Штраф за замену счетчика воды

Содержание
  1. Нормативное регулирование
  2. Как правильно действовать
  3. При каких обстоятельствах будет составлен акт о незаконных действиях
  4. Доначисление стоимости коммунальных услуг
  5. Как можно избежать штрафов
  6. Какой выпишут штраф за вмешательство в работу счетчика воды? Разъяснение и практический пример от жилищного надзора
  7. Счетчики воды: как распределяются обязанности собственника квартиры и управляющей компании?
  8. Как определяется: было ли вмешательство в работу счетчика?
  9. Пример доначисление платы за воду из-за вмешательство в работу счетчика
  10. ЖКХ в России
  11. Обязательно ли устанавливать, менять и проверять счетчики на воду и есть ли штраф за просрочку?
  12. Обязан ли пользователь иметь водомер
  13. Как водомер вводится в эксплуатацию
  14. Сколько стоит опломбирование
  15. Зачем проверять водомеры
  16. Межповерочный интервал
  17. Кто должен инициировать проверку
  18. Могут ли наказать за использование водомера, с истекшим межповерочным сроком
  19. Куда обращаться для проведения проверки
  20. Метод исследования и стоимость
  21. Является ли самовольная замена ИПУ вмешательством в его работу
  22. Случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта перечислены в п. 81(11) Правил № 354
  23. Замена ИПУ должна производиться после уведомления исполнителя КУ и в присутствии его представителя
  24. Несанкционированное вмешательство в работу ИПУ – повреждение пломб и счётчика

Наличие счетчика в доме – это условие экономного расчета за тепло, так как его отсутствие приводит к начислениям согласно среднестатистическим показателям. Но как правильно использовать оборудование и заменять его в случае необходимости, чтобы не получать уведомления с требованием оплатить штраф.

Нормативное регулирование

Ответственность за самовольную переустановку счетного оборудования наступает на основании ст. 7.19 КоАП и не является уголовной. Для такого собственника наступает только административная ответственность с максимальным размером 15 000 рублей.

При наличии такого правонарушения со стороны должностного лица, штраф максимально равняется 80 000 рублям с возможной дисквалификацией на 1 – 2 года.

Для юридических лиц административная ответственность наиболее высокая – от 100 000 до 200 000 рублей на основании ФЗ № 307.

Вводятся новые правила оплаты услуг ЖКХ – в нашей новой публикации подробно разобраны все новшества и изменения в законе.

Важно: кроме этого организация, снабжающая услугой может подать в суд на такого пользователя с целью взыскания средств за использованные ресурсы в период нарушений.

Какое наказание ожидает за установку магнитов на счетчики:

Как правильно действовать

Чтобы избежать ответственности счетчик необходимо заменять согласно нормативам. Для этого следует:

  • перед мероприятием написать заявление в обслуживающую компанию. Подать его можно собственноручно или же через официальный сайт;
  • компания сделает уточняющие вопросы относительно даты и времени выполнения установки и зафиксирует время выезда своего специалиста;
  • перед заменой будут сняты показания со счетчика и внесены в соответствующий протокол.

После всего будет установлен счетчик, выполнено пломбирование и ввод его в эксплуатацию.

Когда компания получит документы об установлении счетчика, он будет принят на учет и со следующего месяца все начисления будут производиться с учетом его показаний.

В статье Новые правила для владельцев газовых плит и колонок подробно разобраны нововведения с 2019 года.

При каких обстоятельствах будет составлен акт о незаконных действиях

Однако замена счетчика – удовольствие не из дешевых, поэтому граждане стараясь сэкономить на мероприятии приобретают счетчики вместе с установкой со значительной скидкой.

Но чтобы получать квитанции с учетом показаний нового оборудования, которое возможно более экономно, необходимо вызвать на дом специалиста, который выполнит его ввод в эксплуатацию.

Первое, что специалист выполнит при появлении в доме – это составит акт о незаконном вмешательстве в ход работы счетного оборудования.

Как накажут за неправильную замену счетчика? Фото: rusgosnews.com

Доначисление стоимости коммунальных услуг

Следующим этапом наказания будет доначисление стоимости услуг за период нарушений. Определяется он просто – максимум за 3 месяца до проведения проверки, для этого стоимость коммунальных услуг умножается на 10.

Например, незаконное установление счетчика на газ, норма потребления 9 кубов на одного человека, а стоимость символически будет 20 рублей, в семье 5 человек.

Тогда 5 * 9 * 3 * 20 *10 = 27 000 рублей

Как можно избежать штрафов

Согласно законодательству, счетчик обязаны заменять владельцы имущества самостоятельно, кроме этого именно на них возлагается контроль исправности оборудования.

Если нет желания ожидать, когда освободится специалист обслуживающей компании или исходя из других соображений пользователь может поступить на законных основаниях следующим образом:

  • составление заявления в обслуживающую компанию;
  • приезд специалиста для демонтажа счетчика и фиксирования данных;
  • его присутствие при установке нового оборудования;
  • опломбирование и ввод в эксплуатацию.

Все это указывает на тот факт, что без участия РКО или прочей компании, с которой подписан договор на поставку услуг не обойтись.

Какой выпишут штраф за вмешательство в работу счетчика воды? Разъяснение и практический пример от жилищного надзора

Какие санкции грозят собственнику квартиры, если в ходе проверки обнаружится (настоящее или мнимое) вмешательство в работу счетчика воды? Публикуем разъяснения Департамента жилищного и строительного надзора Свердловской области по этому вопросу

Счетчики воды: как распределяются обязанности собственника квартиры и управляющей компании?

В соответствии с требованиями пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), учет объема (количества ) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Обеспечение оснащения жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается пунктом 81 Правил № 354 на собственника соответствующего помещения.

При этом, согласно требованиям пункта 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан:

— проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

— проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют непосредственно жители).

Указанные проверки должны проводиться исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Вместе с тем, пунктом 84 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг по проведению проверки, предусмотренной пунктом 82 Правил № 354, при непредставлении потребителем (собственником помещения или лицом, пользующимся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющим коммунальные услуги) исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного ) прибора учета в течение 6 месяцев подряд в срок не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или ) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями пункта 81 (11 ) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

Как определяется: было ли вмешательство в работу счетчика?

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель коммунальных услуг при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

В дальнейшем при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

— целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

— наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

— отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам , зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение данных требований, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Пример доначисление платы за воду из-за вмешательство в работу счетчика

Пример расчета доначисления платы за услугу «холодное водоснабжение» в жилом помещения, в котором зафиксирован факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя.

Иванов И. И. с женой и тремя детьми (5 проживающих и зарегистрированных потребителей) проживают в жилом помещении, которое находится в многоквартирном доме с централизованным холодным водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм;

— утвержденный тариф на холодную воду – 34,60 руб./куб. метр;

— утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (для многоквартирных или жилых домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм) на одного человека в месяц составляет 4,85 куб. метр /чел.

Иванов И. И. допустил несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а именно, установил магниты на прибор учета холодной воды 20 июля 2017 года, при этом нарушив целостность пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

факт указанного несанкционированного вмешательства в работу прибора учета был выявлен управляющей организацией 31 октября 2017 года при проведении проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета холодной воды, что подтверждается соответствующим актом, при этом ранее указанная проверка проводилась 6 месяцев назад.

При данных условиях размер доначисления платы за холодную воду составит:

4,85 куб. метр /чел. * 5 человек * 34,60 руб /куб. метр * 3 месяца * 10 = 25171,50 руб., где,

— 4,85 куб. метр /чел. * 5 человек – объем, рассчитанный на основании норматива потребления холодной воды и количества потребителей за один месяц;

— 34,60 руб /куб. метр – стоимость 1 куб. метра холодной воды;

— 3 месяца – период несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, определенный в указанном размере в связи с тем, что вмешательство в работу прибора учета допущено 20 июля 2017 года (более 3 месяцев с момента установления факта несанкционированного вмешательства) и последняя проверка состояния приборов учета проведена 6 месяцев назад;

— 10 – повышающий коэффициент, установленный пунктом 81 (11 ) Правил № 354 в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Таким образом, несанкционированное вмешательство в работу приборов учета коммунальных ресурсов приводит к значительному доначислению платы потребителю.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в целях предотвращения имущественных споров между потребителями и управляющими организациями по вопросам доначисления платы в связи несанкционированным вмешательством в работу приборов учета коммунальных ресурсов рекомендует собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивать сохранности и целостность приборов учета, контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также обеспечить отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам , зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

ЖКХ в России

Главная Вопросы по ЖКХ Вопросы по Законодательству ЖКХ

Муж заменил старый счетчик на новый без заявления на замену, на следующий день вызвали работника чтобы опломбировать,все прошло нормально,а через месяц пришло письмо со штрафом на 76000 руб,якобы они рассчитали потребления воды за пол года по тарифу 17,5 куб в сутки. Есть ли статья по закону с такими штрафами? Подскажите пожалуйста.

Уважаемая Юлия!
Во-первых: не волнуйтесь – за такое «преступление» ни один судья не присудит 76000 рублей, а без решения суда не платите ни копейки! А то, что дураков в ЖКХ предостаточно, все мы об этом знаем.

Во-вторых: составлялся ли работниками ЖКХ акт проверки состояния прибора учета, с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации (Водаканала, Теплоэнерго), в котором указано, что счетчик заменен без ведома ЖКХ? Подписывали Вы или Ваш муж такой акт? Если акта не подписывали – еще раз не волнуйтесь о штрафе и письмо с 76000 руб — используйте сами знаете для чего.
Если подписывали акт – дело обстоит хуже.

В-третьих: по этой теме вот что сказано в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.):

«… 35. Потребитель не вправе:
… г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;

… 62 …При обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы ЗА ПЕРИОД НАЧИНАЯ С ДАТЫ несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, и УКАЗАННОЙ В АКТЕ ПРОВЕРКИ состояния прибора учета, составленном исполнителем С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, до даты устранения такого вмешательства.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная С ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ПРЕДЫДУЩЕЙ ПРОВЕРКИ, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета….».

Юлия! Если акт был составлен и Вы его подписали, сообщите поподробнее, соответствует ли он вышеуказанному пункту 62 Правил.

Жду ответа. Удачи Вам!

Спасибо,за ответ и помощь,все разрешилось мирным путем, придя за разъяснениями ЖКХ, они как то быстро пошли на попятную и сказали написать заявление якобы на счетчик с потолка упал лист гипсокартона, обошлись без штрафа,спасибо.

Обязательно ли устанавливать, менять и проверять счетчики на воду и есть ли штраф за просрочку?

Жители Российской Федерации обязаны оплачивать потребляемые ресурсы. В число последних входят свет и вода. Как правило, объемы потребления измеряются счетчиками — приборами учета. Оборудование подлежит проверке на правильность работы.

Разберем, когда и куда человек обязан передавать прибор учета для испытаний. Какие нормативные акты регулируют процесс. Как наказывается нарушение установленных правил.

Обязан ли пользователь иметь водомер

Норма об обеспечении помещения приборами учета потребляемых ресурсов содержится в законе № 261-ФЗ от 23.11.09. В частности, в 13-й статье на собственника возлагается ответственность за коммунальные линии, располагающиеся во владениях. Разграничение помещений происходит на основании паспорта здания, выдаваемого при государственной регистрации.

То есть, все коммуникации, находящиеся в границах квартиры или дома, являются собственностью человека или муниципалитета. Владелец должен:

  • обеспечивать функциональность систем;
  • проводить замер используемого за отчетный период ресурса;
  • вносить плату.

Наличие прибора учета расходования ресурсов, в том числе воды, выгодно квартиросъемщику. В основном граждане используют намного меньше, чем предусмотрено по нормам. Кроме того, к экономии приводят поездки, командировки, да и просто нахождение на службе минимум по 8 часов каждый день.

Как водомер вводится в эксплуатацию

Разобраться с вопросом обязательности проверки водомеров невозможно без элементарного понимания процесса взаимодействия сторон отношений. Водой домохозяйства и промышленные предприятия обеспечивает ресурсопоставляющая компания. В ее обязанности входит учет объемов израсходованной воды.

Расчеты с пользователями производит бухгалтер того же предприятия. При этом учитываются:

  • показания приборов учета;
  • нормативы, установленные местными правительствами.

Прием счетчика заключается в следующем:

  1. На основании договора на поставку ресурса между управляющей компанией и пользователем оборудование ставится на учет.
  2. Специалист сверяет данные паспорта с нормами годности, установленные ГОСТами.
  3. Оборудование монтируется в квартире работником, допущенным к выполнению соответствующих работ.
  4. Представитель управляющей или поставляющей компании проводит опломбирование.

Таким образом, работа с клиентами строится так, чтобы обеспечить правильный учет потребляемого ресурса. Это важно для обеих сторон отношений. Человек оплачивает только ту воду, которую сам использовал. А предприятие получает деньги за оказанные услуги.

Сколько стоит опломбирование

Введение оборудования в строй проводится на основании Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.11. В частности, в его тексте приведены следующие правила:

  1. Инициатором процесса является пользователь. Он обязан письменно заявить о монтаже нового механизма учета.
  2. Управляющая компания направляет клиенту специалиста. На это отводится от 3 до 5 дней (бывают задержки, связанные с загрузкой инспектора).
  3. Специалист проверяет:
    1. монтаж оборудования в соответствии со схемой;
    2. наличие и соответствие паспорту заводских номеров;
    3. сроки годности водомера (тоже указаны в паспорте).

    Правила взимания средств за опломбирование описаны в статье 20 закона N 416-ФЗ от 07.12.2011. Не положено выставлять счет за услугу, оказанную на следующих основаниях:

    • первичная установка;
    • замена после поверки или ремонта.

    Зачем проверять водомеры

    Норма о проведении проверок средств учета ресурсов содержится в статье 13 закона № 102-ФЗ от 26.06.08. Суть мероприятия состоит в обеспечении единства измерений. Проверки делятся на:

    • первичные;
    • периодические.

    Проводить проверочные мероприятия может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получивший сертификат. Данная работа необходима для того, чтобы по всей стране потребленный объем воды измерялся одинаковым образом.

    Для сведения: первая проверка проводится на предприятии — изготовителе. Данные вносятся в паспорт прибора.

    В результате проверочной работы специалист составляет документ. В нем отражается один из следующих результатов:

    • водомер может использоваться дальше до определенного времени (указывается);
    • оборудование неисправно и подлежит выводу из эксплуатации.

    Межповерочный интервал

    Для каждого вида водомера установлен период потенциального правильного использования. Он указывается в паспорте. Предприятие гарантирует, что при правильной эксплуатации показания будут точными с минимальными отклонениями от нормы.

    Длительность межповерочного интервала устанавливает производитель. Как правило, она такова:

    • для учета холодного водоснабжения — 6 лет;
    • горячего — 4 года.

    Кто должен инициировать проверку

    Обеспечение собственных помещений исправными приборами учета закон возложил на собственника. Из этой нормы следует, что поверка инициируется:

    • владельцем квартиры;
    • управляющей компанией, как представителем муниципальных властей.

    На практике все происходит несколько иначе. Так, коммунальщики проводят такие мероприятия:

    1. Требуют у клиентов предоставления копии паспорта на принятый в эксплуатацию водомер.
    2. Контролируют окончание межповерочного периода.
    3. Предупреждают (устно или письменно) человека о необходимости проведения проверки.
    4. В случае отказа приглашать специалиста, проводят начисления за воду по норме.

    Могут ли наказать за использование водомера, с истекшим межповерочным сроком

    Штрафные санкции за отказ проводить проверку учетного оборудования напрямую в законе не прописаны. В таковой ситуации вступает в действие иная норма — коммунальщики не имею права принимать показания водомера к расчетам. Следовательно, нерадивому пользователю делают начисления по нормам.

    А последние устанавливает правительство соответствующего субъекта федерации.

    Важно: платить за водоснабжение по нормам очень невыгодно.

    К примеру, в Крыму среднее домохозяйство из двух человек использует от 4 до 10 куб. м воды ежемесячно. По средней норме на человека полагается 11 куб. м. В месяц на двоих выходит 22 куб. м. Переплата составит от 100 до 550%.

    Куда обращаться для проведения проверки

    Исследованием водомеров занимаются специализированные фирмы или индивидуальные предприниматели. Управляющие компании не могут навязывать клиентам свои услуги в этой области. Но сотрудник УК должен снять пломбу, чтобы обеспечить доступ эксперта к прибору учета.

    Алгоритм действий пользователя таков:

    1. Нужно зафиксировать показания счетчика и дату.
    2. Передать данные в управляющую или поставляющую компанию вместе с заявлением о проведении поверки.
    3. В течение 30 дней найти фирму и провести мероприятия.

    Метод исследования и стоимость

    Компании, производящие метрические исследования, предоставляют разные виды услуг. С ними клиент составляет отдельный договор. Ему предложат одну из таких услуг:

    Является ли самовольная замена ИПУ вмешательством в его работу

    Разбираем судебное дело, в котором кассационный суд общей юрисдикции определил, являются ли действия потребителя по самостоятельной замене счётчика несанкционированным вмешательством в работу ИПУ. Узнайте основные доводы сторон спора и судебных инстанций.

    Случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта перечислены в п. 81(11) Правил № 354

    За состояние счётчиков отвечает собственник помещения, в котором они установлены (п. п. 42, 80 ПП РФ № 354).

    Если при осмотре прибора учёта на нём обнаружены следы действий, которые могли исказить данные счётного механизма, то исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве (п. 2 ПП РФ № 442, п. 81(11) ПП РФ № 354).

    К подобному вмешательству относятся механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

    На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п.п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354, если доступ к ИПУ в отсутствие потребителя невозможен.

    Объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленным в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10. Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.

    ВС РФ отметил, что положения абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют требованиям ЖК РФ и в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю при несанкционированном вмешательстве в работу ПУ является допустимым механизмом его возмещения.

    Такие нормы ПП РФ № 354 стимулируют потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.

    Замена ИПУ должна производиться после уведомления исполнителя КУ и в присутствии его представителя

    В законодательстве вопрос о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта проработан, но на практике поставщики коммунальных ресурсов не всегда могут без помощи суда правильно интерпретировать действия потребителей в отношении ИПУ. Разберём пример.

    В суд обратился поставщик электроэнергии Приморья. Он требовал взыскать с жителя дома задолженность за ресурс, рассчитанную на основании акта безучётного потребления, в сумме почти 60 тысяч рублей. Такой акт был составлен, поскольку потребитель самостоятельно, без уведомления исполнителя услуг, демонтировал старый ИПУ и установил новый.

    Ответчик попросил поставщика электроэнергии опломбировать счётчик.

    Специалисты приехали к потребителю, зафиксировали факт вмешательства в работу прибора учёта. Также они указали, что житель дома не сохранил старый счётчик и установил новый не на границе балансовой принадлежности сетей. Потребитель составленный акт не подписал и рассчитанный по нему объём безучётного потребления не оплатил, из-за чего спор перешёл в суд.

    Истец посчитал, что собственник нарушил п. 81(13) Правил № 354. В случае выхода прибора учёта из строя он был обязан незамедлительно известить об этом исполнителя услуг, сообщить показания ИПУ на тот момент и организовать его замену в течение 30 дней.

    Для демонтажа неисправного счётчика потребитель обязан известить исполнителя КУ о дате и времени таких работ не менее чем за 2 рабочих дня. Замена ИПУ проводится в присутствии представителей исполнителя услуг.

    Собственник в суде пояснил, что обращался к исполнителю услуг с вопросом замены ИПУ и писал заявление. Приехавшие к нему представители компании замену не произвели, посчитав, что счётчик стоит не на границе балансовой принадлежности. Тогда потребитель сам заменил ИПУ и попросил исполнителя услуг его опломбировать.

    Выставляемые ему квитанции с расчётом платы по-среднему, а затем по нормативу он исправно оплачивал, поэтому у него нет долга за электроэнергию.

    Суд первой инстанции встал на сторону потребителя. Он указал, что в данном случае исполнитель коммунальной услуги был обязан применять пп. «г» п. 59 Правил № 354: при выходе из строя ИПУ расчёт платы за ресурс должен вестись исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления, определенного по показаниям.

    С даты истечения срока эксплуатации прибора учёта электрической энергии, сторонами по договору энергоснабжения должен применяться расчётный метод определения платы за потреблённый ресурс. Суд не нашёл в деле признаков бездоговорного потребления или вмешательства в работу ИПУ. Судья отказал поставщику во взыскании долга с собственника.

    Несанкционированное вмешательство в работу ИПУ – повреждение пломб и счётчика

    • он самовольно заменил ранее установленный прибор учёта электроэнергии на новый в отсутствие представителя сетевой организации или поставщика ресурса;
    • при замене счётчика не зафиксированы показания старого ИПУ, не проверено наличие пломб визуального контроля и государственного поверителя перед его демонтажем;
    • не проверена схема подключения нового прибора учёта.

    Апелляционный суд указал, что в силу ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей и приборов, соблюдать установленный режим потребления энергии и сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учёта.

    Согласно п. 81(13) Правил № 354, если счётчик вышел из строя, потребитель должен известить об этом исполнителя, а также сообщить дату и время его замены не менее чем за 2 рабочих дня до этого. Демонтаж прибора учёта выполняется в присутствии исполнителя КУ.

    Обязанность обеспечить сохранность расчётного прибора учёта электроэнергии, его пломб и соответствие цепей учёта электроэнергии установленным правилам лежит на потребителе (п. 2.11.17 Правил Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6).

    Потребление электроэнергии при вмешательстве в работу ИПУ: нарушении его целостности, пломб, знаков визуального контроля, порядка подключения счётчика – в соответствии с п. 2 Правил № 442 признаётся безучётным. Оно может быть зафиксировано при проверке работы ИПУ и при осмотре перед демонтажом (п.177 Правил № 442).

    • самовольно произвёл его демонтаж;
    • не сохранил прежний ИПУ;
    • не дал возможности сетевой организации и гарантирующему поставщику проверить наличие пломб на прежнем счётчике.

    Поэтому исполнитель услуг правомерно составил акт о безучётном потреблении электроэнергии и рассчитал на это основании задолженность ответчика. Поскольку собственник долг не оплатил, то требования поставщика ресурса о взыскании этих денег подлежат удовлетворению. Решение первой инстанции суд отменил.

Adblock
detector