Финансовый контроль в сфере финансов

Государственный или муниципальный финансовый контроль — это совокупность методов, форм и мероприятий, направленных на проверку соблюдения действующего законодательства и отдельных НПА в бюджетной сфере.

Особенности внешнего госконтроля

Внешний госфинконтроль осуществляют представители Счетной палаты РФ и сотрудники региональных и муниципальных контрольно-счетных управлений и органов. Нормативно правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6 (с изм. и доп.), Федеральном законе от 05.04.2013 № 41.

Для проведения разработаны стандарты внешнего муниципального финансового контроля, они утверждены Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

К полномочиям органов внешнего финконтроля, в соответствии со статьей 268.1 БК РФ, относят:

  • организацию и проведение надзора за исполнением бюджетного законодательства и иных НПА в ходе исполнения бюджетов всех уровней;
  • проверку достоверности, полноты и правильности составления бюджетной отчетности главными администраторами доходов и расходов бюджетных средств;
  • иную контрольно-счетную деятельность, закрепленную в российском законодательстве.

Внутренний контроль

Внутренний муниципальный финансовый надзор осуществляется управлениями Федерального казначейства РФ и органами исполнительной власти регионов и муниципалитетов (финансовые отделы, территориальные налоговые инспекции, контрольно-ревизионные группы и отделы при администрациях муниципальных образований и т. д.).

Правовое регулирование вопроса закреплено в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах президента, прочих нормативно-правовых актах. Например, постановления субъекта или МО, устав поселения, финансовый муниципальный контроль, его порядок и правила организации закрепляют в нормативных актах организации.

Ранее мы рассказывали об особенностях организации внутреннего государственного финконтроля.

Контроль в сфере закупок

Вправе осуществлять муниципальный финансовый контроль в сфере закупок органы внутреннего и внешнего финансового контроля. Суть проверок заключается в выявлении нарушений Федерального закона № 44.

Объектами проверок являются:

  • правомерность и правильность выбранного способа закупки;
  • соблюдение правил определения начальной цены контракта;
  • выполнение правил нормирования и планирования закупок, их законности и обоснованности;
  • выявление целевого назначения и целесообразности проводимых закупок;
  • соблюдение установленных процедур закупок, правил оценки заявок и окончательных предложений участников;
  • исполнение установленных сроков, отведенных на заключение контракта;
  • прочие вопросы, касающиеся поддержки здоровой конкуренции в сфере закупок.

Финансовый контроль в сфере закупок является приоритетным направлением государственного надзора. За нарушение действующего законодательства (44-ФЗ) органы госфинконтроля привлекут ответственных к административной, уголовной и бюджетной ответственности.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Родионова В. М. Финансовый контроль: учебное пособие / В. М. Родионова. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 15

Грязновой А. Г. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 139-144.

Организация внутреннего финансового контроля: задачи, способы и основные этапы

Внутренний финансовый контроль — залог финансового здоровья компании. Он позволяет вовремя выявлять воровство, махинации с финансовой отчетностью и нецелевое использование денег компании. Организация внутреннего финансового контроля особенно необходима собственникам, которые передали свой бизнес в руки наемных управленцев.

И хотят отследить не только финансовые потоки, но и предотвратить любые риски вплоть до банкротства.

Что же такое внутренний финансовый контроль, для чего нужен и как строится в организациях — читайте в материале ниже.

Что такое внутренний финансовый контроль и зачем нужен

Когда в 2002 году в США прогремели 6 крупных банкротств, связанных с корпоративным мошенничеством —- вышел закон Сарбейнса – Оксли. Закон ужесточил требования к процессу подготовки финансовой отчётности, чтобы исключить возможность ее искажения. С тех пор система внутреннего финансового контроля обязательно должна быть в публичных компаниях Америки.

В отечественных предприятиях ситуация с мошенничеством не лучше. Согласно отчету PwC в 2018 году 66% компаний в России столкнулись с экономическими преступлениями. Для сравнения — в 2016 году этот показатель был на уровне 48 %.

В основном, это случаи незаконного присвоения активов, взяточничество и коррупция. Украинские компании ежегодно теряют до 15% прибыли по тем же причинам. И способствует этому, как правило, отсутствие внутрикорпоративного финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль (ВФК) необходим любой организации: малой или крупной, частной или бюджетной. Внутренний финконтроль охватывает сразу и финансовый учет, и контроль за выполнением поставленных задач в компании. Основная задача ВФК — вовремя выявить любые махинации, пресечь нецелевые расходы ресурсов и предотвратить возможные финансовые или репутационные риски.

Внутренний финансовый контроль еще называют финансовым контроллингом. Он определяет, насколько финансово устойчив бизнеса и может ли он быстро адаптироваться к нестабильным условиям внешней среды.

Правильно организованный финансовый контроллинг значительно сокращает расходы компании и помогает рационально использовать ее ресурсы.

Финансовый контроль в бюджетной и частной организации

Финансовый контроль применяется как на государственных предприятиях, так и частных компаниях. В сфере госсектора ВФК особенно важен и регламентируется законодательно. Так как от надлежащего функционирования государственных средств зависят финансовая безопасность и успешное развитие экономики всей страны.

В России есть федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и согласно ему организация внутреннего финансового контроля в бюджетных организациях обязательна. При этом госучреждения должны вести внутренний контроль наравне со всеми хозяйствующими субъектами. В Украине государственный финконтроль регламентируется Конституцией Украины, Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексом Украины, а также законодательными актами.

В коммерческой или бюджетной организации, есть субъект и объект финансового контроля. Первым может быть структурное подразделение или отдельные сотрудники. Их задача — контролировать поступление финансовых средств и целесообразность их использования. А объектом — происходящие процессы в компании и надежность ее информационных систем.

Внутренний финансовый контроль на предприятии помогает:

  • эффективного управлять его ресурсами;
  • отследить целесообразность действий, связанных с финансами и активами;
  • проверить корректность и законность совершенных финансовых операций.

При этом пристальный контроль нужен не только в госсекторе или крупных корпорациях с миллионными оборотами. Даже в малом бизнесе могут воровать деньги, нематериальные активы или информацию. Последнее порой наносит больший ущерб, чем денежные потери.

И если отсутствует внутренний финансовый контроль на малом предприятии, то выявить недостачи будет нереально. Бизнес могут годами «понемногу» обворовывать свои же сотрудники.

Причина обычно кроется в том, что владельцы small cap business (маленьких компаний) не хотят тратиться на безопасность. Мол, в малом бизнесе итак все на виду. Но специалисты по форензик называют это «small cap catch» или уловкой маленького бизнеса.

Так по данным ACFE, в 55% случаев хищения происходят именно в небольших компаниях со штатом до 100 человек. А в мультинациональных корпорациях желающих украсть миллионы оказалось в 2 раза меньше (22% случаев).

Согласно тем же исследованиям, в мошеннических схемах участвуют руководители отделов и даже контролеры. Поэтому внутренний финансовый контроль как коммерческих организаций, так и бюджетных должен быть выстроен так, чтобы под него попадали все сотрудники без исключения: линейные специалисты, менеджеры высшего и среднего звена, а также сами работники службы ВФК.

Способы организации системы ВФК

Существует несколько способов внедрения и организации внутреннего финансового контроля на предприятии.

  1. Самостоятельно. Это когда система внутреннего контроля создается и проводится только наемными сотрудниками организации.
  2. Ко-сорсинг. Это когда часть задач по финансовому контролю остается на стороне предприятия, а какая-то — передается внешнему консультанту или аудиторской компании. При этом внутри организации за финансовый контроль отвечают специальные отделы по контролю качества управления корпоративным капиталом, бухгалтерские либо аналитические подразделения.
  3. Полный аутсорсинг. Здесь финансовый контроль полностью поручается юридически независимым организациям и проводится без участия штатных работников предприятия.

Первый способ подходит крупному бизнесу. Так как высшее руководство оперативно может получить любую информацию о работе всей компании, и принять верные решения. А достоверность информации о финансовом положении дел повышает доверие со стороны инвесторов.

Но этот способ может потребовать дополнительных инвестиций: на обучение внутреннему аудиту своих сотрудников или найм специалистов со стороны и внедрение программного обеспечения для автоматизации работы службы внутреннего контроля.

Для небольших и средних компаний больше подходит ко-сорсинг финансового контроля. Он помогает минимизировать издержки и узнать, насколько правильно были начислены и своевременно уплачены налоги. Также к преимуществам такого способа относится то, что компания может поручить финансовый контроль одновременно нескольким компаниям.

А работники предприятия — получить исчерпывающую консультацию от внешних специалистов. Но есть и свои минусы — руководство не видит полной картины происходящего в компании.

Порядок организации внутреннего финансового контроля

Финансовый контроллинг строится обычно в несколько этапов:

  1. Вначале формируются цели: что необходимо выявить при внутренней проверке.
  2. Решается, как именно это будет сделано — прописывается ряд мероприятий по контроллингу.
  3. Формируется полноценная структура ВФК.
  4. Разрабатываются документальная база и внутренние стандарты контроля, согласно которым будет действовать система.

Когда система запущена и проверка прошла — наступает этап отчетного периода. Оценивается, насколько успешно сработала служб ВФК и проверяется налоговая отчетность.

Также мероприятия по финансовому контроллингу бывают 3-х видов:

  • предварительные — проводятся до того, как руководство приняло значимые решения в области управления корпоративным капиталом либо на этапе их подготовки;
  • текущие — сопровождает реализацию и внедрение принятых решений;
  • последующие — включает анализ последствий принятых решений в области управления капиталом фирмы.

Каждый из этих видов мероприятий и этапов предполагают подготовку сотрудников или найм компетентных специалистов по внутреннему финансовому контролю. Работники, ответственные за ВФК, должны уметь оценивать результаты принятых руководством решений по управлению капиталом, разбираться в разработке документальной базы и уметь проводить запланированную проверку согласно стандартам и правилам внутреннего аудита.

Только грамотная организация внутреннего финансового контроля на предприятии может обеспечить финансовую устойчивость бизнеса, своевременную сдачу достоверной финансовой и налоговой отчетности. А также сохранить имущество и информационную безопасность компании.

Хотите изучить принципы внутреннего аудита и внутреннего контроля, стать надежной защитой компании от финансовых рисков и подтвердить свою квалификацию 2-мя международными дипломами IPFM? Зарегистрируйтесь на курс «IPFM: Профессиональный внутренний аудитор» и получите доступ к 1-му уроку бесплатно!

Adblock
detector