Акцизы на бензин в 2022 году

Содержание

  • Повышение акциза на бензин в 2022 году
  • Ставки акциза на бензин и нефтепродукты
  • Новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин
  • Срок уплаты акциза на прямогонный бензин

03.09.2022 года Президентом России подписан закон, согласно которому предусматривается поэтапное увеличение ставок акциза на бензин и нефтепродукты. 04.09.2022 года закон, зарегистрированный под номером ФЗ-301 и вступивший в силу, опубликован на официальном интернет-портале Госдумы. В статье разберем, предусмотрено ли повышение акциза на бензин в 2022 году.

Ставки акциза на бензин и нефтепродукты

В соответствие с ФЗ-301, с 01.01.2022 года ст. 193 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой повышены акцизные ставки на бензин и нефтепродукты.

Согласно закону, в 2022 – 2022 гг. акциз на бензин, масла, авиационный керосин, прочие нефтепродукты останется без изменений. Повышение акцизных ставок предусмотрено с 1 января 2022 года в объеме 5-10% к ставкам акцизов, действующим ранее.

Актуальная информация о ставках акциза на бензин и нефтепродукты в период с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года представлены в таблице ниже:

Новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин

Помимо повышения твердых ставок акциза на бензин, дизтопливо, масла и нефтепродукты, ФЗ-301 предусмотрен новый порядок расчета акциза на прямогонный бензин.

Новая редакция ст. 193 НК РФ дополнена пунктами 6-9, согласно которым ставка акциза на прямогонный бензин определяется с учетом корректирующего коэффициента (Коэфф):

Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. + 4.865 руб. * Коэфф.

Согласно заявлениям чиновников, дополнение расчета акциза на прямогонный бензин новым показателем (корректирующим коэффициентом) подразумевает поэтапное повышение ставки акциза в период с 2022 года по 2024 год включительно. На основании установленных значений корректирующего коэффициента, с 01.01.2022 года ставка акциза на прямогонный бензин будет повышена на 6%, в период с 2022 по 2024 – ежегодно на 5%.

Динамика повышения ставок акциза на прямогонный бензин в период с 2022 года по 2024 год представлена в таблице ниже:

Отчетным периодом для расчета акциза на прямогонный бензин является календарный месяц. Налогоплательщик рассчитывает сумму акцизного сбора как произведение количества прямогонного бензина (в тоннах), с которым в течение отчетного месяца совершены подакцизные операции, и налоговой ставки, определенной ст. 193 НК РФ.

В 2022 году, как и в предыдущие годы, плательщики акциза на прямогонный бензин вправе уменьшить сумму налоговых обязательств, применив налоговый вычет в порядке, предусмотренном ст. 200 НК РФ.

Формула расчета акциза на прямогонный бензин имеет следующий вид:

Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин — Вычеты,

где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при совершение подакцизных операций с прямогонным бензином;
ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина на основании ст. 193 НК РФ.

Рассмотрим пример. На основании договора, заключенного между АО «Нефть Пром» и НПЗ «Южный», «Нефть Пром» осуществляет поставку прямогонного бензина на склады ПНЗ в общем количестве 6,8 тонн. Поставка производится в 2 этапа – часть бензина отгружается в декабре 2022, часть – в январе 2022.

Первую поставку прямогонного бензина в количестве 4,3 тонны «Нефть Пром» осуществил 17.12.2022. Остаток нефтепродуктов в количестве 2,5 тонны отгружен на склад НПЗ «Южный» 21.01.2022. Поставка бензина сопровождается оформление товарно-транспортных накладных и актов приема-передачи.

НПЗ «Южный» начисляет акциз на прямогонный бензин по факту оприходования товара на склад (17.12.2022 и 21.01.2022), в соответствие с действующими ставками.

Уплата акциза производится по итогам отчетного периода:

  • за декабрь 2022 – в размере 56.330 руб. (4,3 тонны * 13.100 руб.);
  • за январь 2022 – в размере 34.781,13 руб. (2,5 тонны * (13.100 руб. + 4.865 руб. * 0,167)).

Срок уплаты акциза на прямогонный бензин

В 2022 году срок уплаты акциза на бензин и нефтепродукты остался прежним. Налогоплательщики, осуществляющие подакцизные операции с бензином, дизтопливом, моторным маслом, прочими нефтепродуктами, оплачивают акциз в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Расчет акцизного сбора и применяемых налоговых вычетов отражается в налоговой декларации, срок подачи которой – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

При нарушении сроков оплаты акциза к налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ, а именно:

  • штраф в размере 20% от суммы неустойки;
  • пеня, начисленная за каждый день просрочки платежа;

Кроме того, за нарушение сроков подачи налоговой декларации по акцизам с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 5% от суммы начисленного акциза.

Бензин по 50 рублей — это лишь начало. Что ждет топливный рынок в 2022 году

В конце прошлого года средняя по стране стоимость бензина впервые перевалила планку в 50 рублей за литр, а сами темпы подорожания стали максимальными за последние три года. При этом с 2022 года существенно выросли акцизы на топливо. Грозит ли это очередным кризисом на рынке горючего?

Как дорожало топливо

Цена топлива в России увеличивается непрерывно, но с 2008 года средние темпы составляли в районе 2 рублей в год. Исключением был , когда топливный кризис привел к резкому росту цены литра на рубля. После этого правительство приняло ряд мер, например, временно снизило акцизы и ввело мораторий на удорожание горючего свыше темпов инфляции.

Это неформальное соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями действует до сих пор, и его результатом стала искусственная стабилизация цен.

Но в 2021 году топливо снова пошло в рост: по данным Росстата, в 2021 году стоимость бензинов и изменилась более чем на 8% (около 4 рублей), а дизтоплива — на 10%. То есть темпы увеличения цены почти вдвое выше, чем в среднем за предыдущие 15 лет. А в августе 2021 года резко взлетели цены на пропан-бутан.

Инфографика: Полина Авдошина / 74.RU

Почему растет цена бензина

Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что интенсивный рост цен вполне объясним:

— Посмотрите, какая динамика цен на нефть и нефтепродукты: она с декабря 2020 года строго положительная, идет вверх-вверх, правда, сейчас затормозилась и колеблется в рамках коридора.

Изменение цен на нефть в течение 2021 года

Эксперт отмечает, что общемировая цена нефти и нефтепродуктов оказывает сильное влияние на внутренний российский рынок:

— Оптовая цена топлива в России формируется не под воздействием факторов спроса и предложения внутри страны, а в первую очередь по принципу экспортной альтернативы. Когда у вас дорожает нефть на мировом рынке, возникает больше оснований для экспорта как готового продукта, так и самого сырья. И если вы поставляете за границу больше нефти, то падает производство внутри страны.

Новая реальность: обычный АИ-95 стоит дороже 50 рублей

Фото: Дарья Пона / 74.RU

Оптовые цены на максимум

Из-за ограниченных поставок внутри страны в сентябре биржевые оптовые цены обновили исторический рекорд: бензин пробил планку в 60 тысяч рублей за тонну, что в пересчете на цену литра составляет порядка 45–47 рублей. На тот момент это было сопоставимо с розничной стоимостью такого бензина в некоторых регионах.

Но почему в таких условиях производители нефти не переориентируются на внутренний рынок, обеспечив достаточные поставки и снизив оптовую цену?

— По налоговой системе экспортные поставки более интересны, — говорит Григорий Баженов. — Например, налоги на внутреннем рынке повышаются с 2014 года, акцизы выросли более чем в 3 раза. И наоборот, экспортные пошлины падают и относительно 2014 года сократились на 96%.

В результате растет так называемый нетбэк: условная цена топлива, при которой производителю без разницы, реализовывать ли его внутри страны или экспортировать. При искусственно ограниченных ценах внутри страны растущий нетбэк стимулирует нефтяные компании отгружать нефтепродукты в другие страны, что оказывает сильное давление на внутренние цены.

То есть нефтяные компании совсем не прочь поднять цены внутри страны, но они связаны неформальным соглашением с правительством, которое появилось в 2018 году на волне топливного кризиса. Оно подразумевает, что рост стоимости бензинов и дизтоплива не может быть выше уровня инфляции. Но годовая инфляция в 2021 году составила около 8,4%, то есть оказалась выше, чем в предыдущие годы, что и позволило сильнее поднять розничные цены на топливо.

Ужасный демпфер

Искусственное сдерживание розничных цен делает проблематичной работу независимых АЗС, потому что оптовые цены оказываются зачастую выше розничных (с учетом расходов на доставку и содержание автозаправок). По мнению Григория Баженова, главная проблема — в полной стагнации этого рынка и отсутствии инвестиций, что ощущается и крупными топливными компаниями.

— Но у них есть хотя бы преимущество в виде демпфера — это механизм государственного субсидирования внутренних цен в условиях, когда экспортные поставки оказываются более выгодными, — объясняет эксперт. — На эти цели в прошлом году потрачен почти триллион рублей. В результате крупные нефтяные компании могут перераспределить убытки в рамках своей вертикальной структуры и выйти на хороший результат, тогда как независимые АЗС такой возможности лишены.

Adblock
detector