Дополнительными административными взысканиями являются

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст.6.8), применяется в качестве основного или дополнительного административного взыскания, за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Например, как основное взыскание оно установлено в санкции н.1 ст.18.16 «Управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения освидетельствования», как дополнительное — в ч.3 этой же статьи.

Административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, состоит в ограничении нарушителя права в течение определенного времени заниматься определенной деятельностью. Такое взыскание применяется только в случаях лишения права управления транспортным средством и права охоты.

Лишение специального права устанавливается на минимальный срок шесть месяцев и максимальный — три года.

Право налагать административное взыскание в виде лишения специального права предоставлено только суду.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств.

Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

управления транспортным средством в состоянии опьянения; управления транспортным средством в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения;

уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Одной из разновидностей лишения специального права является лишение права охоты, которое предусмотрено только за определенные нарушения правил охоты. Например, оно предусмотрено как основное взыскание в санкции ч.1 ст.15.37 «Нарушение правил охоты», как дополнительное — в ч.2 ст.23.48 «Нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями» [8, с.64].

Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст.6.9) приценяется в качестве основного или дополнительного административно взыскания. Например, как основное взыскание оно установлена в санкции ч.1 ст.11.23 «Нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров банковского вклада (депозита), страхования, договоров, заключаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, предусматривающих привлечение денежных средств граждан», как дополнительное в ст.12.16 «Обман потребителей».

Право налагать административное взыскание в виде лишения прав заниматься определенной деятельностью предоставлено только суду.

Лишение специального права устанавливается на минимальный срок шесть месяцев и максимальный — один год.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация (ст.6.10) применяется как дополнительный вид административного взыскания. Например, ч.1 ст.12.6 «Превышение предельных индексов отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов)», ч.1,2,4 ст.12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность», ч.1,2 ст.12.11 «Нарушение порядка осуществления игорного бизнеса, организация и проведение запрещенных азартных игр» и др.

Конфискация состоите принудительном безвозмездном обращении в собственность государства:

дохода, полученного в результате противоправной деятельности; предмета административного правонарушения;

орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьи собственности они находятся, только в случаях, предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация.

Специальная конфискация состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Право налагать административное взыскание в виде конфискации предоставлено только суду.

Как уже упоминалось, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя (исключение — таможенные правонарушения). В этом плане интересно сравнить, как осуществляется конфискация по уголовному праву.

Согласно статье 61 Уголовного кодекса Республики Беларусь конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества не может назначаться в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам. Часть шестая этой же статьи предусматривает, что независимо от категории преступления и вида наказания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства орудий и средств совершения преступления, принадлежащих осужденному; вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного преступным путем, а также предметов, которые непосредственно связаны с преступлением.

Хотелось бы заметить, что в российском уголовном праве в 2003 году конфискация была исключена из УК, т.е. при совершении правонарушения необходимо было уплатить штраф, а, например, преступно нажитое имущество или денежные средства конфискации не подлежали, т.к. органам внутренних дел еще необходимо было доказать сам факт того, что это имущество или средства являлись нажитыми преступным путем.

Несколько позднее компетентные государственные органы и должностные лица поняли, что приняли поспешное решение, поскольку с отменой конфискации имущества образовался пробел в праве. Государственная Дума Российской Федерации в первом чтении приняла соответствующий законопроект, который восстанавливает конфискацию в УК. Но во втором чтении законопроект встретил сопротивление, т.к.

не было окончательно решено, какое именно имущество является преступно нажитым и соответственно подлежит конфискации.

В целом, думается, что конфисковывая предмет, который был орудием совершения правонарушения, мы лишаем нарушителя возможности повторить это действие в будущем. А подвергая штрафу правонарушителя — ущемляем его материально и надеемся тем самым, что он не будет совершать правонарушения в будущем.

Штраф и конфискация относятся к ретроспективной (негативной) ответственности, т.е. ответственности, которая наступает за уже совершенное правонарушение. Они не применимы как меры позитивной ответственности.

Хотя, возможно, здесь и следовало бы предусмотреть изъятия. Например, если лицо злоупотребляет спиртными напитками, у него следовало бы не конфисковывать, а на возмездной основе изымать оружие, предназначенное для охоты. Под позитивной ответственностью понимают определенное внутреннее состояние индивида, его отношение к порученному делу, обществу, государству, коллективу, к своему поведению (в настоящем и будущем), чувству самодисциплины, сознательности, внутреннее отношение субъекта права к своему долгу в части выполнения требований нормы права.

Как для наложения штрафа, так и для применения конфискации необходимо доказать наличие правонарушения. Надо сказать, что отношение к конфискации весьма неоднозначное, идет ли речь о конфискации в соответствии с уголовным или административным законодательством. Достаточно часто слышны возражения против, когда поступают предложения о ее введении [27, с.402].

В СМИ совершенно справедливо подчеркивается, что из двух взаимоисключающих экономических предложений: первое — конфискационно-карательное в отношении бизнеса, второе — стимулирующее его развитие, которые часто звучат, очень важно сделать правильный выбор, что в итоге повлияет на определение экономического курса страны.

Уже сам факт разграничения в КоАП видов взысканий свидетельствует об особенностях штрафа и конфискации. Действуют различные сроки для привлечения к административной ответственности в виде штрафа или конфискации. На наш взгляд, для применения конфискации эти сроки должны быть большими, т.к.

бывает достаточно сложно установить, являлось имущество орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

При решении вопроса о порядке привлечения к ответственности существенное значение имеет разграничение видов ответственности и соответственно санкций на правовосстановительную и штрафную (карательную).

Как показывает анализ, штраф — это универсальный вид взыскания, который предусмотрен, по сути, за все виды административных правонарушений. Законодатель не стремится к уменьшению доли штрафа в общей системе административных взысканий. Если сравнивать Уголовный кодекс с КоАП, то в первом за то или иное противоправное действие предусмотрено несколько возможных альтернативных видов наказания, в том числе и штраф.

В Кодексе об административных правонарушениях эта альтернатива сужена. В то же время имеется ряд предпосылок, которые характеризуют штраф как наиболее предпочтительный вид взыскания.

Налагая штраф, государство наказывает правонарушителя, достигает цели его исправления и предупреждения правонарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других лиц в будущем, пополняет бюджет и не несет расходов по исполнению этого вида взыскания. В то же время для теории и практики имеет важное значение решение вопроса о предельных размерах штрафов. Объективной основой для правового решения данной проблемы является следование принципу соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.

В определенной мере указанный принцип реализован в части седьмой статьи 4.2 нового КоАП, согласно которой административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

В свою очередь, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, имеет ряд негативных аспектов, и прежде всего в том, что имущество изымается из владения. При этом государство должно им своевременно и разумно распорядиться, что не всегда удается: известны примеры, когда скоропортящиеся продукты приходили в негодность и их не успевали продать.

В случае конфискации предмета, явившегося непосредственным объектом административного правонарушения или орудием совершения правонарушения, необходимо выяснить, находится ли этот предмет в собственности правонарушителя или нет. Если нет, то конфискацией этого предмета причиняется ущерб реальному собственнику. А этого не должно быть, поскольку настоящий собственник вещи при отсутствии вины фактически лишается собственности.

Это противоречит положению, закрепленному в статье 44 Конституции, о том, что собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

На практике очень часто возникают такого рода вопросы относительно конфискации имущества, которое не находилось в собственности правонарушителя, или конфискации, вызванной неверной трактовкой некоторых актов законодательства. Так, в связи с незаконной практикой судов в другие органы государственной власти, в том числе в Конституционный Суд, поступали обращения физических и юридических лиц, связанные с конфискацией транспортных средств, которые являлись орудием правонарушения, но не принадлежали лицам, их совершившим. Правовая обоснованность таких решений вызывала возражения у органов прокуратуры и в определенной степени порождала недоверие инвесторов к действующему законодательству.

Депортация (ст.6.11) применяется в качестве основного или дополнительного административного взыскания. Например, как основное взыскание оно установлено в санкции ст.23.24 «Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством», как дополнительное в ст.23.29 «Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь».

Депортация состоит в принудительном выдворении физического лица за пределы республики.

Право налагать административное взыскание в виде депортации предоставлено только суду.

Депортация применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ст.6.12) применяется как дополнительный вид административного взыскания.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Право налагать административное взыскание в виде взыскания стоимости предмета административного правонарушения, предоставлено только суду.

Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, ставших предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования [8, с.65].

Таким образом, административное взыскание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Перечень мер административной ответственности, закрепленный в КоАП, является исчерпывающим.

Характеристика основных и дополнительных административных наказаний

Административные наказания могут быть основными и дополнительными. Шесть видов административных наказаний могут быть установлены и применены только в качестве основных. Это предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности. Особенность дополнительных административных наказаний состоит в том, что они могут присоединяться к основным и действовать вместе с ними.

К ним относятся конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Не допускается одновременное применение двух основных или двух дополнительных видов административных наказаний

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Применяется в письменной форме [45. Ст.

3.4]. Оно представляет собой предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение установлено в качестве меры административного наказания за незначительные административные проступки и налагается только в качестве основного наказания.

К нему может быть присоединено дополнительное наказание, если оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф является денежным взысканием и довольно распространенной мерой административного наказания имущественного характера. Он выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей и применяется только в отношении собственника предметов.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискации подлежат предметы, бывшие орудием совершения административного проступка либо его непосредственным объектом. Данный вид административного наказания предусмотрен за ряд административных правонарушений в области связи и информации, таможенного дела, общественного порядка и общественной безопасности.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Назначается судьей. Срок лишения указанного права не может быть менее одного месяца и более трех лет .

К группе специальных прав принадлежат: право управления транспортным средством; право на охоту, хранение и ношение охотничьего оружия; право на эксплуатацию радиоэлектронных средств.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не применяется к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает исключения из приведенного общего правила применительно к указанному лицу в случаях: а) управления транспортным средством в состоянии опьянения; б) уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения; в) оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого это лицо являлось.

Лишение специального права на осуществление охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. По общему правилу продолжительность ареста не должна превышать 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок данной меры административного наказания установлен до 30 суток.

Назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не применяется к следующим категориям лиц: а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; в) лицам, не достигшим возраста 18 лет; г) инвалидам I и II групп; д) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы; е) сотрудникам ряда органов исполнительной власти, имеющим специальные звания (органов внутренних дел; органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; Государственной противопожарной службы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов).

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, оно заключается в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими должностными лицами.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права: а) замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы; б) занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица; в) входить в совет директоров (наблюдательный совет); г) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Она может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

Административное приостановление деятельности представляет собой временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Оно применяется в случаях: 1) угрозы жизни или здоровью людей; 2) возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; 3) наступления радиационной аварии и техногенной катастрофы; 4) причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности назначается также в случае совершения административного правонарушения в области: а) оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; б) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; г) правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); д) порядка управления; е) общественного порядка и общественной безопасности; ж) градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Оно устанавливается на срок до 90 суток.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

Комментарий к ст. 3.3 КоАП

1. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ, а также закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний и носят самодостаточный характер.

Причем предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ).

Некоторые из перечисленных видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в КоАП РФ, категориям граждан, например несовершеннолетним и др., в рамках статей 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 КоАП РФ.

Основное административное наказание применяется как самостоятельная мера, в единичном варианте. Недопустимо применение вместе с предупреждением, административным штрафом, лишением специального права, административным арестом, дисквалификацией и административным приостановлением деятельности каких-либо других мер административного наказания.

2. В свою очередь, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не могут применяться только самостоятельно, а именно в качестве дополнения к тем видам, которые перечислены в части 1 данной статьи.

3. Материально-административными гарантиями защиты выступает законодательное закрепление в КоАП РФ основных принципов и правил привлечения к административной ответственности. Что является средством защиты субъектов от бюрократизации, формализации общества, свободы от тотального контроля и произвола со стороны властей.

И то, что за одно административное правонарушение предусмотрено назначение основного либо основного и дополнительного административного наказания, выражает цель общих материально-административных гарантий административной ответственности, то есть обеспечение условий для правомерного привлечения лица к административной ответственности за совершенные административные правонарушения и выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях.

Целью материально-административных гарантий административной ответственности является создание (посредством правовых норм) предпосылок и условий для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, от многократного, злонамеренного принуждения со стороны властей, а также для реализации своих прав и свобод.

Adblock
detector