уже невозможна. Суд может либо вынести решение, что будет поводом для отмены его в апелляционной инстанции, либо прекратить его вообще.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства. Верховный суд установил приоритет подсудности по месту жительства несовершеннолетнего.

Апелляцию на решение КДН рассматривает районный суд по месту нахождения КДН. Жалоба подается в КДН в течение 10 с момента получения решения. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение дела производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Как рассматривают административные дела в КДН

Рассмотрение административного дела в КДН, как и рассмотрение дела в суде, регулируется Кодексом об административных правонарушениях и в целом осуществляется по той же процедуре.

Как подготовиться

Чтобы подготовиться к делу, рекомендуем ознакомиться с нашей стандартной инструкцией по самостоятельной защите в суде «Помоги себе сам». Однако есть особенности.

Учтите, что для КДН особенно важны положительные характеристики привлекаемого к ответственности. КДН собирает их сама, делая запросы в образовательные учреждения. Однако будет лучше, если вы также покажете все достижения ребенка сами (грамоты, медали, положительные характеристики из школы, посещаемых кружков и секций, справки об участии в благотворительной работе и др.).

Даже соседи могут написать характеристику — какой хороший ребёнок.

Процент успешного завершения дел (прекращения производства) в КДН существенно выше, чем в обычных судах — особенно применительно к тем, кто не участвовал в акции, а проходил мимо. Также КДН тщательнее проверяет наличие процессуальных недочетов и ошибок в протоколе — так что не поленитесь ознакомиться с делом и поискать таковые (см. подробнее в «Помоги себе сам»).

Особенности процедуры

Одно из ключевых отличий: в КДН дела рассматриваются коллегиально. В составе комиссии должно быть не менее трех, но не более 12 человек. Заседание КДН правомочно, если в нем приняло участие не менее половины членов комиссии.

Председателем заседания должен быть председатель или заместитель председателя КДН. Кроме того, обязательно должен быть избран секретарь заседания.

Поскольку КДН — коллегиальный орган, во время заседания нужно вести протокол. Это делает секретарь комиссии.

В протоколе указываются:

  • дата и место рассмотрения дела
  • наименование и состав КДН
  • событие административного правонарушения
  • сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке
  • отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения
  • объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела
  • документы, исследованные при рассмотрении.

Протокол о рассмотрении дела подписывают председательствующий в заседании и секретарь. Мы рекомендуем обязательно получить заверенную копию протокола после заседания.

Несовершеннолетние вправе иметь защитника, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и так далее. Объяснения также вправе давать законные представители несовершеннолетнего.

Если обсуждение каких-нибудь обстоятельств дела может оказать «отрицательное влияние» на несовершеннолетнего, его могут удалить из зала.

Если рассмотрение дела затянулось и привлекаемому к ответственности исполнилось 18 лет, дело не прекращается, решение выносится. Однако поставить на профилактический учет вдобавок к наказанию человека уже не смогут (о профилактической работе см. ниже).

Обязательное уведомление родителей

Права несовершеннолетнего защищают его законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители. Родство нужно будет подтвердить — например, предъявить страницу паспорта со вписанным ребенком или его свидетельство о рождении.

Родителям и опекунам должны обязательно сообщить о месте и времени рассмотрения дела — иначе это грубое нарушение прав несовершеннолетнего и его родителей. Судья или должностное лицо, рассматривающее дело, может обязать присутствовать родителей или опекунов.

Если несовершеннолетний и законный представитель не являются на заседание комиссии без уважительной причины, то они могут быть подвергнуты процедуре привода.

Административное наказание несовершеннолетних

Несовершеннолетнего ни при каких условиях нельзя подвергнуть административному аресту. Кроме того, возраст — смягчающее обстоятельство, которое суд должен учесть при назначении административного наказания.

Поскольку многие несовершеннолетние пока не зарабатывают сами, судья, назначая штраф, должен вынести специальное определение о взыскании штрафа с законных представителей. Копию такого определения вручают под расписку несовершеннолетнему или его представителям. Если они не смогли присутствовать, копии документа высылают им в течение трех дней со дня вынесения.

Об этом делается запись в деле.

Другие «меры воздействия»

Комиссия может освободить несовершеннолетнего от ответственности, применив к нему «меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».

Единственный федеральный закон, который содержит перечень «принудительных мер воспитательного воздействия», — это Уголовный кодекс. На наш взгляд, он вряд ли может считаться законом «о защите прав несовершеннолетних», но, за неимением других вариантов, приводим список и описание некоторых мер, перечисленных в нем.

  • Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения правонарушений.
  • Передача под надзор — возложение на родителей или лиц, их заменяющих, обязанности по «воспитательному воздействию на несовершеннолетнего» и контролю за его поведением.
  • Обязанность загладить причиненный вред. Избирается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
  • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению — запрет посещения определенных мест, определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома после указанного времени суток, запрет выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.

Что потом?

Производство по делу о правонарушении рано или поздно закончится. Вероятнее всего, не в пользу несовершеннолетнего. Если для обычных правонарушителей история завершится уплатой штрафа или административным арестом, то для несовершеннолетних последствия могут длиться дольше.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

  • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания
  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Что такое «индивидуальная профилактическая работа»? Это «деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий». Более конкретного описания в законодательстве нет.

Основанием для профилактики становится постановление, которое выносит КДН. Это постановление должно вступить в силу (должно пройти 10 дней, либо должна пройти апелляция, если постановление обжаловалось). Постановка на учет до вступления вы силу постановления КДН незаконна — ее можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.

Профилактическую работу проводят подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. На практике такая «работа» обычно выражается в периодических «профилактических беседах», которые проводят сотрудники полиции. Не исключено, что никакой «работы» не будут проводить совсем.

Сроки профилактики определены туманно: «Индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет».

В любом случае, после 18 лет индивидуальная профилактическая работа прекращается.

Могут ли привлечь к ответственности родителей?

Если на акции задержали несовершеннолетнего до 16 лет, его не могут привлечь к административной ответственности. Однако власти могут попытаться привлечь к ответственности его родителей — но не за нарушение правил проведения акции, а за «неисполнение обязанностей по воспитанию» по ч. 1 ст.

5.35 КоАП. Наказание по данной статье — штраф от 100 до 500 рублей.

Кроме того, родителей могут вызвать в отдел полиции по делам несовершеннолетних для дачи объяснений. Рекомендуем не игнорировать такие вызовы, так как непонятно, как неявка может отразиться на ребенке. При этом рекомендуем ознакомиться с нашей инструкцией по ведению профилактических бесед с полицейскими.

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон.

Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

  • Родителям не разъясняются их права (вопреки п.5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), чем нарушается их право на защиту.
  • Родителям не дают ознакомиться с материалами дела, не дают снять с него копии (в нарушение части 1 ст. 25.1; ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
  • Протоколы, составленные инспектором ПДН, не проверяются на правильность составления (в соответствии со ст.28.2; п. 3 ст. 29.1 Кодекса об административных правонарушений РФ) и на наличие нарушений.
  • На заседания вызываются только законные представители ребенка, в отношении которых инспектором ПДН составлен протокол. Не вызываются лица, которые выступили заявителями, не вызываются свидетели, даже если законные представители об этом просят (в нарушение ст. 26.3 КоАП РФ).
  • Материалы дела рассматриваются в отсутствие ребенка, в отношении которого вынесен протокол об административном нарушении (требование части 2 ст. 25.1; п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), присутствует лишь родитель.
  • Во время так называемого «разбирательства» против родителей выступает вся комиссия. Им не дают делать необходимые разъяснения, перебивают, отказываются выслушать. Если родитель пришел с ребенком, не выслушивается мнение ребенка, даже если родитель об этом просит. Таким образом, даже речи не идёт о проведении полноценного разбирательства (как того требует ст. 26.1 КоАП РФ).
  • Пояснения родителей воспринимаются лишь как их позиция и не более. Об этом откровенно заявляется членами комиссии, которые, в свою очередь, сами заинтересованы в наказании привлекаемого лица, поскольку протокол об административном правонарушении зачастую составляется одним из членов этой же комиссии, не имеющим права принимать участия в рассмотрении материала на основании п. 2, ч.1, ст. 29.2 КоАП РФ, обязанного взять самоотвод по делу, как предписывает ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ. Таким образом, при сложившейся системе рассмотрения административных материалов подобными составами утрачивается объективность вынесенных решений, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, так как существует конфликт интересов.
  • В мотивировочной части постановления не указывается конкретная норма (пункт, часть, статья, и наименование закона) и причины, по которым привлечённому к ответственности лицу назначается та или иная мера наказания (в нарушение требования ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
  • Случается и такое, что родителей вообще не вызывают на комиссию, принимают в их отношении постановление и не ставят их об этом в известность.

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения.

Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её.

Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Чем грозит постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних?

Вопросы детской преступности являются приоритетными в любом обществе. Профилактика — это главный инструмент не только отдельных служб, ведомств, организаций, но и в первую очередь, семьи.

По статистике субъектами противоправных действий становятся подростки от 10 до 16 лет. В этом возрасте психика ребёнка весьма неустойчива, и не все они могут контролировать свои поступки, адекватно оценивать ситуацию с точки зрения права. Тем более, что в этом возрасте трудно осознать последствия противоправных действий.

Школа и родители не всегда могут справиться, в итоге такой подросток рано или поздно совершает преступление, пусть и небольшой тяжести. Как следствие, ребёнка ставят на профилактический учёт правоохранительные органы (инспекции по делам несовершеннолетних) и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основанием для постановки на учет подростка может служить:

  1. Распитие спиртных напитков.
  2. Употребление наркотических или психотропных веществ.
  3. Привлечение к уголовной ответственности ранее. При этом ребенок может находиться под домашним арестом, иметь подписку о невыезде. За ним просто необходим контроль.
  4. Освобождение из учреждения закрытого типа, там, где подросток отбывал наказание.
  5. Вынесение судебного решения о том, что ребенку требуется находиться под присмотром специалистов КДН в воспитательных целях.
  6. Условное наказание.
  7. Амнистия.
  8. Побег из образовательного учреждения – интерната, детского дома.
  9. Совершение преступления, наказание за которое не может быть в полной мере осуществлено в силу возрастных ограничений ребенка.

По линии комиссии по делам несовершеннолетних, решение о постановке принимается коллегиально, с учётом тяжести деяния и сведений о том, как учится подросток, насколько успевает в школе, посещает ли он факультативы, кружки, спортивные секции, о его характере и склонности к совершению противоправных действий, об условиях проживания и воспитания, об общем благополучии семьи.

В 2021 году на профилактическом учёте в КДН и ЗП администрации МО «Енотаевский район» состояло 18 подростков. Самыми распространенными правонарушениями является кража чужого имущества, особенно совершённая группой лиц. Хочется обратить внимание родителей, что близкое окружение ребёнка очень сильно влияет на его поведение.

И во всех случаях, фиксировавшихся субъектами профилактики, родители, к сожалению, не контролировали ни среду общения подростков, ни их местонахождение.

Постановка на учёт не ограничивается сроком в 6 месяцев. Решение о снятии с учёта принимается комиссией при наличии доказательств об исправлении подростка с ходатайствами от субъектов профилактики.

Adblock
detector