Уголовная ответственность за проституцию

1. Деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения;

в) с использованием для занятия проституцией несовершеннолетних, —

наказываются лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 241 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что занятие проституцией приобретает организованные формы с распределением ролей.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести; преступления, предусмотренные ч. ч. 2 и 3, — к категории тяжких преступлений.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие общественную нравственность. Дополнительный объект — здоровье человека.

3. Объективную сторону данного преступления образуют действия, направленные на: 1) организацию занятия проституцией, 2) содержание притонов, 3) систематическое предоставление помещений.

Организация занятия проституцией другими лицами — это не только руководство, т.е. деятельность по выполнению управленческих функций (распределение ролей, организация материально-технического обеспечения, планирование, проведение мероприятий), но и создание притона (подыскание, приобретение, наем, предоставление, приспособление помещения или иного места, а также подбор лиц, занимающихся проституцией, их клиентов, лиц, обслуживающих притон), а также иная деятельность виновного.

Осуществлять организацию занятия проституцией, содержания притонов могут как отдельные лица, так и группы. Независимо от того, являются ли они владельцами, акционерами или наемными работниками, обеспечивающими общее руководство деятельностью этих учреждений, все они являются субъектами данного преступления. Лица, не содержащие притонов, но обслуживающие их, осуществляя распределение, учет работы проституток, техническое обеспечение их деятельности и иную работу, необходимую для функционирования таких притонов, должны нести уголовную ответственность за соучастие в содержании притона для занятия проституцией.

Насильственная эксплуатация женщины и присвоение определенной части полученного ею вознаграждения образуют совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 240 УК. Похищение женщины и ее насильственное содержание в притоне для занятия проституцией следует квалифицировать по ст.

ст. 126, 240 и 241 УК.

О занятии проституцией см. коммент. к ст. 240.

Под содержанием притона понимается деятельность по оплате расходов, связанных с обслуживанием притона после его организации (владение или аренда помещения либо иного места, снабжение оборудованием, продуктами, спиртными напитками, регулирование посещаемости, охрана). Содержатель притона может проживать в ином месте, не там, где находится притон.

Как притон следует расценивать также помещения или иные места, где лишь собираются лица, занимающиеся проституцией, которых затем диспетчер, получающий заказы по телефону, направляет к клиентам для занятия проституцией или сообщает им адреса клиентов.

Систематическое предоставление помещения для занятия проституцией предполагает, что владелец или наниматель помещения предоставляет его для занятия проституцией не менее трех раз.

4. Преступление с формальным составом и считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления.

5. Субъективная сторона преступления — прямой умысел, т.е. лицо осознает, что совершает деяния, направленные на организацию занятия проституцией, содержит притон для занятия проституцией или систематически предоставляет помещения для занятия проституцией, и желает этого.

Мотив и цель могут быть различными и не являются обязательными признаками преступления.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. По п. «а» ч. 2 комментируемой статьи субъект — специальный, использующий свое служебное положение.

7. Квалифицирующий признак (п. «а» ч.

2 комментируемой статьи) — использование лицом своего служебного положения предполагает, что субъект преступления может быть как должностным лицом, так и другим работником, служебное положение которого позволяет этому лицу использовать свое положение для выполнения действий, образующих объективную сторону преступления. В каждом случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей такого лица, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях, инструкциях и т.п., поскольку в отношении должностных лиц требуется дополнительная квалификация действий виновных по ст. 285 УК.

Применение насилия (физическое насилие) — побои, причинение вреда здоровью, насильственное лишение свободы, связывание, применение лекарственных или иных препаратов и т.п.

Угроза применения насилия (психическое насилие) означает высказывание, жесты или демонстрацию намерения применить физическую силу. Такая угроза должна быть реальной и может касаться не только лиц, занимающихся проституцией, но и иных лиц, препятствующих деяниям, направленным на организацию занятия проституцией, содержание притонов, систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.

Квалифицирующий признак (п. «в» ч. 2 комментируемой статьи) — использование для занятия проституцией несовершеннолетних — предполагает, что действия, связанные с организацией занятия проституцией, совершаются в отношении несовершеннолетнего, т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста.

Квалифицирующий признак (ч. 3 комментируемой статьи) — использование для занятия проституцией лиц, не достигших 14-летнего возраста, предполагает, что действия, связанные с организацией занятия проституцией, совершаются в отношении малолетнего, т.е. лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Комментарий к Ст. 241 Уголовного кодекса

1. Состав сформулирован как состав с альтернативными действиями: а) организация занятия проституцией (т.е. совершение любых действий, содействующих занятию проституцией); б) содержание притона (т.е.

предоставление жилого или нежилого помещения (поиск, наем) лицам для систематического занятия проституцией за определенное вознаграждение, содержание данного помещения в пригодном состоянии (оплата аренды, коммунальных услуг, ремонт и т.п.)); в) систематическое предоставление помещений для занятия проституцией (т.е. предоставление квартиры, дачи, комнаты для занятия проституцией; извлечение прибыли при этом не обязательно).

2. Обязательным является признак систематичности, т.е. совершение действий 3 и более раза.

Статья 6.12 КоАП РФ. Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Комментарии к ст. 6.12 КОАП РФ

1. Опасность и распространенность проституции обусловили установление административной ответственности за данное правонарушение.

2. Объектом посягательства рассматриваемых правонарушений являются здоровье граждан, общественная нравственность. Сутенеры, альфонсы и другие подобные им лица не только паразитируют на проституции как социально-негативном явлении, но и создают опасную криминогенную обстановку в этой среде, где нередко совершаются убийства, разбои, грабежи, кражи, мошенничество и другие преступления.

3. Объективная сторона состава рассматриваемых правонарушений обязательно связана с получением сутенером, альфонсом, иными лицами дохода от занятия проституцией. При этом вид и размер дохода — деньги, вещи, ценности, другие блага — не имеют квалифицирующего значения.

Наличие состава данного правонарушения не связано и с систематичностью получения дохода от занятия проституцией другими лицами; одноразовое получение дохода от подобной деятельности является достаточным основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.

4. Проявления объективной стороны комментируемого состава могут быть весьма разнообразными (поставление клиентов для лиц, занимающихся проституцией, подыскание мест для встреч с клиентами, обеспечение личной безопасности лиц, занимающихся проституцией, мест их проживания, направление клиентам «девушек» или «юношей» по вызову и т.д.).

5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом. Получение дохода — это конститутивный признак данного правонарушения, его отсутствие свидетельствует об отсутствии правонарушения.

6. Административные правонарушения по данной статье необходимо отграничивать от преступлений: 1) вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 240 УК РФ); 2) организация занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией, т.е.

создание условий для занятия проституцией другими лицами (ст. 241 УК РФ). В связи с этим требуется новая редакция данной статьи для четкого разграничения составов преступлений по ст.

ст. 240, 241 УК РФ и состава административного правонарушения по комментируемой статье.

7. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются лица мужского или женского пола, достигшие 16-летнего возраста.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст.

28.3). Поскольку административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может повлечь назначение административного ареста, то лицо может быть подвергнуто при необходимости административному задержанию на срок до 48 часов (ч. 2 ст.

27.5).

Судебная практика: незаконность инкриминирования пункта «г» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ (п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ)

Объектом преступления является общественная нравственность.

Факультативный объект — отношения по охране здоровья человека.

Объективная сторона выражена несколькими альтернативными действиями: 1) действия, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами; 2) содержание притонов для занятия проституцией; 3) систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.

Уголовный кодекс РФ в ст. 33 определяет, что «организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими».

Исходя из этого определения можно выделить две формы действий организаторов притона: действия, вследствие которых притон возникает (например, выбор места и т.п.); действия, дающие возможность использовать притон в соответствии с целями его создания (подбор проституток, поиск клиентов, покупка продуктов и спиртных напитков и т.п.).

Организация притонов для занятий проституцией — это деятельность одного или нескольких лиц, направленная на создание притона и его функционирование. Характер действий лиц, организующих притоны, может быть различным: разработка плана по созданию притона и его реализация, выбор (подбор) помещения или другого места для использования в качестве притона; подбор «персонала», оказывающего сексуальные услуги, поиск клиентов и т.п. Организаторская деятельность может распределяться между несколькими членами, когда один подыскивает помещение под притон, а другой привлекает в него клиентов.

Действия этих лиц, охватываемые общей целью, должны квалифицироваться как соисполнительство по ст. 241 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Организация притона является оконченным преступлением не с того момента, когда в нем фактически начали заниматься проституцией, а с момента, когда притон создан и готов к функционированию независимо от того, будет ли реализована цель его создания.

Содержателем притона может быть лицо, во владении или распоряжении которого находится помещение или какое-либо место, в котором оказываются за вознаграждение интимные услуги. Владение или распоряжение помещением, местом может осуществляться на законных основаниях или самоуправно. Для наличия в действиях лица состава содержания притона необходимо установить систематическое предоставление притона.

Разовое предоставление помещения для полового сношения с лицом, занимающимся проституцией, не образует состава преступления. Содержание притона включает в себя следующие действия: прием проституток и клиентов; производство расчетов с клиентами; охрана притона; поддержание в нем порядка; обеспечение продуктами, спиртными напитками, оплата коммунальных услуг и т.п.

Содержание притонов — это деятельность, рассчитанная на многократное предоставление помещений или иных мест для занятия проституцией. Деяние следует признавать оконченным с момента начала содержания притона. Не входит в понятие «содержание притонов» деятельность, связанная с использованием доступных для всех мест, к которым лицо не имеет никакого отношения, например подвал, чердак.

Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком состава преступления является цель — занятие проституцией.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

В ч. 2 ст. 241 УК РФ установлена ответственность за те же деяния, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения; в) с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего.

К лицам, использующим свое служебное положение для организации занятия проституцией, относятся должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, а также руководители и служащие коммерческих и некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Понятия применения насилия или угрозы его применения аналогичны соответствующему понятию, рассмотренному применительно к составу вовлечения в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ).

Использование для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего предполагает вовлечение в занятия проституцией лица, заведомо для виновного не достигшего восемнадцати лет (см. также комментарий к ст. 240 УК РФ).

Деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 рассматриваемой статьи, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста, влечет ответственность по ч. 3 ст. 241 УК РФ.

Уголовная ответственность за оборот порнографических материалов и предметов: незаконность действий

Приведенный материал подготовлен с учетом последних тенденций правового толкования норм российского законодательства, базируется на сложившейся правоприменительной, а также личной практике автора – адвоката Павла Домкина. Комментарий к настоящей статье не является юридической консультацией и руководством для принятия самостоятельных процессуальных решений. При возникновении правовых вопросов, а также перед принятием любого юридически значимого действия, читателям рекомендуется получить соответствующую юридическую консультацию у автора публикации.

Публикация от 09.08.2011

Update: О новых тенденциях практики применения статьи 242 УК РФ читайте в публикации от 07.02.2017.

Статья 242 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности за ряд действий, связанных с незаконным оборотом порнографических материалов и предметов, а именно:

  • за их изготовление в целях распространения или рекламирования,
  • за распространение,
  • за рекламирование порнографических материалов или предметов,
  • за незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.

Приведенный перечень уголовно-наказуемых деяний является исчерпывающим.

В соответствии с базисным принципом, закрепленным в статье 8 УК РФ, основанием для уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Иными словами при осуществлении уголовного преследования орган следствия обязан доказать каждый признак состава преступления. Применительно к рассматриваемой статье таковыми будут не только такие очевидные признаки как изготовление, распространение, торговля и т.д., но такой ключевой признак – как «незаконность» действий субъекта.

Из изложенного следует что, не всякое действие, связанное с оборотом порнографического материала будет являться уголовно-наказуемым, а лишь то, которое идет в разрез с действующим законом. Виновное лицо может быть привлечено к ответственности лишь в том случае, если оно нарушает действующий закон Российской Федерации, регламентирующий порядок изготовления, распространение, рекламирование, торговлю, а также иные действия с указанным материалом.

Процессуальная недоказанность признака «незаконность» является прямым безусловным основанием для прекращения уголовного преследования и юридического оправдания лица.

На основании вышеизложенного возникает правомерный вопрос, нарушение какого именно закона должно быть доказано при осуществлении уголовного преследования по статье 242 УК РФ?

Обращаясь к нормативной базе действующего законодательства, автор вынужден констатировать, что на момент публикации настоящего материала подобного закона в Российской Федерации не существует. За всё время действия рассматриваемой статьи Уголовного кодекса РФ (с 1997 года) законодатель так и не установил правила гражданского оборота в отношении порнографического материала. Безусловно, что данная брешь в правовом поле может быть использована при постановке вопроса о привлечении к уголовной ответственности по статье 242 УК РФ.

Следует также отметить, что довод об отсутствии в действиях лица признака «незаконность» не применим в отношении изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (статья 242.1 УК РФ), поскольку диспозиция данной статьи устанавливает прямой запрет на какой-либо оборот подобного контента, исключая возможность его легитимного обращения.

Представляется ошибочным распространенное бытовое мнение о невозможности привлечения к уголовной ответственности в силу законодательного отсутствия определения «порнографического материала». В Уголовном кодексе РФ неоднократно встречаются определения и термины, не имеющие четкого законодательного толкования.

Так, например, статья 164 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность. Поскольку термин «предмет особой ценности» законодателем не описан и юридически не закреплен, ценность похищенного предмета устанавливается путем проведения соответствующей экспертизы, которая в правовом смысле придает ему историческую, культурную, научную и т.д. значимость (ценность).

По аналогичному пути пошла правоприменительная практика и в отношении материалов порнографического характера.

Как правило, по изъятой следствием продукции категории «Для взрослых» органом следствия назначается искусствоведческая или иная подобная экспертиза, в ходе которой специалист делает вывод об отнесении контента или предмета к числу порнографических. Ввиду отсутствия критериев и методик проведения подобных исследований соответствующие выводы по каждому случаю делаются экспертом в индивидуальном порядке. На практике российские суды в целом доверяют подобным экспертным исследованиям и кладут их в основу обвинительных приговоров.

Таким образом, «ставка» на отсутствие законодательного определения термина «порнографический материал и предмет» как на основание невозможности привлечения к уголовной ответственности, зачастую является ошибочной.

Как указывалось ранее, именно юридическая невозможность доказывания действий по обороту порнографической продукции как нарушающих действующий закон (признак – «незаконность») представляет собой более перспективный путь процессуальной защиты от предъявляемого обвинения.

Адвокат Павел Домкин

Практика применения статьи 242.1 УК РФ

Ответственность за распространение порнографии в сети Интернет с использованием торрентов

Adblock
detector