Государственная власть в административных единицах страны представлена органами самоуправления (далее – ОМС). Основное назначение властных структур на местах – обеспечение всех граждан возможностью принятия участия в управлении РФ, а также установление тесного взаимодействия народа с правительством в отношении решения проблем общенационального и локального значения. Перечень полномочий ОМС, порядок и способ их реализации в строгом порядке регламентируются действующими нормативными правовыми актами России, основным из которых является ФЗ №131.
История изменений законодательства о местном самоуправлении в РФ
Необходимость упорядочить деятельность властей на местах привела к принятию в 2003 году Федерального Закона № 131. Главная цель представленного акта – установление принципов организации деятельности органов самоуправления.
Увеличение и уменьшение численности населения, перераспределение полномочий по решению вопросов различных государственных сфер, ускоренные темпы урбанизации, а также изменение территориальных границ населенных пунктов приводит к потребности внесения коррективов в закрепленные законом нормы.
За 16 лет существования ФЗ № 131 претерпевал изменения в:
- Терминологии;
- Объеме полномочий муниципальной власти;
- Сферах регулирования;
- Перечне субъектов, на которых распространяется его действие;
- Организационных аспектах деятельности ОМС.
С 2015 года структуры государственной власти территориальных единиц наделены полномочиями по:
- Подготовке кадров для занятия должностей, отнесенных к службе в муниципалитете.
- Обеспечению надзора за животными, не имеющими хозяев.
- Присвоению спортивных категорий.
- Финансированию местных спортивных команд, принимающих участие в соревнованиях государственного масштаба.
Также 4 года назад законодатель лишил возможности лиц, занимающих посты глав администраций, совмещать представленную должность с депутатской деятельностью.
С 2017-2018 года граждане, имеющие депутатский мандат, не могут повторно подавать свою кандидатуру на избрание в самоуправление, если муниципалитет был распущен по причине невыполнения депутатами своих обязанностей (проведение заседаний, принятие актов локального значения и др.).
Основные термины закона
С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:
- муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
- городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
- городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
- должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
- член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).
Структура местной власти
Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:
- лицо, возглавляющее муниципалитет;
- орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
- администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
- структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
- Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).
Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.
Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.
Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.
Обзор структуры закона
Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.
Статья | Наименование главы |
---|---|
Статьи 1-9 | Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.) |
Статьи 10-13 | Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание) |
Статьи 14-18 | Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов) |
Статьи 19-21 | Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС) |
Статьи 22-33 | Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.) |
Статьи 34-42 | Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы) |
Статьи 43-48 | Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.). |
Статьи 49-65 | Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти) |
Статьи 66-69 | Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.) |
Статьи 70-78 | Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан) |
Статьи 79-82 | Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации) |
Статьи 83-86 | Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр). |
Обзор последних изменений в законе от 2021 года
- Упразднение норм социальной направленности. До текущего года Федеральный закон №131 включал в себя положения, регулирующие вопросы оказания ОС помощи уязвимым категориям населения. Также о порядке функционирования органов опеки и попечительства. Представленные изменения подвержены многочисленной критике со стороны правоведов, поскольку сфера, которую регулируют изъятые нормы, наиболее приближена к властям на местах.
- Законодатель принял решение о снятии с органов местного самоуправления полномочий по управлению вопросами занятости трудоспособного населения административно-территориальных единиц, а также участию в разрешении споров, возникающих вследствие трудовых правоотношений местного населения.
- Последний Федеральный закон № 131 больше не содержит положения, регламентирующие участие местной власти в предоставлении помощи на оплату коммунальных услуг.