Как оспорить признание дома аварийным

Ответ: Да, признание многоквартирного дома аварийным можно оспорить, если будет установлено, что обязанности, возложенные на органы местного самоуправления действующим законодательством, были исполнены ненадлежащим образом.

Обоснование: Согласно Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утв. Госстроем России, аварийное состояние здания — состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

Аварийное состояние несущих конструкций здания — состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятых мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным, а также подробный перечень оснований для признания дома аварийным определен Постановлением Правительства от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее — Положение). Такими основаниями согласно п. 33 Положения являются:

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Порядок создания межведомственной комиссии устанавливается каждым органом соответственно.

Оценка соответствия помещения установленным в п. 7 Положения требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании в том числе заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия может принять в том числе решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного от комиссии заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 Положения.

Но как быть, если с принятым решением о признании аварийным жилого многоквартирного дома не согласны собственники такого дома?

В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном положениями гл. 22 КАС РФ.

Из содержания приведенных выше норм можно определить основания для отмены решения межведомственной комиссии.

Одним из оснований оспорить заключение межведомственной комиссии является несоблюдение порядка принятия заключения межведомственной комиссией, установленного законодательством. Положениями четко установлен порядок создания межведомственной комиссии и процедура принятия решения относительно признания многоквартирного жилого дома аварийным, следовательно, суды при рассмотрении иска об оспаривании заключения межведомственной комиссии проверяют, вынесено ли было заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в п. 7 Положения, кроме того, судами выясняется, производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным п.

43 Положения, соответствует ли акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии форме, установленной приложениями N 1 и 2 Положению, также устанавливает, каким образом был произведен осмотр жилого дома, были ли использованы измерительные приборы и приспособления и не была ли нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в п. 44 Положения требованиям. В случае установления судом факта несоблюдения порядка принятия такого заключения оно будет правомерно признано незаконным.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.08.2018 по делу N 33а-12866/2018, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.08.2018 по делу N 33а-13599/2018). Разрешая заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления по существу, суд приходит к выводу об их удовлетворении в случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя и не соответствует закону или иному нормативному акту.

Таким образом, можем сделать вывод, что при установлении судом факта нарушения порядка принятия решения межведомственной комиссией, равно как выявления несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, если будет установлено, что данное решение нарушает права, свободы и законные интересы проживающих в жилом многоквартирном доме или создает препятствие к осуществлению их прав, оно правомерно признается незаконным.

Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, то есть признание жилого многоквартирного дома аварийным оспорено. Принявший данное решение орган местного самоуправления обязан повторно рассмотреть вопрос относительно признания (непризнания) многоквартирного дома аварийным, провести необходимые действия и принять по данному вопросу новое решение (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.02.2018 N 33а-1058/2018; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.04.2018 по делу N 33а-7172/2018, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 15.02.2018 N 33а-1230/2018, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 N 06АП-6243/2018 по делу N А73-13164/2018).

Таким образом, решение о признании многоквартирного дома аварийным может быть оспорено, если будет установлено, что обязанности, возложенные на органы местного самоуправления действующим законодательством, были ненадлежаще исполнены.

Наш дом признан аварийным. Что это, чем грозит жильцам и как это оспорить?

В паспорте нашего дома на сайте http://dom.mos.ru стоит отметка, что в 2015 году дом признан аварийным. Управляющая компания про это ничего не знает. Более того, на следующий год запланирован капитальный ремонт дома.

Никаких комиссий мы не видели, несущие конструкции дома в хорошем состоянии. Дом – в центре Москвы, мы боимся, что это рейдерский захват участка. Скажите, какие критерии аварийности дома? Какие последствия для жильцов признания дома аварийным? Как соотносится плановый кап ремонт с признанием дома аварийным? Какие внесудебные действия могут помочь исключить дом из категории аварийных?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Кодекс административного судопроизводства;
  3. Градостроительный кодекс;
  4. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  6. Постановление Правительства РФ № 47 от 28.01.2006;
  7. Закон г. Москвы от 08.07.2009 № 25 «О правовых актах города Москвы»;
  8. Постановление Правительства Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП;
  9. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным в установленном Правительством РФ порядке.

Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее – Положение № 47).

Согласно п. 2 ст. 2 федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного закона капитальный ремонт многоквартирного дома — проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В отличие от капитального ремонта при реконструкции обязательно происходит изменение параметров объекта капитального строительства или его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). В то же время и при реконструкции, и при капитальном ремонте могут проводиться работы по замене и восстановлению конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, реконструкция и капитальный ремонт включают в себя разный объем работ. Проведение капитального ремонта непосредственно перед реконструкцией возможно, но не имеет смысла. Поэтому можно проголосовать по вопросам капитального ремонта, но в особом мнении всем указать, что необходимо выяснить вопрос о том, признан ли дом аварийным и в случае признания дома таковым капитальный ремонт проводить преждевременно.

Либо подождать с голосованием до получения ответов на запросы, о которых ниже.

Основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции перечислены в разделе III Положения № 47.

В соответствии с п. 7 Положения № 47 оценка и обследование многоквартирного жилого дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, которая создается органом государственной власти или органом местного самоуправления. В Москве эта функция в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП возложена на Городскую межведомственную комиссию города Москвы по использованию жилищного фонда города Москвы.

Состав комиссии указан в п. 41 Положения о Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы (утв. постановлением № 274-ПП, далее – Положение № 274-ПП).

Председатель комиссии – заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюков П.П. К работе комиссии согласно п. 42 Положения № 274-ПП должен быть привлечен представитель собственников помещений в многоквартирном доме и представитель организации, управляющей этим домом.

Проверка дома на аварийность осуществляется на основании заявления собственника помещения в доме или обращения надзорного органа. Согласно пунктам 17-18 Положения № 274-ПП если вопрос об аварийности дома рассматривается по заявлению одного из собственников помещений, то для рассмотрения комиссией вопроса о признании дома аварийным необходимо наличие протокола общего собрания собственников помещений в доме о готовности или неготовности собственников самостоятельно обеспечить снос или реконструкцию дома в случае его признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В случае отсутствия такого протокола префектура округа обеспечивает проведение такого собрания.

Результатом работы МВК является заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.п. 30-31.3 Положения № 274-ПП, п. 47 Положения № 47).

В случае выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным Департамент капитального ремонта города Москвы готовит проект правового акта Правительства Москвы о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п. 4 ч.

3 ст. 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 № 25 «О правовых актах города Москвы» Правительство Москвы принимает этот акт в форме распоряжения.

В соответствии с п. 42 Положения № 42 данное распоряжение должно быть принято в течение 30 дней с момента поступления проекта правового акта с заключением МВК в Правительство Москвы. Распоряжение должно содержать указание о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В случае принятия Правительством Москвы распоряжения о признании дома аварийным МВК согласно п. 51 Положения № 47 направляет копию распоряжения и заключения МВК в орган жилищного надзора (Мосжилинпекцию). Согласно п.

2 ст. 5 федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Таким образом, если дом действительно признан аварийным, то документы об этом находятся в Мосжилинспекции, откуда их можно получить.

Если дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, дом может быть включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Включение дома в программу – право, а не обязанность органов власти. В этом случае при достижении соглашения собственнику может быть предоставлено в собственность другое жилое помещение.

Согласно данным сайта Реформа ЖКХ в Москве с 2012 года признаны аварийными после и подлежат расселению 0 жилых домов: https://www.reformagkh.ru/relocation/alarm-after-2012/?item=home&sort=alphabet

В случае отсутствия согласия, а также в случае невключения дома в адресную программу происходит выкуп жилья по рыночной стоимости в соответствии со ст. 32 ЖК РФ сначала во внесудебном, затем – в судебном порядке. Согласно ч.

10 указанной статьи признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

И заключение МВК, и распоряжение Правительства Москвы могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства (КАС РФ).

Стоит учитывать, что можно оспаривать действия или бездействие органов власти, принятые решения, но нельзя заявить требования о признании дома неаварийным или аналогичные требования. Как указал Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Суды не могут подменить МВК или Правительство Москвы по данным вопросам.

В делах об оспаривании заключений комиссий или решений органов власти о признании дома аварийным суды обращают внимание на правильность формирования комиссии, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Важно соблюдение процедуры обследования дома. Визуальный осмотр дома без привлечения специалистов и без использования необходимого оборудования не является достаточным для вынесения комиссией обоснованного заключения.

В судебное заседание можно представить досудебную строительно-техническую экспертизу, или в ходе разбирательства назначить и провести судебную экспертизу.

Как указал Верховный Суд в указанном обзоре судебной практики, удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении № 47 требованиям, не предрешая ее существа.

В ряде случаев интересы жителей эффективно защищает прокурор путем подачи иска в их интересах. Поэтому во внесудебном порядке целесообразно обратиться за защитой своих прав в прокуратуру.

Учитывая то, что в анкете дома на сайте Реформа ЖКХ отсутствуют сведения о признании его аварийным, то, что информация на сайте http://dom.mos.ru подлежит раскрытию управляющей организацией, а управляющей компании о факте признания дома аварийным не известно, полагаю, что в паспорт дома на сайте http://dom.mos.ru сведения о признании дома аварийным включены ошибочно.

Резюме

В случае признания дома аварийным проведение капитального ремонта не имеет смысла.

Критерии аварийности дома перечислены в разделе III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

В случае признания дома аварийным жильцы могут быть переселены в другие помещения, помещения, находящиеся в собственности, могут быть изъяты для муниципальных нужд с выплатой рыночной стоимости квартиры (которая включает стоимость общего имущества и придомового участка).

Скорее всего, дом числится аварийным ошибочно. Для прояснения информации нужно письменно запросить в Мосжилинспекции и Префектуре ЦАО информацию о том, признан ли дом аварийным и в случае признания дома аварийным попросить предоставить копии заключения МВК и правового акта Правительства Москвы по этому вопросу или выписки из них. Также следует письменно запросить информацию о признании дома аварийным в управляющей компании.

Если дом все-таки признан аварийным, то во внесудебном порядке могут помочь решить проблему обращения в Правительство Москвы и прокуратуру.

В случае, если Правительство не пожелает пересмотреть свое распоряжение, а прокуратура не найдет нарушения прав граждан, единственный выход – оспаривать заключение МВК и распоряжение Правительства Москвы в порядке, установленном КАС РФ. Не нужно пропускать установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок, который в данном случае, полагаю, должен исчисляться с момента ознакомления гражданина с текстом решения, подлежащего обжалованию.

Статьи

Источник фото: https://www.pexels.com/

Аварийным домом принято считать здание, имеющее полуразрушенные несущие конструкции и жилые помещения, что делает проживание в доме опасным для жизни граждан.

Аварийное жильё – тема для собственников и нанимателей помещений в таком доме болезненная. Столкнувшись с процедурой признания МКД аварийным, у собственников и органов местного самоуправления не всегда находятся ответы на соответствующие данной процедуре вопросы. Как обычно, многие правовые пробелы помогает заполнять судебная практика.

Приведу некоторые из решений:

признание дома аварийным не является основанием для расторжения договора управления МКД (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2013 г. № ВАС-13274/13);

ни федеральным законодательством, ни адресной программой субъекта РФ не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном МКД, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого (Определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 1-КГ19-3);

управляющая организация, осуществляющая управление «почти расселенным» домом «под снос», вправе выставлять собственникам плату за содержание жилого помещения, исходя из общей площади МКД, а не из площади «оставшихся» нерасселенных квартир (Определение Верховного суда РФ от 13 сентября 2019 года № 304-ЭС19-15136).

Обширная судебная практика на протяжении многих лет сложилась по вопросам признания домов аварийными, однако в статье рассмотрим судебный спор, когда собственники были не согласны с присвоением МКД, в котором у них имелись жилые помещения, данного статуса.

Жильцы небольшого дома, расположенного в посёлке Куженкино Тверской области, обратились за помощью к прокурору с жалобой на действия администрации, признавшей «нормальный» дом непригодным для проживания.

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах обратившихся граждан, обратился в суд с административным иском к администрации Куженкинского городского поселения, в котором просил:

признать незаконными заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акт обследования жилого помещения, составленные межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение», вынесенные в отношении МКД;

признать незаконным постановление администрации Куженкинского городского поселения «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»;

отменить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости данного МКД.

Прокуратурой было указано, что межведомственная комиссия приняла заключение о признании МКД непригодным для проживания с нарушением процедуры. На основании заключения МКД был признан аварийным и подлежащим сносу. При этом с двумя жильцами администрация неправомерно расторгла договоры социального найма.

Как следствие, МКД был исключён из ЕГРП, а жильцы существенно ограничены в реализации жилищных, социальных и иных прав из-за утраты домом правового статуса.

Районный суд требования прокурора удовлетворил, акт обследования был признан недействительным, а постановление администрации – отменено. Суд согласился с прокурором, поскольку решение признать дом аварийным и подлежащим сносу, было принято с нарушением установленной законом процедуры.

Впоследствии суд апелляционной инстанции решение изменил, признав незаконными акт обследования помещения, заключение комиссии и постановление администрации Куженкинского городского поселения.

Ответчик направил в суд кассационную жалобу, с просьбой отменить судебные акты нижестоящих инстанций и отказать в иске.

Своим Определением № 88а-13023/2021 Второй кассационный суд общей юрисдикции в удовлетворении данной жалобы отказал, указав следующее:

жилое помещение может быть признано непригодным для проживания только по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ);

требования, которым должно соответствовать жилое помещение, установлены Положением № 47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (пункт 1).

При этом суд отметил следующие нарушения:

акт обследования жилого помещения, заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания составлены на основании утратившего силу распоряжения администрации;

в документах нет подписи одного из членов комиссии;

собственник квартиры либо уполномоченное им лицо к работе в комиссии с правом совещательного голоса не привлекался;

члены комиссии обследовали не все помещения;

в документах отсутствует указанное в виде приложения заключение Центра гигиены и эпидемиологии Тверской области;

некоторые члены комиссии фактически не участвовали в обследовании МКД.

Доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение с иском в суд и пропуске срока для обращения в суд судебная коллегия отклонила как несостоятельные, выводы судов признала верными, решение – законным.

Такая нестандартная ситуация, развернувшаяся вокруг дома, признанного аварийным, сложилась по принципу «все хотят порядка, да разума нехватка». Однако с помощью иска, рассмотренного в нескольких инстанциях, прокуратура через суд помогла жильцам признать незаконным постановление муниципалитета о непригодности МКД для проживания.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке .

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Об оспаривании аварийности жилого дома

Д.Т., К.Н., К.О., Ш.В. обратились в Жуковский районный суд города Жуков с иском к Администрации МР «Жуковский район» о признании незаконными решений органа местного самоуправления, понуждении к заключению договоров бесплатной передачи квартиры в собственность, взыскании компенсации морального вреда.
Интересы Д.Т.

и К.Н. в суде представлял адвокат Емельянов А.Ю.
В ходе судебного заседания истцы пояснили, что Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом №435-р «О безвозмездной передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в оперативном управлении 194 КЭЧ в муниципальную собственность МО «Жуковский район», объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе дома, в которых они проживают, были переданы из 1974 КЭЧ Московского военного округа в муниципальную собственность МО «Жуковский район», Калужской области.

Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 25.05.2007 года №519, были утверждены акты о приме-передаче вышеуказанного имущества в собственность МО «Жуковский район». В сентябре 2007 года жилые дома, в которых они проживают, были включены в реестр муниципальной собственности, а Постановлением Законодательного собрания Калужской области от 22.06.2009 гола №1125, населенному пункту присвоено наименование «поселок Городок». 29.06.2009 года они обратились в администрацию МР «Жуковский район» с заявлением о передаче им в собственность жилых помещений, в которых они проживают, в соответствии с Законом РФ 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

07.07.2009 года администрация МР «Жуковский район» отказала им в приватизации жилых помещений на том основании, что их дома были признаны аварийными. Согласно уведомлению администрации МР «Жуковский район» от 09.09.2009 года, актами межведомственной комиссии, утвержденные Распоряжением Главы администрации МР «Жуковский район» от 28.08.2009 года, спорны жилые дома были признаны аварийными и подлежащими сносу.
Истцы просили признать незаконными заключения Межведомственной комиссии от 21.08.2009 года и 24.08.2009 года «О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания», признать незаконными Распоряжения Главы администрации МР «Жуковский район» от 27.11.2009 года в части установления срока отселения граждан до 31.12.2010 года и отменить указанное распоряжение в указанной части, признать незаконным отказ в приватизации жилых помещений и обязать ответчика (администрацию) заключить с ними договора передачи занимаемых ими жилых помещений в собственность, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб.

каждому. Так же истцы Д.Т. и К.Н.

пояснили, что обследование жилых домов комиссия не производила, фактическое исследование строительных конструкций чердаков и всех жилых квартир дома представители ООО «КАЛУГАТИСИЗстрой» не производили, представители МР «Жуковский район» вынуждают их переселиться в дом, находящийся в другом населенном пункте, находящемся в д. Кабицино Боровского района.
Представитель истцов адвокат Емельянов А.Ю.

просил исковые требования удовлетворить, при этом пояснив, что администрация МР «Жуковский район» отказало истцам в приватизации занимаемых ими жилых помещений 07.07.2009 года, т.е. до того, как спорные дома были признаны межведомственной комиссией аварийными. Кроме того, само признание спорных домов аварийными было проведено в нарушение требований Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года.

В работу комиссии не был привлечен собственник одной из квартиры дома №2 – Шаповалов Б.Д., так же в состав комиссии не были включены представители всех требуемых органов, в том числе уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической безопасности. Так же обследование было проведено на основании заявления якобы собственника – Администрации СП село Истье, в том же время собственником жилых домов №2 и №3 является Администрация МР «Жуковский район».
Представитель администрации МР «Жуковский район» просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что отказ в приватизации занимаемых ими жилых помещений было основано на основании ст.

4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не допускает приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии. Действительно, сначала администрацией не была соблюдена процедура признания спорных жилых помещений аварийными, и акты, согласно которым дома были признаны аварийными, а так же распоряжение Администрации МР «Жуковский район» были отменены. Однако, впоследствии эта процедура была полностью проведена в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года.

Свидетели – жильцы спорных домов – пояснили, что от представителей администрации в апреле 2009 года им стало известно, что их дома признаны аварийными и на их месте будет построен элитный коттеджный поселок.
Отказ истцам в приватизации жилых помещений суд счел незаконным и необоснованным. В соответствии со ст.

4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. Ч. 4 ст.

15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п.

7 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Порядок признания жилого помещения аварийным регламентирован разделом IV вышеназванного Положения.
На момент отказа истцам в приватизации жилых помещений, данные помещения были признаны аварийными без учета требований Положения.

Утверждения представителя ответчика о том, что впоследствии процедура признания спорных помещений аварийными была соблюдена и были получены заключения межведомственной комиссией, суд счел несостоятельными.
Согласно п. 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а так же признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке помещения проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально-опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а так же месторасположения жилого помещения. В п.

44 Положения определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения, в том числе: заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения и др. Данной нормой так же предусмотрено привлечение экспертов проектно-изыскательских организаций, для оценки пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Для признания многоквартирного дома аварийным так же представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

Однако, межведомственная комиссия не привлекала к своей работе экспертов проектно-изыскательских организаций, при этом использовала заключение ООО «КАЛУГАТИСИЗстрой», представленное ООО «СберСтройИнвест». Из анализа представленных заключений специалистов АНО «ЦСЭ» и ООО «КАЛУГАТИСИЗстрой», а так же показаний специалистов указанных организаций судом установлено, что для признания дома аварийным одним из необходимых условий является проведение инженерно-инструментального обследования несущих конструкций здания. При вынесении заключения межведомственной комиссией данное обстоятельство не было принято во внимание.

Каких-либо иных документов, подтверждающих проведение обследования жилых помещений самой комиссией, а так же обоснованность принятия о признании спорных жилых помещений ответчиком суду не предоставлено. При оценке заключений АНО «ЦСЭ» и ООО «КАЛУГАТИСИЗстрой», суд признает более обоснованное АНО «ЦСЭ», поскольку оно основано на инструментальном обследовании и установлении фактического технического состояния жилых помещений. Заключение же ООО «КАЛУГАТИСИЗстрой» основано только на визуальном осмотре.

По таким же основаниям является необоснованным заключение о признании аварийным жилого помещения.
Однако, требования истцов обязать администрацию МР «Жуковский район» заключить с ними договора передачи занимаемых ими жилых помещений в собственность, суд счел не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.

4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. Из представленных заключений специалистов со стороны истцов, так и со стороны ответчика следует, что спорные дома находятся в ненадлежащем состоянии. При этом из указанных заключений не следует, что они являются аварийными или не аварийными.

Для определения аварийности дома необходимо не только заключения о техническом состоянии конструкций жилого дома в целом, но заключение иных служб, в части оценки критериев, регламентированных «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47.
В итоге судебного заседания суд решил признать незаконным заключение межведомственной комиссии МР «Жуковский район» о признании аварийными и подлежащими сносу спорных жилых домов, признать незаконным распоряжения Администрации МР «Жуковский район», касающиеся признания спорных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, взыскать с нее в пользу истцов расходы на оплату услуг представителя.

Adblock
detector