Амнистия лишенным водительских прав 2022

Амнистия предусмотрена в Административном кодексе, и нарушившие некогда водители вполне могут быть помилованы, а их меры наказания: от штрафов до лишения прав — могут быть аннулированы. Впрочем, на практике в истории России такой амнистии ни разу не проводилось. Хотя была попытка привести её в действие к 70-летию победы в Великой отечественной войне, но она не увенчалась успехом.

Возможна ли амнистия по лишению водительских прав в 2022 году, насколько велика такая вероятность и как узнать об объявлении таковой, давайте выясним это!

К слову, Президенту России была предложена идея провести амнистию по лишённым прав к 70-летнему юбилею Октябрьской революции 7 ноября 2017 года, но и эта попытка не увенчалась реализацией — предложение отклонили.

Обновление от 26.04.2022 года.

Депутаты Госдумы предложили амнистию по освобождению от наказаний по всем правонарушениям 12 главы КоАП РФ, кроме статей 12.8 и 12.26 (за пьянку и отказ от медицинского освидетельствования). Это пока ещё только проект, и далеко не факт, что он вступит в законную силу.

Возможна ли амнистия по лишению?

Возможность проведения амнистии для лишенцев предусматривают сразу две статьи КоАП:

  1. статья 24.5 предусматривает, что если был издан акт амнистии (речь идёт именно об административном праве, так как это статья Административного кодекса), то дело против водителя не может быть начато, а если уже начато на момент начала действия амнистии для лишённых водительских прав, то должно быть прекращено;
  2. статья 31.7 КоАП предписывает, что если штраф, лишение прав, административный арест или другие меры наказания уже назначены, то, в случае амнистии, они подлежат аннулированию (правильно — «прекращению исполнения наказания«).

24.5.1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
.
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
.

31.7. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:
1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
.

Важно отметить, что изданный акт может предусматривать освобождение от наказания только для определённых категорий нарушителей, определённых мер наказаний или вообще касаться только отдельных статей или даже частей статей КоАП. Например, может вступить амнистия по лишению прав только за алкогольное опьянение или только за превышения скорости. Поэтому не любая административная амнистия может аннулировать срок лишения прав.

Как можно будет вернуть в/у?

Порядок возврата водительского удостоверения в случае такой возможности по амнистии прямо нигде не прописан. По практике, если права возвращаются согласно статье 31.7 — то есть после того, как Вы были уже лишены их, а в/у хранится в отделении ГИБДД (либо утеряно или вообще не сдавалось), то тут возможны два варианта:

  • Вы обжалуете постановление о лишении прав, где указываете амнистию как основание для решения о возврате прав (но тогда суды просто не справятся с завалом таких жалоб),
  • вернуть права и отменить лишение можно будет простым написанием заявления в отделение ГИБДД, указав издание акта амнистии как основание для возврата.

Будет ли амнистия в 2022 году?

Вопрос возможности амнистии в будущем не так прост, потому что в истории нашей страны она не проводилась ещё ни разу. Но это не значит, что её никогда не будет.

Впрочем, обсуждать здесь практически нечего — мы обязательно своевременно обновим статью при появлении любой информации о такой возможности в 2022 году или позже.

А пока по состоянию на 08 Сентября 2022 года никаких законодательных актов, которые делали бы возможной амнистию по лишению водительских прав, выпущено не было.

Конфискация автомобилей «лишёнников» с 25 июля 2022

25 июля 2022 года вступили в силу поправки, которые ужесточили наказание за повторное вождение после лишения прав: введены высокие штрафы, уголовное наказание и конфискация машин.

Штраф до 100 тыс. руб. для «лишёнников»

Ранее, согласно части 2 статьи 12.7 КоАП РФ, управление транспортным средством после лишения прав влекло следующие варианты наказания:

  • штраф 30 тыс. руб.;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы на срок 100-200 часов.

При этом, наказания за повторность данного нарушения не было. Согласно тексту вступившего в силу сегодня закона (Федеральный закон от 14.07.2022 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), статья 12.7 КоАП РФ дополнена новой частью 4 следующего содержания:

«Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от ста пятидесяти до двухсот часов«.

Таким образом, в случае повторного управления транспортом, «лишённику» теперь грозит уже более суровое наказание:

  • штраф 50-100 тыс. руб.;
  • обязательные работы на срок 150-200 часов.

«Лишёнников» лишили скидки на штрафы ГИБДД

Кроме того, теперь части 2 и 4 статьи 12.7 КоАП РФ включили в перечень исключений, на которые не распространяется скидка 50% за своевременную уплату штрафов ГИБДД. Соответственно, штрафы «лишённикам» придётся оплачивать в полном размере.

Уголовное наказание для повторных «лишёнников»

Согласно тексту второго документа (Федеральный закон от 14.07.2022 № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), Уголовный кодекс с 25 июля 2022 года дополнен новой статьёй 264.3:

«Статья 264.3. Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.

Согласно части 1 этой новой статьи, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным прав, и уже подвергнутым административному наказанию за повторную езду без прав теперь влечёт следующие варианты уголовного наказания:

  • штраф 150-250 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • принудительные работы на срок до 1 года;
  • лишение свободы на срок до 1 года.

В качестве дополнительного к основному наказанию также предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.

Согласно же части 2 этой статьи, за управление транспортным средством лицом, лишённым прав и подвергнутым уголовному наказанию за нарушения ПДД, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть, либо уже имеющим судимость по части 1 этой статьи, отныне грозят следующие виды наказания:

  • штраф 200-300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В качестве дополнительного к основному наказанию также предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Конфискация автомобилей «лишёнников» 2022

Этим же законом с 25 июля введена возможность конфискации транспортного средства злостных нарушителей ПДД, то есть — принудительное безвозмездное изъятие и обращение его в собственность государства.

Лишился прав — лишился свободы: в Госдуме согласовали ужесточение наказаний для беспредельщиков

Профильный комитет Госдумы одобрил поправки в КоАП и Уголовный кодекс, касающиеся лишенных прав водителей: для них предусмотрели прогрессивное усиление ответственности вплоть до стотысячных штрафов, лишения свободы и конфискации машины. Спорный законопроект касается не только автомобилистов, попавшихся на «пьяных» статьях, но также любителей серьезно превышать скорость, летать на красный и обгонять в неположенных местах. Внесение правок в законопроект завершилось, но ему еще предстоит второе и третье чтения в Госдуме.

Инфографика: Полина Авдошина / 74.RU

Сейчас за езду в период лишения прав водителям грозит часть 2 статьи 12.7 КоАП и наказание не зависит от количества «попаданий»: это либо штраф 30 тысяч, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы.

Новый законопроект предполагает дальнейшее усиление наказания, если лишенный водительского удостоверения человек попался во второй и в третий раз, причем в последнем случае речь идет уже об уголовной ответственности и наказанием в виде лишения свободы на срок до года. Ко второму чтению внесли и важное изменение, касающееся отмены скидки при быстрой оплате штрафов для новой редакции статьи 12.7 КоАП.

Но особенно резонансной является возможность конфискации автомобиля. Правда, ее разрешили лишь в рамках уголовного дела (то есть за третье попадание) и при условии, что обвиняемый был собственником машины. Последнее уточнение внесено после того, как Верховный суд не поддержал идею конфисковать транспортное средство у собственников, которые не были за рулем в момент нарушения.

Изначально предлагалась другая схема, когда после первых прецедентов автовладелец получал требование не допускать за руль лиц без прав, и если нарушение бы повторялось, хозяин машины считался бы «соучастником».

Конфискуют и за серьезные нарушения

Продажу автомобиля в пользу казны предлагается добавить и в статьи 264.1 УК РФ и 264.2 УК РФ. Первая наказывает за повторное вождение в пьяном виде, вторая — за многократные нарушения трех типов: превышение скорости на 60 или , а также за нелегальный выезд на встречную полосу (эта норма действует с начала года). Мотив для такого шага проговаривался неоднократно: в случае с рецидивами обычные меры воздействия, включая угрозу заключения, не работают, поэтому требуется изъятие автомобиля как орудия преступления.

«Вопрос не к юристам, а к психиатрам»

Адвокат, вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский считает, что данная инициатива — еще один шаг в превращении водителя в дойную корову.

— Эти «репрессии» необоснованны, и ни одна глава КоАП не подвергается таким частым изменениям, как глава 12, где содержатся нормы об ответственности за нарушение ПДД, — убежден он. — На первом курсе студентам по специальности «правоведение» разъясняют, что и на большое преступление, и на малое правонарушение влияют тысячи факторов, скажем, освещенность дороги, ее качество, нервы. А у нас из тысячи факторов берут один и делают акцент на нем — на усилении ответственности водителя.

Не согласен эксперт и с введением механизма конфискации автомобиля.

— Если некий Иванов, Петров или Сидоров — злостный нарушитель, он просто оформит машину на другого человека, и конфискация останется таковой на бумаге, — считает Леонид Ольшанский. — Но я боюсь, что при такой эскалации ответственности следующий шаг будет сделан в пользу конфискации автомобиля вне зависимости от того, кто его собственник.

Александр Холодов, заместитель председателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ, считает, что многократная езда без прав должна рассматриваться уже не правоохранительными органами, а психиатрами.

— Если водитель первый раз отсидел 15 суток, попался снова, потом еще раз, то у него что-то с головой не в порядке, и тут уже нужно лишать прав по медицинским показаниям, а не административным или уголовным, — считает он.

Однако конфискацию автомобиля как одну из мер воздействия эксперт считает крайне неэффективной, ссылаясь на опыт Белоруссии, где подобная практика уже действует.

— В Белоруссии она показала себя не очень хорошо, у них просто накрылась посевная, потому что стали конфисковывать сельскохозяйственную технику, убирать урожай стало некому. Если у человека есть понимание, что машину у него заберут, то у него появляется соблазн поиграть в Need for Speed или GTA5, погонять от полиции, ведь ему ничего не страшно: или он уедет и починит машину, или лишится ее. Тем более если водитель пьяный и неадекватный.

Опыт Белоруссии показывает, что последствия могут быть в разы хуже. Даже юристы не всегда помнят, в каких именно случаях в УК применяется конфискация, а водители услышат это по телевизору и в горячке, да по пьяной лавочке решат, что это их касается: думаю, такая мера лишь увеличит трагедии на дорогах из-за пьяных идиотов.

За что в России лишают прав

Длительные сроки лишения (до 2–3 лет) предусмотрены за езду в нетрезвом виде и сходные нарушения (отказ от медосвидетельствования, допуск пьяного за руль), причем в этом случае лишение прав безальтернативно.

Есть также большой список нарушений, когда лишение прав является одной из форм наказания, которое может быть заменено штрафом, например, выезд на встречную полосу. При этом за повторный выезд грозит уже только лишение (кроме случаев фотовидеофиксации). Аналогичный подход используется в случае превышения скорости на и более.

Лишиться прав можно и за проезд на красный, но только со второго раза (в качестве альтернативы — штраф 5000 рублей).

Лишение специального права применяется исключительно судом — инспекторы ДПС не имеют таких полномочий. При фиксации нарушений камерами лишение прав не используется в принципе.

В целом, попасть на конфискацию автомобиля и уголовную ответственность «случайно» вряд ли возможно. Примерный сценарий выглядит так: человек дважды попадается инспектору в городе на скорости — суд лишает его прав на год. Он снова садится за руль, снова попадается, получает уже административный арест (или штраф ).

Он не успокаивается и продолжает ездить, но снова попадается — штраф растет до 50–. Он снова едет, снова попадается, и вот здесь ему уже грозит уголовная ответственность, причем у судьи есть альтернатива в виде очередного крупного штрафа (до ). То есть, чтобы накатать на конфискацию, нужно практически задаться целью.

Изменения ПДД

Adblock
detector