Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Содержание
  1. Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
  2. § 2. Тактические особенности применения и использования огнестрельного оружия в различных ситуациях
  3. Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
  4. Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений
  5. Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций
  6. § 7. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений
  7. Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами
  8. Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях
  9. Комментарий к Статье 79 Земельного кодекса РФ
  10. Второй комментарий к СТ 79 ЗК РФ
  11. Понятие сельскохозяйственных угодий, их назначение
  12. Сельскохозяйственные угодья и их состав
  13. Сельскохозяйственные угодья, их правовой режим: аренда, перевод, продажа, приватизация
  14. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья
  15. Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения
  16. Кузнецов Федор Николаевич
  17. Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.
  18. Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

1. Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

2 – 3. Утратили силу. – Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ.

4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 №111-ФЗ)

5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий 1. Комментируемая статья продублировала норму пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно

§ 2. Тактические особенности применения и использования огнестрельного оружия в различных ситуациях

§ 2. Тактические особенности применения и использования огнестрельного оружия в различных ситуациях Помимо общих принципов, тактику применения огнестрельного оружия в реальных условиях инцидента определяют особенности складывающейся ситуации на месте происшествия в

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию Комментарий к статье 7Комментируемая статья установила особенности перевода земель

Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений

Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян

Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций

Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций 1. При продаже имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие

§ 7. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений

§ 7. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений СТАТЬЯ 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение 1. Подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение (заявка на секретное изобретение), рассмотрение такой

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в

Комментарий к Статье 79 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья закрепляет особый статус сельскохозяйственных угодий как наиболее плодородных земель. Такое приоритетное значение сельскохозяйственных угодий подчеркивается необходимостью обеспечения их особой охраны, а также принципом использования исключительно по целевому назначению. Подобный подход во многом демонстрирует наследование принципов законодательства советского периода .

———————————
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. (Ведомости ВС РСФСР.

1970. N 28. Ст.

581) специальной охране подлежали сельскохозяйственные угодья, особенно орошаемые и осушенные земли.

В литературе встречается мнение, что принципиальными отличиями сельскохозяйственных угодий от несельскохозяйственных являются порядок установления и содержание их правового режима . Данный довод находит свое подтверждение в законодательстве. Так, согласно ч.

6 ст. 36 ГрК РФ для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается. Использование таких земельных участков должно определяться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.

7 ст. 36 ГрК РФ). Вместе с тем до настоящего времени специальный федеральный закон, определяющий порядок использования сельскохозяйственных угодий, не принят.

Однако в отсутствие соответствующего правового регулирования на федеральном уровне образовавшийся правовой пробел в отдельных случаях восполняется региональным законодательством .
———————————
См.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации.

Волгоград: Альянс, 2006. С. 365.

См., напр.: Закон Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2004. 26 июня. N 117.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г. (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) указано, что до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. При этом сделан вывод, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Законодателем установлен приоритет в использовании сельскохозяйственных угодий, что указывает на то, что сельскохозяйственные угодья составляют часть земель сельскохозяйственного назначения, используемую для производства сельскохозяйственной продукции . При этом следует обратить внимание, что само по себе определение сельскохозяйственных угодий в комментируемой статье не приводится, поскольку законодатель данное понятие раскрывает с применением метода перечисления видов таких угодий, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). В связи с этим в литературе не только отмечается необходимость закрепления на законодательном уровне понятия «сельскохозяйственное угодье» , но и предпринимаются попытки его сформулировать .

———————————
См.: Левахин В.Г., Бакирова Р.Т. Понятие и сущность сельскохозяйственных угодий как объектов гражданских прав // Право и политика. 2007.

N 11.

См.: Голышев Н.А. Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения // Адвокатская практика. 2010. N 2.

Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. N 2.

Одним из законодательных инструментов, направленных на сохранение сельскохозяйственных угодий, является ограниченный перечень случаев, при которых допускается перевод сельскохозяйственных угодий в земли иных категорий (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность формирования субъектами Российской Федерации перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. При этом субъектами Российской Федерации при формировании подобных перечней зачастую перечисляются конкретные земельные участки , а в отдельных случаях указываются и их обобщающие характеристики . В частности, в такие перечни могут быть включены и земельные участки, находящиеся в частной собственности.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N 53-АПГ14-1 были признаны необоснованными требования собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения в части включения данного земельного участка в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, утвержденный Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», в связи с тем, что, принимая этот Закон, субъект Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

———————————
См., напр.: Указ губернатора Оренбургской области от 30 июля 2013 г. N 755-ук «О перечне особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области» // Оренбуржье. 2013.

8 авг. N 125; Закон Пермского края от 11 февраля 2008 г. N 195-ПК «О перечне земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Пермском крае» // Собрание законодательства Пермского края.

2008. 31 марта. N 3.

См., напр.: Закон Ивановской области от 31 декабря 2002 г. N 110-ОЗ «Об отнесении земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям» // Собрание законодательства Ивановской области. 2003.

31 янв. N 2 (212); Закон Курской области от 11 февраля 2010 г. N 2-ЗКО «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курской области» // Курская правда.

2010. 18 февр. N 17, 18.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п.

4 комментируемой статьи, в другую категорию не допускается, за исключением следующих случаев:

— установление или изменение черты населенных пунктов;

— строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

— добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Таким образом, провозглашенное в ЗК РФ утверждение о невозможности использования особо ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей имеет свои исключения, предусмотренные Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в связи с чем можно утверждать об имеющемся несоответствии вышеуказанных положений законодательства.

Комментируемая статья также упоминает о возможности использования земельных долей. Такое использование осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», положениями которого предусматривается, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В частности, данным Законом установлены особенности совершения сделок с земельными долями (ст.

12) и порядок образования земельных участков в счет земельных долей (ст. ст. 13, 13.1).

Второй комментарий к СТ 79 ЗК РФ

1. В сельскохозяйственные угодья в составе земель сельхозназначения входят: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями. Они подлежат охране как особо ценные земли, что заключается в ограничении перевода их в иные категории и запрещении изъятия.

Именно таким образом закон обеспечивает особый статус сельскохозяйственных угодий среди земель сельскохозяйственного назначения и приоритет сохранения их для целевого использования. В исключительных случаях допускается перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, например, в случаях, указанных в п. 2 ст.

78 ЗК, или в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, если нет иных вариантов размещения соответствующих объектов (см. подробнее ст. 7 ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую»).

2. Сельскохозяйственные угодья подразделяются на 3 категории, минимальные размеры и местоположение которых устанавливаются законами субъектов РФ:

а) приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профобразования. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу);

б) особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается;

в) сельскохозяйственные угодья, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, земли худшего качества по кадастровой оценке.

3. Статьями 13, 14 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель подробно регламентирован порядок распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, порядок принятия решений общим собранием участников долевой собственности о местоположении такого участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, и порядок его оформления. Постановления и положения, действовавшие на период приватизации колхозных и совхозных земель, регулировавшие передачу этих земель гражданам, не применяются с 2005 г.

Понятие сельскохозяйственных угодий, их назначение

Сельскохозяйственные угодья согласно действующему законодательству являются территориями, которые планомерно, регулярно и систематически используются населением для производства сельскохозяйственной продукции или удовлетворения потребностей различных сфер сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой территории, которые входят в состав любых жилых поселений, относятся к зоне промышленных участков и прочих категориальных разновидностей земель. Основным признаком хозяйственного предназначения данных участков является применение их в качестве угодий для хозяйственных и фермерских нужд.

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий в отношении всей государственной территории составляет около 30%. Данная площадь сельскохозяйственных угодий включает в себя все виды таких земель, наибольшую численность среди которых составляют пашни. Они занимают около 10% от общего размера государственной территории.

Сельскохозяйственные угодья и их состав

Вся площадь сельскохозяйственных угодий подразделяется на определенные категории в зависимости от целевого предназначения. Земельное законодательство государства предусматривает следующие виды угодий сельскохозяйственного предназначения, среди которых:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи;
  • земли, предназначенные для выращивания многолетних насаждений (сады, виноградники и др.).

Ключевая характеристика сельскохозяйственных угодий заключается в особенном режиме использования, наделении таких зон наивысшим приоритетом среди всех территорий, а также принятии существенных охранных мер.

Сельскохозяйственные угодья, их правовой режим: аренда, перевод, продажа, приватизация

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий осуществляется с целью получения достоверного результата при оценке общей территории государства. Данная оценка сельхозугодий включает определение основных параметров (продуктивность, оценочные затраты, показатели кадастровой стоимости, цена произведенной продукции).

Кадастровая оценка сельхозугодий проводится перед заключением любых сделок, объектами которых являются данные территории. Такая процедура является обязательным условием для установления конкретного правового режима:

1. Аренда. Договор аренды земель сельскохозяйственного предназначения может заключаться на срок не более 49 лет, а минимальный срок устанавливается законодательством в зависимости от целевой специализации участка.

Земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам на основании заявления. При поступлении нескольких заявлений предоставление в аренду определенной территории осуществляется на конкурсной основе.

2. Перевод сельскохозяйственных угодий в иные эксплуатационные категории возможен при наличии серьезных оснований, среди которых:

  • консервация;
  • изменение границ населенных пунктов;
  • соблюдение условий международных договоров;
  • строительство и эксплуатация культурных и социальных объектов;
  • принятие мер по обеспечению государственной безопасности;
  • содержание объектов культурного наследия страны;
  • добыча особо ценных полезных ископаемых;
  • строительство объектов связи, транспорта и коммуникаций;
  • включение территорий в состав лесного или водного фонда.

3. Продажа сельскохозяйственных угодий возможна в пользу частных лиц или же государственных и муниципальных учреждений, которые пользуются преимущественным правом приобретения таких земель.

Продажа сельскохозяйственных угодий возможна при условии извещения исполнительных государственных и муниципальных органов о предстоящей продаже с указанием точной цены, размера, места расположения и срока, в течение которого будет заключена сделка.

Срок расчета для таких процедур не должен превышать более 90 дней.

Если муниципальные и государственные органы не изъявили намерений по приобретению участка, то владелец имеет право самостоятельно продать недвижимость третьим лицам на любых условиях.

4. Приватизация сельскохозяйственных угодий, которые находятся в государственных или муниципальных активах, возможна в законном порядке, который устанавливается земельным законодательством. Осуществление приватизации стало возможно с момента действия соответствующих законов.

Приватизации не подлежат территории государственной или муниципальной собственности, которые используются в качестве оленьих пастбищ регионов Крайнего Севера, а также отгонные пастбища. Важным условием проведения процедуры приватизации является сохранение целевого назначения.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья отличаются от стандартных угодий сельского хозяйства тем, что такие разновидности относятся к группе территорий, использование которых в иных целях не допускается законодательством.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не определяется строгой законодательной нормой, так как правовая система позволяет составлять такие списки субъектам государства. После составления списка хозяйственных угодий, данный перечень должен окончательно утверждаться главой конкретного субъекта страны.

Процедура составления такого документа предусматривает предварительную публикацию содержания списка в местных средствах массовой информации, которые существуют на территории конкретного муниципального субъекта.

Субъектами, которые составляют перечни сельскохозяйственных угодий специального предназначения, могут быть:

  • опытно-производственные подразделения научных организаций;
  • учебно-опытные подразделения образовательных организаций.

Сельскохозяйственные угодья, которые имеют значительную хозяйственную ценность, являются не просто территориями для выполнения фермерских или огородных работ, а представляют собой определенные земельные участки, которые могут характеризоваться неопределенными границами. Такая ситуация возникает в силу особого принципа раздела зон, потому что при межевании территорий кадастровыми специалистами за счет земельных долей применяется картометрический метод разграничения места расположения земельных границ.

Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения

Проблема ухудшения качества и экологического состояния сельскохозяйственных угодий предусматривает разработку определенных мер и способов для охраны и восстановления таких территорий. В соответствии с законодательными актами:

  • улучшение состояния земель и их охрана является важной функцией государственных земельных структур;
  • охрана земель направлена на контроль рационального использования, защиту и восстановление почвы.

Системы охраны и защиты территорий состоит из конкретных правовых и организационных мероприятий, которые оказывают всестороннее благоприятное воздействие на земли, способствуют устранению негативных факторов, пагубно сказывающихся на качестве почвы.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

    • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Adblock
detector