Как платить за воду без счетчика

Содержание
  1. Расчет платы за воду в квартирах без счетчиков. Общий подход
  2. Плата за воду без счетчика и количество проживающих в квартире
  3. «Никто не прописан» и «повышающий коэффициент»
  4. Все, что нужно знать об оплате горячей воды
  5. Кто и когда оплачивает?
  6. Кому платить?
  7. Расчет за ГВС по нормативам
  8. Формула и общие правила вычисления
  9. Примеры
  10. Платежи за ГВС по счетчикам
  11. Разница в начислениях за ГВС по счетчику и без него
  12. Квитанция
  13. Пошаговая инструкция
  14. Неправильное начисление: как быть?
  15. Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда
  16. При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент
  17. Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах
  18. Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник
  19. За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели
  20. Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма
  21. При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

Как оплачиваются коммунальные услуги в квартире, где не стоят счетчики воды? Несмотря на то, что приборами учета оснащено большинство квартир, вопрос этот не перестает быть актуальным. И тому есть следующие причины.

Во-первых, счетчики, все-таки стоят не у всех. Чтобы их поставить, надо потратиться. Речь идет о 4-5 тысячах рублей на счетчик. А если учесть, что в большинстве случаев нужно два счетчика (холодной и горячей воды), то выходит уже внушительная сумма.

Во-вторых, счетчики необходимо регулярно поверять. И если прибор учета поверку не прошел, то мы вновь оказываемся в ситуации «квартира без счетчика».

В-третьих, даже если счетчики стоят, их необходимо «ввести в эксплуатацию». Т.е., представитель управляющей компании должен удостовериться их работоспособности и поставить пломбу. Без этого показания счетчика к расчету платежей не принимаются.

В общем, давайте разберемся, как платить за воду, если счетчиков нет.

Расчет платы за воду в квартирах без счетчиков. Общий подход

Размер платы за воду, водоотведение и электроэнергию в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета (счетчиком ), определяется как произведение количества граждан (постоянно и временно проживающих в жилом помещении), норматива потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс.

Нормативы потребления у нас устанавливаются региональными властями, поэтому в разных регионах они разные.

Для справки, в Москве для домов с центральным горячим водоснабжением, оборудованных ванными, норматив потребления холодной воды составляет 6,935 кубометра в месяц на человека, горячей — 4,745 кубометра, норматив водоотведения – 11,68 кубометров.

Тариф на холодную воду в Москве в первой половине 2018 года составляет 35,4 руб. за кубометр, горячую – 180,55 руб. Плата за услугу по водоотведению – 25,12 руб. за кубометр

Плата за воду без счетчика и количество проживающих в квартире

Естественно, в глаза бросается главное – плата за воду без счетчика привязана к количеству проживающих. В подавляющем большинстве случае «проживающие » будет равно «зарегистрированные ». То есть подход формальный.

Однако если какая-то конкретно квартира привлекла внимание комунальщиков, то им вполне по силам установить и реальное количество жильцов.

Процедура эта не сложная.

Если коммунальщиков есть подозрения, что в квартире проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, управляющая компания имеет право составить специальный акт, в котором будет зафиксировано фактическое количество проживающих. Если собственник квартиры такой акт не подписывает, то будет достаточно подписей двух соседей и члена совета жильцов многоквартирного дома.

Установив количество проживающих, коммунальщики имеют право начислять плату за свет и воду исходя из установленной численности фактически проживающих.

«Никто не прописан» и «повышающий коэффициент»

При отсутствии в квартире постоянно и временно проживающих граждан, объем коммунальной услуги рассчитывается с учетом количества собственников такой квартиры. Иными словами, если собственник один, то плата за свет и воду будет рассчитываться по нормативу на одного человек.

И наконец, последнее обстоятельство.

Борясь за то, чтобы 100% квартир были оснащены счетчиками воды и электроэнергии, правительство утвердило специальный коэффициент, которые применяется при расчете платы по нормативу в случае, если для установки счетчика существует техническая возможность.

С 1 января 2017 года этот коэффициент равен 1,5. Не платить его можно в том случае, если собственником квартиры предоставлен акт об отсутствии технической возможности установки счетчика.

Техническая возможность установки прибора отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из указанных ниже критериев:

  • установка прибора учета невозможна без создания новых или реконструкции, капитального ремонта существующих инженерных систем и оборудования
  • при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ
  • в месте, в котором планируется установить счетчик, невозможно соблюдение требований законодательства РФ об обеспечении единства измерений и условий эксплуатации прибора учета (в то числе температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений). И (или ) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

В общем, все эти три критерия сформулированы достаточно расплывчато, акт о невозможности установки счетчика, как показывает практика, получить непросто.

Кроме того, повышающие коэффициенты к нормативам потребления воды и электроэнергии не применяются в тех случаях, когда многоквартирный дом отнесен к категории ветхого, аварийного, подлежащего сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.

Плюс, чуть не забыл, повышающий коэффициент не применяется к оплате по нормативам услуг по водоотведению (канализации ).

Все, что нужно знать об оплате горячей воды

Учёт и оплата горячего водоснабжения вызывают множество споров из-за появления новых нормативных документов в этой области. В данное время горячая вода рассматривается как товар, и на нее введена тарифная сетка.

Однако возникли разногласия по поводу начислений, так как сумма в квитанциях у многих людей увеличилась. Разбираемся, как платить по тарифу, и есть ли разница между оплатой по счётчику и по нормативу

Кто и когда оплачивает?

Горячая вода оплачивается владельцами жилого помещения согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, где описаны правила начисления и платежей. Существуют 2 варианта расчета потребления: по счетчикам и по нормативам.

Каковы особенности каждого:

Когда есть прибор учета, а в квартире никто не живет, нужно сдавать нулевые показатели – тогда платить не надо.

Справка! Оплата горячей воды производится потребителем один раз в месяц. Законодательство регулирует конечный срок платежа за ГВС и ХВС 10-м числом следующего месяца. После 10 числа за просрочку начисляется пеня.

Согласно ч. 1. ст. 155 ЖК РФ в каждой жилищной компании разрешено устанавливать свой срок оплаты в целях проведения всех платежей до указанного числа. Поэтому многие ЖЭУ просят оплатить квитанции 20-25 числа текущего расчетного периода.

Кому платить?

Оплата за ХВС и ГВС идет по разным счетам, так как поставку производят, как правило, разные организации.

Так как тариф за горячую воду во многих регионах стал равен тарифу на тепловую энергию, то ГВС поставляет уполномоченная тепловая организация, а ХВС поставляет водоканал.

Частные клиенты заключают договор с тепловой организацией, обслуживающей данный регион.

При этом многие организации на местах оказывают услугу населению по умолчанию, без заключения договоров в письменной форме, или заключив единый контракт с управляющей компанией.

Основание – ПП№354, где говорится, что если клиент совершил конклюдентные действия, т.е. фактически уже потребляет услуги или намеревается это сделать, то нет необходимости заключать письменный договор.

Расчет за ГВС по нормативам

Нормативы – это установленные опытным путем объемы потребления воды на человека за один месяц. В РФ нет установленного тарифа на воду.

Тариф и нормативы потребления отражены в квитанции для оплаты. Информация предоставлена на сайтах Госинфосистемы, местной Администрации или в управляющей компании.

Используется однокомпонентный и двухкомпонентный расчет. В первом случае цена за 1 куб. м. фиксирована. Во втором нужно учитывать стоимость холодной воды или теплоносителя и тепловой энергии, затраченной на подогрев.

Формула и общие правила вычисления

Согласно ПП РФ № 354 Гл. VI п. 42, формула расчета следующая:

P = K x N x T количество зарегистрированных человек, умноженное на норматив и умноженное на тариф
P = (K x N x T) Х 1.5 с повышающим коэффициентом
  1. Повышающий коэффициент составляет 1.5.
  2. Итоговая сумма будет начисляться с учётом граждан, официально зарегистрированных в жилом помещении, даже если они там не проживают. (п. 28 пост. Прав. РФ, 26.12.2016, №1498).

Важно! Управляющая компания имеет право проверять квартиры без прибора учёта. Если обнаружится, что количество проживающих людей больше, чем зарегистрированных, то квитанция придет по результатам проведенной проверки.

Когда в квартире никто не зарегистрирован, платеж можно рассчитать по количеству собственников данного помещения.

Оплата по нормативу начисляется ввиду следующих обстоятельств:

Нет счетчика. Собственник квартиры или частного дома должен предоставить документальное подтверждение того, что водомер невозможно установить по техническим причинам.

Если прибор учёта сломался или истек срок очередной проверки – будут применяться нормативы с превышающим коэффициентом 1.5.

Примеры

В первое полугодие 2020 году МОЭК установила тарифы на ГВС 198,19 руб./куб. м. Ко второму полугодию ожидается превышение на 2,88%, что составит 203,9 руб./куб. м. (Пр. Департамента ЭПиРГ г. Москвы от 03.12.2018 №235-ТР)

Ежемесячная норма потребления горячей воды на 1 человека в Москве 4.75 м3. Коммунальные службы могут завышать среднее значение до установленного законом предела: по Москве граница – 9.5 м3.

Для Подмосковья тарифы отличаются: идет отдельная ставка для систем ГВС с полотенцесушителем и без него, или применяется общий расчет.

К примеру, на территории Первомайского Новомосковского АО применяется раздельный тариф:

  • с полотенцесушителем за 1 полугодие 199,68 руб., к июлю вырастет на 0,69%, то есть до 201,06 руб./куб. м.
  • без него 162,61, с повышением до 164,29 ко второму полугодию 2020 г.
Пример Пример
Условия В квартире ветхого фонда не установлен прибор учёта водопотребления.
Жилое помещение территориально принадлежит городу Москва.
Прописаны 3 человека.
Однокомпонентный тариф ГВС.
Временно проживающих нет.
Владелец квартиры не сдавал показания водомера больше 3 месяцев.
В жилище прописаны 2 человека.
Территориально относится к Первомайскому АО.
Полотенцесушителя нет.
Тариф однокомпонентный.
Формула P = K x N x T P = (K x N x T) Х 1.5
Расчет Расчет за апрель производится по формуле без повышающего коэффициента т.к. нет технической возможности установить счетчик. Расчет за апрель с повышающим коэффициентом, т.к. не сданы показания счетчика.
Сумма к оплате 3 х 4.75 х 198,19 = 2824,21 руб. в месяц. (2 х 4,75 х 162,61) х 1.5 = 2317,19 руб. в месяц.

В других регионах свои тарифные сетки для расчета ГВС для поставщиков данной услуги.

Платежи за ГВС по счетчикам

Счётчики позволяют платить только за ту воду, которая потребляется по факту. Ежемесячно пользователь должен давать показания в снабжающее предприятие.

Расчет оплаты прописан в квитанции и производится по формуле:

О — объем потребленной воды по показанию счетчика ГВС, Т – тариф.

Пример:

  1. за один месяц по показанию прибора учёта потреблено 7 куб. м. горячей воды;
  2. утвержденный тариф в многоквартирном доме по г. Москва составляет 198,19 руб./куб. м;
  3. 7 х 198,19 = 1387.33 руб. – сумма к оплате, которая должна быть отражена в квитанции.

Полная информация об оплате за горячую воду по измерительным приборам можно найти здесь.

Справка! Оплата в течение 3-х месяцев после того, как перестанут поступать показания со счетчика, начисляется по среднемесячным объемам за последние полгода. Только потом вводится начисление по региональному нормативу.

Разница в начислениях за ГВС по счетчику и без него

Наличие прибора учета воды позволяет сэкономить, если в жилом помещении зарегистрировано несколько человек, а по факту проживает один, или вообще никто не живет. Без счетчика в оплату включается повышающий коэффициент. Т.е. тариф повышается в 1.5 раз.

Пример:

  • Один человек по счетчику тратит в месяц 2 куб. м. горячей воды.
  • По нормативам ежемесячная норма 4.75 куб. м.
  • К норме прибавляется повышающий коэффициент.
  • Получается, что по нормативу один человек потратит около 6 куб. м. горячей воды, то есть в 3 раза больше, чем на самом деле.
  • Для окупаемости подобного начисления необходимо, чтобы в доме было прописано минимум 3 человека.

    Многие думают, что платить нужно только за зарегистрированных граждан, а пользоваться водой могут все проживающие, и это нигде не учитывается.

    Но это не так: в каждом доме установлен общий прибор учета. ЖЭУ и уполномоченные органы периодически проверяют квартиры, и если будет установлено несоответствие проживающих лиц с количеством потребления воды, придется платить штраф.

    Обратите внимание! За отсутствие счетчика наказания нет, поэтому основанием для штрафа будет факт причинения вреда организации и незаконное пользование водой.

    Квитанция

    В зависимости от населенного пункта оплата водоснабжения и водоотведения может включаться в общую квитанцию от ЖКХ или предоставляться отдельно от организации, отвечающей за отопление.

    В случае общей квитанции отдельной строкой прописывается ХВС, ГВС и (при наличии) тепловая энергия. При наличии бойлера указывается 2 строки: ХВС для ГВС и ТЭ для подогрева.

    Здесь расчет ведется по счетчикам индивидуального потребления (ИП), независимо от проживающих в доме. Так же учитывается техническое обслуживание (ТО) индивидуальных тепловых пунктов.

    Когда ведется централизованная подача ГВС (однокомпонентный тариф), поставщик указывает только строку горячего водоснабжения, тариф по региону и размер потребления по счетчику.

    Важно! В квитанциях добавляется отдельная строка, если граждане платят по нормативам и введен повышающий коэффициент.

    Пошаговая инструкция

    Оплатить квитанции можно несколькими способами:

    1. Первый способ — лично в банковском отделении или обратившись в обслуживающую организацию. В первом случае нужно заполнить графы с текущими показаниями счетчика, и поставить подпись внизу квитанции. Прийти в банк (организацию), отдать квитанцию сотруднику. Он выполнит все необходимые действия и скажет окончательную сумму для оплаты. Останется только оплатить.
    2. Второй вариант оплаты — через интернет на сайте обслуживающей организации или мобильное приложение. В квитанции указаны реквизиты для оплаты через интернет. Нужно зайти на сайт уполномоченной организации, перейти к вкладке «Платежи» (названия бывают разные) или зайти в личный кабинет (при условии регистрации на сайте). Ввести номер лицевого счёта (указан на квитанции), ФИО плательщика и сумму для оплаты. В большинстве случаев сумма и ФИО высвечиваются автоматически после ввода номера счета.
    3. Самый простой способ – через мобильное банковское приложение. Зайти во вкладку «Платежи», выбрать вкладку «Штрих-код», навести смартфон на квадратный штрих-код в углу квитанции. Система сама укажет реквизиты и сумму оплаты. Останется лишь подтвердить платеж, сохранить чек.

    Неправильное начисление: как быть?

    Если граждане считают начисление оплаты неправомерным, то они могут обратиться за обжалованием согласно ст. 157 ЖК РФ.

    Сотрудники ЖКХ и иных организаций обязаны делать правильный расчет платежей и оказывать качественные услуги.

    Первый шаг – написать заявление в обслуживающую организацию, предварительно изучив тарифы в регионе и проанализировав показания по счетчику (или нормативы).

    Ответ должен прийти в течение 10-30 дней.

    Справка! В том случае, если организация посчитала свои расчеты правильными, или не торопится производить перерасчет, то нужно обращаться в контролирующие органы с жалобой.

    Последней инстанцией по удовлетворению нужд граждан является прокуратура. Туда обращаются граждане, если получили отказ в рассмотрении жалоб в предыдущих учреждениях. Жалобы могут быть направлены не только лично, но и электронным обращением.

    Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

    Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

    При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

    Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

    Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

    Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ).

    Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст.

    67 ЖК РФ).

    Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

    Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

    С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

    Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

    Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

    Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

    Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

    Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

    Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

    Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

    За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели

    Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

    Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

    Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

    До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

    Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

    К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

    Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

    Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма

    Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.

    Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).

    Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст.

    153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).

    Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

    При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

    Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

    1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
    2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

    Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

    ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

    ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

    Adblock
    detector