Закон о дорогах в сельской местности

Расстояние от забора до дороги – важная часть жилого или дачного строительства, а также норм СНиП. Его необходимо знать для правильного разграничения собственной территории землевладельца и окружающего пространства. По закону на 2021 год есть разные варианты данной нормы, определенные месторасположением, рельефом местности, размерами и оживленностью трассы.

Это в значительной степени усложняет понимание вопроса, так как однозначного норматива расстояния от забора в СНиП или в СанПиН не приведено.

Нормы и правила: регламентирующие документы

Чтобы правильно определить расстояние от забора участка до дороги, нужно учесть сразу несколько составляющих, свериться с разными законодательными документами. Необходимо ознакомиться с Земельным и Градостроительным кодексами, СНиП, санитарными и противопожарными нормами, и только после этого, по законодательно установленным нормативам, можно начинать сооружение изгороди.

Основным ориентиром для землевладельца может стать план границ участка, в котором достаточно ясно обозначены возможные пределы строительства.

Ограждение не должно выступать за обозначенные на плане пределы.

Также следует учитывать:

  1. Чтобы владелец не выдвигал в качестве аргумента собственную некомпетентность, обозначенное размежевание привязывается к заметным ориентирам на местности или координатам, показанным измерительными приборами.
  2. Подтвержденное документально, право на землю дает основание собственнику строить забор на своей территории. Однако Земельный и Градостроительный кодекс основным условием предполагает отсутствие препятствий и неудобства для проезда и прохода других людей.
  3. Существует утвержденный Генплан строительства в населенном пункте или в СНТ, регламентирующий необходимый отступ, который должен быть соблюден. Расстояние от дороги до забора частного жилого дома или стройплощадки в этом официальном документе привязывает границы участка к красным линиям, определяя тем самым необходимую удаленность.
  4. Кроме СНиП, в котором можно найти только цифры расстояний от дороги до жилого дома и построек, существуют пожарные нормы обеспечения безопасности и СанПиН, цель которых – охрана здоровья людей, проживающих на территории участка.
  5. Соответствие СНиП достигается соблюдением нормы расстояний, а именно: от частного дома до ограждающего сооружения, и дистанцированием, согласно существующим правилам, от постройки для проживания до проходящего мимо потока автомобилей.
  6. Основной ориентир – автодорога: ее размеры, ширина, поток автомобилей, оживленность и загазованность воздуха, которая присутствует при определенных габаритах и пропускной способности. Выступает ли в роли дороги просто проезд, на котором движение не постоянное, или оживленная многополосная автомагистраль – вот основное условие, с учетом которого определяется необходимая дистанция.

Основные моменты и нюансы

Расстояние между забором и дорогой в частном секторе – параметр, постоянно вызывающий территориальные споры. Отсутствие единого мнения в этом вопросе дает основания некоторым владельцам ставить забор некорректно, вызывая претензии со стороны местной администрации, соседей, пешеходов, вынужденных испытывать неудобства при прохождении тротуара.

Читайте также: Какой забор можно поставить между соседями по закону 2021-2022: участок СНТ и частной дом

Определение, какое расстояние должно быть до полосы движения, зависит от того, на какую именно магистраль выходит боковая или фасадная часть земельной собственности. Нормативы СНиП определяют расстояние от дома до проезжей части.

ИЖС не может находиться по отношению к улице ближе, чем в 5 м. На садовом участке учитывается ширина дороги и необходимость пешеходных тропинок. В деревне или в сельской местности дорога должна проходить таким образом, чтобы могли свободно передвигаться пешеходы и при этом еще мог проехать автомобиль.

В скольких метрах от дороги должен стоять забор?

Юридическая сторона решения вопроса, где установить, зависит от понятий «дорога» и «проезжая часть», которые в судебной практике подлежат четкому разграничению:

  • дорога может достигать расстояния между обочинами от 3,5 м, при этом у нее есть и обочины, и тротуар (в других документах – пешеходная зона);
  • проезжая часть (место для передвижения транспорта, у которого не имеется обочин) устанавливается Генпланом и территориальными нормами, регламентированными указами местных властей;
  • проезд – это всего лишь отрезок, соединяющий параллельные улицы, в идеале расстояние между его краями должно быть не менее 3 м (чтобы при проезде автомобиля не пострадал идущий пешеход).

Основное значение в определении расстояния между ограждением и проезжей частью имеют, как ни странно, другие нормативы, зарегистрированные в официальных документах, имеющих статус законодательных с 2010 года.

Ранее, в эпоху государственной стандартизации и ГОСТ, строгое их соблюдение было надежной гарантией того, что выполняются необходимые противопожарные и санитарные нормы.

Забор в СНТ или на территории ИЖС можно и нужно ставить четко по границе участка, указанной на генплане земельного надела. Также ограждение возможно передвинуть и в глубь территории собственника, но нельзя поставить за ней. Это будет расценено как нарушение и самозахват земли.

Нормы, о которых необходимо помнить

Отсутствие четко регламентированного расстояния от границы участка с изгородью до дороги не означает, что нельзя найти повод к наложению административного взыскания или сносу на законных основаниях. Достаточно внимательно изучить СНиП 30-02-97 с изменениями на 2018 год, СП 11-106-97 и СП 53.13330.2019. Своды правил оставляют законному владельцу участка возможность установления правильной удаленности еще на этапе планирования застройки.

Минимальные допустимые расстояния до дороги или проезжей части заложены в них в виде разрешенного удаления от дома и других построек. Если планируется перенос забора с целью захвата не принадлежащей владельцу части уличной территории, дистанция до дороги увеличивается.

Но если дом строился на жестком удалении, с точностью до сантиметра, претензии могут возникнуть к санитарной или противопожарной безопасности, даже если по строительным нормам все будет считаться правильным. В некомпетентных источниках можно встретить советы – получать законное разрешение на захват части улицы.

Однако в существующем законодательстве определена возможность сооружения ограждений только по границе существующего надела, которая обозначена в кадастровых планах. Забор может находиться только на территории, принадлежащей владельцу, да и то к нему могут появиться претензии, если ставить изгородь, которая мешает транспорту на улице или проезжей части.

На видео ниже рассказывается, как правильно разместить постройки и изгородь на участке.

Нормативная удаленность от дома до проезжей части

Норма расстояния от частного дома до автодороги составляет не менее 5 метров, но она увеличивается, если строения имеют более 3 этажей и иногда могут доходить до 8–10 м.

Градостроительный Кодекс определяет следующую величину для улиц:

  • обычная ее ширина может быть не менее 15 метров;
  • для передвижения транспорта законным считается расстояние между заборами не менее 9 м;
  • красная линия поворота или разворота составляет не менее 6 м (в городских условиях – от 15 м);
  • только проезд в переулке не может быть меньше 3,5 метров.
Объект До переулка, м До дороги, м
Дом 3 5
Хозпостройка 5 5

Если владелец поставил забор так, что он нарушает допустимые нормы по ширине, определенные Градостроительным Кодексом, не будет учитываться ни собственность на захваченные метры, ни установка специальных противошумовых щитов.

В учет будет браться, сколько метров от дома до проезжей части. В пожарных нормах указывается 50 м, установка щитов сокращает его до 25 м, от внутреннего проезда до окон жилого дома должно быть не менее 3 м, а от проезжей части расстояние увеличивается вдвое.

Отсутствие норм отступа от изгороди не означает, что в случае, если он препятствует передвижению машин или пешеходов, не будут выдвинуты претензии по расположению дороги и любого из строений на участке.

Другие нормы и правила

Согласно существующим санитарным нормам, планирование дороги в 2020 и 2021 годах осуществляется в обход жилых строений. Однако существуют и другие ситуации, когда такое требование уже невозможно соблюсти (например, по отношению к существующим постройкам и дороге, которая после расширения приобрела статус федеральной).

Даже здания общественного значения могут сооружаться только за пределами придорожной зоны. К федеральным трассам относятся те дороги, по которым в сутки проходит более 1400 машин, и расстояние до жилой постройки от нее регламентирует ГОСТ.

Для того чтобы определить правильное расстояние от дорожного полотна до забора, есть и другие критерии:

  • оно соблюдается не только в пределах одного участка, учитываться должны и соседние заборы, мнение соседей, которое необходимо согласовывать при переносе или перемещении изгороди с положенной линии;
  • расстояние учитывает не только то, на каком расстоянии будет стоять забор, но и удаленность от жилого строения;
  • на территории сельского поселения учитывается возможность подъезда специальной техники при пожаротушении, особенно если строение деревянное (для этого достаточно 5 м);
  • при строительстве изгороди в городе или в деревне нужно непременно учитывать класс или категорию дороги, интенсивность и частоту передвижения по ней автомобилей, как личных, так и служебных;
  • в поселках и селах должно учитываться расстояние, включающее необходимость передвижения пешеходов, особенно если нет специально оборудованных тротуаров.

Отсутствие оговоренных параметров не должно означать игнорирования других нормативов, с помощью которых можно легко определить требуемую дистанцию.

Забор должен соответствовать нормам, предусмотренным СНиП и Градостроительным кодексом, при этом не препятствовать движению пешеходов и автомобилей, соответствовать нормам противопожарной и санитарной безопасности.

Как добиться ремонта дорог в деревню

Качество сельских дорог во многих регионах оставляет желать лучшего. Проблема возникает и из-за несоблюдения технологии строительства дорожного покрытия, и из-за того, что ответственные за дороги лица просто игнорируют свои обязанности.

Несмотря на то, что за недоработки в содержании дорожной полосы полагается штраф в размере 300 000 рублей (по статье 12.34 КоАП РФ), решение вопроса не сдвигается с места. Плохая дорога в деревню – это не только ухудшение безопасности поездок по ней, но и снижение привлекательности жизни в сельской местности.

Необходимо, чтобы из деревни легко можно было добраться в город для решения любых своих дел, а по ямам часто не наездишься. Но, чтобы добиться штрафа безответственным хозяевам, нужно знать, кто отвечает за дороги в деревню.

Кто должен ремонтировать

Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.

Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения.

Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам. Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.

ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.

Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.

Администрация

Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.

Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.

Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.

Куда жаловаться

Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.

Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.

Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?

Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы.

Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.

Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.

ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местного управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.

Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция. В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.

Что делать

Несмотря на то, что по закону деревня должна быть под неусыпным вниманием органов местного управления, ее жители также не должны быть равнодушными. При пассивности администрации нужно самим действовать, писать заявление, обращаться в прокуратуру.

В администрации нужно заказать генеральный план участка, на котором находится плохая дорога. По плану можно определить владельцев территории. Также получится определить прохождение автомобильной дороги, ее ширину.

Нужно выяснить и тип дороги с учетом стандартной классификации. Потом составляется план работ по ремонту на том или ином дорожном участке.

Кстати, на нашем сайте вы можете найти удобный калькулятор масштабов 1:500, 1:1000 и других.

Местная администрация должна прореагировать на обращение представителей населения. Если получена заявка на ремонт дороги, нужно искать пути решения проблемы.

Населению села может помочь прокуратура (при бездействии органов управления). Прокуратура проводит проверку, выставляет предписания владельцу дорожного участка для немедленного начала ремонта.

Важной поддержкой заявления жителей деревни станет и акт от сотрудника ГИБДД, который вызывается на участок для составления документа.

Требования к качеству

Разработано несколько ГОСТов, определяющих требования к состоянию автомобильных дорог. По ГОСТу 52766-2007 выставляются требования общего значения, в ГОСТе 52398-2005 указывается классификация автодорог, список требований к ним.

Выпущены специальные СНиПы с правилами проведения ремонт дорожного покрытия. Ремонтные работы на сельской дороге проводятся, согласно ГОСТу 50597-93 в течение 10 дней, трассы скоростные должны ремонтироваться за 5 дней.

Если ответственные лица не соблюдают требования к безопасности дорог, не проводят своевременно ремонт, не выполняют обязательств по содержанию, им полагаются административные штрафы. Местная администрация не имеет права на бездействие в устранении проблемных участков на дороге, из-за которых создается угроза безопасности перемещения по трассе.

Заявление

Благодаря современным технологиям не обязательно посещать те или иные инстанции, чтобы подать заявление, получить справку. Это касается и подачи заявки на ремонт сельской дороги. Можно сделать это через специальные ресурсы, экономя ценное время.

Основания

По ГОСТу 50597-93 количество и уровень повреждений на автодороге ограничен.

Ямы и выбоины не должны быть больше 60 см в ширину и 15 см в длину, 5 см в глубину.

Если ямы больше по параметру, это уже опасно для участников движения.

Советы юристов

Законодательством определена ответственность за строительство, ремонт, содержание сельских дорог. Если жители деревни не довольны качеством дороги в своем населенном пункте, они должны действовать в соответствии с законом и призвать к ответственности местные органы самоуправления. В своих действиях следует опираться на положения ФЗ под номером 131 и под номером 257.

ВАЖНО! Федеральный Закон 131 от 06.10.2003 (статья 14, пункт 1, подпункт 5) указывает на то, что за все вопросы, связанные с ремонтом сельской дороги, поддержанием ее безопасности, отвечают ОМС.

По ФЗ 257 от 08.11.2007 местная администрация должна выполнять такие виды дорожной деятельности, как контроль над сохранностью дорог местного назначения.

Для защиты своих прав юристы рекомендуют обращаться сначала в администрацию самоуправления, только при ее бездействии – в прокуратуру и суд. Бездействие ответственных лиц должно быть признано незаконным.

Для того, чтобы сделать свое заявление более весомым для прокуратуры, нужно сделать упор на опасность плохих дорог для участников дорожного движения.

А также на то, что плохая трасса к деревне становится причиной задержки прибытия скорой помощи и пожарной.

Adblock
detector