Оценка деятельности территориальных органов мвд россии

Контроль в системе ОВД направлен, в первую очередь, на безусловное выполнение требований органов власти и управления, МВД России об усилении борьбы с преступностью и укреплению правопорядка, повышении ответственности каждого органа и работника за состояние дел на порученном участке.

Одним из способов обеспечения управленческого влияния МВД, ГУВД, УВД на подчиненные органы внутренних дел является их комплексное инспектирование, который представляет собой самый сложный инструмент контроля и проверки исполнения.

Инспектирование представляет собой форму ведомственного контроля, включающую в себя комплексное обследование (проверку), оценку состояния и результатов оперативно-служебной деятельности всех линий и участков работы подчиненных органов внутренних дел.

Комплексное инспектирование — серьезная исследовательская работа, требующая высокой квалификации осуществляющих ее лиц, способных не только зафиксировать состояние дел в проверяемом органе и назвать виновных лиц при обнаружении тех или иных недостатков. Для этого комплексная проверка не требуется, ибо руководство знает или должно знать обстановку в целом во всех органах и подразделениях внутренних дел по материалам текущего, зонального контроля, материалов учета, если разумеется, они осуществляются на должном уровне и с соблюдением требований, предъявляемых к контрольной деятельности.

В процессе инспектирования на основе глубокого анализа состояния функционирования органа в целом, результатов использования сил и средств условиях конкретной оперативной обстановки выполняются следующие виды работ:

В соответствии с основным приказом № 1040 от 31.12.2013 года «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» отдел внутренних дел оценивается по следующим направлениям:

  • • вневедомственная оценка — оценка по результатам социологических опросов или иной информации, которая отражает мнения населения;
  • • ведомственная оценка, которая включает в себя экспертную оценку и оценку по результатам деятельности.

Вневедомственной оценки его деятельности, основанной на использовании социологической и иной информации, отражающей мнение населения о деятельности территориального органа МВД России.

Вневедомственная оценка формируется на основе сведений, изложенных в приложении 8 (4 — КРИТ), которые (по каждому территориальному органу МВД России) передаются Главным управлением до 20 января года, следующего за отчетным, в федеральное казенное учреждение «Главный информационно —

аналитический центр МВД России» в установленном порядке.

Экспертная оценка территориального органа МВД России формируется на основе экспертных оценок, выставленных по направлениям деятельности по материалам, полученным в рамках осуществления зонального контроля.

Сведения об экспертных оценках по направлениям деятельности направляются в Организационно-аналитический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации до 15 января года, следующего за отчетным, где обобщают экспертные оценки по направлениям деятельности, выставленные по материалам зонального контроля, и в срок до 20 января года, следующего за отчетным, направляют соответствующие сведения в ФКУ «ГИАЦ МВД России» в установленном порядке.

Целью инспектирования является совершенствование деятельности органов внутренних дел по укреплению правопорядка, общественной безопасности и усилению борьбы с преступностью, повышению их готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, переводу на военное время и выполнению задач в условиях военного времени. Ключевым в этом определении является «совершенствование» основных видов правоохранительной деятельности органов внутренних дел в различных условиях.

Экспертная оценка по направлениям деятельности территориального органа МВД России выставляется соответствующими подразделениями МВД России и главными инспекторами МВД России по двухбалльной шкале («удовлетворительно» или «неудовлетворительно») на основе всестороннего анализа ситуации в территориальном органе МВД России, осуществляемого в рамках зонального контроля.

Основными критериями при выставлении экспертной оценки являются:

  • * результативность выполнения территориальным органом МВД России возложенных полномочий по соответствующему направлению деятельности (структурного подразделения территориального органа МВД России);
  • • обеспечение прав и законных интересов граждан, состояние законности и служебной дисциплины среди личного состава соответствующего структурного подразделения территориальных органов МВД России;
  • • соответствие организации деятельности территориального органа МВД России складывающейся оперативной обстановке.

Итоговая экспертная оценка деятельности территориального органа МВД России формируется на основе экспертных оценок, выставленных соответствующими структурными подразделениями МВД России, главными инспекторами МВД России по направлениям деятельности, и выражается удельным весом положительных оценок в общем количестве оценок, представленных соответствующими подразделениями МВД России по данному территориальному органу МВД России, исчисляемым в процентах.

Экспертная оценка, выставляемая главными инспекторами МВД России, учитывается в итоговой экспертной оценке с коэффициентом равным пяти.

Территориальному органу МВД России выставляется нулевая итоговая экспертная оценка (0 баллов) в случае:

  • • получения по результатам инспекторской проверки, проведенной в отчётном периоде, оценки «неудовлетворительно»;
  • • выявления в установленном порядке сотрудниками подразделений МВД России в ходе проведения в отчетном периоде проверки в территориальном органе МВД России или хотя бы в одном из подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне системы укрытия заявлений (сообщений) и иной информации о преступлениях от регистрации.

Для целей настоящей Методики под системой укрытия заявлений (сообщений) и иной информации о преступлениях от регистрации понимается выявление в ходе проверки деятельности территориального органа МВД России сотрудниками МВД России за проверяемый период двух и более фактов укрытия заявлений (сообщений) и иной информации о преступлении от регистрации независимо от способа укрытия.

Использованные источники

1. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД от 26 декабря 2011 г. № 1310. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».

Оценка оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел

Контроль в деятельности ОВД с неизбежностью предполагает оценку эффективности их работы в целом, подразделений и сотрудников на различных уровнях управления. Вместе с тем понятие контроля с предполагаемой оценкой нуждается, на наш взгляд, в уточнении, а лучше в разделении на собственно контроль с определением его субъектов и их полномочий с механизмом осуществления контроля и т.п. и выделением также оценки деятельности полиции с методикой ее формирования.

История с разрешением указанных проблем работы полиции (а ранее — милиции) показывает, что если раньше виды и формы контрольной деятельности часто менялись, то сейчас все-таки приобрели определенную устойчивость, за исключением, пожалуй, общественного контроля. Что же касается оценки деятельности ОВД, то она, можно сказать, многие годы была в перманентном изменении и, как правило, в отрицательной характеристике как со стороны общества, которое призвана была защищать, так и со стороны руководителей и персонала самого ведомства, главным образом, но поводу ее существенных недостатков, вызываемых необъективностью, несправедливостью и тому подобными претензиями.

За последние годы особо активизировалась работа по принятию ведомственных нормативных правовых актов с рекомендациями по оценке деятельности ОВД, но даже они не задерживались по срокам внедрения в практику регулирования механизма оценки. Достаточно отметить такие приказы МВД России:

  • — от 19 января 2010 г. № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования». Цель его принятия была довольно четко выражена в позиции тогдашнего министра внутренних дел Р. Г. Нургалиева: «Новый приказ максимально уходит от валовых показателей и тех предпосылок, которые создавали для сотрудников пресловутую палочную систему». Суть критериев, применяемых в оценке деятельности ОВД, именуемых в просторечии «палочной системой», и заключалась в том, что система оценки базировалась в основе своей на имеющейся статистической отчетности. Основополагающими были показатели раскрываемости преступлений и административных правонарушений, которые рассматривались в динамике роста или уменьшения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Необходимо особо отметить, что раскрываемость всегда была и остается важным показателем, ибо это требование, прежде всего, действующего Федерального закона «О полиции», УПК РФ, Закона об ОРД и других законодательных и подзаконных актов. Эта в целом позитивная позиция была гипертрофирована — сотрудники пытались не испортить отчетную статистику и порой прибегали к сокрытию преступлений либо к поиску всеми путями перспективных правонарушений по раскрытию, чтобы сделать «палки». В оценке работы органа не учитывались особенности оперативной обстановки в регионе, слабы были критерии учета общественного мнения о работе органа и его сотрудниках. В настоящее время приказ утратил силу;
  • — от 29 июня 2011 г. № 735 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». В пояснительной записке значится, что данный нормативный правовой акт учел критические замечания но сокращению числа показателей, используемых при оценке ОВД. В приказе уже присутствовали критерии по изучению и анализу общественного мнения и отношения граждан к деятельности полиции. Данный приказ утратил силу;
  • — от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». В приказе делается акцент на тех проблемах полиции, которые признавались актуальными еще во времена милиции. Это регистрация заявлений о преступлениях, раскрытие и расследование административных правонарушений и уголовных преступлений, профилактика преступлений, качество расследования уголовных дел, возмещение материального ущерба, исполнение законодательства об административных правонарушениях, безопасность дорожного движения. Рассматривать его подробно нет смысла, поскольку 31 декабря 2013 г. был принят очередной приказ МВД России № 1040 с аналогичным названием «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Он был принят, как сказано в преамбуле приказа, в целях совершенствования оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, концентрации усилий личного состава на достижение конечных результатов при выполнении возложенных задач и реализации функций.

Конкретизируя идею этого нормативного правового акта, отметим, что целью оценки является определение эффективности деятельности территориальных органов МВД России по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности и выработка управленческих решений в отношении конкретного территориального органа МВД России с учетом условий его функционирования.

Указанный ведомственный нормативный правовой акт в своем приложении содержит подробную инструкцию по оценке деятельности ОВД различных уровней управления, показатели вневедомственной и ведомственной оценки, некоторые формы статистической отчетности и другие важные направления анализа и оценки деятельности территориальных ОВД.

Деятельность территориального органа МВД России оценивается за календарный год.

Оценка (она еще определяется в конечном варианте как комплексная оценка) деятельности конкретного органа МВД России складывается из вневедомственной и ведомственной оценок.

Вневедомственная оценка основана на использовании социологической и иной информации, отражающей мнение населения о деятельности территориального органа МВД России.

Показатели вневедомственной оценки безопасности граждан и деятельности органов состоят из конкретных позиций, нормативно определенных как положительные или отрицательные. Заметим, что некоторые социологические данные должны быть получены от сторонних исследовательских организаций по государственному контракту с МВД России.

  • 1. Уверенность граждан в защищенности (безопасности) своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан) — характеристика положительная.
  • 2. Уровень доверия к ОВД в обеспечении личной и имущественной безопасности (доля выражающих доверие от общего числа опрошенных) — характеристика положительная.
  • 3. Оценка эффективности деятельности ОВД как государственного органа по защите интересов граждан (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан) — характеристика положительная.
  • 4. Уровень виктимизации (доля граждан, подвергшихся противоправным посягательствам от числа опрошенных) — характеристика отрицательная.
  • 5. Количество жалоб, поступивших в адрес МВД России или ОВД на уровне субъекта РФ и его руководства (на 100 тыс. населения) — характеристика отрицательная.
  • 6. Оценка деятельности ОВД по материалам, размещенным в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (доля материалов негативного содержания от общего количества материалов) — характеристика отрицательная.
  • 7. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг — характеристика положительная.

Указанные показатели формируются всеми территориальными органами МВД России и обобщаются на уровне ОВД субъекта РФ.

Ведомственная оценка включает в себя экспертную оценку и оценку результатов деятельности территориального органа МВД России но статистическим I юказател я м.

Экспертная оценка территориального органа МВД России формируется на основе экспертных оценок.

Экспертный совет является совещательным органом при МВД России и создается в целях совершенствования механизма оценки деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне и повышения ее объективности. Он формирует итоговую комплексную оценку оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, рассматривает предложения по совершенствованию методологических основ комплексной оценки эффективности оперативно-служебной деятельности территориальных органов, имеет иные полномочия.

Экспертный совет вводит в действие принципиально новую систему оценок. Развитие эффективности оценки работы полиции во многом зависит от слаженного взаимодействия Экспертного совета и руководителей региональных управлений МВД.

Расчет статистической оценки производится по показателям, отражающим конечный результат деятельности территориального органа МВД России по следующим направлениям:

  • — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • — предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • — выявление, раскрытие и расследование преступлений;
  • — розыск лиц;
  • — производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • — обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • — обеспечение безопасности дорожного движения;
  • — контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия [1] ;
  • — контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • — охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • — государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • — осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств включает в себя ряд показателей, среди которых число лиц, уголовные дела в отношении которых направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям экономической направленности (без учета преступлений коррупционной направленности) в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции, и имеет коэффициент значимости 10. Изначально этот показатель характеризуется как положительный. В этом же направлении доля тяжких преступлений против личности, уголовные дела но которым приостановлены но п.

1—3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, от общего числа преступлений данной категории, по которым принято решение, имеет также коэффициент 10, но с отрицательной характеристикой.

Такой подход с разными коэффициентами и указанной характеристикой прослеживается по всем указанным направлениям.

Показатели статистической оценки рассчитываются на основе официальной статистической информации. Корректировка с учетом оперативной обстановки, изменений задач и функций ОВД области, приоритетных направлений деятельности на предстоящий период, определяемых директивными документами МВД России, ГУ МВД территориальных ОВД, осуществляется посредством внесения изменений в приказ МВД России.

Следует отметить, что территориальные органы МВД России могут разрабатывать собственные системы показателей оценки деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне при сохранении основных норм подходов, предусмотренных приказом МВД России. При этом с учетом особенностей оперативной обстановки перечень показателей может быть изменен.

Существенным продвижением в вопросах деятельности территориальных органов МВД России явилась предложенная МВД России подробная и в целом научно обоснованная методика оценки. Она призвана определять наиболее оптимальный подход к оценке эффективности выполнения основных полномочий, возложенных на сложную систему ОВД и реализуемых полицией и следственными подразделениями. При ознакомлении с данным материалом, посвященным оценке оперативно-служебной деятельности ОВД, весьма важно иметь в виду, что анализ и оценка состояния преступности на обслуживаемой территории ОВД подробно рассмотрены в параграфе 4.5 настоящего учебника.

Без учета этих сведений практически невозможно судить об эффективности деятельности соответствующего органа с определением оценки его оперативно-служебной деятельности. В связи с этим дополнительно отметим лишь некоторые положения.

В настоящее время большое внимание уделяется показателям условий функционирования территориального органа МВД России. Отметим эти условия, так как они являются важнейшей составной частью уже освещенной в учебнике оперативной обстановки. Они следующие:

  • — уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения);
  • — количество массовых мероприятий, митингов, демонстраций и т.п. (на 100 единиц штатной численности территориального органа МВД России);
  • — число ранее судимых лиц, совершивших преступления (на 100 тыс. населения);
  • — террористическая активность (количество преступлений террористического характера; количество преступлений, связанных с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов; количество контртеррористических операций, проведенных на территории субъекта РФ);
  • — численность населения на единицу штатной численности территориального органа МВД России на региональном уровне;
  • — площадь обслуживаемой территории на единицу штатной численности;
  • — уровень безработицы;
  • — количество особо важных и режимных объектов, находящихся в оперативном обслуживании.

Для управлений на транспорте:

  • — уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. человек пассажиропотока);
  • — количество преступлений террористического характера;
  • — удельный вес преступлений, совершенных иностранцами, в общем числе предварительно расследованных.

В зависимости от полученных результатов территориальные органы МВД России делятся на три категории: имеющие высокий, средний или низкий уровень напряженности оперативной обстановки, требующей соответствующего оперативно-служебного реагирования.

Оценка деятельности территориальных органов МВД России: историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бубнов Сергей Владимирович, Маркина Элеонора Викторовна

Рассматриваются некоторые вопросы, посвященные нормативно-правовой системе , регламентирующей критерии оценки деятельности органов внутренних дел .

Assessment of the activity of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia: historical and legal analysis

The article discusses some issues related to the legal system governing the criteria for assessing the activities of the internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности территориальных органов МВД России: историко-правовой анализ»

ББК 67 © С.В. Бубнов, Э.В. Маркина, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ:

Сергей Владимирович Бубнов, кандидат юридических наук

Элеонора Викторовна Маркина, кандидат юридических наук

Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы, посвященные нормативно-правовой системе, регламентирующей критерии оценки деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: нормативно-правовая система, критерии оценки, деятельность органов внутренних дел.

ASSESSMENT OF THE ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

Sergey V. Bubnov, candidate of legal sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ (117437, Moscow,

ul. Akademika Volgina, d. 12)

Eleonora V. Markina, candidate of legal sciences

Annotation. The article discusses some issues related to the legal system governing the criteria for assessing the activities of the internal Affairs bodies.

Keywords: legal system, evaluation criteria, activity of internal Affairs bodies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Бубнов С.В., Маркина Э.В. Оценка деятельности территориальных органов МВД России: историко-правовой анализ. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):240-243.

Для того чтобы функции контроля и надзора в ОВД в полной мере выполнялись, необходимо постоянно совершенствовать старые и разрабатывать новые критерии оценки деятельности органов внутренних дел. Без данных критериев оценка деятельности не будет объективной, а, следовательно, будет отражать лишь внешнюю стороны все работы проведенной ОВД, но, в свою очередь, игнорировать реальную ре-сурсозатратность и продуктивность данной работы [6].

Итак, для того чтобы объективно проводить оценку деятельности ОВД, нужно использовать такие критерии оценки, которые смогут в полной мере передать всю внутреннюю составляющую данной деятельности.

В первую очередь при решении проблемы критериев оценки деятельности ОВД необходимо опре-

делить объект оценки. Например, для того чтобы оценить работу уголовного розыска необходимо учитывать значение уровня преступности, раскрываемости преступлений, состояния преступности среди лиц, не достигших 18 лет, числа заведенных дел оперативного учета, соблюдения законности и другим показателям.

При проведении оценки деятельности ОВД необходимо четко разграничивать критерии, оценивающие состояние общественного порядка и раскрываемости преступлений и административных правонарушений, и критерии, оценивающие различные, отдельные мероприятия, проводимые сотрудниками ОВД, тем самым сравнивая затраченные различными подразделениями ОВД ресурсы для осуществления своих служебных обязанностей.

Количество раскрытых преступлений, зарегистрированных заявлений и обращений граждан, количество проведенных сотрудниками уголовного розыска оперативно-разыскных мероприятий — все данные показатели относятся к критериям оценки деятельности ОВД в целом, в количественном показателе, а эффективности служебной деятельности, в свою очередь, зависит от качества проведенной работы — мероприятия, проводимые для раскрытия преступлений, время, затраченное на проведение данных мероприятий, качество следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Также, при оценке деятельности ОВД следует учитывать такие показатели, как количество отмененных прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; количество отмененных прокурором постановлений о прекращении уголовного дела; количество незаконных арестов и задержаний; количество нарушений сотрудниками законности, в том числе превышение полномочий при выполнении служебных обязанностей [8].

При проведении оценки деятельности ОВД, можно выделить три уровня работы в данном направлении. Служебная деятельность ОВД оценивается по:

1) показателям состояния преступности и общественного порядка;

2) качественным и количественным характеристикам отдельных направлений деятельности сотрудников ОВД;

3) внутриорганизационному управлению ОВД.

Между данными уровнями существует прямая

зависимость и последовательное изучение деятельности сотрудников ОВД, в конечном итоге, позволит произвести объективную оценку реально проведенной ОВД работы за определенный промежуток времени.

В результате анализа практики, можно сделать вывод о том, что многие ученые, изучающие такую проблематику, как «Критерии оценки деятельности ОВД», имеют совершенно разные точки зрения.

После реформы Министерства внутренних дел в 2011 г., старый приказ МВД от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности ОВД РФ, отдельных подразделений криминальной милиции, МОБ, органов предварительного следствия и органов внутренних дел на транспорте» был упразднен.

Изучение данного приказа позволяет выделить в нем такие критерии оценки деятельности ОВД, как:

♦ рассмотрение обращений и заявлений граждан, иной информации о преступлениях и административных правонарушениях;

♦ пресечение и предотвращение преступлений и административных правонарушений;

♦ выявление преступлений и административных правонарушений;

♦ раскрытие преступлений и административных правонарушений;

♦ результаты работы органов предварительного следствия;

♦ результаты работы органов дознания;

♦ состояние общественного порядка и общественной безопасности на обслуживаемой территории [7].

В целом, данный приказ был ориентирован на повышение доверия граждан РФ к ОВД, путем ужесточения нормативно-правовой урегулированности деятельности органов внутренних дел, и повышения контроля за данной деятельностью.

В данном нормативно-правовом акте присутствуют некоторые новшества, по сравнению с более ранней нормативной базой, например, такие как: отсутствие в перечне критериев оценки деятельности ОВД такого критерия как «процент раскрываемости преступлений», признание главным критерием «количество тяжких и особо тяжких преступлений в сравнении с общим количеством совершенных преступлений».

Значительную роль, как и ранее, в данном приказе играл «Аналогичный показатель прошлого года», или АППГ, что, в частности вызывало некоторое снижение продуктивности деятельности ОВД, так как сотрудники территориального органа стремились лишь к тому, чтобы превысить показатель прошлого года, но у них отсутствовало стремление к дальнейшему повышению показателей, так как в следующем году их пришлось бы повышать еще больше [9].

После упразднения приказа № 650 и проведения реформы МВД был принят приказ МВД от 29 июня 2011 г. № 735 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел», данный приказ практически дословно повторял приказ МВД № 650 и не нес в себе каких-либо разительных отличий.

Приказу МВД № 735 на смену пришел Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД РФ», в данном приказе, в отличии от преды-

дущего присутствовал ряд существенных отличий от приказа МВД № 650, а также прослеживалась другая тенденция оценки деятельности ОВД.

Основными критериями оценки деятельности ОВД стали:

♦ анализ общественного мнения о деятельности ОВД;

♦ анализ ведомственных показателей деятельности ОВД;

♦ анализ аналитических справок и иных документов, относящихся к деятельности ОВД;

♦ проведение проверок деятельности ОВД.

Статистические показатели деятельности ОВД

также претерпели некоторые изменения. Появился новый показатель: «Регистрация и рассмотрение сообщений о преступлениях», упразднился «аналогичный показатель прошлого года».

Проанализировав приказ МВД № 1310, можно сделать вывод о том, что основная его идея заключается в стремлении убрать из системы оценки и контроля за деятельностью ОВД так называемую «Палочную» систему. Теперь территориальным органам внутренних дел приходилось постоянно следить за статистикой иных территориальных органов и стремиться быть не хуже остальных [10].

Следующим приказом, регламентирующим критерии оценки деятельности ОВД, стал приказ МВД от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД РФ». В данном приказе большое внимание было уделено анализу общественного мнения о деятельности ОВД.

АППГ хоть и не упоминается в данном приказе как статистическая характеристика, но все равно при анализе можно проследить зависимость критериев оценки деятельности ОВД от показателей за сходный прошлогодний период, что, на мой взгляд является ошибочной тенденцией, так как при учете аналогичного показателя прошлого года в учет берется только числовая статистика, например, не будет разницы между раскрытием серии квартирных краж, совершенных организованной преступной группой от раскрытия одно эпизодной кражи из дамской сумочки в общественном транспорте. Данные преступления требуют для своего раскрытия совершенно разного количества ресурсов и не должны при оценке деятельности ОВД сводиться к равнозначным показателям.

Таким образом, представляется разумным создание иного, более сложного критерия оценки дея-

тельности каждого сотрудника и ОВД в целом, который, не смотря на свою сложность и многострук-турность, мог бы в полной мере анализировать всю трудозатратность проведенной деятельности и таким образом более объективно проводить оценку деятельности. Такой показатель должен включать в себя все ресурсы, затраченные сотрудником на выполнение своих служебных обязанностей, непосредственные мероприятия, проводимые сотрудником, количество раскрытых преступлений и административных правонарушений, и иные, менее широкие, но не менее важные элементы деятельности каждого сотрудника. Данный критерий оценки деятельности ОВД, позволит в дальнейшем проводить реальный анализ деятельности отдельных территориальных органов внутренних дел и по результатам анализа осуществлять необходимые управленческие решения для повышения показателей конкретного территориального органа внутренних дел.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).

2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте».

3. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 735 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

6. Арестова Е. Дознание в органах внутренних. М.: КноРус медиа, 2014.

7. Афанасьев Д.В. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел: Моногр. М.: Юнити-Дана, 2014.

8. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017.

9. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2014.

10. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. В 2 ч. Ч. 1. Домодедово: ВИПК МВД России, 2016.

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vse-narodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g.) (s uche-tom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dekabrya 2008 g. № 6-FKZ, ot 30 dekabrya 2008 g. № 7-FKZ, ot 5 fevralya 2014 g. № 2-FKZ, ot 21 iyulya 2014 g. № 11-FKZ).

2. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 5 avgusta 2005 g. № 650 «Voprosy otsenki deyatel’nosti organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, otdel’nykh podrazdeleniy kriminal’noy militsii, militsii obshchestvennoy bezopasnosti, organov pred-

varitel’nogo rassledovaniya i organov vnutrennikh del na transporte».

3. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 29 iyunya 2011 g. № 735 «Voprosy otsenki deyatel’nosti organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii».

4. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2011 g. № 1310 «Voprosy otsenki deyatel’nosti territorial’nykh organov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii».

5. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2013 g. № 1040 «Voprosy otsenki deyatel’nosti territorial’nykh organov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii».

6. Arestova E. Doznaniye v organakh vnutrennikh. M.: KnoRus media, 2014.

7. Afanas’yev D.V. Administrativno-pravovaya deya-tel’nost’ shtabnykh podrazdeleniy organov vnutrennikh del: Monogr. M.: Yuniti-Dana, 2014.

8. Afanas’yevD.V., KhazovE.N. Administrativno-pravovaya deyatel’nost’ shtabnykh podrazdeleniy organov vnutrennikh del. M.: Yuniti-Dana, Zakon i pravo, 2017.

9. Barsukov S.I., Borisov A.N. Kommentariy k Fe-deral’nomu zakonu «O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v ot-del’nyye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii» (postateynyy). M.: Delovoy dvor, 2014.

10. Demidov Yu.N., Kostennikov M.V., Kura-kin A. V. Administrativnaya deyatel’nost’ organov vnutrennikh del: Uchebnik. V 2 ch. Ch. 1. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2016.

Разработана новая система оценки деятельности полицейских

Министром внутренних дел Российской Федерации генералом армии Р.Нургалиевым подписан приказ МВД России №1310 от 26.12.2011 года «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», который вслед за п

Министром внутренних дел Российской Федерации генералом армии Р.Нургалиевым подписан приказ МВД России №1310 от 26.12.2011 года «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», который вслед за прошедшим организационно-штатным реформированием ведомства, определил совершенно новый подход к оценке деятельности территориальных органов.

Проблема объективной оценки результатов работы региональных подразделений всегда находилась в поле зрения руководства министерства. Так, еще в конце прошлого века остро возникла необходимость совершенствования работы в данном направлении.

И в первую очередь, в связи с тем, что требовалось создать новые условия, полностью исключающие укоренившуюся на местах порочную практику укрытия некоторых преступлений от регистрации.

Исходя из современных требований, с учетом опыта зарубежных коллег и собственной практики были пересмотрены прежние концептуальные положения о порядке и механизме итоговой оценки. В свою очередь, она подразделяется на оценку внутреннюю (определяемую с точки зрения системы МВД) и на оценку внешнюю (с точки зрения общества).

Однако сами показатели и критерии внутренней оценки выстроены таким образом, чтобы стимулировать орган внутренних дел на достижение положительной внешней оценки.

Итоговая комплексная оценка территориальных органов МВД России согласно Инструкции, утвержденной приказом МВД России №1310 от 26.12.2011 года , будет складываться из нескольких составных частей.
Во-первых, учитывается оценка эффективности деятельности региональных подразделений по ведомственным статистическим показателям.

Во-вторых, обязательно должно браться в расчет заключение, которое будет основано на полученных в ходе зонального контроля информационно-аналитических материалах.
И, в-третьих, на общую оценку повлияет заключение по результатам изучения общественного мнения.

Таким образом, теперь одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел, в том числе и полиции, будет мнение населения о качестве их работы.

Важно и то, что новым приказом регламентирован максимальный отход от «валовых» показателей, из-за которых раньше эффективность труда сотрудников зачастую оценивалась по пресловутой «палочной» системе.

В новой Инструкции общее число отчетных показателей сокращено до двадцати, и все они направлены на оптимизацию труда сотрудников и улучшение результатов служебной деятельности органа внутренних дел. В перечень показателей официальной статистики включены такие характерные позиции, как:
— противодействие тяжким и особо тяжким преступлениям против личности и собственности,
— борьба с коррупционными проявлениями,
— качество расследования уголовных дел,
— возмещение материального ущерба пострадавшим,
— исполнение законодательства об административных правонарушениях,
— обеспечение безопасности дорожного движения и другие.

Кроме того, решено отказаться от принципа сравнения показателей с «аналогичным периодом прошлого года».

При осуществлении ведомственного зонального контроля будет обращаться внимание на целый ряд объективных факторов:
— реагирование на заявления и сообщения о преступлениях, правонарушениях и каких-либо происшествиях;
— наличие в регионе фактов экстремистских и террористических преступлений, массовых беспорядков и группового хулиганства;
— проведенная работа по установлению виновных в совершении особо тяжких преступлений, вызвавших большой общественно-политических резонанс;
— выявление и ликвидация каналов незаконной транспортировки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, а также огнестрельного оружия;
— качество и полнота предоставляемых территориальным органом МВД России государственных услуг, в том числе в электронном виде;
— состояние законности в подразделении и так далее.

Общественное мнение о работе территориальных органов МВД России будет изучаться и учитываться на основе данных вневедомственных источников социологической информации.

Все исследования проводятся независимыми организациями, специализирующимися в этой сфере деятельности. Данная работа осуществляется по заказу самого министерства в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета. В 2011 году это делал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которым с использованием научно разработанной анкеты из 50 вопросов было опрошено 41500 респондентов в возрасте старше 18 лет в 83 субъектах Российской Федерации.

Помимо того, учитываются итоги отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации, а также оценки по результатам информирования государственных и муниципальных органов, граждан о проводимой региональными подразделениями служебной деятельности.

Еще одна новация заключается в том, что в определении итоговой оценки территориального органа значительная роль отводится Экспертному совету МВД России, который возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации. В его состав входят заместители Министра внутренних дел Российской Федерации, руководители подразделений центрального аппарата министерства.

На заседания Экспертного совета могут приглашаться члены Общественного совета при МВД России, участники ветеранского движения ведомства, представители органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, общественных объединений, научных организаций.

Итоговая комплексная оценка каждому территориальному органу будет утверждаться Министром внутренних дел Российской Федерации по итогам года и размещаться на официальном сайте МВД России.

Внимание: Инструкции и показатели ведомственной оценки, утвержденные приказом МВД России №1310, вступают в действие с 01.01.2012 года.

Одновременно, утрачивают силу ранее действовавшие нормативные акты:
— приказ МВД России №1120 от 30.12.2006 года,
— приказ МВД России №25 от 19.01.2010 года,
— приказ МВД России №735 от 29.07.2011 года,
— а также вносится изменения в другие ведомственные приказы.

ознакомиться с текстом приказа можно здесь

приказ МВД РФ

Adblock
detector