Нарушение права собственности на земельный участок

Земельный кодекс > Глава IX Земельного кодекса. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ > Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения

1. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Комментарии к ст. 60 ЗК РФ

1. Статья раскрывает содержание нескольких способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ, применительно к земельным правоотношениям.

Не раскрыты некоторые из способов, предусмотренных гражданским законодательством, с помощью которых также может осуществляться защита прав на земельные участки: признание сделок недействительными, самозащита права и др. Однако это не означает, что они не могут использоваться при защите земельных прав: ведь согласно п. 3 ст.

3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным или иным специальным законодательством. В качестве действий, нарушающих права на земельный участок, прямо названы два: издание акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекшего нарушение права на земельный участок, и самовольное занятие земельного участка.

Правовые акты признаются недействительными судами общей юрисдикции и арбитражными судами по правилам, установленным процессуальным законодательством (гл. 24, 25 ГПК РФ, гл. 23, 24 АПК РФ). Подведомственность и подсудность споров определяется статьями гл. 3 ГПК РФ, гл. 4 АПК РФ.

Способы и последствия признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших нарушение права на земельный участок, рассматриваются в комментарии к ст. 61 ЗК РФ.

Самовольное занятие земельного участка определяется в ст. 7.1 КоАП РФ в качестве правонарушения, которое помимо самовольного занятия земельного участка признает также незаконным использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Признание границ земельного участка осуществляется путем подписания смежными землепользователями Акта согласования границ земельного участка.

Как правило, если собственник земельного участка готовит документацию для постановки участка на кадастровый учет, он основывается на установленных границах смежных участков. Если же границы смежных участков не установлены (если участки не прошли кадастровый учет или границы участков должны быть уточнены при межевании), устанавливаемые границы согласуются со смежными землепользователями индивидуально либо путем публикации публичного извещения в муниципальных СМИ. Нарушение признанных границ квалифицируется как самовольное занятие земельного участка.

В рамках гражданского процесса самовольное занятие земельного участка может быть пресечено также путем подачи виндикационного иска. Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратится в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).

Удовлетворение виндикационного иска приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права (возврату земельного участка).

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень способов пресечения действий, нарушающих права на землю:

1) признание недействительными актов органов исполнительной власти (см. ст. 61 Кодекса и комментарий к ней);

2) приостановление исполнения неправомерных актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, которое производится соответствующими государственными или муниципальными органами в порядке, установленном законодательством и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, возможность приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления предусмотрена в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 декабря 1995 г.).

В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения (ст. 4 названного Закона);

3) приостановление промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, нарушающих права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, которое может быть применено по решению суда, а в случаях, предусмотренных в федеральных законах, — в административном порядке. Государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют, в частности, право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий. В таких предписаниях могут содержаться, например, положения о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, ведущихся с нарушением права юридических лиц и граждан на землю или создающих угрозу их нарушения.

См. также ст. 71 Кодекса и комментарий к ней.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 34).

Кроме отдельных правовых норм в ряде федеральных законов, регулирующих пресечение нарушения прав граждан или юридических лиц, в ЗК РФ предписано, что порядок приостановления работ, нарушающих права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, должен быть установлен Правительством РФ (подп. 3 п. 2 ст. 60).

К числу мер, направленных на пресечение действий, нарушающих права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, относится восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Возможные меры по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, перечислены в п. 2 ст. 62 и п. п. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ.

Так, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств;

4) восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, см. п. 1 настоящей статьи и комментарий к нему.

Нарушение и защита прав собственника на земельный участок: бесплатная помощь юриста

В ст. 12 ГК РФ перечислены общие способы реализации и защиты гражданских прав, а именно:

  • признание;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения закона;
  • признание оспоримой сделки недействительной;
  • признание решения собрания недействительным;
  • признание нормативного акта государственного органа недействительным;
  • самозащита;
  • принуждение к исполнению обязательства в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • изменение или прекращение правоотношения;
  • запрет применения нормативно-правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, который противоречит закону.

Основным способом защиты является обращение в суд общей юрисдикции, арбитражный либо третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Способы защиты права на земельный участок указаны в гл. 5 ЗК РФ. К ним относятся:

  • признание права собственности на надел (ст. 59 ЗК РФ). Осуществляется в судебном порядке. Лицо, которое считает себя собственником, обращается в суд с соответствующим исковым заявлением, а также предоставляет доказательства того, что имеет право на землю;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права(ст. 60 ЗК РФ). Производится также в судебном порядке, но применяется тогда, когда два и более лиц заключили сделку, предметом которой был надел, и впоследствии между ними возникли споры. В таком случае, как правило, владельцу возвращается его земля, а покупателю — деньги либо иное имущество, которое он передал по сделке;
  • признание недействительным нормативного акта органов государственной власти (ст. 61 ЗК РФ). Применяется в случаях, когда орган государственной власти издает какое-либо постановление относительного конкретного земельного участка, например, о его изъятии для общественных нужд. В таком случае собственник имеет право обжаловать такие действия в суде;
  • возмещение убытков (ст. 62 ЗК РФ). Виновное лицо выплачивает денежную компенсацию.

Обратите внимание! В силу положений ст. 4 ГК РФ гражданское законодательство применяется в том числе и к отношениям, возникающим при использовании земли. Таким образом, способы защиты гражданских прав, изложенные в ст. 12 ГК РФ, вполне могут быть применены и к отношениям, которые регулирует ЗК РФ.

Исковые заявления в данной сфере делятся на две большие группы:

Подается в случае, когда третье лицо осуществляет действия, которые препятствуют собственнику пользоваться своей землей. Например, владелец участка самостоятельно возвел забор как на своем, так и на чужом наделе, из-за чего сосед попросту не может проехать к своей собственности;

Бесплатно : Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.

  • виндикационный иск.

Применяется когда необходимо истребовать имущество из чужого незаконного владения.

Когда происходит нарушение прав собственника на земельный участок?

ЗК РФ четко устанавливает случаи, когда действия, осуществляемые третьими лицам, квалифицируются как нарушение права собственности на землю:

  • использование участка против воли его владельца или с нарушением установленного порядка;
  • принятие государственными органами решений, которые нарушают интересы владельца;
  • загрязнение различным мусором;
  • демонтаж либо повреждение межевых знаков, которые обозначают границы надела;
  • загрязнение либо уничтожение плодородного слоя почвы.

Как защитить свои права?

Способы защиты прав собственника земельного участка можно разделить на две большие группы:

Владелец самостоятельно направляет второй стороне спора письменную претензию с требованием прекратить нарушение. Устанавливается определенный срок для удовлетворения требований. Кроме того, собственник может подать жалобу в органы государственной власти, чтобы они привлекли виновное лицо к ответственности;

Гражданин обращается в суд с иском.

Обратите внимание! Иск о защите прав собственника земельного участка может быть подан только в тот суд, который находится по месту нахождения надела (ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Составляем иск

Форма искового заявления, а также его содержание достаточно жестко регламентированы законодательством. Нарушение данных требований может повлечь либо отказ в рассмотрении иска, либо оставление его без движения.

Требования изложены в ст. 131 ГПК РФ. В соответствии с ними в заявлении должна быть указана следующая информация:

  • наименование суда, в который подается иск;
  • наименование истца и его местонахождение для юридического лица, фамилии, имя, отчество, место проживания для физического лица;
  • наименование ответчика и его местонахождение для юридического лица, фамилии, имя, отчество, место проживания для физического лица;
  • описание конкретных обстоятельств, которые свидетельствуют о нарушении прав собственника земли;
  • доказательства, которые подтверждают нарушение;
  • сведения о соблюдении претензионного порядка рассмотрения спора, если он является обязательным;
  • перечень приложенных к иску документов. Число копий должно соответствовать количеству сторон, принимающих участие в деле;

Обратите внимание! Если исковое заявление подается представителем, то он в обязательном порядке прилагает к исковому заявлению документ, который подтверждает его полномочия, — нотариальную доверенность.

Перед подачей иска необходимо провести мероприятия, которые направлены на сбор доказательств. Это в будущем даст собственнику возможность в суде более обоснованно защитить свою позицию и выиграть дело.

Если вы как владелец земли столкнулись с нарушением ваших интересов, мы рекомендуем обратиться к нашим юристам, чтобы они могли оказать вам правовую помощь. Необходимость обращения к специалистам вызвана тем, что земля, как правило, представляет значительную экономическую ценность, и в случае, если недобросовестные лица совершат ряд сделок по ее перепродаже, то изъять участок у добросовестного приобретателя будет практически невозможно. Записаться на консультацию вы можете по телефону или через форму на сайте.

Случаи нарушения прав собственности на землю

Законодательством четко определены ситуации, которые регламентируются как на нарушение правомочий владельца на землю:

    ;
  • Издание нормативных актов органами власти регионов РФ или муниципалитетами, повлекшие несоблюдение положений земельного законодательства;
  • Замусоривание земельного имущества;
  • Ликвидация знаков на территории, устанавливающих её границы либо содержащих определенную информацию;
  • Загрязнение либо уничтожение плодородного слоя почвы.

При обнаружений таких ситуаций все права владельцев подлежат восстановлению.

Защита своих правомочий на землю

Правовая база России предусматривает различные механизмы, способные защитить частные наделы владельца. К ним относятся:

  1. Признание правомочий на земельный объект в судебном порядке. Решение оформляется в виде постановления суда.
  2. Восстановление прав в состоянии, в котором они находились до совершения нарушения.
  3. Пресечение действий, направленных на несоблюдение правомочий владельца. Производится это в ходе судебного процесса, которым должна признаваться недействительность актов, изданных соответствующими органами власти, в связи с нарушением положений законодательства.
  4. Изъятие земли из противозаконного владения заинтересованных сторон. Решается при подаче негаторного иска. Его представление допустимо, если:
  • Хозяином спорного предмета и заинтересованными субъектами не были документально установлены обязательства в отношении него;
  • В результате противоправных действий не были прекращены субъективные правомочия владельца.

Нарушения прекращаются с подачей иска в суд. Помимо этого, виновником должны устранятся препоны к использованию, которые возникли, за счет собственных средств.

ВНИМАНИЕ! При нанесении собственнику ущерба в ходе несоблюдения его прав они должны быть компенсированы лицами, виновными в совершении нарушения.

Земельные споры рассматриваются в зависимости от спорящих субъектов:

  • В суде общей юрисдикции, когда сторонами являются физические лица;
  • В арбитражном суде, если участниками процесса выступают организации либо индивидуальные предприниматели.

Перед представлением заявления в судебные органы стоит проверить наличие необходимой документации, подтверждающей правомочия собственника на угодья. Помимо этого, необходимо представить обоснования нарушенных прав и доказательства, подтверждающие это.

Случаи изъятия земельных объектов из пользования правонарушителя

Иногда возникают ситуации, когда виновником является сам владелец земельной недвижимости. Это могут быть случаи, когда имущество используется не по назначению или совсем не эксплуатируется на протяжении длительного временного периода. В основном это касается ситуаций, когда владелец имеет земли сельхозназначения.

При этом они могут принудительно изыматься из распоряжения граждан и компаний. Однако они могут не использоваться по стечению обстоятельств, под воздействием внешних факторов, учитывая нестабильность экономики в стране. Причинами могут послужить инфляционные процессы, отсутствие необходимой инфраструктуры в местности расположения, некомфортные климатические условия.

Собственник объекта вправе рассчитывать на изменение его целевого предназначения при наличии грамотного обоснования.

Изъятие земли из частной собственности могут производить надзорные органы, при наличии у них соответствующий полномочий. Для максимальной сохранности земельного имущества, при появлении различных предпосылок лучше сразу стабилизировать ситуацию, обратившись в органы, обладающих охранной компетенцией.

Кроме того, права на земельный объект можно передавать заинтересованным субъектам или государству. В этом случае владелец вправе рассчитывать на компенсацию.

ВАЖНО! Решение об изъятии земли из личного владения может быть обжаловано в суде.

При выявлении собственником нарушений правомочий на землю, даже малейших предпосылок и сомнений в правомерности действий третьих лиц, нужно в срочном порядке принимать все предусмотренные законодательством действия по охране своего недвижимого имущества и своевременно начать подготовку документации в судебные органы.

Некоторые вопросы земельного права

Ответ: Согласно законодательству РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, обременять его, распоряжаться им иным образом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст.

209, ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ – далее ГК РФ).

Основания возникновения прав на земельные участки по Земельному кодексу, согласно ст. 25, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации («Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г. №136-ФЗ – далее ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г.

№137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Следовательно, никто не может лишить гражданина земельного участка, если он уже имеет Свидетельство на право собственности и откажется заниматься перерегистрацией. Право за гражданином сохраняется. Однако у таких земельных участков будет отсутствовать регистрация в Едином государственном реестре недвижимости.

Но существуют случаи, определенные законодательством, когда земельный участок, находящийся в собственности гражданина, может быть изъят. Согласно нормам ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством:

•изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда.

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (ст. 237 ГК РФ);

•отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (ст. 239 ГК РФ):

·земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ);

·земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ)).

А именно: выполнение международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (ст. 49 ЗК РФ);

•реквизиция (ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ) – в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков;

•конфискация (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ) – земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Вышеуказанные случаи изъятия земельных участков распространяются на земельные участки независимо от того, существует ли регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствует.

Кроме того, с 1 января 2018 года вступит в силу запрет на любые виды сделок с земельными участками, которые не имеют официальных границ. На сделки с такой недвижимостью без границ вступает законодательный запрет. Без проведения обязательной процедуры определения границ (межевания) земельного участка собственник не сможет распоряжаться своим земельным участком.

Это значит, что продать, подарить, передать по наследству земельный участок, границы которого не установлены, будет невозможно, независимо от того, имеется или нет свидетельство на право собственности на этот участок.

Отсутствие межевания не повод для лишения права собственности. Если к январю 2018 года у участка не будет четких границ, он выпадает из оборота, это значит, что его владельцы не смогут распоряжаться своей собственностью: завещать, продать, сдать в аренду и т.д. Наследники, вступившие в права наследования, не смогут зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о его местоположении.

Следовательно, внесение в кадастр сведений о границах является гарантией прав собственников, позволяет адекватно начислять налог на имущество и избежать административных штрафов, а также сведет к минимуму возникновение земельных споров.

Поэтому правообладателям земельных участков уже сейчас следует задуматься об определении местоположения границ своих объектов недвижимости во избежание проблем до вступления в силу всех грядущих изменений.

Вопрос: В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, кто должен осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (гражданин или орган местного самоуправления), если границы населенного пункта не закоординированы и не стоят на кадастровом учете?

Ответ: ЗК РФ предусматривает процедуру приобретения земельных участков путем продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Ст. 39.11 ЗК РФ устанавливает подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В данном случае гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Изготовление схемы земельного участка можно поручить кадастровому инженеру, имеющему соответствующий квалификационный аттестат. Далее гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения данного земельного участка.

При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.

Следует отметить, если утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то координаты характерных точек границ земельного участка выдает уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица.

При этом обеспечение выполнения кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка (на основании заявления) осуществляется гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

Вопрос: Земельный участок принадлежит одному человеку. Вид использования – ведение крестьянского фермерского хозяйства. Категория земель – земли с/х назначения. Площадь 32900 кв. м. Можно ли поделить данный земельный участок на несколько участков?

Ответ: Отвечая на данный вопрос, необходимо руководствоваться нормами ЗК РФ и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2017 г.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Собственник земельного участка вправе разделить его на несколько земельных участков. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

При этом следует отметить, что исходный земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, при разделе должен в обязательном порядке являться уточненным и быть поставленным на государственный кадастровый учет.

ОКСАНА ИВАНОВА, ДИРЕКТОР ООО «ЦЕНТР ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА», Т. (4212) 76-27-08

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 5 (175) дата выхода от 19.05.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Adblock
detector