Как рассчитать аренду земельного участка от кадастровой стоимости

Содержание
  1. Правовое регулирование
  2. За какие земли арендная плата рассчитывается в соответствии с КС?
  3. Как рассчитать?
  4. Формулы вычисления: пошаговая инструкция
  5. Как узнать размер арендной платы за ЗУ государственной собственности?
  6. Если ЗУ находится в частной собственности
  7. Плюсы и минусы использования данного способа вычисления
  8. Арендная плата за землю
  9. Расчет арендной платы за земельный участок
  10. Что такое кадастровая стоимость и как влияет на цену аренды?
  11. Как правильно рассчитать арендную плату
  12. Как рассчитать аренду при заключении договора с частным лицом
  13. Практические особенности, на которые нужно обратить внимание
  14. Преимущества и недостатки такого метода расчёта арендной платы
  15. Правовое регулирование аренды земель, стоящих на учете
  16. Какие земли упоминаются в ПП РФ?
  17. Данные для расчета
  18. Как подсчитать самостоятельно?
  19. Корректирующий коэффициент
  20. Годовой подсчет
  21. Для частных лиц и организаций
  22. Плюсы и минусы способа
  23. Что такое кадастровая стоимость и как она определяется
  24. Данные для расчёта
  25. Как рассчитать самостоятельно
  26. Годовой подсчёт
  27. На базе рыночной ставки
  28. Нормативная стоимость
  29. В чём разница между кадастровой и рыночной стоимостью

Не всегда есть возможность приобрести участок земли, а порой это нецелесообразно —порой гораздо выгоднее просто арендовать территорию. Необходимость взять в аренду земельный участок как для личного пользования, так и при ведении коммерческой деятельности может возникнуть в любой момент, поэтому важно знать принципы правового регулирования аренды земель.

Рассмотрим особенности расчёта арендной платы за участок от его кадастровой стоимости более подробно.

Правовое регулирование

Собираясь арендовать землю, стоящую на учёте, следует изучить соответствующие статьи Земельного кодекса РФ.

В данных нормативных документах перечислены основные положения Земельного кодекса, касающиеся аренды территорий, такие как:

  1. Сумма платы за аренду должна быть определена и прописана в соглашении.
  2. Территории, ранее изъятые из обращения, не могут быть сданы в аренду.
  3. Арендатор вправе передать участок в субаренду.

Данные о кадастровой стоимости (КС) участков можно получить через отделения Росреестра (в том числе и с помощью официального сайта организации) и МФЦ, а также заказав выписку из ЕГНР (как получить выписку из ЕГРН и каковы форма и содержание документа?).

Стоимость ренты зависит от того, какую ценность представляет территория для государства и в каких целях будущий арендатор планирует её использовать. Например, арендная плата за ЗУ, предназначенный для ведения сельского хозяйства будет существенно ниже, чем цена за землю под строительство завода или иного промышленного объекта.

Действующее законодательство защищает как арендаторов, так и арендодателей: если какие-либо положения арендного договора нарушают права вышеуказанных лиц, либо при заключении договора были нарушены правила, заинтересованные лица могут оспорить соглашение в суде.

За какие земли арендная плата рассчитывается в соответствии с КС?

  • Расчёт арендной платы за территорию в соответствии с его кадастровой стоимостью производится в том случае, если земля является государственной собственностью.
  • Кроме того, кадастровая стоимость земли учитывается и при расчёте арендной платы за участки, которые были предоставлены арендатору без проведения торгов.

Особая процентная ставка у земель сельскохозяйственного назначения — такие участки арендуются с оплатой 0,3 % от кадастровой стоимости.

Как рассчитать?

Арендная плата за участок, принадлежащий государству и муниципальным властям, рассчитывается исходя из кадастровой стоимости территории. Кроме того, следует учитывать размер корректирующего коэффициента (КК).

В соответствии с КК, арендная плата может составлять определённый процент от кадастровой стоимости участка. Вкратце рассмотрим возможные размеры КК:

  • 0,01 % — если лицо либо организация имеет некие налоговые льготы и привилегии, то будет применён данный КК. Кроме того, он применяется и к территориям, изъятым из оборота, но допущенным к передаче в аренду. К таким участкам могут быть отнесены и загрязнённые, и заражённые территории.
  • 0,6% — если арендатор планирует использовать территорию в целях ведения сельского хозяйства либо личного подсобного хозяйства, а также крестьянско-фермерской деятельности, то к нему применяется данный КК.
  • 1% — этот коэффициент применяется в том случае, если территория была арендована в целях реализации концессионного договора.
  • 1,5% — если договор аренды был заключён на основании п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ.
  • 2% — самый большой корректирующий коэффициент применяется к арендаторам, планирующим проведение работ, затрагивающих использование недр.

Таким образом, для того, чтобы рассчитать оплату за аренду участка, нужно учитывать две составляющие:

  1. Кадастровую стоимость территории.
  2. Корректирующий коэффициент (от 0,01% до 2%).

Так как самостоятельные расчёты размера арендной платы за ЗУ зачастую влекут за собой множество ошибок, которые в итоге негативно сказываются на результате расчётов, следует учитывать основные нюансы подсчёта:

    происходит ежегодно. Согласно оценкам экспертов, с каждым годом она увеличивается на 5%. — это разные показатели, которые редко совпадают. Рыночную цену ЗУ определяет независимая экспертиза.
  • При расчёте кадастровой стоимости оценщики не учитывают находящиеся на территории ЗУ постройки, которые могут как улучшить участок, так и ухудшить его.

Размер арендной платы исходя из её кадастровой цены, определяется на основании следующих показателей:

  • вид разрешённого использования территории и категория земель;
  • экономическая целесообразность использования ЗУ;
  • предполагаемая выручка от сдачи в аренду ЗУ;
  • недопущение ухудшения финансового состояния лиц, планирующих арендовать участок.

Кроме того, если арендатор планирует снять территорию у государства или муниципалитета, он может рассчитывать на определенную налоговую поддержку: размер ренты в таком случае не может превышать сумму, уплачиваемую за земельный налог.

Если же лицо было ранее освобождено от уплаты земельного налога, местные власти вправе снизить или освободить его от арендной платы — данный аспект остается на усмотрение органов местного самоуправления, которые обязаны действовать на основании федеральных законов и Земельного кодекса РФ и не имеют права самостоятельно определять размер корректирующих коэффициентов.

В статье ниже рассмотрим формулы расчета итоговой стоимости аренды земельных территорий.

Формулы вычисления: пошаговая инструкция

В зависимости от того, кому принадлежит земельный участок (находится ли он в государственной и муниципальной собственности либо принадлежит частному лицу) применяются разные формулы расчета. Ниже рассмотрим оба варианта более детально.

Как узнать размер арендной платы за ЗУ государственной собственности?

Формула расчёта аренды за государственные земли элементарна:

Приведем пример: допустим, арендатор планирует организовать овощную ферму на ЗУ. Для начала ему следует узнать кадастровую стоимость надела. В нашем случае она составляет 2 миллиона рублей.

Корректирующий коэффициент составит 0,6 %, так как арендатор собирается вести сельскохозяйственную деятельность. Умножаем: 2.000.000* 0,6% = 12.000 рублей. Эта сумма и будет арендной платой за ЗУ.

Если же арендатор планирует вести недрозатрагивающие работы на участке, ему придется использовать коэффициент в 2%, и стоимость ренты увеличится: снова умножаем 2.000.000 * 2% = 40.000 рублей. Таким образом, размер арендной платы коррелируется в зависимости от кадастровой стоимости и корректирующего коэффициента.

Если ЗУ находится в частной собственности

Как мы и говорили выше, для расчета арендной платы за участки, принадлежащие частным лицам и организациям, применяется другая формула, а именно:

Рыночная цена ЗУ определяется независимой экспертизой, которая должна быть проведена не ранее, чем за 6 месяцев до дня сдачи ЗУ в аренду, а ставка рефинансирования устанавливается Центробанком РФ в начале года, в ходе которого заключается договор аренды.

Попробуем рассчитать плату за аренду ЗУ, принадлежащего частному лицу. Допустим, предприниматель собирается арендовать определенную территорию у частника. Рыночная цена участка, согласно проведенной независимой экспертизе, составила 1 миллион рублей. Ставка рефинансирования ЦБ — 8%.

Считаем по формуле: 1.000.000 * 8% = 80.000 рублей. Именно такую сумму предприниматель должен будет оплачивать в качестве арендной платы.

Плюсы и минусы использования данного способа вычисления

Главным плюсом использования формул при расчете является их простота и доступность данных: достаточно знать, какой корректирующий коэффициент применяется в отношении данного участка, а также кадастровую и рыночную стоимость земли.

Основной минус заключается в том, что кадастровая стоимость регулярно меняется, а чтобы узнать рыночную цену территории придется обращаться к платной независимой экспертизе. Кроме того, зачастую владельцам земли приходится оспаривать кадастровую стоимость своих участков с местными органами власти.

Арендаторы, в свою очередь, могут столкнуться с завышенной кадастровой ценой: в этом случае следует обговорить с владельцем территории порядок перерасчета. Если же соглашения достигнуть не удалось, арендаторам придется оспаривать переплату в судебном порядке.

Таким образом, планируя арендовать ЗУ, следует знать корректирующий коэффициент, которым будет пользоваться собственник территории, а также кадастровую стоимость территории (где можно узнать кадастровую стоимость и как это сделать по кадастровому номеру?). При заключении соглашения арендодателю следует заранее уточнить, пользуется ли арендатор налоговыми льготами, так как это скажется на размере платы за земельный надел.

Расчет цены за аренду участка производится в зависимости от того, кто является владельцем территории: частное лицо, организация либо муниципальные власти и государство.

Учитывается также и целевое назначение участка, так как территории, предназначенные для промышленного строительства оцениваются государством и муниципалитетом дороже, чем земли с/х назначения. Учитываются и другие факторы:

  • представляет ли данная территория историческую ценность;
  • есть ли на ней ценные архитектурные сооружения и т.д.

Кроме того, есть территории, которые не подлежат передаче в аренду, поэтому перед тем, как заключить договор, следует получить как можно больше информации об участке.

Арендная плата за землю

Кадастровая стоимость всего арендуемого земельного участка, которая берется с кадастрового паспорта. Кадастровый паспорт находится на руках арендатора земельного участка.

ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка (в процентах). Ставка арендной платы определена Законом Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО.

0,07 процента — в отношении земельных участков общего пользования, не используемых для осуществления предпринимательской деятельности

0,3 процента — в отношении земельных участков:

а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

в) предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства;

г) предназначенных для размещения объектов туристско-рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;

д) предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства;

е) предоставленных на период строительства;

ж) предназначенных для эксплуатации гаражей граждан и их объединений;

з) предоставленных для эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для хранения (стоянки) автомобилей и других мототранспортных средств;

0,5 процента — в отношении земельных участков:

а) на которых расположены объекты незавершенного строительства, в случае предоставления таких земельных участков для завершения строительства указанных объектов в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39-6 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства;

б) решение о предоставлении которых для строительства было принято на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта в случае, если на таких участках расположены объекты незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства;

1,5 процента — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов бытового обслуживания;

3 процента — в отношении земельных участков:

а) предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц;

б) предназначенных для размещения административных и офисных зданий;

2 процента — в отношении земельных участков:

а) предназначенных для размещения зданий, строений, сооружений промышленности, в том числе для размещения административных, офисных, производственных зданий, строений, сооружений, а также зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

а-1) предоставленных для разработки недр (карьеров) и (или) нарушенных при пользовании недрами и подлежащих рекультивации;

б) иных земельных участков

Коэффициент устанавливается в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости

2,20 Сельскохозяйственное использование

1,66 Много- и средне этажная жилая застройка

2,00 Общественное использование объектов капитального строительства

3,00 Производственная деятельность

20,00 Охрана природных территорий и благоустройство территории

1,00 Малоэтажная жилая застройка (за исключением земельных участков, указанных в пункте 9)

1,35 Земельные участки, предоставленные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

6,90 Иное использование

Коэффициент устанавливается в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района

1,0 На территории населенного пункта

10,0 За пределами территории населенного пункта

Коэффициент устанавливается в зависимости от категории арендатора

1,0 Общероссийские общественные организации инвалидов, в том числе территориальные (структурные) подразделения таких организаций, являющихся юридическими лицами, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также союзы таких общероссийских общественных организаций инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности

1,0 Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в пункте 1 настоящего Приложения юридических лиц, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержденному Правительством Российской Федерации), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)

1,0 Организации, единственными собственниками имущества которых являются указанные в пункте 1 настоящего Приложения юридические лица, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям

1,0 Субъекты народных художественных промыслов, субъекты ремесленной деятельности — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предоставленных им для осуществления деятельности по проектированию, строительству и реконструкции объектов, полностью финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы

1,0 Религиозные организации — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления религиозной деятельности

0,5 Организации, осуществляющие туристско-рекреационную, лечебно-оздоровительную деятельность, — в отношении земельных участков, используемых ими для указанной деятельности

1,0 Организации, осуществляющие деятельность по оздоровлению и отдыху детей, — в отношении земельных участков, используемых ими для указанной деятельности

0,001 Организации, осуществляющие гражданские и военные захоронения, — в отношении земельных участков кладбищ

1,0 Организации — в отношении земельных участков, предоставленных им для нужд аэродромов

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта

0,5 Граждане — в отношении земельных участков, предоставленных им для строительства индивидуальных жилых домов в первые три года с даты заключения договора аренды земельного участка

0,5 Граждане — в отношении земельных участков, предоставленных им для строительства индивидуальных жилых домов в четвертый и последующие годы с даты заключения договора аренды земельного участка

0,5 Граждане — в отношении земельных участков, предоставленных им для эксплуатации индивидуальных жилых домов

0,069 Гаражно-строительные кооперативы и граждане, владеющие гаражами, — в отношении земельных участков, предоставленных им для эксплуатации гаражей

0,5 Гаражно-строительные кооперативы — в отношении земельных участков, предоставленных им для строительства индивидуальных гаражей, не предназначенных для коммерческого использования

0,5 Граждане, владеющие овощехранилищами, голубятнями, — в отношении земельных участков, предоставленных им для эксплуатации овощехранилищ, голубятен

0,5 Садоводческие, огороднические некоммерческие организации — в отношении земельных участков, предоставленных им для садоводства, огородничества, эксплуатации овощехранилищ

0,5 Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, животноводство, — в отношении земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства

1,0 Органы судебной системы — в отношении земельных участков, предоставленных им для непосредственного выполнения возложенных на них функций

1,0 Некоммерческие организации территориального общественного самоуправления — в отношении земельных участков, предоставленных им для размещения детских и спортивных площадок

0,5 Организации, осуществляющие рекультивацию земель, — в отношении земельных участков, нарушенных при добыче полезных ископаемых

1,0 Организации, осуществляющие деятельность по использованию отходов потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации и производящие продукцию из переработанных этими же организациями отходов потребления, — в отношении земельных участков, предоставленных им для производства продукции из отходов потребления и для хранения отходов, находящихся в их собственности и полностью перерабатываемых указанными организациями

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, — в отношении земельных участков, предоставленных им для размещения и обезвреживания отходов производства и потребления

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предоставленных им для оказания услуг пассажирского транспорта общего пользования (за исключением такси)

1,0 Субъекты малого и среднего предпринимательства — в отношении земельных участков, предоставленных им для осуществления предпринимательской деятельности

0,41 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предоставленных им для эксплуатации гидротехнических сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов

1,0 Граждане — в отношении земельных участков, предоставленных им для сенокошения и выпаса скота

1,0 Арендаторы — в отношении земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий, которые не находились в безвозмездном пользовании или в аренде в течение трех и более лет до даты заключения договора аренды земельного участка, в первый год аренды таких земельных участков

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов образования и науки

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов здравоохранения

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов социального обеспечения

1,0 Арендаторы — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов культуры и искусства

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по организации питания обучающихся в образовательных организациях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления указанной деятельности

1,0 Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Челябинской области (моногородов), — в отношении земельных участков, предоставленных им для реализации инвестиционных проектов в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

1,0 Организации и индивидуальные предприниматели — в отношении земельных участков, предоставленных им для строительства и (или) эксплуатации автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом

Размер арендной платы, расчёт возможен только после указания всех исходных параметров.
Подробно о порядке расчета

Размер годовой арендной платы определяется по формуле:

Расчет будет произведен после указания всех коэффициентов и исходных данных.

Для выбора коэффициента из справочника, или указания значения, воспользутесь соответствующими сылками в таблице.

Расчет арендной платы за земельный участок

Получить земельный надел в аренду может быть достаточно выгодно, если его собственником является муниципальный орган или государство. Но если при заключении сделки с частным лицом для определения стоимости стороны могут руководствоваться собственной волей и договорённостями, то рассчитать стоимость аренды земельного участка при заключении договора с муниципалитетом нужно по правилам, установленным законодательством.

Если же речь идёт об аренде с частником, будь то организация или физическое лицо, цена аренды будет зависеть от рыночной стоимости и договорённости между сторонами. Стороны вправе привязать её к кадастровым показателям, но не обязаны делать этого.

Что такое кадастровая стоимость и как влияет на цену аренды?

Взять земельный надел у государства или муниципалитета можно при разных обстоятельствах. Земля может быть предоставлена по результатам аукциона, договор может быть заключен напрямую. В каждом случае на размер арендной платы будет влиять кадастровая оценка участка.

Кадастровая стоимость – это цена надела, определяемая в результате оценки участка государством. Для расчёта параметра в первую очередь используется назначение участка. То есть, говоря простым языком, кадастровая оценка – это цена, которую установило государство.

При определении кадастровой стоимости используются следующие данные:

  • назначение участка, например, земли для ЛПХ будут оцениваться иначе, чем промышленные;
  • размер, то есть площадь земельного надела;
  • расположение. При определении цены будет учитываться, находится ли надел в центре города или за его пределами, но более подробные особенности расположения могут быть не учтены вовсе, например, не всегда учитывается, есть ли рядом транспорт и как далеко от средств коммуникации;
  • наличие строений.

При аренде государственных земель обязательно учитывается расценка, определённая кадастром. Закон определяет процент от кадастровой стоимости, который и будет считаться суммой арендной платы.

Как правильно рассчитать арендную плату

По общему правилу, арендная плата при аренде земель, принадлежащих государственному и муниципальному фонду, рассчитывается на основании кадастровой стоимости. Данный порядок используется, если участок не передаётся по результатам торгов. Однако в торгах кадастровая стоимость берётся в расчёт для определения первоначальной арендной платы.

Она будет составлять некоторый процент от кадастровой стоимости, но точный коэффициент, который используется для расчета аренды зависит от типа участка:

  • 0,01% , если земли были изъяты из оборота, но при этом могут быть переданы в аренду. Это выгодно государству, так как самостоятельно использовать такие земельные наделы достаточно проблематично ввиду их фактического состояния, а частный инвестор может попытаться восстановить их или изменить назначение и найти иное применение. Однако не все земли передаются в таком случае. Например, если имеет химическое отравление или радиационное заражение, то передача частным лицам невозможна. Также данная ставка применима, если гражданин или организация имеют определённые налоговые льготы;
  • 0,6% , если участок будет использоваться гражданином для ведения личного подсобного хозяйства или ведения сельского хозяйства, в том числе для организации различных кооперативов;
  • 1% , если речь идёт о реализации заключенного ранее концессионного соглашения, то есть земельный надел передаётся для реализации каких-то коммерческих контрактов;
  • 1,5% , если договор заключается в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 ЗК РФ. Например, если речь идёт о развитии застроенной территории, о предоставлении гражданину участка, когда он имеет право на первоочерёдное приобретение надела, если земля передаётся организации для строительства стандартного жилья и так далее;
  • 2% , если участок применяется для разработки недр. Повышенная, в данном случае, ставка объясняется важностью природных ресурсов и их потенциальной высокой ценой.

Размер будет определяться по годам, по специальной формуле:

Арендная плата за год = кадастровая стоимость * установленный законом коэффициент в процентах

В итоге цена аренды рассчитывается за каждый календарный год, далее, если кадастровая цена меняется, то пересматривается и арендная стоимость. Данный момент обычно указывается в договоре.

Как рассчитать аренду при заключении договора с частным лицом

Чаще всего, когда речь идёт о заключении договора с гражданином или организацией, стороны сами договариваются об арендной плате. В итоге цена может быть абсолютно любой. Но законодатель всё-таки предлагает к использованию определённый порядок.

Так, имеется формула, которая чаще всего используется, когда других вариантов для расчета аренды у частного лица не нашлось. Например, в договоре отсутствует размер платы и обязательство не выполняется добровольно. Можно использовать формулу при подаче иска в суд или направлении претензии.

Выглядит она следующим образом:

Размер платы = рыночная цена участка, установленная на основании экспертной оценки * ставку рефинансирования

Формула определяет цену за календарный год, месячную стоимость можно получить на основании простых математических расчётов.

На практике аренда редко рассчитывается именно таким образом. Граждане и организации стараются исходить из рыночных реалий, так как они могут существенно отличаться.

Практические особенности, на которые нужно обратить внимание

Определение кадастровой стоимости и, соответственно, размера арендной платы, производится по строго установленным правилам. Но на некоторые моменты нужно обратить дополнительное внимание:

  1. размер кадастровой стоимости повышается на 5,2% каждый год, соответственно, может измениться и сумма за аренду;
  2. кадастровая стоимость часто существенно отличается от рыночной. Она часто и не в полной мере учитывает расположение, состояние участка, а также вовсе не отражает расположение относительно важных объектов, например, наличие рядом инфраструктуры и иные моменты. Обычно кадастровая цена ниже рыночной, но бывают и обратные ситуации;
  3. получить информацию можно, обратившись в кадастровую палату.

Если собственник считает, что кадастровая стоимость завышена, он может попытаться оспорить её в судебном порядке. Но перед этим нужно проанализировать все факторы и желательно проконсультироваться с юристом и кадастровым специалистом.

Преимущества и недостатки такого метода расчёта арендной платы

На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.

Муниципалитет имеет хороший источник дохода от сдачи участков в аренду, соответственно, ему выгоден и перерасчёт кадастровой цены. То есть позиция меняется в зависимости от стороны, то есть арендодателя.

Сам порядок определения размера арендной платы на основании стоимости представляется достаточно удобным и исключает множество противоречий. Цена сразу определена, не нужно проводить дополнительные переговоры, искать компромисс между позицией сторон.

Получается, что порядок имеет как реальные преимущества, так и некоторые недостатки, связанные, в первую очередь, с возможностью изменения размера платы, вносимой за пользование.

Правовое регулирование аренды земель, стоящих на учете

Ежегодная плата является одним из основных условий договоров аренды. Земельный кодекс (ЗК РФ) в настоящее время регулирует все отношения арендаторов и арендодателей. Это основной российский нормативный акт, который регулирует вопросы права в отношении земли.

Земельный кодекс России был принят в 2001 году, поправки в него вносятся до сих пор. Он рассматривает землю как объект недвижимого имущества. А также — как объект права собственности и других прав (например, аренды).

Это значит, что, в отличие от предыдущих лет земля может иметь не только статус государственной, но и частной собственности. Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки (ЗУ), за исключением указанных в ст. 27, могут сдаваться в аренду.

Основные положения статьи, которые касаются аренды земли:

  • размер платы за аренду определяется договором;
  • арендатор имеет право передать землю в субаренду;
  • земли, изъятые из обращения, не могут быть переданы в аренду.

Для расчета используется принцип соответствия каждого земельного участка определенному коэффициенту.

Коэффициенты перечислены в Постановлении Правительства России №582 «О принципах определения арендной платы». Постановление было принято в 2009 году, изменения вносились вплоть до 2017 года. В этом нормативном акте изложены принципы определения арендной платы.

Земельный кодекс подтверждает право Правительства РФ на принятие решений такого масштаба (статья 39.7).

Напомним, что земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных и региональных законов, а также постановлений, принимаемых Правительством РФ при изменениях экономической ситуации в стране.

Какие земли упоминаются в ПП РФ?

Чаще всего на рынке аренды земельных участков плата считается, исходя из кадастровой стоимости в том случае, когда земля принадлежит государству или муниципалитету.

Также считается плата за участки, предоставленные без торгов.

У частных собственников арендная плата рассчитывается по-другому.

Основным документом, регулирующим ее размер, является договор.

Но есть и исключения.

Кадастровая стоимость — количественное (денежное) выражение стоимости земельного участка, которая определена государством в лице оценщиков.

В эту величину закладываются несколько факторов. Их учитывают эксперты. В настоящее время кадастровая стоимость полнее отражает реальное положение дел и становится ближе к рыночной стоимости.

Как узнать арендную плату за землю по кадастровому номеру? В настоящее время сведения о кадастровой стоимости можно почерпнуть в следующих источниках:

    ;
  • в офисах местных отделений Росреестра;
  • на официальном сайте Росреестра;
  • через МФЦ.

Кадастровая стоимость может ежегодно обновляться. Величина арендной платы вычисляется на основе содержащейся в базе данных величины. То есть арендная плата будет целиком и полностью зависеть от государственных интересов.

Если частный собственник включил свой земельный участок в муниципальный арендный фонд, чтобы иметь возможность сдавать свою недвижимость через него, то в этом случае и размер арендной платы также рассчитывается от кадастровой стоимости.

В противном случае арендодатель рассчитывает плату за землю, исходя из рыночных реалий.

Данные для расчета

Для того, чтобы арендодателю или арендатору самостоятельно подсчитать предстоящую плату за аренду земли, нужно знать две составляющие:

  • кадастровая стоимость;
  • коэффициент.

Корректирующий коэффициент зависит от нескольких обстоятельств.

Во-первых, от того, кто является землепользователем, а во-вторых, от того, какие цели преследует арендатор.

Получая землю по договору аренды, арендатор может поставить на участке магазин для розничной торговли, а может использовать его для субаренды.

Каждый способ использования предполагает определенную прибыль для ее арендатора.

К примеру, нельзя сравнить прибыль от использования земли под торговый центр и под посадку овощей. Поэтому специальный коэффициент нивелирует эту разницу. И делает выгодной аренду как для сельхозпроизводителя, так и для промышленного магната.

Как подсчитать самостоятельно?

Арендная плата, базируясь на кадастровой стоимости, определяется, исходя из следующих категорий:

  • экономическая целесообразность; земель и ВРИ (вид разрешенного использования);
  • недопущение ухудшения экономического состояния арендаторов;
  • предполагаемая доходность земельного участка.

К тому же при сдаче земельных участков в аренду учитывается необходимость содействия государства социально-значимых видов деятельности.

Для этого устанавливается арендная плата, которая не превышает земельный налог.

Тем категориям граждан, которые освобождены от земельного налога, предполагается снизить или освободить от арендной платы.

Органы местного самоуправления принимают решение по определению арендной платы.

Они действуют только в рамках федеральных законов и не должны самочинно устанавливать корректирующие коэффициенты.

В противном случае они ограничивают интересы и права арендаторов.

Корректирующий коэффициент

В Постановлении Правительства отдельным пунктом выделены правила, согласно которым определяется порядок расчета арендной платы.

Согласно 3 пункту важной составляющей расчета является корректирующий коэффициент (КК), который может составить от 0,01 до 2 процентов от кадастровой стоимости.

В отношении разных участков эти данные составляют:

  1. Если физическое или юридическое лицо освобождено от уплаты земельного налога согласно налоговому законодательству, то КК составляет 0,01%.
  2. Физическое лицо, имеющее право на уменьшение налоговой базы, платит арендную плату с КК 0,01%. При этом в результате уменьшения налоговая база приравнивается к нулю.
  3. Корректирующий коэффициент равен 0,01% при расчете для физического лица, которому по закону положено уменьшение налоговой базы. Эта ставка устанавливается тогда, когда налоговая база больше размера налогового вычета.
  4. КК равняется 0,01%, когда речь идет об аренде земель, выведенных из оборота, но согласно закону передан в аренду.
  5. КК равен 0,01 процента, если участок загрязнен радиоактивными отходами и другими вредными веществами.
  6. Такой же коэффициент предусмотрен для земельных участков, если они переданы для размещения Посольства и Консульства иностранных государств.
  7. КК равен 0,6 процента в случае, если участок предоставлен гражданину для строительства ИЖС, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, выпаса с/х животных и сенокоса.
  8. Коэффициент равен 0,6% в случае предоставления участка в аренду фермерскому хозяйству.
  9. Такой же КК предусмотрен для тех, кто берет землю с целью осуществления любой сельскохозяйственной деятельности.
  10. КК равен 1,5%, если арендатором является:
    • лицо, которое имеет право на предоставление бесплатного земельного участка;
    • лицо, заключивший с органами местного самоуправления договор на развитие территории;
    • у кого есть право на внеочередное получение земельных участков;
    • юридическое лицо, с которым заключен договор о строительстве жилья.
  11. Корректирующий коэффициент равен 2 процентам при проведении арендатором работ, связанных с использованием недр.

Вычисляемая стоимость аренды не должна превышать сумм, которые получаются, исходя из этих данных.

Годовой подсчет

Формула расчета очень проста. Она базируется на кадастровой стоимости.

Годовая плата считается по формуле: Ар = КС х КК, где:

  • Ар — арендная плата за год;
  • КС — кадастровая стоимость земельного участка;
  • КК — корректирующий коэффициент.

Например, фермеру нужно рассчитать предстоящую арендную плату за земельный участок. На этом участке он предполагает разводить свиней и организовать сенокос и выращивание овощей.

Полная кадастровая стоимость участка, куда вошли площадь, ВРИ и категория, рельеф, расположение, удаленность от города, равна 2 миллионам рублей. КК — 0,6%. Перемножаем эти два значения: 2 000 000 х 0,6% = 12 000

Получаем 12 тысяч рублей.

Для частных лиц и организаций

Формула расчета для физических и юридических лиц ничем не отличается друг от друга.

Как правило в расчет принимается деятельность компании и его предполагаемая прибыль, а не форма.

Расчет формулы производится по правилам, указанных в земельном законодательстве.

Они зависят от того, какой деятельностью будет заниматься частное лицо или организация, то есть — от корректирующего коэффициента.

Плюсы и минусы способа

Основным плюсом этого способа расчета является его простота. Достаточно знать свой коэффициент и несложно будет узнать годовую арендную плату.

Сложность чаще всего заключается в том, что кадастровая стоимость оценивается раз в 3-5 лет и может существенно измениться.

Кадастровая оценка составляет сложность прежде всего для региональных подразделений федеральных органов. Но, в целом, отчисления от аренды в бюджет покрывают такие расходы.

Что такое кадастровая стоимость и как она определяется

Кадастровая стоимость участка выражается в денежном значении. Сумма определяется в ходе проведения государственной оценки по его целевому предназначению. Эти данные берутся из базы росреестра. У каждого надела есть идентификационный кадастровый номер, который присваивается в ходе выполнения работ кадастровым инженером.

Чтобы в общей базе данных не было участков с одинаковыми номерами, все территории было принято подразделять на районы, округа и кварталы. Стоимость по кадастру определяется путём оценки общей площади, месторасположения, имеющихся капитальных строений на участке. Эта обязанность возложена на государственные или местные органы.

Им приходится руководствоваться земельным кодексом и установленными актами, которые регулируют правила определения стоимости земли по кадастру.

Данные для расчёта

Чтобы самостоятельно произвести подсчёт арендных платежей, необходимо знать коэффициент и кадастровую ставку.

Корректирующий коэффициент зависит от того, кто является собственником, и с какой целью потенциальный арендатор планирует использовать землю. Получая надел во временное пользование, землепользователь может заниматься розничной торговлей или передать участок в поднаём. Какой бы не был использован способ, необходимо предварительно произвести подсчёт прибыли для арендатора.

Поскольку невозможно сравнить, какую прибыль извлечёт арендатор, если будет использовать надел для торговли или посадки сх культур, применяется корректирующий коэффициент. Он нивелирует эту разницу, поэтому аренда выгодна, как для сх производителя, так и для промышленного делопроизводства.

Как рассчитать самостоятельно

Плата за аренду будет зависеть от следующих показателей: вид разрешённого использования, категории, экономической целесообразности, предполагаемой доходности. Арендные платежи не должны превышать налог по земельному кодексу. Если гражданину положены льготы, его либо освободят от арендной платы, либо снизят ставку.

Решение принимается местной администрацией. Для этого должны руководствоваться федеральными статьями, а не сами устанавливать стоимость аренды.

Если местная администрация нарушит этот закон, это скажется на правах арендатора. Отстоять свои интересы можно в суде. Но чтобы не допускать развитие ситуации до последней точки, необходимо проконсультироваться с компетентным специалистом.

Годовой подсчёт

Здесь также предусмотрена формула для удобного подсчёта. Вот как ею следует воспользоваться:

Ар (арендная плата за 12 месяцев) = КС (кадастровая стоимость) х КК (корректирующий коэффициент).

Допустим, арендатор хочет арендовать участок для фермерского хозяйства. Также он будет выращивать овощи, косить сено, разводить скот и заниматься другими делами. Полная КС (в неё входит площадь участка, вид допустимого использования, месторасположение, удалённость от города), будет = 2 000 000 рублей.

Коэффициент составит = 0,6%. Последние 2 значения необходимо умножить. В итоге размер оплаты составит 12 тысяч рублей.

На базе рыночной ставки

В этом случае будет использоваться другая формула:

А (арендная плата)=Ц (рыночная ставка)*% (ставка рефинансирования ЦБ).

Рыночная оценка может быть выше кадастрового показателя. Это связано с тем, что при анализировании во внимание берутся субъективные факторы. При подсчёте используется действующая ставка Центрального Банка при подписании договорного акта.

Если субъект берёт участок в аренду у государства, он не сможет воспользоваться льготами. Надел и так ему будет предоставлен с учётом льготной программы.

Нормативная стоимость

Она должна ежегодно контролироваться местной администрацией. Орган может уточнять территориальные границы и изменять нормативную ставку на 25%. Оценка не должна превышать рыночную стоимость на 75% аналогичных наделов.

Нормативная стоимость используется при передаче участка в дар, собственность, залоговое обеспечение и изъятии земли для госнужд. Также она необходима в том случае, если отсутствуют сведения о кадастровой стоимости недвижимого объекта.

В чём разница между кадастровой и рыночной стоимостью

Кадастровая стоимость определяется по решению исполнительного госоргана с применением стандартных процедур и статистического анализирования. Под рыночной оценкой принято подразумевать конкурентоспособную цену. Она устанавливается непосредственно самим собственником земельного участка.

Этот показатель имеет неофициальное значение, но при этом считается более объективным. Разница связана с тем, что в кадастровую стоимость включены не все факторы. Например, сезонность и текущее состояние недвижимого рынка.

Если обнаружены ошибки при расчёте кадастровой стоимости и рыночной ставки, можно оспорить. Ответчиком будет являться росреестр или госорган, утверждающий КС. И ещё важный момент, если некорректно установлена стоимость земельного участка по кадастру, собственнику будут приходить счета из налоговой инспекции с завышенными суммами.

Оспаривание завышенной КС позволит откорректировать выкупную стоимость надела, размер арендных платежей и налога. Ошибки, которые могут послужить обращением в суд собственника, прописаны в статье под номером №21, часть 3, закона №237 ФЗ РФ. Право оспаривание некорректного результата закреплено за статьёй №24.18.

Adblock
detector