Как встать на учет в военкомат по месту пребывания

Федеральным законом от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ внесены изменения в статьи 4, 8, 10 Федерального закона 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и определен новый порядок постановки на воинский учет граждан подлежащих призыву на военную службу (призывники), и граждан, пребывающих в запасе:

– не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания (категория – граждане, пребывающие в запасе);

– прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания (учебы) (категория – призывники) (Приложение №1).

К месту жительства гражданина РФ относятся жилой дом, квартира, комната или другое жилое помещение, в которых он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных законных основаниях и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

К месту пребывания относятся, в частности, гостиница, санаторий, дом отдыха, медицинская организация либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина РФ, в которых он проживает временно

(Основание, — ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1).

В соответствии Федерального Закона 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ :

1. Отсутствие регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает граждан от обязанности состоять на воинском учете в военном комиссариате или в органах местного самоуправления.

2. Отсутствие регистрации по месту жительства и месту пребывания не может служить основанием для отказа в постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или в органах местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет.

3. Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

В пояснительной записке к проекту Федерального Закона от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ, в качестве причины для внесения поправок, возлагающих на граждан обязанности вставать на воинский учет по месту их фактического проживания, указана сложность (по различным причинам) в получении регистрации по месту пребывания или месту жительства граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования (то есть из-за граждан призывного возраста, не проходивших военной службы).

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту их фактического проживания.

В соответствии с действующей редакцией Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане обязаны состоять на воинском учете только по месту жительства или по месту пребывания, однако, как показывает практика, значительное количество призывников, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования, особенно в таких городах как Москва и Санкт-Петербург, не могут получить по различным причинам регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

В результате указанные граждане не могут быть поставлены на воинский учет и не призываются на военную службу в случае, если они лишаются права на получение отсрочки от призыва на военную службу (по окончании вуза, отчисления из вуза или лишения государственной аккредитации соответствующей образовательной программы).

Законопроектом предусмотрено возложение на указанных граждан обязанности вставать на воинский учет по месту их фактического проживания. При этом в подзаконном акте (постановлении Правительства Российской Федерации) будет определен порядок постановки их на воинский учет (на основании справки с места учебы или места работы).

Таким образом, законопроект обеспечит качество и достоверность воинского учета, а также увеличение возможности по призыву граждан на военную службу.

Категории граждан, которые попадают под действие данных поправок:

1. Граждане имеющие регистрацию по месту жительства, но вследствие различных причин, проживающие по другим адресам. Как в пределах того субъекта РФ, в котором у них имеется место жительства, так и прибывшие из других субъектов РФ (в основном трудовые мигранты).

При этом надо отметить, что действующее законодательство разрешает гражданам не регистрироваться по месту пребывания, если они зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

(Основание, — ст. 5 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1).

К таким гражданам относятся, например те, которые снимают жилье, не составляя договора аренды жилого помещения (поскольку собственник жилого помещения далеко не всегда соглашается зарегистрировать нанимателя и членов его семьи), или граждане, проживающие у друзей или родственников, которые даже не задумываются или не согласны зарегистрировать у себя гостя.

2. Под действие изменений внесенных Федеральным Законом 2019 г. № 8-ФЗ, попадают граждане, не имеющие регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания.

Причем в данном случае не обязательно речь идет о маргинальных слоях населения. В настоящее время имеется достаточно много случаев, когда регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания невозможна по независящим от самого гражданина причинам. Например, граждане могут длительное время проживать в так называемых домах-долгостроях, право собственности на которые по различным причинам не может быть оформлено застройщиком.

Отсутствие свидетельства о праве собственности не позволяет осуществить регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в таких объектах, несмотря на фактическое проживание.

II. ИЗМЕНЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

C изменениями в правилах постановки граждан на воинский учет, Федеральным Законом 2019 г. № 8-ФЗ внесены изменения в обязанности должностных лиц организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

Согласно изменений руководители, и должностные лица ответственные за военно-учетную работу (военно-учетные работники) организаций обязаны, дополнительно:

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;

До настоящего времени работодатели были обязаны информировать военные комиссариаты о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.

Так, согласно пункта 30 Положения о воинском учете, организации должны информировать военные комиссариаты (муниципальные), в том числе о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (в том числе и о факте отсутствия постановки гражданина на воинский учет в нарушение закона).

Однако для исполнения этой обязанности не было предусмотрено конкретного срока.

Теперь для организаций определен конкретный срок – две недели.

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального Закона № 53-ФЗ).

Статья 8 Пункт 2. Абзац 1. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания.

Абзац 3. Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Теперь, при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели должны сами письменно напомнить им о необходимости явиться в военный комиссариат для постановки на учет.

То есть, оповещение гражданина, пребывающего в запасе, о его явке в военный комиссариат по вопросам воинского учета производится теперь не только повесткой военного комиссариата (пункт 36 «Методических рекомендаций ГШ ВС РФ по осуществлению в военных комиссариатах воинского учета», 2017 г.), но и направлением от организации.

Порядок представления сведений и направление в военные комиссариаты граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации

по месту жительства и месту пребывания.

1. В соответствии с пунктом 29 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» ГШ ВС РФ 2017 года, руководители и должностные лица организаций ответственные за военно-учетную работу направляют в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма определена приложением № 10 к п.29 методических рекомендаций).

В случае выявления граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, в представляемых организациями сведениях рекомендуется:

— в графе 8 «Состоит на воинском учете: общий (номер команды, партии), спец. учет», производить запись, например: «Военнообязанный. На воинском учете по месту пребывания не состоит»;

— в графе 11 «Место жительства (место пребывания)», производить запись, например: «Без регистрации. Со слов проживает г. Новосибирск, ул. Есенина, д.15, кв.48» (приложение № 2).

2. Для направления вышеуказанных граждан в военные комиссариаты для постановки на воинский учет, рекомендуется применять форму, указанную в приложение № 3 к пункту 6 Инструкции «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденную совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной Миграционной службы от 10 сентября 2007 г. № 366/789/197.

Основание: письмо начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 1 марта 2019 г. № 315/4/1023.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

от 1 марта 2019 года № 315/4/1023

О направлении в военный комиссариат для постановки на воинский учет

Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 6 февраля 2019 г. N 8-ФЗ) с 17 февраля 2019 года руководители либо другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Прошу пояснить по какой форме необходимо составлять направление в военный комиссариат?

Ответ: Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, по поручению рассмотрено.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» руководители либо другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Форма направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет указана в совместном приказе Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, ФМС России от 10 сентября 2007 г. N 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» (Зарегистрирован в Минюсте России 12 октября 2007 г., регистрационный N 10315).

Рекомендуемая форма направления, представлена приложением № 3 к настоящим методическим рекомендациям.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проведения предварительного распределения их по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится повестками военного комиссариата.

Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.

Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений.

Граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в отдел военного комиссариата (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет проводится медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования могут проводиться заблаговременно в период подготовки к первоначальной постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или образовательных учреждениях с привлечением психологов этих учреждений.

Заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям и обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выносится непосредственно при их первоначальной постановке на воинский учет.

В ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора проводится предварительное предназначение граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями, по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам. При этом приоритет должен отдаваться предназначению граждан в войска с повышенными требованиями к состоянию здоровья, физическому развитию, морально-деловым качествам и общеобразовательной подготовке.

Комиссией выявляются граждане:

• имеющие основания для освобождения от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
• не подлежащие призыву на военную службу;
• имеющие основания для предоставления им отсрочки от призыва на военную службу;
• нуждающиеся в медицинском обследовании (лечении). Такие граждане могут направляться в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо лечения;
• желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования;
• проходящие подготовку в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по военно-учетным или родственным специальностям;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для обучения по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях общественных объединений, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для прохождения военной службы в режимных воинских частях;
• желающие заменить военную службу альтернативной гражданской службой и причины, побудившие к этой замене.

Выводы, заключения и соответствующие отметки записываются в учетную карту призывника и лист изучения призывника.

На воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие (зарегистрированные по месту проживания или месту пребывания) на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование.

В отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, — о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводятся порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.

В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет извещается орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан, обучающихся в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах, создаваемых Правительством Российской Федерации, производится военным комиссариатом по месту дислокации училища на общих основаниях. Дни явки граждан, обучающихся в данных училищах, устанавливаются военным комиссаром по согласованию с командованием училища.

Граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. При необходимости уточнения диагноза на медицинское обследование до начала призыва могут быть направлены граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет не годными, ограниченно годными или временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Граждане на мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет вызываются повестками.

Постановка на воинский учет в 2022 году

Согласно законодательству, каждый молодой человек, достигший 17-летнего возраста, должен состоять на воинском учете. В данной статье я расскажу про постановку граждан на воинский учет, поговорю про возраст и место постановки, а также затрону самую неприятную тему — штрафы.

Юрист Службы Помощи Призывникам

Порядок постановки на учет

  1. В военном комиссариате допризывник выполняет психологическое и профессиональное тестирование, а затем проходит комиссию, состоящую из врачей, секретаря, представителей местной администрации и военкомата.
  2. Члены комиссии изучают документы, проводят осмотр и выносят предварительное решение о годности к службе.
  3. Допризывнику выдается приписное свидетельство – голубая книжка, в которой отображаются сведения о юноше, которые будут учтены во время его призыва в армию.
  4. Первоначальная постановка на учет завершена. С этого момента молодой человек считается закрепленным за районным военкоматом.

Если у вас есть какие-то другие вопросы, можете позвонить нам, проконсультироваться или изучить другие статьи на https://armyhelp.ru/.

Как встать на учет в военкомат при переезде?

Часть моих клиентов – молодые люди, ранее проживающие в других городах. Это значит, что для получения билета нам нужно встать на воинский учет по месту пребывания. На это дается две недели. За нарушение и несвоевременную явку придется платить штраф в размере от 500 до 3000 рублей.

При обычной постановке призывнику понадобится копия паспорта, копия регистрации и заявление

Читают сейчас

Штраф за непостановку на воинский учет

105 713 просмотров

Снятие с воинского учета

38 604 просмотров

Возраст постановки на военный учет

Каждому гражданину мужского пола в РФ необходимо встать на воинский учет, возраст постановки начинается с 16 лет. Процедура обязательна для всех, за исключением некоторых категорий граждан. Необходимо различать первоначальную постановку и обычную.

  • осуществляется в течение всего года, сроки постановки не регулируются законом
  • проводится при смене места жительства на более, чем 3 месяца

Необходимость в такой постановке возникает при смене прописки либо места проживания, после судимости, на основании приобретения гражданства РФ.

  • осуществляется в период 1 января по 31 марта
  • по итогам допризывники получают приписное свидетельство

Обязанности призывника после постановки на учет

Для тех, кто становится на военный учет, обязанности призывника регламентируются ФЗ № 53 ст. 10. Перечень таких обязательств:

  • хранить приписное свидетельство, а в дальнейшем — военный билет так, чтобы документ не испортился, не повредился. За утерю и порчу предусмотрен штраф
  • меняя место проживания, уведомить сотрудников военкомата
  • уезжая на ПМЖ в другое государство (на срок дольше 6 месяцев), нужно оповестить сотрудников военкомата
  • прибывать на сборы и другие воинские мероприятия по повестке

Если не соблюдать обязанности, законом предусматривается штраф. Законодательство регламентирует первоначальную и обычную постановку, накладывая на допризывников и призывников ответственность за соблюдение обязательств .

Adblock
detector