Права и обязанности следователя в уголовном процессе

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к Ст. 38 УПК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи частично воспроизводит определение, содержащееся в пункте 41 статьи 5 УПК РФ, согласно которому следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

2. Предварительное следствие в современной России производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей каждого из перечисленных ведомств, иначе говоря, подследственность, определяется статьей 151 УПК; он различен.

Процессуальное же положение каждого следователя, т.е. его права и обязанности при работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково; но не зависит ни от его ведомственной принадлежности, ни от должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от фактических обстоятельств дела, его сложности и объема работы.

3. Следователь процессуально самостоятелен. Он вправе без согласования с кем бы то ни было возбудить уголовное дело по своей подследственности, принять его к своему производству, определить направления расследования и произвести необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принять и реализовать решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК, возбудить соответствующее ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие начальника следственного органа.

4. По отношению к органу дознания следователь занимает более высокое положение в уголовном процессе и обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий.

Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному юристу, не под силу, например, производство трудоемких обысков, выемок или задержаний подозреваемых, которые в наше время зачастую носят характер боевого столкновения.

5. В числе законоположений, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, особое место занимают те, что закреплены в пункте 5 части второй и в части третьей комментируемой статьи. Их общий смысл заключается в том, что в определенных случаях следователь вправе не согласиться с позицией прокурора, занимаемой последним по конкретному уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

Эти положения новы и небесспорны. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что ни требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, ни решение прокурора о возвращении следователю уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, больше не обязательны ни для следователя, ни для начальника следственного органа, в котором служит данный следователь. На указанные требования, не исполняя их, достаточно (через начальника следственного органа) просто ответить письменными возражениями, а в ответ на прокурорское постановление о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (см.

пункт 2 части первой статьи 221 УПК), тоже не исполняя его, следователь при согласии руководителя следственного органа может перевести свои разногласия с прокурором в плоскость дальнейшей инстанционной конфронтации с прокуратурой. Так что если в ходе предварительного следствия допущены существенные нарушения УПК, повлиявшие на его итоги, но в споре между двумя органами уголовного преследования — ведомственным следственным аппаратом и прокуратурой — прокурор, например, района или области не был поддержан Генеральным прокурором РФ, ему предстоит принять на себя функцию государственного обвинителя по делу, следственные материалы которого он добросовестно и профессионально уже давно считает бракованными.

6. Кроме того, с согласия своего непосредственного начальника — руководителя следственного органа следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору наиболее важные, имеющие определяющее значение для судьбы уголовного дела процессуальные решения прокурора, осуществляющего надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Приведенный в пункте 5 части второй комментируемой статьи перечень таких решений является исчерпывающим.

Их обжалование приостанавливает исполнение прокурорского решения до рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором (часть пятая статьи 221 УПК), а решение данного прокурора может быть, в свою очередь, обжаловано вышестоящему прокурору, то есть — Генеральному. Его решение носит окончательный характер.

7. Наряду со следователем самостоятельным участником досудебного производства по уголовным делам является следователь-криминалист, который в УПК впервые упомянут и, таким образом, узаконен в 2008 г. (Федеральный закон от 2 декабря 2008 г.

«О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 5 дек.), когда в статье 5, определяющей основные понятия, которыми пользуется этот Кодекс, появился новый пункт 40.1, согласно которому следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

В основе данного законоположения — многолетний опыт функционирования прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры в период, когда прокурорам принадлежало право возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование. Главный смысл деятельности следователя-криминалиста заключается в том, что расследование по уголовному делу в целом или же частично оказывается в компетенции должностного лица, обладающего всей полнотой процессуальных полномочий следователя и одновременно углубленными знаниями и (или) опытом в области криминалистической техники, криминалистической тактики производства отдельных следственных действий или криминалистической методики расследования данного вида преступлений.

8. В условиях строительства демократического правового государства положение российского следователя привлекает пристальное внимание общества. Рассредоточенность следственного аппарата по четырем различным ведомствам, три из которых (МВД, ФСБ и ФСКН России) осуществляют оперативно-розыскную деятельность, заключает в себе проблему.

Несмотря на провозглашаемую независимость, следователи, с одной стороны, подчинены начальнику следственного отдела, который обладает огромными процессуальными полномочиями «ведомственного прокурора», с другой — так или иначе зависят от руководителей соответствующих органов, в структуру которых они вмонтированы. И наконец, следователи в работе по конкретным уголовным делам недопустимо сближаются с оперативными работниками, что подрывает условия их объективности. Между тем по природе своей предварительное следствие относится к юстиции, оно отделено от судебного разбирательства уголовных дел лишь в целях более тщательной «проработки материала».

Его включенность в ведомства, осуществляющие полицейские функции, — такая же аномалия, как если бы, например, к полиции были приписаны судьи. Сложившееся положение имеет глубокие исторические корни. Они произрастают из сущности советского тоталитарного государства и трагического прошлого нашего общества, в котором на протяжении многих десятилетий милиция, политический сыск, предварительное следствие, прокуратура, разведка, контрразведка и даже суды, будучи обособленными друг от друга лишь условно, для отвода глаз обывателя, составляли единый конвейерный агрегат, предназначенный на входе принимать всякого, кого сочтет нужным власть, а на выходе выдавать полностью сломленного изгоя общества (или не выдавать вообще).

Коренное реформирование предварительного следствия в соответствии с истинным смыслом этого вида государственной деятельности — одна из крупнейших задач, без решения которой, как представляется, судебно-правовая реформа не может быть завершенной.

Уголовный процесс

Следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п.40л УПК РФ)

Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности. Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст.

151 УПК).

В обязанности следователя входит расследование преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, принятие мер к возмещению причиненного преступлением ущерба выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Для успешного решения поставленных перед следователем задач он наделен значительными правами.

Так, при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, следователь вправе:

  • возбудить уголовное дело, о чем выносит соответствующее постановление (п. 1 ст. 146 УПК);
  • принять уголовное дело к своему производству либо передать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК);
  • самостоятельно направить ход расследования, принять решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК).
  • Действующим уголовно-процессуальным законом (ч. 2 ст. 29 УПК) установлено правило, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать определенные решения, связанные с ограничением личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, жилища, ограничением имущественных прав, а также временным отстранением подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК.

Для успешного решения стоящих перед следствием задач целесообразно взаимодействие ведущего производство по делу следователя с работниками органов дознания. Такое сотрудничество должно быть основано на уголовно-процессуальном законе и предполагает их совместную согласованную работу при расследовании преступлений.

Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания выражаются в том, что случаях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст.

38 УПК).

Вместе с тем необходимо отмстить, что следователь не может давать органам дознания поручения о производстве любого следственного либо иного процессуального действия. Так, в соответствии с действующим уголовно- процессуальным законодательством следователь сам должен осуществлять такие действия, как привлечение лица в качестве обвиняемого (ч. 1 ст.

171 УПК), его допрос (ч. 1 ст. 173 УПК), назначение экспертизы (ч.

1 ст. 195 УПК) и др.

На практике используются и иные формы взаимодействия следователя с работниками органов дознания при расследовании преступлений: создание следственно-оперативных групп, совместное планирование работы по расследованию преступлений, взаимный обмен информацией, использование следователем результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе расследования. Наряду с осуществлением предварительного следствия по уголовному делу следователь также наделен полномочиями по принятию, рассмотрению и проверке сообщений о любых готовящихся или совершенных преступлениях (ст. ст.

144, 145 УПК). Он осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (см. п.

5 ч. 2 ст. 38 УПК).

По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение и направляет его вместе с уголовным делом прокурору.

Следователь самостоятельно направляет ход расследования, т.е. выдвигает версии, определяет круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу, и источники доказательственной информации, самостоятельно собирает доказательства, осуществляет их проверку и оценку по внутреннему убеждению.

Часть 3 ст. 38 УПК определяет, что в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Все о профессии Следователь

Следователь в уголовно-процессуальном праве это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с УПК РФ является стороной обвинения.

Должностное лицо оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК).

Он собирает доказательства, проверяет их и оценивает с позиций законности получения, их достоверности, достаточности, относимости, а затем — допустимости.

Будущий следователь должен получить Высшее Юридическое образование, так как осуществляя свою деятельность он должен знать:

  1. уголовно-процессуальный кодекс,
  2. криминалистику,
  3. законодательство,
  4. логику,
  5. психологию.

По окончании такого высшего учебного заведения вполне можно устраиваться на практику в следственный отдел. От успешного прохождения практики зависит и дальнейшая карьера. Если все пройдет гладко, то сразу же после практики вы сможете получить хорошую работу.

Впрочем, даже после окончания учебы, сам процесс обучения не заканчивается. Следователям приходится ежегодно сдавать три дисциплины:

  • рукопашный бой;
  • стрельбу из табельного (личного) оружия;
  • физическую подготовку.

Но получение высшего образования — это не единственный путь к работе следователем. Вторым вариантом достижения этой цели является поступление на службу в следственные органы МВД со средним образованием. Конечно, в данном случае вы можете претендовать только на менее желанную должность помощника следователя.

Впрочем, ситуацию можно исправить, окончив (пусть даже заочно) хотя бы три курса университета по специальности.

В целом, карьерная лестница выглядит следующим образом:

  1. Помощник следователя.
  2. Следователь.
  3. Старший следователь.
  4. Следователь по особо важным делам.
  5. Начальник следственного отдела.

Успешным может стать только эрудированный человек, имеющий :

  • аналитический склад ума и гибкость мышления,
  • умеющий четко и лаконично излагать свои мысли,
  • отстаивать свою точку зрения и аргументировать её.

Именно такой человек может много добиться в этой профессии.

В настоящее время, получить желаемую должность можно лишь получив высшее юридическое образование. Поэтому, первым шагом будет подготовка к поступлению и не только.

Историческая справка профессии

Профессия появилась еще в Римской империи. Уже в то время государству нужны были люди, которые бы проводили тайные мероприятия по розыску. После сбора всех необходимых фактов, их систематизации, они представляли полученные данные на судебном заседании.

Только в конце XIX века криминалистика стала самостоятельной наукой. Ее основателем принято называть француза Альфонса Бертильона и австрийца Ганса Гросса. Они предложили методы идентификации по отпечаткам пальцев и портрету человека.

Что должен знать

  1. Федеральные законы и федеральные конституционные законы.
  2. Различные нормативно-правовые акты РФ, так или иначе связанные с профессиональной деятельностью следователя.
  3. Нормативно-правовые акты своего отдела следственного комитета.
  4. Постановления и нормативные акты, связанные с правами человека, а также с функциями и обязанностями следователя, которые выпускает Конституционный суд РФ, а также Верховный и Высший арбитражный суды.

Грамотный специалист обязан также иметь представления о постановлениях Европейского Суда по правам человека (только если эти постановления так или иначе связаны с деятельностью следователя и с уголовным правом).

  • Основы таможенного законодательства.
  • Указания, приказы и другие нормативные акты СК РФ.
  • Основы этики и служебного поведения служащих в СК РФ.
  • Основы делового общения. Правила внутреннего распорядка.
  • Основы техники безопасности.
  • Порядок и правила работы со статистикой и различного рода документами.

В чем заключается работа следователя

К более локальным и узконаправленным задачам деятельности следователя относятся следующие:

  1. Осуществление предварительного расследования порученного ему дела.
  2. Обработка поступающей информации, её анализ, сбор и синтез имеющихся сведений, разрешение возникающих в ходе следствия тактических задач.
  3. Раскрытие преступлений различной специфики, куда относятся не только уголовные, но и экономические, и политические правонарушения.
  4. Руководство оперативной группой, в том числе следователей, координирование её действий.
  5. Организация взаимодействия со службой криминальной полиции с целью задержания подозреваемых лиц.
  6. Установление истины.
  7. Передача всех полученных в ходе следствия сведений в суд для вынесения обвиняемому лицу справедливого приговора.

УПК РФ выделяет два вида следователей

Следователь — криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК РФ).

Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде;

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 41 ст. 5 УПК РФ);

Деятельность сотрудника заключается в:

  1. возбуждении уголовных дел;
  2. решении всех вопросов, возникающих в ходе расследования и принятие необходимых мер.
  3. активном участии в судах над обвиняемыми;
  4. обжаловании некоторых решений и добиваться именно справедливого исхода судебных дел.

Что же касается личной стороны следователя, то ему необходимо обладать аналитическим составом ума и уметь отстаивать своё мнение приводя достоверные факты и доказательства.

Предварительное следствие производится следователями

Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности. Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст.

151 УПК).

Разумный срок уголовного судопроизводства

При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела

  • Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений.
  • Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме.
  • В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).

Закон определяет, что следователь обязан выявлять причины и условия, которые способствовали совершению преступления, в том числе по обстоятельствам, не являющимся криминальными.

Это в определенной степени функция надзора, поскольку, устанавливая нарушения закона, которые не содержат признаков преступления, но были причинами и условиями, которые способствовали совершению преступления, следователь уполномочен реагировать на них посредством внесения представления. Это, несомненно, достаточно сложная деятельность, расширяющая обязанности следователя при производстве предварительного следствия.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ

Основные права и обязанности следователя в уголовном процессе

Предварительное следствие в уголовном процессе России в настоящее время подвергается серьезной критике. Все время возникают в обществе и науке различные проекты по его реформированию. Как пишет Ю.

П. Бору- ленков, «видимо, у некоторых ученых, да и у части практических работников, создалось мнение, что именно институт предварительного следствия влечет все беды современного российского уголовного судопроизводства» [1] .

В связи с этим мы рассмотрим права и обязанности следователя с позиции необходимости их совершенствования. Кто такой следователь? В п. 41 ст. 5 УIIК РФ определяется, что следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Но вот в ч. 1 ст. 38 УПК РФ определяется понятие «следователь» несколько иначе: следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Кто же такой следователь в российском уголовном процессе?

Казалось бы, что в одном УПК РФ при определении процессуальной фигуры следователя не должно быть никаких различий в определении этого участника уголовного процесса со стороны обвинения. Однако они есть. Так, в первом определении указано, что следователь осуществляет также и «иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

В определении же, которое дается в ч. 1 ст. 38 УПК РФ, законодатель не указывает на «иные полномочия следователя», но они указаны в п.

6 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Что это за «иные полномочия», нам еще предстоит ниже разобраться.

С другой стороны, в ч. 1 ст. 38 УПК РФ указывается, что следователь осуществляет расследование в пределах компетенции, предусмотренной в УПК РФ.

А вот в п. 41 ст. 5 УПК РФ законодатель о компетенции следователя даже не упоминает.

Между тем в ч. 1 ст. 38 УПК РФ вполне справедливо законодатель указал, что следователь осуществляет расследование преступлений именно в пределах своей компетенции.

Это весьма важно, так как в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, в УПК РФ, на наш взгляд, следовало бы указать, что следователь — это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. На следователе лежат исключительно ответственные обязанности, от качественного выполнения которых во многом зависит эффективная борьба с преступностью.

В связи с этим правильно заметил Ю. П. Боруленков: «Радикальные предложения о ликвидации предварительного расследования как формы досудебного производства по уголовным делам не основаны на современных российских реалиях» [2] .

Основные права и обязанности следователя в уголовном процессе указаны в ч. 2 ст. 38 УПК РФ. В соответствии с нормой этой статьи УПК РФ следователь имеет право:

  • 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
  • 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересостав- ления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

В ч. 3 ст. 38 УПК РФ указаны нормы, регламентирующие отношения следователя с прокурором: «В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора».

Таким образом, сам непосредственно следователь возражать и оспаривать требования прокурора не имеет право. Это может сделать только его начальник — руководитель следственного органа. И это следует считать правильным, так как обеспечивает в данном следственном органе определенное единство и однообразие в правильном понимании законов и их исполнения на следственной практике.

В и. 6 ч. 2 ст. 38 УПК РФ указывается, что следователь имеет право осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Но в законе подробно не раскрывается, что это за «иные полномочия», которыми дополнительно наделен следователь, однако анализ некоторых статей УПК РФ позволяет эти полномочия обнаружить.

Так, например, только в одной гл. 21 УПК РФ, в которой регламентируются общие условия предварительного расследования, законодатель указывает следующие права и обязанности следователя:

  • — следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действий, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК РФ);
  • — следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело (ч. 1 ст. 154 УПК РФ);
  • — если следователю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии уголовного дела к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ);
  • — установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствующие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ);
  • — следователь обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном УПК РФ (ч. 1 ст. 159 УК РФ);
  • — если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или специальные учреждения (ч. 1 ст. 160 УПК РФ);
  • — следователь предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ (ч. 2 ст. 161 УК РФ).

Эти ответственные права и обязанности следователя указаны законодателем только в одной гл. 21 УПК РФ. Понятно, что в других главах УПК РФ законодатель указывает еще большее количество других конкретных прав и обязанностей следователя.

Большое значение для деятельности следователя по расследованию преступлений имеет гл. 22 УПК РФ, которая определяет порядок производства предварительного следствия.

Следователь наделен законодателем вполне достаточными полномочиями для собирания доказательств по уголовному делу путем производства различных следственных действий.

Так, например, УПК РФ устанавливает, что следователь имеет право проводить такие следственные действия:

  • — допрос обвиняемого (гл. 23 УПК РФ);
  • — осмотр, освидетельствование и следственный эксперимент (гл. 24 УПК РФ);
  • — обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отравления, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (гл. 25 УПК РФ);
  • — допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте (гл. 26 УПК РФ) и назначение и производство судебной экспертизы (гл. 27 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон (ч. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) устанавливает, что следователь имеет право поручать органам дознания не только производство следственных действий, но и иных процессуальных действий. Между тем, в УПК РФ не дается ни понятия этих «иных процессуальных действий», ни их перечня.

Только в ч. 1 ст. 86 УПК РФ указывается, что собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.

Однако ни в этой статье и вообще нигде в УПК РФ не приводится полный перечень этих «иных процессуальных действий».

Следует указать, что и в науке уголовного процесса проблема иных процессуальных действий как способ собирания доказательств освещена также недостаточно 1 .

Таким образом, иные процессуальных действия по собиранию доказательств нуждаются в подробной регламентации в УПК РФ. В связи с этим В. С. Балакшин обоснованно предлагает дополнить УПК РФ ст. 156.1 «Производство следственных и иных процессуальных действий» [3] [4] .

Поддерживая в целом идею В. С. Балакшина о регламентации иных процессуальных действий в УПК РФ, мы полагаем, что в связи с их большим количеством процессуальный порядок производства должен быть изложен достаточно подробно в отдельной статье УПК РФ.

При этом необходимо указать не только виды всех иных процессуальных действий, при производстве которых могут быть получены доказательства по уголовному делу, но и определен процессуальный порядок их производства. Внесение законодателем в УПК РФ предлагаемых дополнений закона способствовало бы его совершенствованию и эффективному производству иных процессуальных действий, в том числе и по поручению следователя оперативными работниками органов дознания.

Еще следователю принадлежат также и такие права, как права на приостановление и возобновление предварительного следствия (гл. 28 У ПК РФ), а также право на прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ).

Кроме того, законодатель наделил следователя исключительными правами — привлекать лицо в качестве обвиняемого, а затем законченное производством уголовное дело направлять с обвинительным заключением прокурору (гл. 30 УПК РФ).

Adblock
detector