Деление земель на категории это

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарии к ст. 7 ЗК РФ

1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий.

Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.

При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.

Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.

3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст.

7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Деление земель на категории, целевое назначение земель. Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую

Как уже было указано, в основе установления правового режима земель лежит определенное подразделение или классификация земель по какому-либо общему критерию, установленному законодателем в зависимости от цели правового регулирования общественных отношений по использованию и охране земель.

В настоящее время основным и общим способом установления правового режима земель в России является деление земель на категории по признаку целевого назначения земель. Деление земель на категории является одним из основных принципов земельного законодательства, установленных ЗК РФ в подп. 8 п.

1 ст. 1, согласно которому правовой режим земель определяется прежде всего исходя из их принадлежности к определенной категории.

Деление земель на категории является традиционным для России методом регулирования земельных отношений. Начало классификации земель на основе целевого назначения было положено Земельным кодексом РСФСР 1922 г., в котором тогда уже были предусмотрены земли сельскохозяйственного назначения и городские земли. Все последующее советское и российское законодательство характеризуется развитием такой классификации и соответствующего правового регулирования по использованию и охране земель каждой категории.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  • 1) земли сельскохозяйственного назначения;
  • 2) земли населенных пунктов;
  • 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • 4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • 5) земли лесного фонда;
  • 6) земли водного фонда;
  • 7) земли запаса.

Сущность деления земель на категории состоит в том, что для всех земель и земельных участков на территории РФ уполномоченными органами власти определяется так называемое целевое назначение, которое можно определить как основную цель использования данных земель или их общественное и государственное предназначение. Целевое назначение земель соответствует определенной перечисленной выше категории земель. Таким образом, при определении целевого назначения земель или земельных участков им присваивается соответствующая категория.

Важно, что определение целевого назначения земель или земельных участков должно осуществляться в зависимости от совокупности различных факторов – наличия плодородия почв, других природных и антропогенных объектов, местоположения, физико-географических условий, традиционных видов деятельности, осуществляемой на данных землях, и т.д. Исключение составляют земли запаса, для которых целевое назначение не установлено.

Для каждой категории земель ЗК РФ установлен свой правовой режим, предусматривающий специфические особенности их использования и охраны, обусловленные целевым назначением соответствующих земель.

Помимо ЗК РФ правовой режим земель каждой категории конкретизируется другими федеральными законами и подзаконными актами, регулирующими виды деятельности, которые осуществляются на землях отдельных категорий в соответствии с их целевым назначением. В настоящем учебнике правовой режим всех предусмотренных земельным законодательством категорий земель рассмотрен в соответствующих главах.

Категория земель позволяет сразу определить основные элементы правового режима земель и земельных участков, отнесенных к данной категории.

Отнесение земель или земельных участков к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным (п. 1 ст. 14 Закона о переводе земель). Категория земель указывается в:

  • 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
  • 2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
  • 3) государственном кадастре недвижимости;
  • 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

В случае если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов – к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Отнесение земельного участка к определенной категории земель в указанных выше случаях осуществляется в порядке, установленном Законом о переводе земель.

Для использования земельных участков в соответствии с другим целевым назначением земельным законодательством установлен порядок изменения целевого назначения земельного участка путем его перевода в другую категорию.

Порядок перевода земель или земельных участков в другие категории установлен ст. 8 ЗК РФ и Законом о переводе земель.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется по инициативе заинтересованного в переводе лица путем подачи ходатайства в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства и принятие решения о переводе.

Уполномоченный орган определяется в соответствии со ст. 8 ЗК РФ и ст. 15 Закона о переводе земель:

  • – в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительство РФ;
  • – в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, – органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • – в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органы местного самоуправления;
  • – в отношении земель, находящихся в не разграниченной государственной собственности:
  • • при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; а также для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга – Правительство РФ;
  • • в остальных случаях – органы исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Закон о переводе земель устанавливает требования к содержанию ходатайства, составу других документов, необходимых для перевода земельных участков в другую категорию, порядок рассмотрения ходатайства и принятия решения уполномоченным органом власти о переводе или об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Следует иметь в виду, что акт (решение) о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок, т.е. такое решение не может носить временный характер.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Сведения об изменении категории земельных участков подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков в связи с изменением их категории.

Законом о переводе земель установлены безусловные основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую:

  • 1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • 2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • 3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Ограничения перевода земель или земельных участков из одной категории в другую устанавливаются Законом о переводе земель в отношении отдельных категорий земель в гл. 2 данного Закона, посвященной особенностям перевода земель отдельных категорий. Наибольшие ограничения возможности перевода земель в другие категории предусматриваются в отношении сельскохозяйственных угодий, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда, земель лесного фонда, занятых защитными лесами.

Особенности перевода различных категорий земель или земельных участков в составе таких земель являются неотъемлемым элементом правового режима земель и рассматриваются в настоящем учебнике в главах, посвященных правовому режиму земель соответствующих категорий.

Правовое положение земель. Категории земель

Категория земель — это часть земельного фонда, выделя­емая по основному целевому назначению и имеющая опреде­ленный правовой режим пользования и охраны.

В Российской федерации существуют 7 (семь) категорий земель:

1. В составе земельного фонда важнейшее место занимают земли сельскохозяйственного назначения, используемые для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Из которых особо необходимо выделять сельскохозяйственные угодья.

Их самый характерный признак — почвенное плодородие; без него эффективное сельскохозяйственное производство невозмож­но. Эти земли находятся в собственности, владении или пользовании граждан, кооперативов, различного рода сельско­хозяйственных предприятий, учреждений и организаций (науч­но-исследовательских, учебно-опытных, подсобных сельских хо­зяйств, межхозяйственных предприятий и организаций).

Сельскохозяйственные земли находятся под особой защитой государства; использование их не по назначению возможно лишь в, исключительных случаях, оговоренных законодательст­вом.

2. Земли населенных пунктов представлены территориями городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Они ограничиваются пределами черты населенного пункта, которая отделяет их от земель, других категорий.

Главное назначение этих земель — обслуживание нужд насе­ленных пунктов и проживающего в них населения; находятся они в ведении соответствующих администраций. Согласно земельному законодательству, они выделяются из состав прежних землепользований; их границы устанавливаются в порядке землеустройства.

3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны иного специального назначениясоставляют участки предприя­тий, учреждений и организаций, осуществляющих соответствующую деятельность (заводы, фабрики, рудники, шахты, авто­мобильные и железные дороги, войсковые части и так далее). Плодородие земель этой категории не имеет существенного значения, важны лишь их геологические и архитектурно-планировочные качества.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов -включают территории заповедников, национальных, дендрологи­ческих и мемориальных парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы и архео­логии, курортов, а также другие земельные участки, облада­ющие природными лечебными и иными факторами, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота.Они характери­зуются строго целевым режимом использования.

5. Земли лесного фонда находятся в собственности, владении и пользовании граждан, лесохозяйственных и иных предприя­тий, учреждений и организаций. Они заняты древесно-кустарниковой растительностью или не покрыты лесом, но предо­ставлены для нужд лесного хозяйства и лесной промышлен­ности.

6. Земли водного фонда включают территории, занятые водо­емами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, магистральных межхозяй­ственных каналов и коллекторов.

7. Земли запаса представлены территориями, которые по разным причинам не переданы в собственность, владение, пользование или аренду гражданам, кооперативам, предприяти­ям, учреждениям, организациям. Они обычно характеризуются удаленностью, низким качеством, малым плодородием.

При межотраслевом распределении земель преимущество от­дается тем производителям и предприятиям, которые наиболее полно используют их биоклиматический потенциал и плодородие. Такой отраслью, прежде всего, является сельское хозяйство, поэтому законодательством предусмотрено первоочередное предо­ставление плодородных земель для сельскохозяйственных целей.

Каждая категория земельного фонда состоит из земельных угодий.

Земельные угодья — это участки земли, систематически используемые или пригодные к использованию для определен­ных хозяйственных целей и различающиеся по своим естественно-историческим признакам.

Классификация угодий ведется, в основном, по двум направлениям. Прежде всего, выделяют с.-х. угодья.

К ним относятся:

Отдельно учитываются другие виды угодий (Несельскохозяйственные):

— занятые дорогами и прогонами, постройками, дворами, улицами, площадями и прочими землями, не используемыми в сельском хозяйстве.

К пашне относятся земельные участки, систематически обрабатываемые и используемые под посевы с.-х. культур. Междурядья садов и других многолетних насаждений, временно используемые под посевы с.-х. культур в площадь пашни не включаются, а учитываются в составе многолетних насаждений.

К многолетним насаждениям относятся земельные участки занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми насаждениями, способными давать урожай. В общей их площади отдельно учитываются площади садов, виноградников, ягодников плодопитомников. Площади, занятые дорогами и лесными полосами, в состав многолетних насаждений не входят и учитываются в соответствующих видах угодий.

[23, с.12]

Залежами считаются земли, которые ранее вспахивались, но более года не используются для посева с.-х. культур и не подготовлены под пар.

К сенокосам относятся участки пашни, покрытые многолетней травяной растительностью, систематически используемые под сенокос.

В зависимости от естественных свойств подразделяются на заливные, суходольные и заболоченные. Из общей площади заливных и суходольных сенокосов выделяют улучшенные сенокосы. В зависимости от объема и характера проведенных мероприятий они подразделяются на сенокосы коренного и поверхностного улучшения.

Пастбищами называют земли, покрытые многолетней растительностью и систематически используемые для выпаса скота, не пригодные для сенокошения и не являющиеся залежью. Кроме того, в составе пастбищ учитываются площади подкормочных и карантинных площадок, а так же участки скотопрогонов, где животные могут собирать корм.

Пастбища подразделяются на суходольные и заболоченные. Из суходольных отдельно выделяются долголетние пастбища.

Лесные площади – участки покрытые лесом, включая лесные культуры, редины, вырубки, гари и погубленные лесные насаждения, необлесившиеся лесосеки, прогалины, пустыри, лесные питомники [23, с.14]

Среди древесно-кустарниковых насаждений отдельно учитывают: участки,не входящие в Государственный лесной фонд, занятые полезащитными лесными полосами или озеленительными древесно-кустарниковыми насаждениями, деревьями или группами деревьев на землях с.-х. предприятий; защитными насаждениями на полосах отвода автомобильных и железных дорог и каналов; озеленительные насаждения в городах и населенных пунктах; деревья на приусадебных и дачных участках.

— К лесным полосам относят:

— полезащитные лесные полосы для предотвращения эрозии почв;

— приовражные и прибалочные лесные полосы;

— прибрежные лесные насаждения;

— защитные лесные насаждения на песках, с целью защиты от эрозии.

Болота – избыточно увлажненные участки земли с наличием на поверхности разложившихся остатков в виде торфа. Различают: верховые болота, переходные болота и низинные болота. Переходные болота занимают промежуточное положение между верховыми и низинными, увлажняемые как за счет атмосферных осадков, так и за счет грунтовых вод.

Земли под водой – земли занятые естественными и искусственными водоемами. Отдельно учитываются земли занятые реками, ручьями, озерами, водохранилищами, прудами и другими искусственными водоемами.

Особую категорию составляют оленьи пастбища – земельные участки, расположенные в зоне тундры, лесотайги, растительный покров которых пригоден для пастьбы северных оленей.

К нарушенным относятся земли почвенный покров которых был поврежден или полностью уничтожен при разработке полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. [23, с.15]

Среди «прочих» земель, не используемых в сельском хозяйстве, выделяют:

— развеваемые пески, лишенные растительности;

— земли, занятые оползнями, осыпями, глинистыми и бенистыми поверхностями и галечниками;

— другие неиспользуемые земли.

Российским законодательством предусмотрено создание на землях сельскохозяйственного назначения фон­дов перераспределения земель, в состав которых включаются участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель работникам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ (в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий).

Эти участки подлежат продаже по конкурсу (при наличии нескольких претендентов) или передаче в аренду с правом последующего выкупа. Они являются резервом для расширения существующих или формирования новых крестьянских (фермер­ских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Формирование категорий земель и последующие изменения их площади происходят путем создания новых или реоргани­зации существующих землевладений и землепользовании. Прак­тически

Управление земельным фондом осуществляется органами местной администрации в соответствии с их компетенцией, на основе Конституции РФ и земельного законодательства.

Глав­ные функции по распоряжению землей возложены на сельские, поселковые и районные (городские) администрации. Гражданам, имеющим в собственности земельные участки, предоставлено право продавать их, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог и в аренду, обменивать.

Приобретение и продажа земельных участков осуществляются с обязательным оформлением сделок в учреждениях Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

На органы Росреестра и подведомственные им предприятия возложены определённые функции по управлению земельными ресурсами. Они организуют работы по государственному кадастровому учёту земель, мониторингу земель, подготовке и реализации схем использования и охраны земельных ресурсов, схем и проектов землеустройства, по проведению противоэрозионных и иных мероприятий. Указанные предприятия проводят также съемку и картографирование земель, почвенные, геоботанические и другие обследования.

В управлении земельным фондом принимают участие государственные органы по охране природы и рациональному природопользованию, которые несут ответственность за комп­лексную природоохранную деятельность.

Земельное законодательство разграничивает правомочия пред­ставительных органов и администраций разных уровней по регулированию земельных отношений, землевладения и земле­пользования.

В компетенцию местных органов власти входят: предоставление и изъятие земель, взимание платы за землю, контроль за использованием и охраной земель.

Субъекты Федерации осуществляют разработку актов земельного законо­дательства, единых принципов платы за землю, программ рационального использования земель, повышения плодородия почв и охраны земельных ресурсов, организуют проведение землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.

В компетенцию федеральных властей переданы наиболее общие земельные проблемы. Для решения некоторых из них требуется договоренность с республиками, краями, областями, автоном­ными образованиями. Действует также принцип согласования органами более высокого уровня своих решений по земельным вопросам с нижестоящими.

Задачи управления земельным фондом России предполагают выполнение на государственном уровне действий, которые затрагивают интересы всех или нескольких республик, краев и областей, в том числе:

— предоставление земель для федеральных нужд;

— разработка земельных программ, механизма рационального землевладения, землепользования и регулирования земельных отношений;

— правовое обеспечение использования и охраны земель на основе развития соответствующего законодательства;

— установление порядка ведения земельного кадастра, единых принципов платы за землю, осуществления мероприятий по созданию информационной базы землевладения и землепользо­вания;

— установление основных положений системы землеустройства;

— осуществление мониторинга и контроля за использованием и охраной земель.

Перечисленные мероприятия формируют и развивают новый земельный строй и прямо направлены на обеспечение земель­ной реформы.

Особенности разделения земель и земельных участков на категории, виды земельных участков

Основа установления правового статуса земель – конкретное подразделение или классификация земель на основании определенного общего критерия, который установил законодатель, основываясь на целях правового регулирования общественных отношений относительно использования и охраны земель.

Сегодня в качестве ключевого и общего метода обозначения правового режима земель в РФ выступает разграничение земель на виды по признаку целевого назначения земли. Разделение земель на ряд категорий – один из ключевых принципов земельного законодательства, который установлен в ЗК РФ, п.1 ст.1, на основании которого правовой режим земель обозначают, в первую очередь, на основании их принадлежности к конкретной категории.

Разделение земли на ряд категорий – это традиционный для РФ метод контроля земельных отношений. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. начал классифицировать земли на основании целевого назначения.

Данный документ уже тогда предусмотрел ряд земель сельскохозяйственного назначения и ряд городских земель. Для всего следующего законодательства СССР и России свойственно развитие данной классификации и соответствующий правовой контроль относительно использования и охраны земель всех категорий.

На основании ст.7 ЗК РФ в России по целевому назначению существует деление на ряд категорий:

  • ряд земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение;
  • ряд земель населенных пунктов;
  • земли промышленной, энергетической, транспортной направленности, земли связи, СМИ, информатики, земли, которые обеспечивают космическую деятельность, земли обороны, безопасности и ряд земель другого специального предназначения;
  • ряд земель объектов и территорий, которые имеют особую охрану;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Суть разделения на ряд категорий земель по целевому назначению заключается в том, что всем землям и земельным участкам России рядом уполномоченных органов власти присваивается целевое назначение, которое выступает в качестве основной цели эксплуатации этих земель или их предназначение общественного и государственного характера. Для целевого назначения земель важно соответствовать конкретной указанной выше категории земель. Исходя из этого, во время обозначения целевого назначения земельных участков или земель они получают соответствующую категорию.

Стоит отметить, что обозначение целевого назначения земельного участка или земли должно происходить при учете разных факторов. Речь идет о наличии плодородия почвы, иных объектов природного и антропогенного характера, локации, условиях физико-географического характера, традиционных видах деятельности, которая производится на этой земле, и др. В качестве исключения, важно воспринимать земли запаса, у которых нет целевого назначения.

Каждая категория земель на основании ЗК РФ имеет свой правовой режим, которые предусматривает ряд особенностей их эксплуатации и охраны, которые обусловлены целевым назначением соответствующей земли.

Кроме ЗК РФ правовым режимом всех категорий земель занимается ряд федеральных законов и подзаконных актов, которые контролируют типы деятельности, осуществляемой на землях конкретных категорий на основании их целевого назначения.

Важно отметить, что благодаря категории земель допустимо сразу обозначить ряд ключевых частей правового режима земель и земельных участков, которые относятся к определенной категории.

Основные документы, которые обозначают категории земель

То, что земли и земельные участки относятся к определенной установленной ЗК РФ категории земель – обязательный элемент в системе Закона «О переводе земель». Категория земли обозначается в следующих документах:

  • ряде актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления относительно предоставления земельного участка;
  • ряде договоров, предмет которых состоит в земельном участке;
  • ряде государственных кадастрах недвижимости;
  • ряде документов относительно государственной регистрации прав не имущество недвижимого характера и сделках с ними;
  • в других документах в ситуациях, которые установлены федеральным законом и законом субъектов РФ.

В ситуациях, когда категорию земель не указывают в ряде документов государственного кадастра недвижимости, документации правоустанавливающего характера на земельные участки или документации, которая удостоверяет ряд прав на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района относительно отнесения земельного участка к земле конкретной категории, учитывая цель использования, для которой он был предоставлен. И тут важно отметить, что ряд земельных участков, которые находятся в пределах населенного пункта, должны быть отнесены к земле населенного пункта. Населенные же участки, расположенные вне населенного пункта, должны быть отнесены к конкретной категории земли, учитывая фактическую эксплуатацию земельного участка, которая документально подтверждена.

Отнести земельный участок к конкретной категории земель в перечисленных выше ситуациях важно на основании порядка, установленного в законе «О переводе земель».

Adblock
detector