Кас решение суда в окончательной форме

1. Решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела.

2. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судьей, а при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение, и приобщена к административному делу.

Комментарий к статье 177 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемая статья закрепляет порядок составления мотивированного решения суда.

По общему правилу решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела, однако по сложным административным делам может быть объявлена только резолютивная часть решения суда.

В последнем случае составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Отметим, что в случаях, установленных Кодексом, отложение составления мотивированного решения невозможно.

Так в соответствии с ч. 4 ст. 227 Кодекса составление мотивированного решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, осуществляется по правилам, установленным ст.

177 настоящего Кодекса. Если по окончании судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), в судебном заседании объявлена только резолютивная часть решения суда, мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.

Согласно ч. 3 ст. 244 Кодекса мотивированное решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел.

Мотивированное решение суда должно быть изготовлено в день принятия решения по следующим категориям административных дел:

— по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 269 Кодекса);

— по делам об административном надзоре (ч. 4 ст. 273 Кодекса);

— по делам о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 279 Кодекса);

— по делам о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 8 ст. 280 Кодекса);

— по делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 285 Кодекса).

Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судьей, а при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе — всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение, и приобщена к административному делу.

Большинство аналогичных положений содержится в ст. 199 ГПК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 Постановления от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснил, что течение месячного срока на подачу апелляционных жалобы, представления, предусмотренного ч. 2 ст.

321 ГПК РФ, начинается согласно ч. 3 ст. 107 и ст.

199 ГПК РФ со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме), и оканчивается согласно ст. 108 ГПК РФ в соответствующее число следующего месяца.

Если составление мотивированного решения суда отложено на определенный срок, который в силу ст. 199 ГПК РФ не должен превышать пять дней со дня окончания разбирательства дела, судья-председательствующий при объявлении резолютивной части решения суда в силу положений ч. 2 ст.

193 ГПК РФ разъясняет лицам, участвующим в деле, их представителям, когда они могут ознакомиться с мотивированным решением суда, что на основании п. 13 ч. 2 ст.

229 ГПК РФ должно быть отражено в протоколе судебного заседания .

Комментарии и консультации юристов по ст 177 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 177 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2512-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Корнилова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Н. Корнилов оспаривает конституционность части 1 статьи 219 «Срок обращения с административным исковым заявлением в суд», частей 2, 3 и 5 статьи 318 «Право на обращение в суд кассационной инстанции», а также пунктов 1 и 2 части 1 и части 4 статьи 323 «Рассмотрение кассационных жалобы, представления» КАС Российской Федерации.

Данные законоположения оспариваются заявителем во взаимосвязи с положениями статей 2 «Законодательство об административном судопроизводстве», 59 «Доказательства», 60 «Относимость доказательств», 61 «Допустимость доказательств», 62 «Обязанность доказывания», 84 «Оценка доказательств», 94 «Последствия пропуска процессуального срока», 95 «Восстановление пропущенного процессуального срока», 182 «Выдача и направление копий решения суда», 226 «Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями», 311 «Судебный акт суда апелляционной инстанции», 320 «Содержание кассационных жалобы, представления» и 321 «Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу» КАС Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, А.Н. Корнилов (бывший военнослужащий) в 2018 году обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица Министерства обороны Российской Федерации. В своем административном исковом заявлении заявитель требовал обязать ответчика изменить дату его зачисления в распоряжение воинского должностного лица.

Вступившим в законную силу решением данного суда заявителю было отказано в удовлетворении его административного искового заявления в связи с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд, который истек в 2010 году.

Ранее определением судьи Верховного Суда Российской Федерации заявителю было отказано в восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы на вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, составляющего шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения. Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации заявителю сообщено об отсутствии оснований для несогласия с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Заявитель полагает, что оспариваемые законоположения во взаимосвязи с иными положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в силу содержащейся в них неопределенности порядка исчисления срока на обращение в суд допускают произвольный отказ суда в удовлетворении административного искового заявления гражданина; не позволяют восстановить пропущенный срок обращения в суд и ограничивают его право на судебную защиту. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 2, 15 (часть 4), 18, 19 (часть 1), 33, 45 (часть 2), 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 49, 50 (часть 2), 54 (часть 2), 55, 56 (часть 3), 118 (части 1 и 3), 120 (часть 1), 123 (часть 3) и 126 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).

Установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку в соответствии с частями 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений: вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 2599-О и от 28 февраля 2017 года N 360-О).

Оспариваемые же заявителем положения главы 35 «Производство в суде кассационной инстанции» КАС Российской Федерации закрепляют право граждан на обращение в суд кассационной инстанции и регулируют процедуру пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Такой пересмотр, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению (определения от 25 октября 2016 года N 2343-О, от 19 декабря 2017 года N 3070-О и др.).

Наличие закрепленного в статье 318 КАС Российской Федерации шестимесячного срока, в пределах которого заинтересованные лица должны принять решение об обращении в суд кассационной инстанции, не может рассматриваться как препятствие для реализации ими права на обжалование в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного акта. Тем более что иными положениями данной статьи установлено право на восстановление данного процессуального срока в случае его пропуска, а также порядок его исчисления и восстановления (части 3 — 5). Следовательно, оспариваемые заявителем положения статей 318 и 323 КАС Российской Федерации устанавливают дополнительные гарантии реализации конституционного права на судебную защиту, направлены на обеспечение правосудности судебных решений, не предполагают произвольного отклонения судом доводов жалобы (представления) и не содержат неопределенности в части порядка исчисления срока на обращение в суд кассационной инстанции.

Таким образом, оспариваемые заявителем положения статей 219, 318 и 323 КАС Российской Федерации как сами по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями данного Кодекса не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корнилова Алексея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Кас решение суда в окончательной форме

РЕШЕНИЕ СУДА.

Принятие решения суда.

Решение принимается именем Российской Федерации при разрешении судом первой инстанции административного дела по существу.

Решение принимается судом в совещательной комнате.

В совещательной комнате при принятии решения суда могут находиться только судья, единолично рассматривающий административное дело, или судьи, входящие в состав суда, рассматривающего административное дело.

В случае рассмотрения административного дела судом в коллегиальном составе совещание судей происходит в порядке, предусмотренном статьей 30 КАС РФ. Судьи не могут разглашать сведения, которые имели место при обсуждении и принятии решения, и иным способом раскрывать тайну совещания судей. При этом изложение судьей особого мнения в порядке, предусмотренном статьей 30 КАС РФ, не может рассматриваться как нарушение тайны совещания судей.

Законность и обоснованность решения суда.

Решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда.

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ.

При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

При принятии решения суд также решает вопросы о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску, о дальнейшей судьбе вещественных доказательств, о распределении судебных расходов и иные возникшие в ходе судебного разбирательства и требующие разрешения вопросы.

Суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения административного дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения.

Изложение решения суда.

Решение суда излагается в письменной форме председательствующим в судебном заседании или одним из судей.

Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им административного дела или всеми судьями при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей.

Содержание решения суда.

Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части решения суда должны быть указаны:

номер административного дела;

дата и место принятия решения суда;

наименование суда, принявшего решение;

сведения о сторонах, других лицах, участвующих в деле, об их представителях, о секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного иска.

Описательная часть решения суда должна содержать изложение требований административного истца, возражений административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны:

обстоятельства административного дела, установленные судом;

доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;

доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства;

нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в части 6. В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятые Верховным Судом Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Если КАС РФ не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать:

выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска;

выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению, на дальнейшую судьбу вещественных доказательств, если этот вопрос не был разрешен до принятия решения суда, на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску, на удовлетворение гражданского иска полностью или в части либо на отказ в его удовлетворении;

иные сведения, подлежащие указанию в соответствии с настоящим Кодексом при разрешении административных дел определенной категории;

указание на распределение судебных расходов;

порядок и срок обжалования решения суда.

Решение суда в пользу нескольких административных истцов или против нескольких административных ответчиков.

В случае принятия решения суда в пользу нескольких административных истцов суд указывает, каким образом подлежат устранению нарушения, допущенные в отношении каждого административного истца.

В случае принятия решения суда против нескольких административных ответчиков суд указывает, каким образом подлежат устранению нарушения, допущенные в отношении административного истца, и кем из административных ответчиков должны быть устранены такие нарушения.

Выдача и направление копий решения суда.

Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или высылаются им не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме, если КАС РФ не предусмотрено иное.

В случаях и сроки, которые предусмотрены КАС РФ, копии решения суда направляются и другим лицам.

Дополнительное решение суда.

До вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если:

по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;

суд, разрешив вопрос о восстановлении нарушенных прав административного истца, не указал соответствующие действия, которые обязан совершить административный ответчик;

судом не разрешен вопрос о судебных расходах.

Дополнительное решение суда или определение суда об отказе в принятии такого решения принимается судом после рассмотрения в судебном заседании вопроса о возможности принятия дополнительного решения суда. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению указанного вопроса.

Дополнительное решение суда или определение суда об отказе в принятии такого решения может быть обжаловано.

Исправление описок, опечаток, явных арифметических ошибок в решении суда.

После объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.

Суд, принявший решение по административному делу, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может исправить допущенные в этом решении описки, опечатки, явные арифметические ошибки независимо от того, вступило ли решение суда в законную силу. Вопрос о внесении исправлений в решение суда рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению вопроса о внесении исправлений в решение суда.

На определение суда о внесении исправлений в решение суда или об отказе во внесении исправлений в решение суда может быть подана частная жалоба.

Adblock
detector