Нелегальная торговля на улице

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарии к ст. 14.2 КОАП РФ

1. Цель статьи — административно-правовыми методами обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, а также интересов государства в сфере торговли.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Оно посягает на права и законные интересы государства и его монополию в этой сфере; угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.

По смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота.

К ограниченно обороноспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.

Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно обороноспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». В перечень таких видов входят: вооружения, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся Федеральные законы: от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.).

3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю.

См. по данному вопросу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм.

и доп.). Необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст.

494 ГК РФ).

4. С субъективной стороны данное правонарушение совершается с прямым умыслом.

5. Субъектами ответственности по данной статье являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (организации-производители, организации оптовой и розничной торговли, независимо от их организационно-правовой формы).

К административной ответственности привлекаются также руководители и другие работники указанных организаций, на которых возложены обязанности по соблюдению законодательства, запрещающего продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, а также граждане.

6. Под действие норм данной статьи не подпадают случаи незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если административная ответственность за них установлена другими статьями Кодекса, например ст. ст. 14.16, 20.8.

7. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а при необходимости назначения конфискации — судьями (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Куда обращаться по вопросу несанкционированной торговли?

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012г. № 751, Управление осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и технического регулирования.

Контроль за продажей товаров в неустановленных местах не входит в компетенцию Управления.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 273-70) под продажей товаров в неустановленных местах понимается реализация товаров в местах, не предназначенных для осуществления торговли (на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, не включенных в схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденные в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (далее — схемы размещения), за исключением мест размещения нестационарных торговых объектов, размещенных до утверждения схем размещения в соответствии с адресной программой размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка, адресной программой размещения объектов мелкорозничной торговли, используемых для реализации периодической печатной продукции, при наличии действующих договоров аренды таких мест.

Контроль за реализацией товаров в неустановленных местах входит в компетенцию администрации района города, Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, а также полиции.

За продажу товаров в неустановленных местах, статьей 44 Закона Санкт-Петербурга № 273-70, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, по фактам несанкционированной реализации товаров гражданами (чаще всего такая торговля осуществляется возле станций метрополитена, на пересечении крупных магистралей и т.д.) следует обращаться в администрацию района города, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, полицию.

По вопросам незаконной установки на территории города временных торговых объектов (павильоны, киоски) следует обращаться в Комитет по управлению городским имуществом. Обратиться можно в режиме «онлайн» через сайт rgis.spb.ruраздел «Интернет-карта региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» на панели «Народная инициатива», закладка «Заявление о незаконно занимаемом земельном участке».

Каковы последствия и ответственность за незаконную торговлю в неположенном месте?

Главная Вопросы и ответы Каковы последствия и ответственность за незаконную торговлю в неположенном месте?

Мы занимаемся торговлей горячей кукурозой. В тех местах, где у нас стоят точки продажи, не предусмотренна торговля кукурузой. Однако дело в том, что мы работаем много лет и нам до сих пор не дают официального разрешения по той же причине.

Помимо этого, после того как наш точки продажи оттуда убирают появляются вполне себе законные точки других предпринимателей. Длится это не первый год. На сегодняшний день, в отношении нас впервые составили протокол об административном правонарушении.

Скажите, что может грозить, какая ответственность, и я так понимаю штраф могут наложить в любом случае?

Адвокат Антонов А.П.

В соответствии с положениями ст. 14.34 КоАП РФ нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках влечет наложение административного штрафа в размерах предусмотренных соответствующими частями вышеуказанной статьи (в зависимости от конкретного состава административного правонарушения).
Административная ответственность за торговлю в неположенном месте регламентируется региональным законодательством Субъекта РФ (так, например в Самарской области необходимо руководствоваться ч.

1 ст. 6.1 Законом Самарской области от 12.04.2018 № 30-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» “Осуществление розничной торговли или оказание бытовых услуг на территории общего пользования вне мест, установленных органами местного самоуправления или органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с их компетенцией влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 руб. — 4 500 руб., на должностных лиц — от 7 500 руб.

— 15 000 руб., на юридических лиц — от 7 500 руб. — 22 500 руб”).
Помимо этого, говоря о рисках такой незаконной торговли и ответственности следует отметить, что в зависимости от обстоятельств законодательством предусмотрены разные виды ответственности:
1.

Административная (ст. 14.34 КоАП РФ и региональные законы) — за торговлю в неположенном месте;
2. Налоговую (ст.

116 НК РФ) — при ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб.;
3. Уголовную (ст. 171 УК РФ) — при осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода, что влечет наказание в форме штрафа в размере от 100 тыс.

руб. до 500 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс.

руб.
В рамках заданного вопроса, при рассмотрении административного дела и назначении штрафа, возможно просить снижение ответственности, мотивируя свою просьбу положением ст. 2.9 КоАП РФ, как “малозначительность совершенного административного правонарушения, тогда как судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием”.

Торговля на улице без разрешения: ответственность

Продажа товара физическим лицом является предпринимательской деятельностью, требующей получения соответствующего статуса. Даже если торговля ведется в условиях стихийного рынка, она является бизнесом. В российском законодательстве регламентированы обязательства граждан, получающих прибыль от коммерческой деятельности, регистрироваться как субъект хозяйствования.

Дополнительно понадобится оформление разрешений на торговую деятельность и на начало работ в органах пожарной инспекции и Роспотребнадзор.

Незаконная торговля на улице, статья закона и применение наказаний

Зарегистрированное индивидуальное предпринимательство обязывает гражданина вести отчетность по проведенной деятельности и полученной от нее прибыли. По итогам отчетного периода, он должен подавать декларации о доходах, а также перечислять на выделенные бюджетные счета обязательные платежи. Ведение строгой отчетности и применение высоких ставок к доходу и к оплате труда наемных работников при начислении налогов и других взносов обуславливает невыгодность наличия оформленного предпринимательского статуса для лиц, доход которых не отличается большими размерами.

По этой причине торговля на улице без разрешения является процветающим бизнесом. Однако, граждане, торгующие на улице, не оформляют свою деятельность и поэтому не имеют права реализовать продукцию. Работая по такой схеме, они нарушают нормы закона, за что могут быть привлечены к административной, налоговой или уголовной ответственности.

При выявлении факта, что реализуемая физическим лицом уличная торговля без разрешения, к нарушителю будет применена административная ответственность в виде штрафной санкции.

Если в ходе проверки выявится, что прибыль превысила отметку в 1500000 рублей, то человек привлекается к уголовному ответу. Налоговая ответственность актуальна в случае фиксирования проверяющими факта ведения деятельности при отсутствующей регистрации бизнеса, если такие действия являются обязательным требованием закона, применимым к конкретной ситуации.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях регистрация бизнеса необязательна. Для ведения деятельности может быть достаточно получения разрешения на торговлю. К примеру, для того, чтобы торговать цветами, достаточно оформить соглашение с администрацией торгового учреждения, на территории которого планируется деятельность.

В законе предусмотрено ряд положений, в соответствии с которыми запрещена торговля некоторыми товарами и услугами, имеющими определенные характеристики. У продавца могут возникнуть проблемы в случае, если он будет продавать продукцию с нарушением авторских прав, признанную противозаконной или требующую лицензирования. Предлагаемый к реализации товар не должен дискриминировать личность и оскорблять нравственные понятия.

Административная

Если в ходе проверки было выявлено, что физическое лицо занимается коммерческой деятельностью без оформления соответствующей регистрации, то после судебных тяжб на него будет начислен штраф за незаконную торговлю на улице, размер которого 500–2000 рублей. Конкретная сумма взыскания определяется в соответствии с объемами неофициального бизнеса и полученной величины прибыли, которая рассчитывается на основании потенциальных значений.

Если в ходе проверки было выявлено, что у продавца отсутствуют разрешительные или лицензионные документы, которые бы могли подтвердить законность его торговой деятельности, то на физическое лицо будет наложен штраф в размере 2000-2500 рублей. Если торговец зарегистрирован как юридическое лицо, то на него будет начислен штраф в размере 40000–50000 рублей. Дополнительно будет оштрафовано должностное лицо, признанное виновным в своей неорганизованности, которая стала причиной отсутствия документов на руках у продавца в момент проверки.

Сумма штрафа за такое нарушение составит 4000–5000 рублей.

Штрафные санкции за отсутствие документов на момент рейда начисляются вне зависимости от того, оформлены ли документы или нет. Этот факт оказывает влияние на размер начисляемого штрафа, а также на принятие решения о конфискации товара или применения наказания без такой меры.

Основанием для применения штрафной санкции является оформленный протокол правонарушения. Он может быть составлен уполномоченными представителями контролирующих организаций:

  1. Полиция.
  2. Налоговая Служба.
  3. Пожарная инспекция.
  4. Роспотребнадзор.
  5. Служба защиты прав потребителя.
  6. Госинспекция.
  7. Антимонопольные службы.

Уголовная

Уголовная ответственность предусмотрена при выявлении факта ведения торговой деятельности без предварительной постановки на налоговый учет и без регистрации субъекта хозяйствования. Ситуация может быть усугублена при выявлении, что величина потенциального дохода превышает отметку в 1500000 рублей. В такой ситуации на нелегального предпринимателя будет начислен штраф в 300000 рублей.

В зависимости от степени тяжести допущенного правонарушения, к виновнику могут быть применены такие дополнительные меры, как арест на 6 месяцев или исправительные работы сроком на 480 часов.

Налоговая

Незаконная торговля на улице подлежит привлечению к налоговой ответственности при ведении торговой деятельности без постановки на налоговый учет, что подразумевает неуплату обязательных платежей в государственную казну. При фиксировании такого факта, человека обязуют зарегистрироваться в статусе субъекта хозяйствования в случае, если он пожелает продолжать торговую деятельность. К нему будет применена штрафная санкция в размере 10 процентов от прибыли, полученный за период нелегальной работы.

Сумму для расчета параметра не может превышать отметку в 40000 рублей.

Штраф за торговлю в неположенном месте

Если человек занял место на стихийном рынке и не получил предварительно разрешение на торговлю, то контролеры вправе запретить ему работать.

В случае официальной проверки, за несанкционированную торговлю могут оштрафовать на сумму от 500 до 2500 рублей. Ее итоговое значение определяется судебным постановлением.

Торговля без ЕГАИС

Правовыми актами регламентирован порядок продажи продукции, в составе которой содержится алкоголь. Решив торговать таким товаром, предприниматель должен подключиться к системе ЕГАИС. Реализация спиртосодержащей продукции без фиксации в базе данных, считается нелегальной.

При выявлении такого факта проверяющими органами, владелец бизнеса привлекается к административной ответственности с начислением штрафной санкции. Ее размер определяется такими факторами, как статус нарушителя и наличие отягчающих факторов, к примеру, таких, как продажа товара физическому лицу, не достигшему совершеннолетия.

Штраф за торговую деятельность без подключения к системе на субъект предпринимательства составляет 150000–200000 рублей. Если причиной правонарушения стало недобросовестное выполнение обязательств должностным лицом, то на него будет начислено 10000–15000 рублей.

Как избежать наказания

Если правонарушение уже совершено, то избежать наказания не удастся.

Его можно предупредить за счет владения знаниями норм правовых актов и соблюдения их положений в своей деятельности. Представителю бизнеса, планирующему заняться торговлей, следует досконально изучить государственные акты федерального и местного значений, которые регулируют торговую деятельность в конкретном регионе.

Если вид торговой деятельности подразумевает необходимость регистрации субъекта хозяйствования, то нужно официально оформлять свой бизнес. При этом нужно учитывать ограничения и запреты, применяемые относительно к виду правовой формы ведения деятельности. После завершения регистрационных действий, состоявшемуся предпринимателю необходимо встать на налоговый учет.

При планировании ведения коммерческой деятельности, требующей разрешительной документации, перед открытием торговой точки, следует оформить соответствующее разрешение на торговлю или лицензию на реализацию конкретной продукции.

Если предприниматель владеет информацией обо всех законодательных нормах, охватывающих сферу его деятельности, постоянно мониторит все изменения в них, а также стремится к их соблюдению в своей деятельности, то при проверке к нему будет сложно применить какие-либо претензии.

Как оспорить применение наказания

Торговец вправе оспорить наказание в случае, если он считает, что оно было применено к нему неправомерно. Поскольку любые санкции назначаются на основании постановления о правонарушении, то для оспаривания действий контролирующих органов необходимо его обжаловать. Реализация процедуры возможна только через судебные инстанции.

Чтобы добиться отмены наказания, торговцу придется собрать комплект документов, прибегнуть к услугам свидетелей произошедшего с целью доказательства отсутствия факта правонарушения. Стоит отметить, что такая процедура наверняка вызовет сложности у истца, поскольку грамотно составленное постановление практически невозможно оспорить, поскольку каждый эпизод обвинения в нем документально доказан. Смягчить свою вину получится только в случае, если получится доказать факт отсутствия ведения торговой деятельности.

Дорогие читатели! В наших материалах мы рассказываем о типовых способах решения юридических вопросов, но каждая ситуация уникальна.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 800-302-92-70 .
Это быстро и бесплатно!

Несанкционированная торговля (статья КоАП) – реализация товаров или продуктов питания вне территории помещений:

  • с машин, прицепов;
  • из самостоятельно установленных палаток;
  • с лотков прямо на земле, тротуарах, вдоль дорог.

Занимаются несанкционированной торговлей пенсионеры, мигранты, незаконные предприниматели. Несанкционированная уличная торговля в неустановленном месте создает негативный имидж города, захламляет территорию, ведется с нарушением санитарных норм.

Иллюзия безобидности несанкционированной торговли

Часто несанкционированная торговля ведется прямо с земли. У уличных продавцов нет ни разрешающих документов, ни санитарных книжек, подтверждающих безопасность покупки. Таким образом, при несанкционированной торговле нет документов, подтверждающих безопасность продуктов питания и промышленных товаров.

За бабушкой, продающей на улице вязаные вещи или зелень, часто стоят перекупщики, поставившие торговлю на поток. Подобные факты несанкционированной торговли многократно раскрывались работниками правоохранительных органов.

Сотрудники районной полиции осуществляют рейды по закрепленной территории, с задачей выявления мест присутствия несанкционированной торговли. Лица, ведущие незаконную продажу, предупреждаются о противоправности совершаемых действий и должны освободить неположенные места. В случае отказа вызываются наряды полиции, на правонарушителей составляются протоколы об административных нарушениях, налагаются штрафы за несанкционированную торговлю.

Куда сообщать о несанкционированной торговле

В отдельных городах страны уличная торговля полностью запрещена. О том, разрешается ли проводить торговлю на улицах вашего города, можно получить информацию в районном управлении потребительского рынка. Пожаловаться на несанкционированную торговлю можно в районную администрацию города, МВД (Управление либо Отдел экономической безопасности), правоохранительные органы (полицию), налоговую службу.

Жалоба на несанкционированную торговлю может быть также направлена прокурору.

В Москве на несанкционированную торговлю пожаловаться можно в те же органы. Оставить сообщение о несанкционированной торговле в Санкт-Петербурге можно на сайте Администрации http://rgis.spb.ru/map/PromoMapPage.aspx

Adblock
detector