Налогоплательщиками водного налога признаются

1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие
водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных
объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие
Водного кодекса Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 333.8 Налогового кодекса

Сформулированная норма комментируемой статьи отличается от той, что была в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами», в соответствии с которой плательщиками платы за пользование водными объектами признавались организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащее лицензированию.

Данная статья изложена с учетом норм налогового законодательства, в соответствии с которыми участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица. В соответствии со ст. 11 НК РФ в налоговом законодательстве используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, т.е. физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Кроме того, в статье соблюдена норма ВК РФ, предусматривающая, что водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование (ст. 26, 27 и 28 ВК РФ). Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.

Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено ВК РФ, а для осуществления предпринимательской деятельности — только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ. Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.

Отсутствие в статье прямой ссылки на то, что плательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, не значит, что их деятельность, связанная с водопользованием, не облагается водным налогом. Признание кого-либо плательщиком водного налога увязано в гл. 25.2 НК РФ с осуществлением специального и (или) особого водопользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Признание налогоплательщиком водного налога физических лиц не изменяет перечень налогоплательщиков, как это кажется на первый взгляд. На самом деле круг плательщиков водного налога остался прежним, так как уплачивать водный налог должны лишь те граждане, которые используют воду для специальных (особых) целей и имеют на это лицензию. Граждане же получают лицензию только тогда, когда они используют воду для предпринимательской деятельности.

Данный порядок установлен ст. 27 ВК РФ.

Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей получения специальных лицензий на водопользование, не являются плательщиками водного налога.

В соответствии со ст. 86 ВК РФ к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Порядок лицензирования водопользования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии», принятым в развитие норм ВК РФ.

Данным Постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, а также установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, при которых не требуется получение лицензии на водопользование и, соответственно, не возникает обязанность уплаты водного налога.

Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам утвержден Приказом МПР России от 23 октября 1998 г. N 232 и устанавливает перечень устройств и сооружений, использование которых при осуществлении пользования водными объектами позволяет отнести данное водопользование к специальному.

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом МПР России от 19 марта 1998 г. N 11-2-19/55. В соответствии с данным письмом к специальному водопользованию относится пользование водными объектами юридическими или физическими лицами для удовлетворения социальных и лечебно-оздоровительных потребностей населения, а также нужд хозяйственной деятельности с применением различных сооружений, технических средств, устройств и технологий при определенных видах недропользования.

Вместе с тем указанное письмо не устанавливает перечень технических средств, использование которых является обязательным условием признания водопользования специальным. В связи с этим при осуществлении пользования подземными водными объектами следует ориентироваться на перечень специальных приспособлений, утвержденный Приказом МПР России от 23 октября 1998 г. N 232, применяя его с учетом особенностей деятельности, связанной с пользованием подземными водными объектами.

При передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется специальное водопользование, в аренду налогоплательщиками являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.

Согласно п. 5.6.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов.

Указанное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, и находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Водный налог

Порядок исчисления и уплаты водного налога регламентирован гл. 25.2 НК РФ «Водный налог».

Налогоплательщики. В соответствии с и. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ (ВК РФ) существует два основания пользования водными объектами:

  • — договор водопользования;
  • — решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора в соответствии со ст. 20 ВК РФ взимается плата. Решение о предоставлении водного объекта в пользование могут принимать Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые также имеют полномочия по установлению платы за пользование водными объектами.

В соответствии с п. 2 п. 1 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.

Объектом налогообложения водным налогом в соответствии с п. 1 ст. 333.9 признаются виды водопользования:

  • 1) забор воды из водных объектов;
  • 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Статьей 333.9 НК РФ установлен закрытый перечень видов водопользования, не являющихся объектом обложения водным налогом:

  • 1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • 2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • 3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • 4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  • 5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • 6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • 7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • 8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • 9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • 10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • 11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • 12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • 13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • 14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • 15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база. Общие правила формирования налоговой базы по водному налогу установлены ст. 333.10 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду водопользования, по каждому водному объекту, если налогоплательщик, например, осуществляет забор воды из нескольких рек даже при применении одинаковых налоговых ставок.

В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговой базой при заборе воды является объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале учета использования воды. В случае отсутствия указанных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) налоговой базой является площадь предоставленного водного пространства, определяемая по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики (без забора воды) налоговой базой является количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Налоговая база по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях, определяется расчетным путем. Для этого нужно объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период (тыс. куб. м), умножить на расстояние сплава (км) и разделить на 100:

где НБсд — налоговая база по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях;

Vcd — объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период (тыс. куб. м);

S — расстояние сплава (км).

Налоговый период. В соответствии со ст. 333.11 НК РФ налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налоговые ставки, применяемые при исчислении водного налога, установлены ст. 333.12 НК РФ по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

При заборе воды налоговые ставки дифференцированы и установлены в пределах квартальных (годовых) лимитов водопользования.

Ставки налога при заборе воды установлены в рублях за 1 тыс. куб. м. Предусмотрены ставки при заборе воды:

  • — из поверхностных и подземных водных объектов;
  • — из территориальных морей РФ и внутренних морских вод.

При заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов ставки водного налога дифференцированы:

  • — по экономическим районам;
  • — бассейнам рек, озер;
  • — для поверхностных и подземных вод.

При исчислении водного налога ставки умножаются на повышающий коэффициент.

Порядок исчисления налога установлен ст. 333.14 НК РФ.

Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода:

где ВН— сумма водного налога;

НБ — налоговая база;

нс — налоговая ставка.

Сумма налога исчисляется по каждому виду водопользования. Налоговая база формируется для применения разных ставок. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения всех исчисленных сумм налога.

Порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с п. 1 ст. 333.14 НК РФ сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация. Согласно ст. 333.15 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Водный налог: налоговая база, срок сдачи декларации и оплата

Налоговым кодексом РФ предусмотрена плата за пользование водными объектами – водный налог. Он призван обеспечить более экономное использование водных ресурсов России. Далее мы расскажем, в чем состоит суть данного налога, какие объекты им облагаются, а также кто и когда его должен платить.

Плательщики и объект налогообложения

Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.

Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.

Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
  • использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
  • использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).

Не подлежат налогообложению 15 объектов:

  • забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
  • забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
  • забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
  • использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
  • забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
  • использование для охоты и рыболовства;
  • использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
  • использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
  • забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
  • использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
  • заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
  • пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.

Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:

  • при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
  • при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
  • при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.

Также в соответствии с изменениями в Федеральном законе «О скважинах в частном доме» с 2020 года был введен налог на артезианскую скважину для воды. Теперь даже если скважина глубиной свыше 100 метров расположена на территории частного участка, а вода используется только для личных нужд, ее все равно нужно лицензировать.

Налог на колодцы в частном доме и на скважины глубиной до 100 метров платить по-прежнему не нужно, при условии, что вода не используется в коммерческих целях.

Налоговые ставки

Установлены ставки статьей 333.12 Налогового кодекса РФ. Стоимость 1 м3 зависит от объекта налогообложения, экономического района, в котором использовались водные ресурсы, а также от вида водного объекта (море, озеро или река).

Коэффициент, применяемый вместе с основной ставкой для расчета налога, составляет:

  • в 2021 – 2,66;
  • в 2022 – 3,06;
  • в 2023 – 3,52;
  • в 2024 – 4,05;
  • в 2025 – 4,65;

С 2026 года он будет рассчитываться, исходя из коэффициента, который применялся в предшествующем году. Его будут умножать на коэффициент, который будет учитывать фактические изменения потребительских цен на товары и услуги в стране, определяемые федеральным органом исполнительной власти для второго по прядку года, который предшествует году налогового периода.

В случае превышения установленных квартальных лимитов водопользования, налоговая ставка применяется в пятикратном размере с учетом коэффициентов.

Ставка водного налога в 2021 году для населения составляет 186 рублей за 1 000 м3.

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления водного налога достаточно простой. Рассчитать налог можно следующим образом: налоговая база умножается на налоговую ставку, а полученная сумма умножается на установленный в законодательстве коэффициент и разделить на 1000. Для каждого объекта налогообложения сумма налога рассчитывается отдельно.

После этого полученные результаты суммируются. Например, при заборе 200 000 м3 поверхностных вод из реки Волга в Центральном экономическом районе. Коэффициент в 2021 году составляет 2,66.

Налог рассчитывается следующим образом: 200 000*288 рублей*2,66/1 000 = 153 216 рублей.

Обратите внимание, расчет водного налога осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Уплата налога и представления отчётности

Порядок и сроки уплаты водного налога следующие: уплатить сбор необходимо до 20 числа месяца, который следует за окончанием налогового периода. Сумма водного налога рассчитывается за квартал. Оплата осуществляется по месту расположения объекта налогообложения.

Сдают декларацию по водному налогу также по местонахождению объекта налогообложения. Исключения составляют иностранные граждане и крупнейшие налогоплательщики:

  • иностранцы – по месту получения лицензии;
  • крупнейшие налогоплательщики – по месту постановки на учет как крупнейших налогоплательщиков.

Срок сдачи декларации такой же, как и срок уплаты налога.

Есть ли льготы

Законодательством не предусматриваются льготы в рамках данного сбора. Все физические лица, ИП, организации и предприятия, которые используют водные ресурсы РФ, платят водный налог в полном объеме.

Ответственность за налоговые нарушения

Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.

За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.

В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).

Комментарий к Ст. 333.8 НК РФ

Статья 333.8 НК РФ посвящена налогоплательщикам водного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 г., отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Так, согласно ст. ст. 9 — 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т.е.

в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 Водного кодекса РФ за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера.

В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона от 3 июня 2006 г.

N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» ст. 333.8 НК РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Однако следует иметь в виду, что данные положения Водного кодекса РФ и НК РФ относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу Водного кодекса нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании ч. 3 ст.

8 Водного кодекса РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

Согласно ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации; 19) создания искусственных земельных участков.

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) Водный кодекс РФ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Положениями ст. 5 Закона N 73-ФЗ определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.

Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование либо по истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Водопользователи, указанные в ч. 1 ст. 5 Закона N 73-ФЗ и надлежащим образом выполнявшие условия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров, имеют преимущественное перед другими лицами право на получение водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование или на заключение договоров водопользования в соответствии со ст.

15 Водного кодекса РФ, за исключением случаев, если заключение договоров водопользования должно осуществляться по результатам аукциона.

Таким образом, если организация-водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

По окончании срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом РФ.

После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной в п. 2 ст. 333.8 НК РФ, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами (Письмо ФНС России от 24 сентября 2012 г.

N ЕД-4-3/15909@ «О водном налоге»).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 1 ст.

333.8 изменяются. Так, ими предусматривается, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Adblock
detector